Современный рынок переполнен различными моющими и чистящими средствами, которые мо...
Супер средства для лица - (0)Супер средства для лица Благодаря этой простейшей болтушке у вас будет лицо без морщин и угрей...
Омолаживающие желатиновые маски для лица: 10 лучших масок - (0)Омолаживающие желатиновые маски для лица: 10 лучших масок Известно, что желатин содержит коллаг...
Родственные души - (0)Вы когда-нибудь задумывались о поиске идеального спутника жизни с помощью астролог...
Банановый чизкейк без выпечки - (1)Банановый чизкейк без выпечки Банановый чизкейк без выпечки Ингредиенты: Печенье — 300 г Т...
Винниччина. Лядова: Антониев источник скального монастыря. |
Места Силы - это не только языческие или дохристанские святыни, а и пещерные храмы, монастыри, святые источники. Вера менялась, а назначение мест оставалось прежним - соединение в цельности Бога и человека через Веру и признание воли Творца. Вот и мы с вами посетим еще одно малоизвестное место в Украине.
Лядовский Свято-Усекновенский скальный монастырь расположен в селе Лядова Винницкой области, на высоких меловых кручах вдоль берега Днестра, с которых открывается потрясающая панорама долины. По преданию, основан в 1013 г. преподобным Антонием Печерским, который возвращался с Афона в Киев. Это был первый пещерный скит, основанный Антонием Печерским, основателем Киево - Печерской лавры в Киеве, и первый христианский монастырь в этом крае.
Люди ездят в монастырь по разным причинам: кто-то хочет исцелиться от своих недугов у святых источников, кто-то замаливает грехи, кто-то хочет просто прикоснуться к святым местам и прочувствовать Божью благодать этих мест.
Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь находится на левом берегу Днестра, на границе с Молдовой.
Неподалеку в Днестр впадает маленькая речка Лядава, рядом с которой и расположено село с одноименным названием.
Историки называют Лядовскую обитель великим памятником загадочного прошлого, и отмечают его духовную и культурную значимость в течение более чем 1000-летней истории Православия на нашей земле.
В наши дни это действующий монастырь, проживают в нем монахи разного возраста.
К монастырю ведёт крутая тропинка. Посетители должны соблюдать традиционные формальности в одежде: мужчины в брюках, женщины в юбках и платках.
Дальше - по крутой тропинке
Это старинная часть храма. Монастырь высечен в каменной скале.
Во время княжения Великого Равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси, в живописные скальные места на левобережье Днестра пришел один его сподвижник, который поддерживал княжескую власть Киева и избранный им христианский путь.
Звали его Антоний, а до этого, в миру - Антипа. Именно с его именем, а также с делами насельников-иконопоклоников, которые были в византийской империи в роли гонимых паломников, и, оставаясь православными, проникали все больше на север, где и селились в пещерах, связана история Лядовского монастыря.
На Святом Афоне, в монастыре Эсфигмен, молодой Антипа принял монашеский постриг с именем Антоний. В 1013 году на обратном пути к Руси, «из афонских гор в святой град Киев», Антоний почувствовал призыв «Гласа небесного» и остановился в Лядовском благодатном крае. В то время по Днестру проходил один из наиболее безопасных торговых путей к Скандинавским странам, Галицким княжествам и Византийской империи.
Монах Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Это место особенно почитаемо в Лядовском монастыре. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия. По своим размерам она идентична афонской пещере, из которой и начал свое монашеское житие Преподобный Антоний.
Вход в комнату Святого Антония
Комната, в которой жил Св.Антоний Печерский
Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент - неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря.
Эта каменная стена считается единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Можно бесконечно вглядываться в эти загадочные начертания, которые, несмотря на свой почтенный возраст, еще отлично сохранились и вполне читабельны (естественно, для тех, кто этими древними языками владеет).
Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы — темное низкое помещение со сложенными в нишах черепами и костями почившей братии.
Рассказывают, что некоторые черепа иногда мироточат. Как ни странно, костница не вызывает никаких муторных чувств, а напротив, там очень хорошо и спокойно.
Костница, пещеры и кельи, высеченные в скалах много лет тому назад, и по сей день сохранили свой первоначальный вид.
Но не только Антонию в монастыре воздают честь и хвалу. Первый и главный пещерный храм посвящен во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, соседствующий с ним — храм в честь Святой великомученицы Праскевы. Расположены они в древних каменных гротах. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы.
И не так давно построена новая церковь с величайшей святыней монастыря — иконой Божьей Матери «Отрада и Утешение» (образ которой находится на св. Горе Афон), подаренная архимандритом Ефремом, игуменом Святой обители Ватопедской.
Лик Богоматери этой иконы выражает милосердие и любовь, взгляд Ее дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца, оно грозное; движение гнева заметно во всех чертах, взгляд полон строгости и неумолимого суда.
Об этой иконе сохраняется такое сказание:
21 января 807 года шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете, как только откроются ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить монахов и разграбить монастырское имущество. Разбойники скрылись на берегу в прилегающих к монастырю кустарниках. Но хранительница Св. Горы, Пресвятая Богородица, не допустила состояться злодейским замыслам.
На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим келиям на временный отдых, настоятель этого монастыря остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила. Вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не открывай сегодня ворот обители, но выйдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутился игумен и взглянул на икону Богоматери, и тогда открылось ему поразительно чудо: он видит, что образ Богоматери оживился, равно как и лик Младенца на Ее руках. Извечный Младенец, протянув Свою руку и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на нее свое лицо и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь от Него направо, опять произнесла двукратно те же слова: «Не открывай сегодня ворот обители, но выйдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Пораженный ужасом, игумен сейчас же собрал братию и рассказал им все, что произошло. Тогда все с крайним удивлением заметили, что лицо Богоматери и Господа Иисуса и вообще изображение этой иконы стали в другом виде против прежнего, и прославили Промысел и заступление о них Пресвятой Богородицы. Поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки.
С тех пор Ватопедская икона Богоматери стала известной еще под названием «Отрада и Утешение», и положение лиц Богоматери и Богомладенца осталось в том виде, в каком оно сделалось при трехкратном голосе, услышанным игуменом.
Память иконы Божией матери «Отрада и утешение» празднуется 21 января / 3 февраля.
Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом.
Татаро-монголы контролировали Лядовские скалистые берега в XIII-XIV веках. Орды выметали из храмов все ценное. Воспользовавшись этим, римско-католическая церковь, которая надеялась покорить западные русские княжества своему влиянию, открыто обещала всестороннюю поддержку в борьбе с татаро-монголами и даже королевский титул за переход в католическую веру. С конца XIV в. этот край на долгие века, вплоть до конца XVIII века, стал входить в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского. В этот период Лядовский монастырь переживает необычные времена.
Все упомянутые события, конечно, в той или иной степени имели отношение к позиции духовенства и братии. Ведь там, в пещерах, звучало благословение казакам. А монахи игумен Павел и иеромонах Никифор, которые пользовались особым расположением Богдана Хмельницкого, передали от гетмана грамоту патриарху Паисию, а на словах - и просьбу к царю Алексею Михайловичу заступиться за Украину и ее запорожских казаков.
Во время двадцатисемилетнего господства здесь турок почти во всех монастырях Поднестровья жизнь снова замерла, осиротели и Лядовские церкви. Впрочем, на отвоеванных у турок в конце XVII века территориях, церковнаю жизнь получила новый импульс в развитии. Лядовская обитель помнит также, как в начале XVIII века, в течение нескольких десятилетий, в ней - совсем обедневшей, находились греко-католики.
После вхождения Подолья в состав Российской империи Лядовский монастырь вновь вернулся в Православие.
Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая - каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной.
Но чудодейственной силой обладают не только иконы, мощи, а также и водные источники. Именно о таком источнике и пойдет речь.
Здесь каждый из местных покажет старинный Антониев источник, который веками поил и исцелял паломников монастыря.
По преданию он забил по молитве преподобного Антония.
Неслучайно считается справедливым сравнивать свойства воды этого источника с водой из колодца Антония, который преподобный собственноручно заложил и на территории Печерского монастыря в Киеве в том же XI в.
В нашем же случае скромность монахов поражает, ведь этот источник не зря был переоборудован в купель. По свидетельствам многих, вода тут обладает целебными свойствами, и излечивает многие недуги, как душевные, так и физические.
Просто окунитесь в излучающие Любовь воды источника и пространство Лядовского монастыря. Ощущения просто непередаваемые, вода совершенно ледяная, и от этого захватывает дыхание и как будто бы нечем дышать. Зато потом настает необыкновенная легкость в теле и в мыслях тоже.
В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. По словам местных жителей, подрывник, который закладывал взрывчатку, слышал в храме ангельское пение, но это его не остановило.
Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре. В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь - пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободо-Яришевскую церквь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны.
Смертная казнь постигла подрывника - он погиб в карьере от собственноручно заложенной взрывчатки.
Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. Он пришел переполненный стремлением вселить в разочарованный во всем народ, особенно в души молодежи, силу Христовой веры.
... Сегодня здесь, на Лядовский горе, как и тысячу лет назад, чистый, пьянящий воздух, тишина, покой, и то, что не поддается определению в словах - благодать. Здесь люди удовлетворяют свои духовные запросы через работу и молитву, получают душевное спокойствие, общаясь тихо наедине с Господом. Здесь совсем другой, особый мир. Сюда не идут искать славу, а ищут здесь смиренномудрия и умиротворения. Видно, Богу было угодно, чтобы это место осталось неугасимой лампадой на радость паломников и всех верующих. Всякого, кто посещает это место, поражает дух аскетизма и отрешенности от земной суеты, царящей здесь почти тысячелетия. А те, кто побывал на Святой горе Афон в Греции, утверждают, что Лядовский скальный монастырь поистине - Подольский Афон! Это и есть невидимое присутствие Бога в делах человеческих...
Серия сообщений "Что посмотреть))":
Часть 1 - Николаев. Обсерватория.
Часть 2 - Николаевские катакомбы
...
Часть 15 - Александрия: маленькое путешествие.
Часть 16 - Винниччина. Долина ирисов
Часть 17 - Винниччина. Лядова: Антониев источник скального монастыря.
Часть 18 - АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ПОСЛЕДНИЙ ШЕДЕВР РАСТРЕЛЛИ
Часть 19 - ТОП-10 самых красивых мест Украины с легендами.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |