Цитата сообщения КОСТРОМСКОЙ
Пещерные храмы д.Костомарово.
В 150 километрах к югу от Воронежа у д.Костомарово расположена Свято-Спасская женская обитель - один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния - до революции в ней совершалось Таинство исповеди. Узкие своды пещеры Покаяния, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал, согнувшись в глубоком поклоне. На исповедовавшегося накладывалась епитимия - чаще всего он выполнял тяжелую физическую работу при храме.
|
|
Перед подъездом к монастырю можно разглядеть часовню Распятия Господня. Эта часовня стоит на горе с названием Голгофа - по аналогии с похожим местом на Святой Земле. Также тут есть и своя гора Фавор, и Гефсиманский сад. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников со всей России.
Изъеденный тысячелетней эрозией рельеф похож на рельеф турецкой Каппадокии.
|
Меловые столбы, или так называемые "дивы", также образовались в результате эрозии. |
Наиболее сохранившимся до наших дней местным чудом является Спасский храм.
|
Дорога к храму. |
Большой подземный Спасский храм вмещает до 2000 человек. Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и монахами только через небольшие окна - чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. До революции в Спасский скит направляли на исповедь самых отчаянных грешников. После 1917 года скит был закрыт, но паломники все равно тайком ездили туда. Последним отшельником, жившим в пещере Покаяния, был отец Петр, исчезнувший в 1937 году, расстрелянный, по слухам, прямо на том месте, где принимал исповедь. Длина "Пещеры Покаяния" составляет 220 метров.
Старец Петр, последний из отшельников, предсказал, что монастырь будет открываться дважды. Первый раз это произошло во время Отечественной войны. Официально скит зарегистрировали как приходской храм сел Костомарово и Юдино. Как потом выяснилось, власти пошли на такой шаг перед лицом войны. В то время в этих местах шли тяжелые бои. Жители двух близлежащих сел спасались в пещерах от бомбежек. В послевоенные годы в монастырь потянулись вдовы. Но в хрущевские 60-е храм снова опечатали, корпус, где жили монахини, облили соляркой и подожгли. Пещеры взрывали, заливали потоками воды с гор. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат. Целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца.
С вершины лестницы, от подножия храма открывается вид на недавно построенную церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Справа на склоне горы находятся остальные пещеры монастыря - всего их тут восемь.
В многочисленных пещерах находились хозяйственные помещения и кельи монахов, в которых они вели свой спартанский быт и обращались к Богу. Некоторые из келей имели вертикальную форму, и находиться в них можно было только стоя. На время сна такие монахи - столпники привязывали себя веревками или цепями.
Вход в храм был недавно отреставрирован.
На самой вершине - традиционный крест и вид на меловые каньоны.
Встречаются и вело-паломники.
Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита.
Фото Artem Achkasov
Источник