В часовне Православной гимназии, где проходят репетиции молодежного хора, уже никого нет. Спевка закончена. На пианино лежат забытые ноты, кажется это «Березовые сны», мы готовим их к концерту на 65-летие Победы. Полумрак и тишина… А еще минут 15 назад здесь звучала музыка. Часовня была полна молодых людей, для которых термин «любительский» по отношению к хору, в котором они поют, означает, прежде всего, любовь к своему делу, любовь к пению.
Молодежный хор Православной гимназии – необычный хор. В нашем городе существует всего несколько таких коллективов, созданных на базе немузыкального учреждения, включающих участников порой без музыкального образования: хор НГТУ, АХ НЭТИ, АХ НГУ (все они созданы на базе новосибирских ВУЗов) и хор Православной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского. Однако хор Православной гимназии отличается тем, что является не только концертным коллективом, но также поет на субботних и воскресных службах в храме ? Всех Святых в земле Российской просиявших.
Первый раз я услышала этот хор, будучи первокурсницей НГУ, почти 4 года назад на Пасхальной службе. К слову сказать, я тогда только начала ходить на службы в храм, и меня буквально заворожило это звучание. Я никогда раньше не слышала такой музыки, хотя успешно отучилась 9 лет в музыкальной школе.
Всю свою жизнь я мечтала петь, однако так получилось, что петь я начала только поступив в университет: на втором курсе стала ходить на репетиции хора НГУ, на третьем начала петь в фолк-группе. В сентябре 2009 года, будучи студенткой уже пятого курса, от своей подруги, которая поет в молодежном хоре Православной гимназии, я узнала, что появилась возможность попасть в этот хор. И вот уже полгода я здесь пою.
Первое, что бросается в глаза – атмосфера уюта, ощущение семейности. Все-таки, большинство хористов знакомы с детства, учились и росли вместе, да и поют совместно уже давно и много, чем и объясняется такое качество этого хора, как спетость.
На спевке чувствуешь, что создаешь музыку, творишь – далеко не в последнюю очередь благодаря талантливым регентам: Софии Дружининой и Анне Тарасовой, которые, разъясняя, рассказывая и показывая, доводят суть исполняемой тобой музыки до самого сердца, чтобы потом на службе или на концерте хор смог передать ее уже слушателям.
Следует особо сказать о пении на службе, ведь это особый ни с чем не сравнимый вид хорового исполнения. Помню, как моя подруга, когда я восхитилась звучанием хора на литургии, мне сказала по поводу пения на службе такую вещь: «Надо спеть настолько хорошо, насколько возможно, и в то же время так, чтобы не привлекать к себе внимания, не помешать молиться». Когда поешь на службе надо стараться осознавать эту грань.
В большинстве своем русская хоровая музыка, а в особенности богослужебные произведения, исполняется без сопровождения музыкальных инструментов, звучание голосов создает всю фактуру аккорда и, встраивая свою партию в общее звучание, будто погружаешься в океан, стремясь уловить даже самое незаметное течение, услышать все нюансы у каждой партии. Это невероятно сложно, но очень красиво, и именно пение в таком хоре предоставляет подобную редкую возможность.
Пение в хоре – большой труд, о котором зритель и слушатель порою даже не догадывается. На репетиции и разучивание партий уходит довольно много времени, но его совсем не жалко, когда, наконец, слышишь, что получаешь долгожданный результат. За полгода я уже успела поучаствовать в нескольких выступлениях хора и мне радостно слышать приятные отзывы об этих концертах и осознавать, что я тоже причастна к этому.
Хор не может быть просто увлечением. Он – это часть жизни, которая заполнена общением, учением, молитвой и прекрасной музыкой.