-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в socker

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 31850


Киев. Церковь Андрея Первозванного (Андреевская

Среда, 26 Октября 2011 г. 13:48 + в цитатник
Цитата сообщения Leax Киев. Церковь Андрея Первозванного (Андреевская)


1747—1753 гг. 



Киев, Андреевский спуск, 23



Не раз киевляне возводили церкви в честь Андрея Первозванного, но все они были разрушены с течением времени. Но вот в 1744 году Киев посетила русская императрица Елизавета Петровна. Она решила построить тут царскую резиденцию и собственноручно заложила первый камень в основание дворцовой церкви.



676813_0_9590c_14f5643e_L (372x500, 71Kb)



Так началась история нынешней Андреевской церкви.





Церковь была построена по проекту знаменитого Варфоломея  Растрелли, сына не менее знаменитого скульптора Бартоломео Карло Растрелли, чьи работы украшают Царский Сад и Петербург. Варфоломей Растрелли по крови итальянец, родился в 1700 году во Франции в Париже, и там же получил образование, но вся его жизнь и творчество связаны с Россией и во всех энциклопедиях он фигурирует как русский архитектор.

Сын яркого представителя стиля барокко, воспитанник свободолюбивой и в то же время утончённо-меркантильной элиты Парижа, он стал не просто выразителем, а олицетворением русского барокко. Парадная торжественность и пышность, призванные утверждать могущество верховной власти, составляли основу всех творений архитектора. Но его буйная фантазия и неудержимая тяга к красоте сливались воедино с философией барокко, как стиля призванного говорить о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости и постоянном движении. Утончённая грация в сочетании с благословенной роскошью сделали Андреевскую церковь жемчужиной архитектуры Киева.



676813_photo_1277522782_14624 (647x700, 304Kb)

Строил церковь русский архитектор Иван Фёдорович Мичурин. Он провёл масштабные гидротехнические работы, прежде чем возвести стилобат - двухэтажное основание, служащее одновременно фундаментом здания. Дело в том, что в недрах горы, на которой возведена церковь, бьёт множество ключей, и пришлось сделать многочисленные водоотводы перед тем, как начать строительство. Один из этих отводов до сих пор питает знаменитый фонтан «Самсон» на Подоле. Тяжесть и опасность этих работ породили в Киеве массу легенд. Одна из которых гласит, что когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой.  В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и все Левобережье.



Андреевская церковь - крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад - восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.



676813_Kiev_397 (525x700, 148Kb)



Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).



 Церковь возводилась 20 лет и была освящена в 1767 году.



Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля.



676813_IMG_5843 (525x700, 171Kb)



Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.



676813_Kiev_388 (525x700, 122Kb)



Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.



Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол.



676813_00350_20070724_200133 (700x524, 75Kb)



Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа "Распятие", завершающая иконостас.   Лепнина и резьба по дереву в сочетании с позолоченной скульптурой, сделанные по  эскизам Растрелли, поражают своим богатством, количеством и разнообразием.



676813_IMG_5821 (525x700, 233Kb)

  Иконостас изготовлялся в Петербурге с 1751 по 1752 год.   Важнейшую роль создании живописного ряда иконостаса сыграла легендарная живописная команда» петербургской «Канцелярии отстроений» под руководством Ивана Яковлевича Вишнякова. Эта команда не только создала основные иконы, но и осуществляла детали стенной росписи при вписывании икон в рамы иконостаса. Особенно выделялся в этой команде русских живописцев Алексей Антропов. 



676813_IMG_5834 (525x700, 323Kb)



676813_IMG_5825 (525x700, 192Kb)



676813_IMG_5823 (525x700, 193Kb)



Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания



Автором картины «Проповедь апостола Андрея» является талантливый украинский художник Петр Борисполец. Написал он её в 1847 году в Париже, куда выезжал для усовершенствования своего мастерства. Картина была подарена художником городу Киеву и по праву заняла своё почётное место в Андреевской церкви.



676813_0b22b3cffad6bc7c84ef424a2372699b (507x700, 173Kb)



В целом интерьер Андреевской церкви - светлый, нарядный, мажорный - производит впечатление парадного дворцового зала.



По своей оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.



За всю свою историю время, когда церковь выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов - вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь . В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация по чертежам Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.  Самые масштабные  реставрационные работы  были осуществлены в 1923-1926 годах, когда вокруг церкви было построено обводное дренажное кольцо, и в 1970-1972 годах, когда склоны укрепили на глубину до 20 метров железобетонными сваями. Но все эти меры со временем утрачивают свою эффективность и сегодня случаи провалов грунта участились. В стенах и фундаментах появились сквозные трещины, которые увеличиваются в размерах. Немало этому способствует активное точечное строительство в районе Андреевского спуска и Подола, которое увеличивает нагрузку на склоны холма. Об этом говорится и в предупреждениях специалистов Центра аэрокосмических исследований земли НАН Украины.



Общественность уже не один год добивается внесения Андреевской церкви в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, но по правилам этой организации, все объекты, вносимые в реестр, должны находиться в хорошем состоянии, конструкции должны быть надежными, а интерьеры – отреставрированными. Вокруг памятника должны быть создана буферная зона, в которой запрещено вести любые строительные работы, а государство должно обеспечивать соблюдение этих требований. В итоге предложение было отклонено по причине нарушения норм охраны и использования этого памятника истории и архитектуры – единственное из всех предложений разных стран.



Очередной печальный поворот в судьбе Андреевской церкви случился в мае 2008 года, когда секретариат президента В. Ющенко принял решение о снятии храма с баланса заповедника Софии Киевской, и передал его Украинской автокефальной церкви. К сожалению, на сегодняшний день Андреевская церковь снова нуждается в проведении серьезных работ не только по укреплению фундаментов. Не улучшило состояние внутренних интерьеров и использование ее в качестве действующего храма. Печально, что в 21 веке, когда технологии достигли небывалого развития, может бесследно исчезнуть редкий по красоте памятник истории, который сумели сберечь предыдущие поколения, располагавшие более скромными средствами и навыками. Сколько ещё постоит Андреевская церковь – неизвестно, поэтому лучше поторопиться, пока мы еще имеем возможность видеть ее хотя бы в таком состоянии.



 фото http://www.ljpoisk.ru



 





 




Архитектура и интерьер
Рубрики:  православные храмы
традиционная архитектура

Понравилось: 1 пользователю

Hobbittt   обратиться по имени Среда, 26 Октября 2011 г. 21:09 (ссылка)
Жалко будет, если такая красота пропадёт.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Октября 2011 г. 22:40ссылка
Будем надеяться что не пропадёт :)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку