-Метки

alfredgalura's atiyeh zeighami creedence ikonnikov julia fischer julia lezhneva lvoropaeva mendelssohn violin concerto in e minor norah jones op. 64 tom waits varlamov zerona и verju® от компании erchonia Марат Сафин Павел Кашин Фаина Раневская Юнна Мориц александр зенкевич алена серебрякова аленушка вергунова алина загитова алина серёгина анастасия квитко анна русакова белая орхидея белла ахмадулина валерия леденёва варламов вероника иванова вита савицкая владимир басов выход из похмелья геннадий смирнов дмитрий глуховский дмитрий нечаенко дмитрий хворостовский евгений кузнецов евгений мураев екатерина струкова голубцова елена ломакина елена ямпольская елена ямпольской здрасте здрасте какое счастье иван наумов иван рюриков игорь ларионов игорь эмм интеллект ищенко ростислав владимирович карелиан касатка тата касатка татиана китай клишина корней чуковский ленка маленькая леонид филатов лора козельская майя кристалинская марина винтер марина ивановна цветаева марина паскуль марина федотова мария дубиковская марк ифраимов моника белуччи наталья головатюк наталья олейникова наталья сорокина наташа королева неон ас ник туманов нина шацкая новелла матвеева ольга босова пабло неруда павел тесленко просто женщина-мечта рахманинов ринат валиуллин с савельев светлана болоцкая светлана крымская сезария эвора сергей полунин сергей триумфов снежная девушка солвита талия айбедуллина тамара дворянская тверь уильям батлер йейтс художник isaiah stephens художник кот валерий цинизм европы шарль с патриков эльдар рязанов юлия лежнева юрий гехт янни хрисомаллис (yanni hrisomallis)

 -Рубрики

 -Цитатник

В воскресенье вербное... - (2)

Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной.       &...

Утомленные в парке... - (4)

Утомленные в парке...         ...

Без заголовка - (5)

Нотр-Дам де Пари             &...

Уходят лучшие, уходят навсегда - умерла наша Ирина-Тверичанка.. - (16)

Уходят лучшие, уходят навсегда - умерла наша Ирина-Тверичанка...   ...

За кулисами с самой умопомрачительной балетной парой - (6)

за кулисами с самой умопомрачительной балетной парой...       &...

 -Резюме

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в smart50

 -Интересы


35 гениальных и коротких цитат Чехова

Понедельник, 02 Февраля 2015 г. 22:27 + в цитатник

 

 

1827016_4707367cd3c9a90222860701b45a4abe (56x63, 5Kb)

 

1827016_0a027050756e2bb6cbbca5e941c5b453 (270x96, 23Kb)

 

35 гениальных и коротких цитат Чехова

 

 

Один из друзей Чехова вспоминает такой случай:
— Однажды мы разговорились о «Степи». Почему-то вспомнилась в самом начале фраза, на которой я запнулся, читая впервые рассказ: «Она была жива, пока не умерла...» Что-то в этом роде.

— Быть не может! — воскликнул Чехов и сейчас же достал с полки книгу и нашел место: «До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики», — Чехов рассмеялся. — Действительно, как это я так не доглядел. А впрочем, нынешняя публика не такие еще фрукты кушает. Нехай!
Эта фраза так и осталась в рассказе.

AdMe.ru собрал неустаревающие высказывания писателя, чье природное остроумие, парадоксальность мышления и лаконичность до сих пор остаются непревзойденными.

 

  1. Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
  2. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
  3. Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
  4. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
  5. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
  6. Университет развивает все способности, в том числе — глупость.
  7. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
  8. Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.
  9. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.
  10. Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
  11. У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.
  12. Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

 

 

 

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой, 12 сентября 1901 года.

 

 

  1. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
  2. Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
  3. Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
  4. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.
  5. Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.
  6. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.
  7. Нужно по капле выдавливать из себя раба.
  8. Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
  9. Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.
  10. Не стоит мешать людям сходить с ума.

 

 

 

Чехов с женой Ольгой Книппер.

 

  1. «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
  2. Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
  3. Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.
  4. Талантливый человек в России не может быть чистеньким.
  5. Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
  6. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
  7. Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
  8. «Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
  9. Уходить от людей — это самоубийство.
  10. На земле нет ничего хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости.
  11. ...за почтовым отделением давно уже установилась репутация учреждения, в котором страшно бывать.
  12. На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
  13. Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

AdMe.ru по материалам Собрания сочинений А.П.Чехова в двенадцати томах.
Фотографии из архива сайта

anton-chehov.info

1827016_628f312bc0c82 (97x51, 3Kb)

 

 

 

Читайте также:
Писатель, который видел будущее
Неизвестные факты из жизни Льва Толстого

 

Источник:

http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/kratkost-sestra-chehova-619805/

© AdMe.ru

 

 

http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/017745.jpg

 

 

Первое знакомство с Чеховым, может вызвать подозрение, что Чехов ненавидел женщин. Большинство персонажей женского пола, просто не способны испытывать чувств, и каких бы то ни было эмоции, а сосредоточенны, в основном, на материальном. Чего стоит, так горячо любимый мужчинами рассказ Попрыгунья.
Но после описания психологических расстройств в Чёрном Монахе, всё становится на свои места. Жена Андрея описана исключительно с положительной стороны.

 

http://foto.infan.ru/img/f/75/9/94173332_364dac3f7f8b97c4ec2e333d2927b4e9_k.jpg


Цитаты:
* Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.
* Разница между мужчиной и женщиной: женщина, старея, все более и более углубляется в бабьи дела, а мужчина, старея, все более и более уходит от бабьих дел.
* Надо воспитать женщину так, чтобы она умела сознавать свои ошибки, а то, по ее мнению, она всегда права.
* Знайте, нет женщины, которая не изменяла бы. Но это ничего не значит. От этого никому не бывает вреда.

Я же говорю, что если у девушки нету блядской улыбочки, то она и не девушка вовсе.

 

1827016_4nhpdyqtomem7wc84n67bqgoze (104x16, 1Kb)

http://ftqkatel.livejournal.com/85782.html

1827016_628f312bc0c82 (97x51, 3Kb)

 

 

100381164_0_7c141_e71411bc_L (500x472, 347Kb)

 


1827016_0a027050756e2bb6cbbca5e941c5b453 (270x96, 23Kb)

 

1827016_qzVxpmpCm00 (202x250, 6Kb)

 

Музыка в доме Чехова


Е. Балабанович. "Из жизни Чехова"
Изд-во «Московский рабочий», М., 1967 г.
Приведено с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru



«Приходите к нам сегодня вечером... У нас будет музыка», — приглашал Чехов в Кудрино артиста А. П. Ленского.
Чехов тесно связан с миром музыки. Музыкальное начало одухотворяет произведения писателя, является важным элементом чеховского стиля. Музыка — насущная необходимость для Чехова. Она давала ему большую творческую радость, служила неиссякаемым источником вдохновения. Музыка сопутствовала всей жизни писателя.
Музыка стала близкой Чехову еще в детстве. Музыкальной была чеховская семья. Чехов-гимназист в Таганроге увлекался спектаклями итальянской оперы, бывал на симфонических концертах и вечерах камерной музыки. Во время далеких поездок в приазовскую степь юный Чехов слушал в деревнях народные песни.
В московские годы сформировались музыкальные интересы молодого Чехова. Здесь Антон Павлович посещал Большой театр, а во время поездок в Петербург — и Марианский оперный театр, где видел многие оперы в исполнении прославленных артистов. Чехова покорили могучие артистические индивидуальности Антона и Николая Рубинштейнов. Антон Павлович был знаком с артистом Большого театра В. С. Тютюником, композитором Б. М. Азанчевским, известным тогда пианистом и дирижером П. А. Шостаковским.
П. А. Шостаковский не раз бывал в кудринском доме Чехова.
Поселившись в 1885 г. в сравнительно просторной квартире на Большой Якиманке, Антон Павлович стал устраивать у себя музыкальные вечера с участием артистической молодежи. У писателя еще не было своего музыкального инструмента, и пианино приходилось брать напрокат. «У нас полон дом консерваторов — музицирующих, козлогласующих...» — шутливо писал Чехов.
«Консерваторы» — это студенты Московской консерватории, с которыми дружили Чехов и его семья.
Музыкальные вечера продолжались в доме на Садовой-Кудринской. Здесь выступали молодые музыканты и брат писателя Николай Павлович, который был талантливым музыкантом-самоучкой. Еще в детстве он выучился играть по слуху на скрипке, а потом на пианино. Поэт Л. И. Пальмин писал: «Музыкальный талант у него [Н. П. Чехова] кажется еще более, чем к живописи». Вероятно, в этих словах не было большого преувеличения, и только отсутствие специального образования помешало Николаю Павловичу сделаться крупным пианистом.
О музыкальном даровании Н. П. Чехова свидетельствует следующий эпизод, рассказанный Марией Павловной Чеховой. Однажды, вернувшись после прогулки домой, она застала в гостиной такую картину. Николай Павлович играл на пианино Вторую рапсодию Листа. Кто-то взволнованно, взад и вперед, ходил по комнате. Мария Павловна узнала гостя: это был П. А. Шостаковский. Он был поражен и восхищен исполнением трудного, виртуозного произведения музыкантом-любителем.
Более всего был созвучен артистической натуре художника Шопен, композитор широчайшего диапазона. По словам Антона Рубинштейна, в сочинениях Шопена соединились «трагизм, романтизм, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простое». Особенно близка была Николаю Павловичу лирика Шопена. Художник чаще всего исполнял пленительные шопеновские ноктюрны, грациозные мазурки, прелюдии, являющиеся одними из наиболее совершенных творений композитора. Очень любил Чехов, когда Николай Павлович играл Шестую прелюдию, исполненную одухотворенной скорби и внутреннего драматизма.
Часто Николай Павлович играл утром, когда в доме было совсем тихо. «Просыпаешься, слышишь чудную музыку и хочется, чтобы она никогда не прекращалась»,— вспоминала Мария Павловна.
Антон Павлович любил слушать игру брата. Глубокий лиризм делал Антона и Николая Чеховых особенно близкими. У писателя лиризм нашел гениальное воплощение в его рассказах, повестях и пьесах. У художника он был глубоко скрыт и только неожиданно и сильно проявлялся в исполнении музыкальных произведений.
Чехов любил писать под долетавшую до него приглушенную мелодию. Музыка усиливала творческое состояние Чехова, создавала атмосферу, в которой ему легко работалось. И. Л. Леонтьев-Щеглов вспоминал: «Согнувшись над письменным столом, сидит Чехов и при свете лампы что-то дописывает. Сверху, из второго этажа, доносятся нежные, меланхолические звуки шопеновского ноктюрна. Это брат Антона — Николай Павлович, художник — играет на рояле». Лирическая стихия, пронизывающая многие произведения Чехова, точно требовала во время их создания музыки.
Часто в гостиной раздавались певучие звуки виолончели. Чехов любил благородный тон этого музыкального инструмента, напоминающий человеческий голос. И не случайно своего рода лирическим музыкальным эпиграфом к пьесе «Иванов» дан дуэт виолончели и рояля, исполняемый за сценой Шабельским и Анной Петровной. Драматург снова привлекает внимание зрителей к этому эпизоду в IV действии пьесы, когда старик Шабельский, склонившись на рояль, безутешно плачет, вспоминая так рано погибшую Анну Петровну.
Чехов слушал произведения для виолончели в исполнении «очень хорошего», по его словам, музыканта М. Р. Семашко. Во второй половине 1880-х годов Семашко был студентом Московской консерватории, учеником знаменитого виолончелиста профессора В. Ф. Фитценгагена. Репертуар артиста был достаточно обширным и в нем, в частности, были «Лебедь» Сен-Санса и «Баркарола» Чайковского, увековеченные потом в чеховском «Рассказе неизвестного человека».
М. Р. Семашко был своим человеком в доме Чехова. Имя«Семаши», «Семашечки» не раз упоминается в письмах Антона Павловича. На своей фотографии, подаренной в 1889 г. Семашко, Чехов сделал такую полушутливую надпись: «Милому Семашечке за его уменье водить смычком по струнам моего сердца».
На музыкальных вечерах у Чеховых выступал флейтист А. И. Иваненко, ставший, по характеристике Михаила Павловича, «вечным другом» их семьи. Играл в чеховской гостиной пианист Г. М. Линтварев, страстный поклонник музыки Чайковского. Антон Павлович очень ценил этого молодого музыканта. «Жорженька талантливый человек, — писал Чехов. — Из всех пианистов, скрипачей, дирижеров, барабанщиков и горнистов, каких только я знал на своем веку, Жорженька единственный показался мне художником. У него есть душа, есть чутье и взгляды».
С кудринским домом навсегда соединено имя Петра Ильича Чайковского. Это был самый близкий для Чехова композитор.
«Я ужасно люблю его музыку», — сознавался Антон Павлович. В свою очередь, Чайковский очень высоко ценил творчество писателя. Кратковременные дружественные отношения их являются одной из интереснейших страниц истории нашего искусства. Когда Чехов только начинал свой писательский путь, Чайковский уже создал многие свои прославленные оперные, драматические и камерные сочинения. И замечательно, что молодой писатель и знаменитый композитор почувствовали большое взаимное влечение еще в то время, когда не были лично знакомы.
Романсы и фортепианные произведения Чайковского исполнялись на музыкальных вечерах в Кудрине. Но особенно любил Антон Павлович оперу «Евгений Онегин». Здесь органически соединилась любовь писателя к Пушкину и Чайковскому. Несомненно, Чехову, который страстно искал новых путей в литературе, был сродни новаторский пафос оперы, дерзновенно названной Чайковским «лирическими сценами». Отбросив привычные шаблоны, композитор создал произведение, совершившее переворот в развитии оперного жанра. Глубокая реальность изображения, тончайший лиризм, простота и выразительность музыкального языка, подлинно русский национальный характер героев оперы — все это было бесконечно близко Чехову.
Одухотворенность, лирика, психологический реализм Чехова, в свою очередь, безусловно созвучны «лирическим сценам» Чайковского. Академик Б. В. Асафьев утверждал, что в «Евгении Онегине» предварен лиризм чеховских драм» и что «лирику «Онегина» можно измерять всем тончайшим из словесной ткани Чехова».
Конечно, Чехов знал и симфонические произведения композитора. О том, до какой степени они были близки Антону Павловичу, рассказывала сестра писателя Мария Павловна. Однажды, войдя в гостиную дома, Мария Павловна увидела необычайную картину. За пианино сидел Антон Павлович и одним пальцем наигрывал полюбившуюся ему мелодию. Это было начало одной из симфоний Чайковского (возможно, Пятой симфонии, впервые исполненной в 1888 г.).
Чайковский узнал Чехова как писателя только весной 1887 г. Петр Ильич жил тогда в усадьбе Майданово, вблизи Клина. По вечерам, отдыхая от напряженной работы, композитор любил чтение вслух. Читал обычно кто-нибудь из гостей, чаще всего друг Чайковского, известный музыкальный критик, профессор Московской консерватории Н. Д. Кашкин. И вот в одной из газет композитору и Н. Д. Кашкину попался на глаза рассказ Чехова «Миряне» (потом он получил название «Письмо»). Рассказ настолько понравился Петру Ильичу, что был прочитан два раза подряд. Впечатление от рассказа было так велико, что Чайковский послал Чехову восторженное письмо, которое затерялось и не дошло до писателя.
Что же так поразило Чайковского в произведении 27-летнего Чехова, что в нем было особенно созвучно композитору? Конечно, прежде всего величайшая правдивость и простота изображения душевных движений действующих лиц, лиризм и мягкий юмор.
Несомненно, Чайковского привлекло и внимание писателя к маленькому человеку, к незначительным, на первый взгляд, событиям его жизни, ярко выраженный гуманизм.
Все это перекликалось с отношением Чайковского к своим героям, о котором он так сказал: «Вследствие особенностей моей артистической индивидуальности я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет хотя бы ни мало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей».
Личное знакомство Чехова и Чайковского состоялось в декабре 1888 г. в Петербурге у брата композитора Модеста Ильича. Антона Павловича поразили простота и скромность композитора. Чайковский «хороший человек и не похож на полубога», писал Чехов под впечатлением встречи.
К этому времени Чайковский узнал и другие чеховские произведения, увидел в писателе огромные творческие возможности. «Имеете ли Вы понятие о новом большом русском таланте, Чехове? — спрашивает Чайковский в письме одну из своих знакомых. — Если нет, то я охотно перешлю Вам его рассказы. По-моему, это будущий столп нашей словесности».
Еще во время встречи с Чайковским у Чехова возникла мысль посвятить композитору новую книгу рассказов. 12 октября 1889 г. Чехов письменно обратился к Чайковскому с просьбой разрешить это посвящение. Конечно, Чайковский мог тоже письменно ответить на обращение, но прошел лишь один день, и Петр Ильич запросто пришел к писателю «с благодарностью», как он сам говорил. Можно себе представить, какою радостью просияли глаза Антона Павловича, когда в маленькой прихожей своей квартиры он неожиданно увидел Чайковского!
Как рассказывает присутствовавший при встрече младший брат писателя, Чехов и Чайковский «разговаривали о музыке и литературе». Однако это не была просто дружеская беседа, это был разговор о большой совместной работе. «Оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинить Чайковский. Он хотел, чтобы это либретто написал для него по Лермонтову брат Антон. Бэла — сопрано, Печорин — баритон, Максим Максимыч — тенор, Казбич — бас. «Только знаете ли, Антон Павлович, — сказал Чайковский,— чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей».
Выбор темы для оперы не был случайным. Поэтическая история самоотверженной любви дочери вольного Кавказа к русскому офицеру Печорину вдохновляла и композитора, и будущего либреттиста. Новый замысел Чайковского был внутренне связан с оперой «Евгений Онегин». Недаром еще Белинский называл Печорина «Онегиным нашего времени». Да и в облике Бэлы, несмотря на все различия, было нечто существенно общее с Татьяной — женственность, душевная чистота и сила чувства.
Лермонтов-прозаик был дорог Чехову простотой, сжатостью, пластической рельефностью стиля. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова, — говорил Антон Павлович не раз. — Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать». Ссылаясь на «Тамань» Лермонтова и на «Капитанскую дочку» Пушкина, Чехов говорил о родстве стиха с поэтической русской прозой.
Перспектива совместной работы с композитором была необычайно увлекательна для Чехова. Сестра писателя так сказала о его душевном состоянии после встречи с Чайковским: «Антон Павлович был счастлив!» Сообщая Модесту Ильичу о встрече с Чеховым, композитор писал: «Ужасно горжусь и радуюсь». - Вероятно, во время посещения Кудрина в сознании Чайковского ожили воспоминания прежних лет. В 1872— 1873 гг. композитор жил в доме на Кудринской площади (ныне площадь Восстания), где работал над Второй симфонией. В 1874—1875 гг. Чайковский жил на углу Малой Никитской улицы (ныне улица Качалова) и Садовой-Кудринской, почти рядом с домом Чехова. Здесь композитор создал многие произведения и среди них знаменитый Первый фортепианный концерт.
Вскоре после ухода композитора в доме Чехова снова раздался звонок, и посыльный передал Антону Павловичу конверт. Там было письмо: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посыльному Вашу! Достаточно ли я выразил Вам мою благодарность за посвящение? Мне кажется, что нет, а потому еще окажу Вам, что я глубоко тронут [подчеркнуто Чайковским] вниманием Вашим».
Фотография (ее можно увидеть на письменном столе Чехова) хорошо передает облик композитора — его творческую сосредоточенность, суровое вдохновение, напряженную мысль. На лице Чайковского точно лежит отблеск пережитых душевных гроз и бурь. На фотографии рукой Чайковского написано: «А. П. Чехову от пламенного почитателя. 14 октября 1889 г.».
Антон Павлович выполнил просьбу композитора и послал ему свою фотографию и сборник рассказов. На фотографии Антон Павлович написал: «Петру Ильичу Чайковскому на память о сердечно преданном и благо-дарном почитателе Чехове», а на книге: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста». В ответном письме Чехов образно выразил свое отношение к Чайковскому: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книгу, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне».
Эти письма приближают к нам события памятного для Чехова дня: мы точно ощущаем интонацию беседы великих современников. Через несколько дней Чехов был тронут новым знаком внимания Чайковского: композитор прислал ему билет на цикл симфонических концертов Русского музыкального общества в сезон 1889/90 г. Сам Чайковский принимал большое участие в подготовке этого цикла концертов, исключительно интересного по составу дирижеров (А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский, Э. Ф. Направник, А. Дворжак и другие). С этим дорогим подарком композитора произошел неожиданный казус — билет был потерян. Его долго и безуспешно разыскивали все домашние Чехова, пока, наконец, не обнаружили в печке среди сора, куда его нечаянно выбросили при уборке кабинета.
Антон Павлович особенно тщательно готовил к печати книгу, посвященную Чайковскому. 16 марта 1890 г. Чехов писал брату композитора Модесту Ильичу: «Через 1 1/2—2 недели выйдет в свет моя книжка, посвященная Петру Ильичу. Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич,— до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом (третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)».
Чайковский, узнав об этой исключительно высокой оценке, отозвался в письме к брату: «Не можешь себе представить, как мне приятны слова Чехова обо мне».
Ранней весной 1890 г. вышел в свет сборник рассказов Чехова «Хмурые люди». Раскрыв книгу, читатель видел на ее первой странице: «Посвящается Петру Ильичу Чайковскому».
В апреле 1890 г. Чехов отправился в далекое и трудное путешествие на остров Сахалин, и это помешало Чайковскому своевременно ответить на посвящение книги. Позднее, в 1891 г., композитор написал Чехову, что он «страшно гордится» посвящением сборника «Хмурые люди» и что он несколько раз порывался написать Антону Павловичу большое письмо, чтобы объяснить, какие именно свойства дарования писателя «так обаятельно и пленительно на него действуют», но так и не смог написать. «Очень трудно музыканту высказывать словами, что и как он чувствует по поводу того или иного художественного явления», — говорил в свое оправдание композитор.
К сожалению, ряд обстоятельств помешал Чехову и Чайковскому осуществить план совместной творческой работы над оперой «Бэла». После сахалинского путешествия, в 1891 г. Чехов уехал за границу, а в 1892 г. оставил Москву и перебрался в Мелихово. Но новые творческие замыслы не дали Антону Павловичу возможности приступить к подготовке либретто.
Композитор также увлекся другими сочинениями. В 1890—1893 гг. были созданы оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», Шестая патетическая симфония. В это время Чайковский лишь наездами бывал в Москве, проводя многие месяцы в поездках по России и за границей. Почти за четыре года композитор совершил семь путешествий в различные страны Западной Европы и большое артистическое турне по Америке. Тем не менее он продолжал живо интересоваться творчеством Чехова.
25 октября 1893 г. весь мир узнал о внезапной смерти Чайковского. Чехов телеграфировал брату композитора: «Известие поразило меня. Страшная тоска... Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан». Эти взволнованные слова лучше всего говорят о том, чем был Чайковский для писателя. Чехов до конца своей жизни оставался горячим поклонником творчества Чайковского. Романсы композитора часто исполнялись в усадьбе Мелихово, звучали в ялтинском доме Чехова.
О глубине и силе воздействия музыки Чайковского на писателя свидетельствует и ряд прямых откликов в произведениях Чехова. Так, например, третьему действию пьесы «Леший» предшествует ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», которая исполняется на рояле за сценой. Полная предчувствия грядущей гибели мелодия вводит зрителей в драматически напряженную атмосферу действия, завершающегося гибелью Егора Петровича Войницкого. В «Рассказе неизвестного человека» Чехов рисует, как музыка Чайковского вызывает у одного из героев произведения, петербургского чиновника, глубоко скрытые хорошие человеческие чувства. Целиком навеян сценой письма Татьяны полный лиризма и мягкого юмора рассказ «После театра».
Конечно, не такие отдельные, сами по себе интересные, «переклички» сближают творчество Чехова и Чайковского, а прежде всего общий художественный строй, общая поэтическая интонация произведений писателя и композитора.
В произведениях великих современников, глубоко русских по духу, в неповторимо яркой, индивидуальной форме выразился вдохновенный лиризм, мужественный пафос преодоления скорби, удивительная сердечность, высокое жизнеутверждающее начало. Чехова и Чайковского сближает их отношение к творческому труду как главному делу жизни, страстная любовь к русскому человеку и русской природе, обаятельная искренность и простота.
Чайковский с его огромной музыкальной интуицией остро ощущал музыкальное в искусстве слова. Чайковскому принадлежат глубокие по мысли слова о Пушкине, который «очень часто вырывался из тесных сфер стихотворства в бесконечную область музыки». Несомненно, композитору было органически близко музыкальное начало творчества Чехова.
Чехов не случайно назвал один из своих лучших рассказов 80-х годов — «Счастье» — «как бы симфонией».
Творчество писателя проникнуто лирической, музыкальной стихией. Это проявляется и в особом внимании Чехова к звучанию речи, и в многочисленных звуковых образах, помогающих раскрытию замысла, и в музыкальной грации, гармонии, завершенности произведения. Музыкальное начало одухотворяет, поэтически наполняет самый «воздух» рассказов, повестей и пьес Чехова. И характерно, что полный тончайшей лирики рассказ Чехова «На пути» (1887 г.) вдохновил С. В. Рахманинова на создание симфонической поэмы «Утес».
Музыка, занимающая такое большое место в жизни Чехова, с новой и важной стороны открывает нам творческую личность писателя. В годы жизни на Садовой-Кудринской особенно полно проявилась глубокая внутренняя связь Чехова с миром музыки, ее творцами и исполнителями.

