-Цитатник

Портрет современника. Фазза - наследный принц Дубаи - (2)

Портрет современника. Фазза - наследный принц Дубаи - Скажи, мудрец, в чём назначенье челов...

Хруцкий Иван Фомич,1810-1885. Русский и белорусский художник. - (0)

Хруцкий Иван Фомич,1810-1885. Русский и белорусский художник. Девочка с фруктами ...

Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. - (0)

Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. У колодца Хоро...

Тайна воздействия музыки Моцарта - (0)

Тайна воздействия музыки Моцарта   Великий венский классик стал подопытным кроликом...

Храм Дайсё-ин нa «Миядзима», Япония - (0)

Храм Дайсё-ин нa «Миядзима», Япония Остров «Миядзима» – небольшой остров в префектуре ...

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в slavyankaLI

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2012
Записей: 17687
Комментариев: 6924
Написано: 30870


Коллекция Государственного Русского музея. Древнерусское искусство. /2/

Среда, 18 Апреля 2018 г. 09:13 + в цитатник

Святые Николай Чудотворец и Георгий Победоносец
Конец XIV — начало XV века

Святые Николай Чудотворец и Георгий Победоносец
Конец XIV — начало XV века

На иконе святой Николай Мирликийский изображен в рост, в одеждах епископа, бла­гословляющим, с книгой в левой руке. Его облик сдержан и строг. Цветовое решение оп­ределяет довольно темный цвет фелони, на котором ярко выделяются белый омофор с темными крестами — символ его пастырского служения. Самое яркое пятно — Евангелие. Святой держит его так, что угол книги почти касается локтя стоящего рядом святого Георгия. Разделяющая ныне фигуры святых вертикальная вставка дерева появилась в результате реставрации при соединении двух ранее разъятых частей иконы. Евангелие соединяет двух святых, столь различных по облику и жизненному пути — умудренного епископа преклонных лет и юного воина — мученика. Святой Георгий, так же как Николай, фронтально обращен к молящимся. Жест его правой руки с копьем ритмически близок жесту святого Николы. Левая рука опущена и лишь слегка поддерживает большой меч, упирающийся в землю, рукоять которого более похожа на крест. В юном лике святого Георгия с совершенными чертами — те же спокойствие и ясность. Край его красного плаща касается одежды святого Николы, его нижняя часть ныне утрачена. В цветах светлых доспехов воина преобладают зеленый и красный, но они лишены интенсивности звучания, соответствуя общей мягкой сдержанности и просветленности облика святого мученика.

Соединение образов этих святых на одной иконе не случайно. В них воплотились высокие и разные духовные добродетели, соединились весна с осенью жизни, чистота и сила юности с мудростью старости. Дни церковного поминовения этих святых также сближены и приходятся на весну и осень. Память святого Георгия отмечали 23 апреля и 26 ноября, святого Николая — 9 мая и 6 декабря. С ними связывали начало и окончание сель­скохозяйственных работ. Подобные варианты иконографии двух святых встречаются в иконописи более позднего времени, в частности на новгородской иконе первой четверти XVI века из собрания ГРМ и иконе XVI века из коллекции Художественного музея в Краснодаре. В художественных приемах иконы преобладает линейное решение. Мягкие текучие линии обрисовывают контуры фигур, подчеркивают единство ритмов. Цветовые сочетания лишены контрастов, моделировка ликов сплавленная, охрения ложатся тонкими слоями. Иконе свойственна смягченная интонация, предвосхищающая полные лиризма и ритмической гармонии образы эпохи Андрея Рублева.

Икона раскрыта в 1928—1929 в ЦГРМ.

Спас «Ярое око»
Конец XIV — начало XV века

Спас «Ярое око»
Конец XIV — начало XV века

Представленный на иконе иконографический тип "Спаса оглавного", с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к "Спасу Нерукотворному", образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет "Ярое око" подобные изображения получили  в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт  головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая  моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.

Коллекция Государственного Русского музея. Древнерусское искусство.

Воскрешение Лазаря
Конец XIV — начало XV века

Изображен известный  евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря из Вифании. Христос в сопровождении апостолов подходит ко гробу, где уже  четыре дня покоится умерший Лазарь. К ногам Христа припадают Марфа и Мария, сестры умершего. По жесту протянутой вперед руки Христа, по его слову "Лазарь, иди вон" — мертвец, окутанный погребальными пеленами, встает из гроба. Иконография Воскрешения Лазаря сложилась в Византии в VI-VII вв. Для иконописи палеологовского времени, к которому относится икона, характерны такие особенности композиции, как обилие персонажей (многочисленные группы иудеев, несколько отроков, разбирающих гроб Лазаря и развязывающих его пелены), развитые пейзажные кулисы с элементами архитектуры, многоплановость построения.

Коллекция Государственного Русского музея. Древнерусское искусство.

Чудо Георгия о змие, с житием в 14 клеймах
Новгород. Первая половина XIV века
Дерево, левкас, темпера
86 х 63 х 2,5
ДРЖ-2118
Пост. в 1898 году из Музея древнерусского искусства Академии художеств; ранее в собрании М. П. Погодина.
Новгород

Новгород. На иконе представлен расширенный вариант композиции «Чудо святого Георгия о змие», основанной на тексте византийской легенды, входившей в цикл чудес святого и известной в памятниках письменности с IX в.
Он включает образ спасаемой Георгием царевны, названной на иконе «Елисава», «град Ракли», у стен которого, в озере, поселилось чудище, фигуры очевидцев события — царя, царицы, придворных.
Царевна показана в тот момент, когда она, по велению Георгия, сняла с себя пояс и повела послушного, «аки овца», змия в город.
"Чудо о змие" окружено 14 клеймами, иллюстрирующими житие святого. Житийный цикл Георгия на этой иконе является древнейшим в русском искусстве, а не известные греческой легенде надписи свидетельствует об использовании иконописцем бытовавших на Руси устных преданий.
Житийное повествование открывается сценой раздачи Георгием богатств нищим. В целом в его составе преобладают изображения мучений святого.

Стиль иконы типичен для новгородской живописи первой половины XIV столетия. Для нее характерны плотные, порой перегруженные деталями композиции. Фигуры в клеймах укорочены и статичны; повествовательной связи между ними почти нет, действие лишь подразумевается. Поэтому главное внимание уделено иконописцем жестам персонажей и отдельным деталям.

Одна из самых интересных житийных икон, принадлежащих искусству Новгорода, крупнейшего центра средневековой Руси.
До 1851 года находилась в собрании М. П. Погодина (Москва), затем – в Синодальной ризнице и Мироваренной палате Московского Кремля, откуда в составе всей коллекции в 1870 году была передана в МАХ.
Раскрыта до поступления в музей, повторно в 1912 году в ГРМ Г. И. Чириковым.

Христианский мученик Георгий, казненный во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил с 284 по 305), был одним из самых популярных на Руси святых.
Особенно распространена легенда о спасении Георгием Елисавы-царевны, предназначенной в жертву змию, и освобождении "всей страны ливийской". В образе Георгия-змееборца воплотилось представление о доблестном воине, побеждающем силы зла, отсюда имя его на Руси – Победоносец. В нем видели и воина-защитника, и помощника в трудах земледельческих, а также покровителя невест.
Четырнадцать клейм вокруг центрального изображения – "средника" – иллюстрируют житие святого. В них преобладают сцены мучений ("страстей"), призванные подчеркнуть духовную стойкость и мужество героя и сопровождаемые надписями:
– Георгий раздает свое богатство нищим
– Воины везут связанного Георгия
– Георгий перед царем
– Георгий в темнице
– Мучения на колесе
– Георгий сокрушает идолов
– Мучения удицами
– Избиение дубовыми прутьями
– Георгия камнями трут
– Мучение свечами
– Георгия в котле варят
– Мучение пилой
– Мучение кипящей смолой
– Усекновение главы Георгия

Святые Борис и Глеб
Средняя Русь. Вторая половина XIV века
Дерево, левкас, темпера

Святые Борис и Глеб
Средняя Русь. Вторая половина XIV века

Борис и Глеб (при крещении получившие имена Роман и Давид) – первые и наиболее почитаемые русские святые, младшие сыновья Святого Равноапостольного Владимира, великого князя киевского (правил с 980 по 1015), крестившего Русь в 988. По преданию, они были убиты в 1015 Святополком Окаянным, устранявшим претендентов на киевский великокняжеский престол. Канонизированы в Константинополе после 1037 по ходатайству их брата Ярослава Мудрого.

Иконографический тип сложился в XI–XII веках. Образы страстотерпцев Бориса и Глеба соединяют черты мучеников и князей-воинов, заступников за Русскую землю. Ростовский князь Борис изображен с усами и бородой, юный Глеб, княживший в Муроме, – с распущенными по плечам волосами. В руках святых изображены крест - символ мученической смерти, и меч – атрибут княжеской власти. Среди сохранившихся изображений Бориса и Глеба икона, принадлежащая Русскому музею, является одной из древнейших. Мнения о месте и времени ее создания разноречивы.

Иоанн Предтеча из Деисусного чина
1387–1395

Происходит из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове. Икона входит в состав семифигурного поясного деисусного чина, шесть икон из которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Согласно письменным источникам, чин был прислан в Серпухов из Константинополя первым игуменом Высоцкого монастыря Афанасием.

Святой Иоанн — пророк, предтеча и креститель Господа. Пользовался особым почитанием русского народа. Наряду с иконами Христа и Богоматери иконы Иоанна Предтечи составляли ядро деисусного чина иконостаса. На иконе святой представлен в облике сурового и скорбного аскета-пустынника. Сдержанная колористическая гамма подчеркивает аскетизм образа.

Сошествие во Ад
Конец XIV века

Сошествие во Ад
Конец XIV века

Иконографический вариант новгородской иконы сформировался в XIV столетии. Его характерными чертами являются: глубокое пространственное построение сцены, значительное число фигур, изображенных в разнообразных и сложных ракурсах, выразительные жесты персонажей. Стремительно повернулся к Адаму Христос, концы плаща развеваются за его спиной; опускается на колени Ева; проваливаются в бездну врата ада. Освобожденные из преисподней ветхозаветные праведники обращают лики и воздевают раскрытые ладони к Искупителю. Их массивные фигуры и широкие складки одежд очерчены энергичными линиями; лики вылеплены пастозными, экспрессивными мазками. На фоне охряных горок выделяются насыщенные красный, синий, голубой и вишневый цвета их одежд; сияют золотом нимбы и фон. Все особенности живописного строя иконы придают изображению монументальность и свидетельствуют о тесной связи памятника с новгородскими стенописями второй половины XIV века.

РУБЛЕВ Андрей

ок. 1370 – ок. 1425

Иконописец, мастер монументальных росписей и книжных миниатюр.
Еще в молодости постригся в монахи. Предположительно, учился у Прохора с Городца. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире (1408, сохранилось 7 икон праздничного ряда), Троицкий собор (1420-е). Послушник Никона Радонежского. По его заказу создал "Троицу" (1422/1427) – самое известное произведение мастера, ставшее одним из величайших творений мирового искусства. Инок Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Самый почитаемый мастер Древней Руси. Возможно, был строителем Спасского собора в Андрониковом монастыре. Для его произведений характерны созерцательность, высокая одухотворенность, глубина и поэтичность образов, особая интонация светлой печали. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Коллекция Государственного Русского музея. Древнерусское искусство.

Рублев А.
ок. 1370 – ок. 1425
Апостол Павел
Около 1408

Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления.

В сложившейся иконографии апостол Павел изображался с закрытой книгой (Евангелием) – символом осмысления учения Христа и одновременно свидетельством сочинений самого Павла, его посланий первым христианам. При сохранении единства всего ансамбля подчеркнуты индивидуальные, точные и проникновенные характеристики святых.

Ясный, четкий силуэт и отсутствие деталей объясняются тем, что иконы писались для верхней, наиболее удаленной от зрителей части иконостаса. Образ апостола Павла из иконостаса Успенского собора отличается особой значительностью и величием, гармонически сочетающимися с выражением мягкости и созерцательного покоя. Его фигура с большим мастерством вписана в удлиненную доску, силуэт очерчен свободной и гибкой линией, в цветовой гамме сочетаются звучные и чистые тона киновари, темной зелени, золотистой охры. Большинство исследователей склонны видеть в этой иконе произведение самого Андрея Рублева.

В 1920-е годы, после реставрации, иконостас был передан частично в Русский музей, частично в Третьяковскую галерею.

Рублев А.
Апостол Петр
Около 1408

Рублев А.
Апостол Петр
Около 1408

Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления.

Вопрос об авторской принадлежности икон, составляющих иконостас Успенского собора, очень сложен. Подобно всем средневековым мастерам, Андрей Рублев и Даниил Черный работали с артелью, или, как ее чаще называли в Древней Руси, дружиной. Такой метод работы был обусловлен и большими размерами заказа. Обращает на себя внимание неравноценность исполнения двух рассматриваемых деисусных икон. Плохая сохранность первоначальной живописи не позволяет судить о колорите иконы апостола Петра, но заметно слабее ее линейный ритм, грубоваты и тяжелы пропорции. Уступает она иконе апостола Павла и в психологической выразительности. Скорее всего «Апостол Петр» был написан кем-либо из мастерской Андрея Рублева. Большое внимание уделено силуэту. В начале XV века в московской живописи сложился тот чисто иконописный стиль, основой которого стала линия, приобретающая огромное значение не только в пластической трактовке фигуры, но и в передаче внутреннего состояния. Плавность, особая музыкальная ритмичность и выразительность силуэта в высшей степени присущи искусству Андрея Рублева и мастеров его круга.

Рублев А.
и мастерская
ок. 1370 – ок. 1425
Крещение
Около 1408

Рублев А.
и мастерская
ок. 1370 – ок. 1425
Крещение
Около 1408

В синих струях реки среди рыб изображены две маленькие обнаженные фигуры: одна, повернутая спиною, держит на плече опрокинутый кувшин, туловище второй как бы вырастает из двух рыб. Это — символы рек Иор и Дан — отзвук античной традиции изображения божеств местности. В этом обнаруживает себя огромная вековая традиция, на основе которой сложилось искусство Андрея Рублева.

Рублев А.
Сретение
Около 1408

Рублев А.
ок. 1370 – ок. 1425
Сретение
Около 1408

По сообщению Троицкой летописи, в 1408 для восстановления стенописи в «великой соборной» церкви Успения Богородицы во Владимире были приглашены Даниил иконник и Андрей Рублев. Помимо фресок прославленные московские мастера написали и иконы для иконостаса собора, величием замысла  превзошедшие все созданные ранее и ставшие образцом для написанных позднее. Успенский иконостас включал четыре ряда икон. "Сретение" — одна из пяти сохранившихся икон праздничного ряда иконостаса. Икона поражает монументальностью и, одновременно, лаконизмом своего композиционного решения. На ней изображены Богоматерь и Иосиф, приносящие сорокадневного младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон Богоприимец и пророчица Анна, встречающие Христа и свидетельствующие его как Мессию. Встреча (старослав. — сретение) означала свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии, знаменовала конец Ветхозаветной и наступление Новозаветной эры. Праздник Сретения относится к числу Великих (Двунадесятых) и отмечается Православной Церковью 2/15 февраля.

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ/ Живопись мастеров старой школы
РЕЛИГИЯ/Иконы,церковные праздники
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку