Согласно существующей историографии, христианство на Руси как государственная религия было введено еще в 988 году. Празднование в СССР в 1988 году тысячелетие принятия христианства на Руси как бы закрыло тему государственного принятия христианства раз и навсегда. Тем не менее, сомнения на этот счёт у ряда исследователей не исчезли, и они предлагают несколько иные точки зрения.
Общепринятый взгляд на крещение Руси. «Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения (Русское: 17). Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году (ПВЛ, Ипатьевский список) и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 (Рапов 1988: 208-254; 397) (Рапов 1984: 44-45) (Карташёв 1959: 114) или 991 году). Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках (Отечественная 1994: 151). Христианизация народов Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков. Советский исследователь профессор Н. С. Гордиенко: «<...> Лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены - по крайней мере номинально - в русское православие (Гордиенко 1986: 95)» (Википедия).
Проблема двоеверия. Вместе с тем, любые авторы сходятся в том, что уж к началу XVII века Русь была целиком христианской, а остатки язычества (точнее - ведизма) могли сохраняться лишь на периферии, да и то в сочетании с христианством, образуя так называемое двоеверие. «Самый факт двоеверия на Руси можно считать общепризнанным» (Иванов 1975: 268). Однако пока на сегодня обобщающих исследований по двоеверию нет. Всё дело заключается в отсутствии источников по русскому язычеству (ведизму), которое систематически исторической наукой ни в царское время, ни в советскую эпоху не изучалось. Единственный вид источников, который вошёл в обиход исторической науки как яркое свидетельство двоеверия - это амулеты-змеевики. Хотя большого значения историография им не придаёт. Однако подробное исследование миниатюр Радзивилловской летописи показало, что они представляют собой крайне интересный новый источник именно по русскому ведизму, который содержит сенсационный материал. По просьбе ряда лиц из Смоленска летом 2011 года я продолжил исследование миниатюр, и к уже исследованным пяти (1, 2, 4, 13 и 14) добавил еще 4 (3, 5, 6 и 7). Теперь моему взору открылась потрясающая картина.
Изучение миниатюр. Миниатюры Радзивилловской летописи исследовались учёными неоднократно. Впервые мысль о том, что в Радзивилловской лицевой летописи конца XV века, являющейся копией Владимирского лицевого свода 1206 года, имеются иллюстрации, высказал А.А. Шахматов (Шахматов 1902). Исследовательница О.И. Подобедова предположила, что в руках копиистов оказалась не одна, а две рукописи с миниатюрами, поскольку характер их исполнения оказался несколько различным (Подобедова 1965). Наиболее значительными были исследования А.В. Арциховского и Б. А. Рыбакова. Первый показал, что изображение многих реалий на миниатюрах точно соответствует археологическим материалам Х-XII веков (Арциховский 1932). Второй подробно исследовал соотношение миниатюр Радзивилловской летописи с русскими лицевыми рукописями Х -XII веков (Рыбаков 1981).
К большому сожалению, рисунки всеми исследователями понимались только как иллюстрации, а задача учёных понималась как сближение рисунков либо с содержанием археологических находок, либо с рисунками из других рукописей. Микроэпиграфикой, то есть, исследованием мельчайших и малоконтрастных надписей внутри самих миниатюр никто их исследователей не занимался. Доказательства того, что иконы, иконки и некоторые изображения имеют врисованные в них тексты, впервые было дано в моей монографии «Тайнопись на русских иконах» (Чудинов 2008), а также во многих моих статьях, послуживших основой для упомянутой книги. Кроме того, я показал, что многие древние народы, например, этруски, в изображения на бронзовых зеркалах вписывали тексты с помощью складок одежды, расположению прядей волос, шнуровки обуви и т.п. (Чудинов 2006).
далее здесь:
http://chudinov.ru/hristianstvo/#more-6335