Жили два старца в одной келий, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому: «Поссоримся и мы хоть раз, как ссорятся люди». Второй отвечал: «Я вовсе не знаю, как можно начать ссору». Первый сказал: «Вот я поставлю между нами этот глиняный горшок и скажу: "Он мой" а ты говори: "Он не твой, а мой". Так начнется спор, а из спора — ссора». Поставили они между собой горшок, и один сказал: «Он мой», а второй отвечал: «А я полагаю, что он мой». Первый опять сказал: «Не твой он, а мой». Тогда второй ответил: «Ну если он твой, то возьми его». Так они и не смогли поссориться.
Один брат, живя в монастыре, часто побеждался гневом и сказал сам себе: «Пойду в пустыню. Может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от этой страсти». Он ушел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды пошел он на источник, наполнил водою кувшин и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз произошло то же. Когда и в третий раз кувшин опрокинулся, то монах, рассердившись, схватил его, ударил о землю, и он разбился.
Вернувшись к себе, брат стал размышлять о случившемся и понял, что враг насмеялся над ним. Тогда он сказал: «Вот я один, однако снова побежден страстью гнева. Возвращусь-ка в монастырь, видно, везде нужны борьба с собой и терпение, в особенности же помощь Божия». И, встав, возвратился монах в обитель свою.
Если прежде не возненавидишь, то не возможешь возлюбить. Если не возненавидишь грех, то не возможешь быть делателем правды, как говорит Писание: уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36,27). Для всего этого требуется произволение. Адам, находясь в раю, преступил заповедь Божию, а Иов, сидя на гноище, сохранил ее; из этого следует, что Богом взыскуется от человека благое произволение, чтоб человек постоянно сохранял в себе благое произволение.
О