Цитата сообщения Ож_Ож
IV. Intermezzo
Но прежде, чем я вернусь к рассказу о поисках Той Музыки, хотелось бы внедриться в само слово "музыка".
Музыка (греч. Μουσική от μούσα — муза) - это звуковое полотно, которое несет в себе какой-либо образ и имеет эмоциональное воздействие на слушателя.
Давайте разберемся. В большинстве словарей определение несколько иное, а именно: "разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах" (вариант взят из Википедии, но во всех словарях толкование слова практически одинаково).
Но всегда ли музыка - это искусство? Когда мать баюкает своего маленького ребенка, речь идет об искусстве? А когда среднестатистический юзер создает миксы в программе вроде Fruity Loops - это искусство? Когда нестройный хор солдат выкрикивает строевую песню под барабан? Когда у человека хорошее настроение, и он что-то насвистывает себе под нос? Когда Паваротти дворового масштаба терзает струны гитары, горланя сакральное "Мама Анархия"?
Далее. Всегда ли то, что мы обычно называем музыкой, несет в себе "идейно-эмоциональное содержание"? Насчет эмоционального с некоторыми оговорками могу согласиться, насчет "идейного" - простите, нет. Когда речь идет об эмбиенте (см. Википедию), или о клубных направлениях вроде хауса, то любая попытка притянуть за уши какую-либо идею будет выглядеть неубедительно, прямо скажем, даже нелепо. В довольно многих современных направлениях слушатель погружается в звуковое пространство, не имеющее определенной смысловой нагрузки. То есть "идею" замещает параметр, который мне хотелось бы назвать "атмосферой".
С подобными соображениями опускаю в своем определении слова "содержание" и "художественный". Можно долго ломать копья в споре, оперируя субъективными критериями - считать ли, к примеру, тот же нойз музыкой или нет - но споры эти бесполезны и всегда уводят от сути. Есть данность - на сегодняшний день существует множество музыкальных направлений, которые переступают рамки традиционных ярлыков и эстетических представлений. Это реальность.
Таким образом, моя формулировка более демократична и не дает снобам от классической музыки оснований для уничижительных оценок в адрес внеакадемической музыки.
Почему я так основательно остановился на этом моменте? Я глубоко убежден в том, что каждое музыкальное направление несет в себе конструктивное зерно и отображает в большей или меньшей мере современную реальность (или ее понимание), и в конечном счете имеет ценность для композитора. Потому что настоящий композитор должен знать музыку во всех ее обличиях.
Вопрос не в том, чтО считать музыкой. Вопрос в том, что определяет ее ценность.
Продолжение следует.