продолжение книги...

1827016_628f312bc0c8 (97x51, 3Kb)

 

0d1c1eefb92c316f54f5434e38c51ec5 (600x365, 401Kb)

 

 

Вложение: 4158783_chehov.txt

Рубрики:  Литература, поэзия, проза, драматургия
государство, общество
Культура, искусства, театр, кино, живопись, фото..
Музыкальный калейдоскоп
история
Мудрость, афоризмы, цитаты


Процитировано 30 раз
Понравилось: 40 пользователям

Людмила_Евгеньева   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2015 г. 22:40 (ссылка)
А ведь правда!...
Ответить С цитатой В цитатник
OrxideaIo   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2015 г. 22:56 (ссылка)
и не удивительно,что Чехов и Чайковский так дружны...два русских человека по духу......и сблизила их "страстная любовь к русскому человеку и русской природе, обаятельная искренность и простота"...
Спасибо за музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Февраля 2015 г. 23:17ссылка
Спасибо Валя
0d1c1eefb92c316f54f5434e38c51ec5 (600x365, 401Kb)
altinira   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2015 г. 23:59 (ссылка)
Цитаты.. а столько жизни,понимания человеческой натуры. С благодарностью!
0_d0df1_2fdfbca2_M (237x205, 32Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Соланж_Гончарова   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 01:15 (ссылка)
smart50, дивишься драгоценности Вашего поста: что ни высказывание, то подарок - жемчужины чеховской мудрости, каждая из которых заключает великую силу мысли, жизненно оправданной и в познавательном плане бесценной. Огромное спасибо
100381164_0_7c141_e71411bc_L (500x472, 347Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Gyli   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 04:24 (ссылка)
Замечательно--благодарю!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
masha29   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 06:47 (ссылка)
Благодарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ПРЕКРАСНАЯ_ЕЛЕНА   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 08:21 (ссылка)
Мы больные безумные сволочи!
Никогда не было ощущения, что Чехов женоненавистник. Наверное, человек с чувством юмора не может ненавидеть (мнение частное).
Благодарю Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Февраля 2015 г. 08:43ссылка
да и мне тоже так думается....
* Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.
* Разница между мужчиной и женщиной: женщина, старея, все более и более углубляется в бабьи дела, а мужчина, старея, все более и более уходит от бабьих дел.
* Надо воспитать женщину так, чтобы она умела сознавать свои ошибки, а то, по ее мнению, она всегда права.
* Знайте, нет женщины, которая не изменяла бы. Но это ничего не значит. От этого никому не бывает вреда.

Я же говорю, что если у девушки нету блядской улыбочки, то она и не девушка вовсе.
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Февраля 2015 г. 08:52ссылка
Актёры утверждают, что трагическую роль сыграть легче, чем комедийную, а вдруг умным быть проще, чем дураком?..
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Февраля 2015 г. 09:04ссылка
трагедия, это несчастье, горе слезы и т.д в детстве слезы, это часто инструмент для достижение своих капризов...
сделать гримасу несчастья куда легче, ибо мы рождаемся со слезами и уходим....
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Февраля 2015 г. 09:29ссылка
В нашей жизни больше трагедии, а в воспоминаниях больше солнечных дней, чем дождливых:)
боня90   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 08:45 (ссылка)
Отличный пост,Толя! Благодарна тебе!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Свиля   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 09:30 (ссылка)
Толя, Спасибо , красивый человек, прекрасный всемирно известный писатель! Все его мировозрение , его цитаты живы и приемлемы в сегодняшней жизни!
Ответить С цитатой В цитатник
ludnov   обратиться по имени Вторник, 03 Февраля 2015 г. 10:24 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Среда, 04 Февраля 2015 г. 16:07 (ссылка)
Толенька, а я отношением к Чехову давно уже проверяю " человеческие качества современников" Спасибо!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Пятница, 25 Сентября 2015 г. 22:13 (ссылка)
с п а с и б о
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Сентября 2015 г. 23:08ссылка
Кто-то нежно грустит за роялем... Льётся музыка...светлым ручьём...

http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post288443061/
Перейти к дневнику

Суббота, 26 Сентября 2015 г. 01:05ссылка
Ооооооооооооооо!
Перейти к дневнику

Суббота, 26 Сентября 2015 г. 15:06ссылка
Smart-видение представляет только для взрослых.
http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post252111087/
Плющиха   обратиться по имени Пятница, 25 Сентября 2015 г. 22:13 (ссылка)
Как хорошо на душе!Давно не была в обществе...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Сентября 2015 г. 23:08ссылка
Кто-то нежно грустит за роялем... Льётся музыка...светлым ручьём...

http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post288443061/
таколю   обратиться по имени Пятница, 25 Сентября 2015 г. 23:33 (ссылка)
А.П. Чехов был человеком очень тонкой души, как и К.Паустовский!!!.....и музыка здесь звучит такая же :красивая, изящная!!!......Спасибо за просвещение!!......надо бы читать наших классиков....недавно читала рассказы Паустовского.....восторг!!! ...особенно поразил рассказ "Корзина с еловыми шишками" - о девочке и Григе!!!!!-написано так тонко и ....так чувственно!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Таша_З   обратиться по имени Суббота, 26 Сентября 2015 г. 00:28 (ссылка)
Спасибо! Замечательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку