О СУЕВЕРИИ И ГАДАНИЯХ (Ответы священника) |
Здравствуйте, батюшка!
Подскажите, пожалуйста, как может повлиять на судьбу ребенка свечка поставленная до его рождения? Дело в том, что мама моего мужа, поставила свечку, чтобы ребенок не родился в праздник 15 февраля. И он родился рано утром 16-го, хотя роды начались 15-го и у меня были тяжелые последствия.
Спасибо. Светлана.
Ответ:
Здравствуйте Светлана.
Длительность первых родов в медицине считается нормальной от 18 до 24 часов, так что свечка здесь не причем. Это все пустое. И понятие судьбы христианство отрицает. Есть живые отношения человека и Бога, которые зависят только от того, насколько чистым мы храним свое сердце от греха, и живем ли по заповедям Божиим. Никакая лжедуховность на вашего ребенка не повлияет, если сами не будете в это верить. Ищите в молитве помощи у Бога, его святых и никакое зло к вам не приблизится.
Священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте, 15 дней назад умер крестный папа моего сыночка. Недавно пришел во сне и попросил шапку, сотовый телефон, так как не может не до кого дозвонится и дописаться и свою фотографию… Вот я теперь думаю, можно ли это принести к нему на могилу и взять его сим карту с номерами при жизни? И что с этим всем нужно сделать? Подскажите, пожалуйста, может еще что-нибудь нужно? Заранее благодарю за ответ.
Александра.
Ответ:
Здравствуйте Александра.
Святая Православная Церковь учит нас не веровать снам, не вспоминать их, никому не рассказывать своих сновидений, так как у людей находящихся во власти греховных страстей, т.е. у нас с вами, источником их являются или наши мысли, в разных художественных образах, или бесовские наваждения. Бывают сны — откровения и от Бога, но вот что пишет о них игумен Никон Воробьев в книге «Нам оставлено покаяние»: «По снам ходить — живым не быть». Очень верно сказано. Однако есть, несомненно, сны особые или даже откровения, но очень редко и в особых случаях. Они имеют особый характер. Обычно при этом дается и особое удостоверение истинности. Но т. к. такие сны редки, а дьявол может повредить тем, кто доверяет снам (есть множество примеров этого), то Святые Отцы решительно запрещают верить всем снам, даже если будет и сон истинный среди них. Господь найдет средство внушить человеку, когда это необходимо, ту или иную мысль. Поэтому лучше и спокойнее не верить никакому сну».
А вот что пишет о сновидениях игумен Иоанн в книге «Письма Валаамского старца»: «Мне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки, некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение. Получая письма от мирян о сновидениях и читая их, некоторые иноки по своей неопытности в духовной жизни, ободряют эти письма и дают их прочитывать своим собратьям-инокам, как некое назидание. Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из некоторых св. Отцов. «Бесы тщеславия — пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, Что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» (св.Иоанн Лествичник о сновидениях). Блаженный Диадох пишет: «Да довлеет однакож нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верит никакому сонному мечтанию». Ибо сны наибольшею частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы».
Св. Симеон Новый Богослов пишет: «У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует назвать снами, а видениями), которых ум благодатию св. Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, — у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и возданиях, — которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них духом святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная».
Премудрый Сирах пишет: «Пустые и ложные надежды у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Гадания и приметы и сновидения – суета».
Сновидения ввели многих в заблуждение и надеящиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: «не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам многие прельстились. Любомудрый старец Феостерик сочинивший параклис пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб».
Есть такое сказание в прологе. «Месопотамский монах удивлял всех своею строго подвижническою жизнью, но как веровавший снам — погиб. Ему был сон: св. Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками, со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с православными».
Много можно было бы привести подобных сказаний, но довольно и этих. Если святым божиим людям и были сны пророческие, как-то св. Иосифу библейскому, св. Иосифу обручнику, пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В святом писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться, но наш ограниченный и пытливый умишко не доволен этим и хочет что-то еще узнать о будущности из снов. Не лучше ли нам руководствоваться священным писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться. Умудри нас, Господи, всех и каждого следовать по стезям заповедей твоих».
Так что не предавайте своему сну никакого значения. Только язычники поступают так, как вы помыслили сделать. В мире вечности, куда ушел близкий вам человек, ему уже не нужно ничего земного в материальном плане. Нужны только молитвы Церкви, родных и близких, помогающие человеку оказаться с Богом в Его Царствии.
Священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста как поступать в ситуации, когда свекровь увлекается заговорами, гаданием, верованием в гороскопы, а у меня маленький ребенок (1,5 года), я против её занятий и стараюсь всячески ограничивать контакты её с ребенком, из-за этого в семье возникают ссоры с мужем. Как мне поступать, правильно ли я поступаю, что ограничиваю общение? Ребенок крещеный, почти каждый месяц причащаем. Муж тоже крещеный, но подвержен сильному влиянию своей матери, часто попадает в неприятности, связано ли это с увлеченностью его матери? Недавно свекровь приехала и сказала, что гадала на картах и мужу выпали неприятности, через некоторое время муж попал в аварию. Слава Богу все обошлось, муж жив и здоров!
Наталья.
Ответ:
Здравствуйте Наталья.
Об отношении к заговорам, гаданиям, колдовству и как вести себя в ситуациях, когда вы сталкиваетесь с этим, подробно написано в ответе на подобный вопрос у о. Иова Гумерова:
«В Священном Писании сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт 18, 10-13). Всякое колдовство, ворожба, целительство, заклинания, экстрасенсорика и проч. являются общением с темными падшими духами. Слово Божие и творения святых отцов не только открывает нам демоническую природу всякого вида колдовства, но и научает нас защищаться от него. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Без воли Божией падшие духи не могут навести «порчу» даже свиньям. Вспомним святое Евангелие: «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк 8, 30-33). Попускается их действие только тогда, когда человек духовно беспечен, живет в грехах, а каяться и исправляться не хочет. Чаще всего бесовские напасти случаются с людьми гордыми, надеющимися на себя, а не на Бога. Через это попущение они смиряются и сознают свое ничтожество. Мнимая сила бесов проявляется тогда, когда мы бессильны духовно, когда придаем им значимость. Нужно быть в постоянном духовном трезвении, избавиться от беспечности, но страшиться бесов не должно: бесобоязнь — вид духовной болезни. Защита от них одна — жить с Богом и надеяться на Его всесильную помощь. Чтобы Господь оградил нас от этой злобной и агрессивной силы, нужно жить в благодатном молитвенном опыте Церкви: участвовать в ее святых таинствах (исповедь, причастие, а Великим постом соборование), посещать воскресные и праздничные службы, совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, стяжать мирный дух, не осуждать, возгревать в себе духовную радость, покоряться святой Божественной воле. Тогда мы становимся чадами Церкви, и Господь хранит нас как свое достояние. Апостол говорит: «покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4, 7)» (источник pravoslavie.ru).
Вы совершенно правильно поступаете, что ограничиваете общение ребенка со своей свекровью. Ведь, например, если кто-то в семье заболевает опасной инфекционной болезнью, то мы всячески стараемся ограничить общение детей с этим человеком. Не потому, что он плохой, а потому что он болен и из-за этого опасен для здоровья детей. Постарайтесь, чтобы и ваша свекровь поняла, что вы ограничиваете ее общение с ребенком не из-за того, что она дурной человек, а потому что ее увлечение – это серьезная духовная болезнь, которая опасна для вашего ребенка, и, по возможности, не обижалась.
Когда родители ведут греховный образ жизни, это всегда будет сказываться скорбями в жизни их детей, но не надо осуждать за это маму. Отнеситесь к этому с терпением и всячески пренебрегайте ее духовными рассказами и предсказаниями, не доверяйте им.
Священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте!
Когда я гуляла с дочкой на улице, до её крестика дотрагивалась чужая женщина. Конечно, вроде она хорошая, но я все равно переживаю. Подскажите, пожалуйста, стоит ли беспокоиться? И что делать? Заранее спасибо за ответ!
Ольга.
Ответ:
Здравствуйте Ольга.
О происшедшем событии беспокоиться не стоит. Беспокоиться нужно об укреплении вашей дочери в православной вере, в жизни по заповедям Христовым, о благочестивом ее воспитании и здесь главное – пример вашей жизни, ежедневно протекающей перед глазами дочери. А вера в сглаз, порчу или что либо подобное относится к суевериям, т.е. к вере в пустое, несуществующее. Из апостольских посланий мы знаем, что дьявол, чтобы прельстить людей, может явиться и в образе Ангела света (2 Кор 11,14), т.е. даже самого Господа Иисуса Христа. Но никогда ни в каких духовных явлениях, бесовская сила не может терпеть благодатной силы животворящего креста Господня. Ежедневно молитесь за свою дочь и тогда Господь и Пресвятая Богородица, ее Ангел Хранитель и все святые, которым вы будет обращаться за помощью, несомненно, сохранят вашу дочь от любых нападок зла.
Священник Сергий Демьянов.
Добрый день!!! У меня такой вопрос. Можно ли на улице поднимать иконы? Моя дочь сегодня нашла на улице иконку Никона Радонежского. Знакомая сказала, что это к смерти. У меня муж уехал в командировку вчера на 1,5 месяца, теперь жутко переживаю. Просветите меня, пожалуйста. Дай БОГ Вам здоровья!
Елена.
Ответ:
Здравствуйте Елена.
Не стоит быть суеверными (т.е. верить в пустое), тем более если веруем во Христа. Когда мы встречаем какую-либо святыню в неподобающем ей месте лучше, если есть возможность, исправить ситуацию. В данном случае, поднять икону с дороги и дальше, если возможно, найти потерявшего ее и вернуть. Если нет, освятить и пользоваться самим или, особенно если икона испорчена, то придать сожжению, а если не горит, то можно утопить в реке.
За мужа жутко переживать не надо, это ему никак не поможет. Лучше помолитесь, например, молитвой за путешествующих:
Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Помолиться я вам советую не из-за того, что вы нашли икону и теперь переживаете. Просто старайтесь всегда искать помощи и защиты у Господа и Его святых.
Священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте уважаемый отец Сергий!
Подскажите, пожалуйста, мне в одной проблеме. У меня скоро должен родиться ребеночек и я хотела бы дать имя в честь моей мамочки Софии, которая умерла 6 января 2009 г. в 56 лет, но все родственники и знакомые уверяют, что давать имя в честь умершего человека это плохо, что он наследует такую же судьбу. Правда это отец Сергий или нет? Я, конечно, не верю в это, считаю, что это глупые суеверия, но постоянно все об этом говорят и начинаешь сомневаться. А мама у меня была очень хорошим человеком, верующим и умерла сразу после принятия причастия в больнице, и мне бы хотелось, чтоб моему ребенку она была примером, а не судьбой плохой.
Елена.
Ответ:
Здравствуйте Елена.
Нет ничего плохого в том, чтобы давать имя ребенку в честь умершего родственника. По поводу наследования судьбы – это несомненное суеверие, хотя бы потому, что христианство вообще отвергает такое понятие, как судьба. Есть живые отношения человека с Богом, есть промысел Божий о человеке и о всякой живой твари. Подробнее о понятие судьба смотрите на нашем сайте в этом же разделе «О суеверии и гаданиях» (вопрос «Скажите как относится церковь к «науке» о хиромантии…»). На Руси даже был такой обычай давать имя вновь рожденным детям в честь усопших близких родственников для того, чтобы Святой угодник, в честь кого был назван этот родственник, оставался покровителем семейного рода, становясь Небесным Покровителем вновь рожденного ребенка. Тем более, как я понимаю, в Вашем случае жизнь Вашей мамы может послужить добрым примером для подражания для ее внучки. Главное, чтобы муж не был категорически против. Все-таки, мир и любовь между Вами – важнее всего.
С уважением,
священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте!!!! Меня зовут Ульяна, мне 21 год. 11 ноября 2007г. я вышла замуж.мы с мужем хотели венчаться сразу, но у нас не получилось, вот мы хотим венчаться в этом году.
Можно ли венчаться в этом году, ведь он високосный?
и еще один вопрос: у меня 19 января умер дедушка, нужно ли ждать год? или можно венчаться в этом году?
Подскажите пожалуйста!!!! Заранее спасибо!!!!
Ответ:
Здравствуйте Ульяна.
Да действительно, существует суеверие, что високосный год приносит несчастья. Но что такое «суеверие» — суетная, ложная вера. Православному христианину не стоит обращать внимание на суеверия. Старайтесь укреплять свою душу чистым духом православной веры через живой опыт жизни в таинствах церкви.
Смерть Вашего дедушки действительно могла бы стать временным препятствием для свадьбы, т.е. праздника создания новой семьи. Но Вы уже создали семью, взяв обязательства перед государством и обществом быть мужем и женой через роспись в ЗАГСе. Но православным христианам, несомненно, следует брать благословение на семейную жизнь и у Отца Небесного, т.е. венчаться в церкви. Венчание в Вашем случае будет уже не праздником создания новой семьи, а праздником духовным – благословением Божиим Вашей семейной жизни и избавлением от греха невенчанного брака. Смерть дедушки в этом случае не является причиной, по которой следует откладывать венчание. Но готовясь к этому таинству, обязательно исповедуйтесь в своих грехах и в грехе невенчанной семейной жизни, причаститесь Святых Христовых Таин. Это необходимо, чтобы в духовной чистоте приступить к таинству брака.
С уважением,
священник Сергий Демьянов.
Благословите, батюшка.
Пишу по просьбе одной замечательной бабушки для ее внучки. Бабушка купила для внучки в церковной лавке складень, который ей положили в коробку. Надпись на коробке она прочитала уже потом. Складень оказался венчальным. Внучка, узнав об этом, сказала, что это плохая примета — покупать складень, когда и жениха еще нет. И отказалась от него, чем огорчила бабушку, которая переживает. Ответ прошу написать для внучки, которая живет в Москве и прочитает его на сайте.
Нина.
Ответ:
Здравствуйте Нина, бабушка и внучка.
Конечно, православному человеку негоже веровать в приметы. Грех это – верить в силу тех или иных вещей (даже если это икона – подарочный складень) больше, чем в живые отношения Бога и человека, т.е. в силу промысла Божиего о нас. Это называется – СУЕВЕРИЕ, т.е. вера в пустое, несуществующее. Суеверие является грехом потому, что подменяет веру в Вечного Бога на веру в Его творение, которое является приходящим. Но мне кажется, что в данной ситуации не только бабушка переживает, но и внучка не меньше переживает эту конфликтную ситуацию. Ведь ей и перед бабушкой неудобно, и о счастье семейной жизни страшится. Поэтому, для внучки лучше стараться избавляться от веры в приметы, а бабушке – понять духовные немощи своей внучки и не обижаться, внимая словам апостола Павла: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим. 15, 1-3).
С уважением,
священник Сергий Демьянов.
Здравствуйте, батюшка!
С давних времен на Руси принято гадать на новогодние празднества — святки. Но ведь гадание — это серьезный грех. Или в эти дни делается какое-то исключение?
Ольга.
Ответ:
Здравствуйте, Ольга!
К сожалению, на Руси, действительно, долго жили и до сих пор встречаются языческие обычаи, которые вошли в народную культуру, стали традицией, но при этом не имеют никакого отношения к православию и, более того, абсолютно несовместимы с христианством. Например, это шумные гуляния на масленицу в дни, когда в церквях уже начинаются богослужения по великопостному чину, и гадание на святках. Никаких исключений быть не может. Заповедь Божия, данная еще в Ветхом Завете «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор 18, 10-12) не изменится никогда.
С уважением,
|
ответ на вопрос: почему, когда люди ссорятся, они кричат? |
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
- Потому,что теряют спокойствие, - сказал один.
- Но зачем же кричать,если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать.Чем сильне они сердятся, тем громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо.Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно.Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
***
Молчание есть таинство будущего века. Преподобный Исаак Сирин
Притча о Боге и человеке. |
Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.
Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.
Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:
— Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.
Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.
Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.
— Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.
Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!
Метки: икона богородицы тихвинская икона богородицы владимирская матрона московская молитва святого пантелеймона святой петербуржской святая ксения святые помогают чудотворные наркомании святые помогаю |
Смирение |
Самое главное – смирение, самоукорение, самоосуждение, осознание своей греховности, понимания, что без Бога человек – ничто.
Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
Из Древнего Патерика:
«Спрошен был старец: как найду я Бога – постом, трудом, бдением, или милостынею? И старец на это отвечал так: многие изнурили плоть свою безрассудно, и не получили от того пользы. Уста наша дышат постом; мы наизусть изучали Писания, совершили псалмы Давидовы; а чего ищет Бог, того не имеем, т.е. страха Божия, любви и смирения».
И может быть даже вред, так если нет смирения, значит есть больше места для гордыни в нашем сердце. А это очень опасно. Это тоже самое что ходить по многокилометровому канату на высоте с надеждой успешно пройти весь путь.
Прп. Амвросий Оптинский выражал такую мысль, что важно проникнуть подвижническим духом преп. Макария Оптинского, у которго всё свободилось к самоукорению, самоосуждению, терпению.
Игумен Никон Воробьев:
«Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше. Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу. Без смирения все, даже величайшие, подвиги не только не полезны, но могут и вовсе погубить человека. А в наше время можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолился, почитывает Псалтирь, держит пост — и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят и проч. и этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на страну далече. Бойся высокого мнения о себе».
Я просто это особо подчёркиваю, так как не хочу, чтобы полученные знания ложились на неправильный фундамент. Я не хочу, чтобы дерево начало сразу расти вбок. Ведь потом как сложно это исправить! Я не хочу, чтобы полученное знание было во вред. Знание – сила. Но знания можно также использовать – на пользу себе или во вред. Причём использование во вред часто происход неосознанно. Поэтому так важно идти путём смиренномудрия. Это когда мы за всё благодарим, мы не ропщем в болезнях, мы считаем себя худшими не просто всех людей, но и всякой твари.
|
Прп. Амвросий Оптинский О смирении и терпении |
«Если кто тебя обидит, — говорил старец одной монахине в назидание, — не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми. Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим».
Говоря о том, что без смирения нельзя спастись, старец приводил такой пример: «Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном». Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».
Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.
Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я.
«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящихся и встречающихся неприятностей». — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».
Если кто-то из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его долго не представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время. Все дадут; добрых дел никто не даст».
Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, через которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.
Секира к истреблению корня самолюбия — вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений.
Однажды старец сказал на общем благословении: «Бог посещает Своею милостью только смиренных». После этого, немного помолчав, вдруг прибавил: Бдите убо, яко не весте дне, ни часа (Мф. 25, 13)... Через несколько минут тут же, на общем благословении, известили батюшку о кончине одного скитского послушника (Алексея Кронштадтского).
На слова одной паломницы, стоявшей около старца, что гордость мешает всем, он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет».
Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24, 10). То есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних. Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя к себе зависть и ненависть и слыша разные клеветы, говорила себе самой: «Я недостойна любви их». А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165).
Вопрос: «Можно ли желать совершенствования в жизни духовной?» Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари». Говорил и еще старец Амвросий в назидание своим ученикам о смирении: «Пришел было к настоятелю о. архимандриту Моисею один посетитель, но, не застав его дома, отправился к его родному брату, о. игумену Антонию. Среди разговора гость спросил о. игумена: «Скажите, батюшка, какого вы держитесь правила?» О. Антоний отвечал: «Много было у меня правил, жил я в пустыни и по монастырям, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: «Боже, милостив буди мне грешному!» При этом батюшка добавил еще рассказ о том, как одна все хотела странствовать туда и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один и говорит ей: «Все это тебе не на пользу, а сиди-ка лучше дома и твори мытареву молитву».
«Лишь только смирится человек, — говаривал старец, — как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного», которое, прибавим к сему апостольские слова, несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Духе Святе (Рим. 14, 17).
«Царствие Божие, — говорил еще старец, — не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение».
|
БРОСАТЬ ЛИ ЖРЕБИЙ? |
Как христианину метать жребий, чтобы найти ответ на неразрешимый вопрос? Или есть, например, такой обычай: открывается Библия с тем, чтобы найти ответ в первом месте, на которое упадёт взгляд. Насколько это правильно? Как ещё можно искать понимания воли Божией?
Иеромонах Гавриил (Богданов) (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа):
– Признаюсь, мне самому метать жребий не приходилось. И когда прихожане спрашивают меня, допустимо ли это, стараюсь всё же нацелить их на молитву. Как научила меня одна старица, в случае затруднения можно попросить: «Помоги, Господи, волю Божию исполнить!» То есть дай мужества, помоги, укрепи, наставь и открой мне, что делать, если я буду к этому готов. Практика показывает, что такое вопрошание обычно не остаётся без ответа. Господь меняет обстоятельства, или открываются дополнительные детали, которые помогают понять, как тебе поступить. Но если этого не происходит, то, как советуют святые отцы, можно, например, трижды прочитав канон Богородице, исполнить то, что Господь первым положит на сердце.
Только всё это на крайний случай. Скажем, у нас на архипелаге некоторые прихожане живут за сотни, тысячи километров от духовника. А если говорить о материке, там обычно нетрудно доехать до духовного отца или обратиться к мирянину, имеющему дар рассуждения. Сам я, когда оказываюсь на Большой земле, просто испрашиваю совета у старцев. Это что касается исполнения пастырских обязанностей или, скажем, своего внутреннего устроения. Но если речь идёт о внешних сложностях, то, что Господь посылает, то и хорошо.
Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар):
– В Ветхом Завете, конечно, встречается такое – метание жребия. И я слышал, что некоторые православные священники таким образом ищут ответы. Но думаю, что в современном состоянии человеку лучше этого не делать. Господь ответит и без метания жребия, нужно только проявить смирение.
Мы очень нетерпеливы и пытаемся поторопить Господа, но, когда возникают трудности, лучше посоветоваться с духовником. Он попытается понять, как нам поступить, руководствуясь не только нашей выгодой, земными установками. Постарается исследовать положение человека. Нужно ли ему решиться на покупку того или иного жилья? На этот счёт возникает немало сомнений. Ещё более распространённый вопрос: ложиться ли на операцию? Сам я руководствуюсь советом святого Василия Великого не избегать врачей. Полагаюсь на волю Божию, на то, что медики поставлены Самим Господом, Он даёт им образование, талант. Не всегда результат лечения был положительным, но я оставался при мнении, что поступил правильно. Если Господь считает необходимым послать скорби, нужно их перенести.
Какие вопросы мне обычно задают? Подходит женщина, говорит, что у неё плод остановился в развитии, замер, сердцебиения не слышно. Что делать? Жребий бросать? С одной стороны, аборт – смертный грех, с другой – врачи твёрдо уверены, что это единственный выход. Значит, нужно послушать врачей. Очень часто люди сомневаются, отправляться ли в паломничество. Им предлагают путёвки, но на Святой Земле стреляют, в Москве взрывы – и начинаются гадания. Конечно, желательно испросить благословения у священника, но даже если не получится это сделать, сам факт, что тебе предложили поехать поклониться святыням, – дар Божий. Нельзя им пренебрегать, не нужно бояться, Господь сохранит. Другое дело, если предлагают отправиться повеселиться или, скажем, приглашают на «Поле чудес»...
Метание жребия допустимо лишь в каких-то крайних обстоятельствах, после соборной молитвы, как это было, например, при избрании Патриарха Тихона. Три кандидата, предложенных Собором, были достойнейшими людьми, так что не было уверенности, кого предпочесть. И множество православных христиан, в том числе духовно опытные, ответственные люди, вместе молились, чтобы Господь через жребий Сам выбрал Предстоятеля. Они имели полную решимость принять Его волю, какой бы она ни была.
И совсем другое дело, когда человек мечет жребий по любому поводу – у него это входит в привычку, превращается в банальное гадание. Это уже грех, и диавол непременно воспользуется подобной хулой на Духа, сделав человека своей игрушкой. Ведь гадающий в этом случае не ищет воли Божией, а вымогает у Него согласие, точнее, пытается обыграть, как это происходит на «Поле чудес». У человека слабого, грешного метание жребия может стать чем-то вроде игры в рулетку.
Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):
– Я считаю, что метание жребия, гадание по Библии, когда человек пытается произвольно истолковать текст Священного Писания, неуместны, если речь идёт о твоей судьбе. С Господом такие отношения недопустимы. Его воля закрыта от нас, она не имеет ничего общего с нашими представлениями, логикой. Вспоминаю эпизод из Евангелия, где Христос говорит открыто, что ждёт Его в Иерусалиме. Смерть! И тогда апостол Пётр предлагает: если всё известно, зачем идти. Что же отвечает ему Господь? Он говорит: «Отойди от меня, сатана». Пётр, исходя из человеческого разумения, хочет как лучше, но это «лучше» не имеет ничего общего с волей Творца. И представьте, что он предлагает в этой ситуации метнуть жребий. Это было бы недостойно и лукаво.
Почему воля любящего Господа обычно сокрыта от нас? Не потому, разумеется, что Он с нами в прятки играет. Просто, как правило, мы не готовы Его волю принять. И нам даётся время, посылаются испытания, чтобы приблизиться к пониманию того, что Бог мыслит о нас, как поступить. Это далеко не всегда плохо – когда мы пребываем в недоумении, не понимаем, что делать. Злодею всё понятно, он решителен, лишён сомнений. Но человек не совсем пропащий колеблется, не знает, как поступить. Это располагает его к тому, чтобы просить у Господа вразумления, духовного зрения. Подменить этот труд метанием жребия – невозможно.
Как невозможно подменить постоянное обращение к Евангелию гаданием по Библии. Священное Писание нужно открывать не произвольно, в случае крайней нужды, а каждый день умудряться, читая его. Ум святого плавает в Писании, напитан им, к этому и мы все должны идти. В Евангелии содержатся все ответы, просто мы не умеем видеть их. Был случай, когда человек подошёл к духовно опытному пастырю с вопросом: «Открой мне волю Божию, как поступить?» Батюшка улыбнулся: «Ишь, чего хочешь? Читай Евангелие, поймёшь».
Как поступать в случае затруднения? Идти на ощупь, не торопясь, не проявляя нетерпения, стараясь расслышать голос совести, не забыть о заповедях, молиться, принимать Святые Дары. Потом, оглядываясь назад, понимаешь: всё произошло, как должно, наилучшим образом, Господь тебя будто по лезвию ножа провёл. Доверие нужно иметь. Ведь мы за Господа решаем, как нам быть, а потом ропщем на Него. Человек приходит, просит: благословите поступить так-то и так-то. Убеждаешь его, что это не дело, а потом узнаёшь, что он к другому священнику обратился и к третьему. И будет ходить по храмам, пока не услышит, что хочет. Разве у такого откроются глаза? Он держит их закрытыми, чтобы впотьмах творить свою волю, и не ведает, что купается в свете.
В критических ситуациях, когда ответ требуется немедленно и никто не подскажет, что делать, спроси себя – как Господь повёл бы Себя на твоём месте, на что бы Он тебя благословил. Недавно смотрел фильм о воине-мученике полковнике Константине Васильеве. Он погиб, пытаясь освободить заложников в «Норд-осте», предложил себя взамен. В нескольких десятках метров от него бандиты размозжили голову девушке-почтальону Ольге Романовой. Узнав о том, что происходит в «Норд-осте», она, как и Васильев, бросилась на помощь. Оба были православными христианами. Они не думали, что их жизнь закончится подобным образом. Но евангельское сознание таково, что человек задолго готовится к подвигу, сам того не ведая. А в нужный момент приходит единственно верное решение.
|
Без заголовка |
|
Беседа Бога с душою человека |
|
Святая гора Афон |
СВЯТАЯ ГОРА АФОН – ЗЕМНОЙ УДЕЛ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, МЕСТО, ОСВЯЩЕННОЕ ПОДВИГАМИ ТЫСЯЧ И ТЫСЯЧ МОНАХОВ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ПЕРЕДАВАВШИХ СВОИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ В НЕТРОНУТОЙ ЧИСТОТЕ И СОХРАНИВШИХ ЕГО ТАКОВЫМ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. ИМЕННО ПОЭТОМУ СВЯТУЮ ГОРУ АФОН НАЗЫВАЮТ ОПЛОТОМ ПРАВОСЛАВИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ. ВАТОПЕДСКИЙ МОНАСТЫРЬ – ОДИН ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ, ЗНАМЕНИТЫХ И ОБШИРНЫХ АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ. О ЕГО ИСТОРИИ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ИГУМЕНОМ ВАТОПЕДСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТОМ ЕФРЕМОМ.
Отче Ефрем, Ватопедский монастырь – один из древнейших на Афоне, у него богатая духовная история, он богат святынями, в нем подвизались многие прославленные угодники Божии – расскажите немного об этом, пожалуйста.
Ватопедский монастырь был построен в IV веке императором Византии Феодосием Великим. После разрушения и опустошения, в начале X века, его восстановили трое новых ктиторов из города Адриануполя – Николай, Афанасий и Антоний. Эта обитель одна из самых крупных архитектурных комплексов Святой Горы – тридцать пять тысяч квадратных метров застроенной площади. В течение своей многовековой истории Ватопед показал себя одним из значительных центров Православия – жил исихазмом (греч. – молчание, покой – христианское учение об исихии, священнобезмолвии), взрастил многих святых, одновременно ведя обширную миссионерскую деятельность внутри и вне Греции.
В монастыре подвизались в исихазме многие святые нашей Церкви. Такие, как святой Григорий Палама, его учитель – преподобный Никодим Исихаст, святой Филофей Коккин – будущий Константинопольский патриарх, святой Савва – Христа ради юродивый, и другие, которые, согласно воле Божией, стали носителями подлинного православного Предания и для других народов: святой Савва Неманья, первый архиепископ Сербии, святой Максим Грек, новый просветитель России. Во время турецкого владычества, в 1749 году, монастырь основал Афониадскую (Афонскую) Академию, из которой вышли такие великие личности, как святой равноапостольный Косма Этолийский, святой Афанасий Паросский, священномученик Агапий, новомученик Афанасий Кулакиотис и многие учители греческого народа. Монастырь явил 67 святых, которых знаем поименно, но большинство ватопедских святых неизвестны. Однажды, несколько лет назад, один духовно одаренный старец во время всенощного бдения на праздник Собора Ватопедских Святых (10/23 июля), с расстояния многих километров, видел больше трехсот ватопедских святых, которые молились вместе с нами в ту ночь.
В нашей обители хранятся Честной Пояс и семь чудотворных икон Пресвятой Богородицы, главы святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иакова Персиянина, Меркурия и частицы мощей многих святых. Кроме этих святынь есть 3500 икон, 2200 рукописных кодексов, 350 тысяч грамот и документов, 40 тысяч старопечатных книг, множество образцов вышивного и ювелирного искусства. Эти реликвии многие годы оставались без должной заботы и сейчас мы стараемся их реставрировать нашими слабыми силами.
Ватопедская обитель в прошлом вела широкую миссионерскую и благотворительную деятельность. Согласно мнению ученых исследователей, «до первых десятилетий ХХ века обитель считалась меценатом всякого благоделания на греческом востоке».
Могли бы Вы рассказать, отче Ефрем, какими чудесами подкрепляют Вас на Афоне Господь и Матерь Божия?
Жизнь монаха-святогорца в Саду Богородицы, как называют Афон, – одно сплошное чудо. Наши старцы говорили, что для нас, святогорцев, любовь и покровительство Божией Матери «вызывающие», то есть чрезмерные. Они имели в виду, что быть святогорцем – это высшее призвание и высочайшая честь, которую подает Богородица. Только то, что сегодня человек приходит жить на Святую Гору – уже само собой чудо. Кто из современных молодых людей откажется от комфорта, удовольствий, славы мира сего и придет в монастырь Святой Горы, чтобы всю свою жизнь провести в постоянных постах и бдениях, в послушании и девстве? Разве не благодать Божия совершает это? Разве не Христос и Богородица помогают этому монаху? Разве это не чудо?
Мы могли бы привести много примеров чудесных явлений Божией Матери в нашей обители, но сейчас расскажу только об одном случае. Один паломник во время вечерни сидел в приделе святого Николая и ждал своей очереди, чтобы исповедоваться. Вдруг видит, как перед ним проходит высокая женщина в монашеском одеянии. Он растерялся, так как знал, что женщинам запрещен вход на Святую Гору, но все-таки последовал за ней. Незнакомая монахиня вышла из собора (придел святого Николая находится в соборном храме обители), поднялась к иконе «Утешение» (или «Отрада и Утешение» – как ее называют в России), потом направилась к трапезной и кухне, их внимательно осмотрела и пошла в старый архондарик (греч. – гостиница). После того, как паломник потерял из виду монахиню, понял, что эта женщина была Богородица, Которая, как игумения монастыря, наблюдает за послушаниями.
Действительно, именно так чувствуем и мы присутствие Божией Матери: что Она управляет обителью, Она заботится здесь обо всем. Мы как птенцы под Ее крыльями. Блаженный Ефрем Катунакский, этот великий и духовно одаренный старец, который почил в 1998 году, во время посещения Ватопеда сказал следующие достойные упоминания слова: «Если вся Святая Гора – дом Богородицы, то Ватопед – Ее престол».
Каким видится Вам течение духовной жизни в России? Как отличаются православные русские от православных иных национальностей и в чем их единство?
Думаем, Россия найдет свою дорогу, если государство будет сошествовать с Церковью. Конечно же, семьдесят лет коммунизма духовно ранили русского человека, но «не насмерть», раны есть, но они должны зажить.
Россия снова должна найти дорогу древних отцов и духовных наставников: как Оптинские старцы, как преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский. Думаем, что у русской души есть врожденная склонность к внутренней трезвенной жизни, к «мистицизму» (в лучшем смысле этого слова). Если этому будет содействовать и наличие правильного (непрельщенного) духовного руководителя, подобного древним старцам, увидим большое преуспевание в духовной жизни, как личной – каждого верущего, так и в целом всей паствы Русской Церкви.
Христос Тот, Кто объединяет «разделенные в одно», Кто объединяет все народы и языки. Но жить опытно Христом можно только в Православии. Поэтому если говорить о настоящем единстве народов и наций, это возможно только в Православии. Следовательно, у всех православных народов между собой есть несравненная, истинная, вечная взаимосвязь и общение.
Могли бы Вы, отче Ефрем, благословить соборное чтение в России «Молитвы по соглашению», – в единый час от Дальнего Востока до южных ее границ, – и молиться с нами вместе о спасении России, православного народа и армии ее, о ниспослании нам православных вождей?
Мы постоянно молимся. Святая Гора – «молитвенница вселенной». Так ее назвал святой Максим Грек в своем письме к московскому митрополиту Макарию. Прося предстоятеля ходатайствовать, чтобы ему разрешили возвратиться «в обитель своего покаяния», в Ватопед, он писал: «дайте мне увидеть Святую Гору, всей вселенной молитвенницу».
Монах должен быть одной сплошной молитвой, постоянно горящим живым пламенем молитвы: и на богослужении, и в келии, и на послушании. Считаем своим долгом молиться за своих единоверцев – наших братьев и сестер в России. Если Русская Церковь синодально утвердит «Молитву по соглашению», в один час по всей России, думаем, будет хорошо. Но не должно останавливаться только на форме (на внешней стороне молитвы). В Отечнике есть повествование: настоятель одного монастыря, основанного святым Епифанием Кипрским, однажды посетил святого и с некоторым удовлетворением сказал: «Твоими молитвами, владыка, не оставляем молитвенного правила, которое ты нам дал. Читаем усердно первый час, также третий, шестой и девятый». Тогда святитель с удивлением спросил: «А в остальное время чем занимаетесь? Не молитесь? Тогда вы не монахи!» Что имел в виду святой Епифаний? То, что монах во что бы то ни стало должен стяжать непрестанную молитву.
Какие Вы видите существенные изменения в людях, совершивших паломничество в Ватопедскую обитель?
Мы свидетели многих случаев, когда люди духовно возрождались в нашем монастыре. Так как это место благодатное, то и благодать покаяния действует здесь особенным образом. Очень многие в Таинстве Исповеди приходят в себя (ср. Лк. 15,17), подвергаются изменению десницы Вышняго (ср. Пс. 76,11) и возвращаются в свои дома уже в ином образе (Мк. 16,12), святом и истинном. И это, думаю, самое большое чудо, которое может совершиться на земле. Святые отцы считают покаяние грешника бόльшим чудом, чем воскрешение мертвых.
Говорят, что 2012 год станет решающим для России. Грядут «последние времена»... Что Вы думаете по этому поводу?
Можем сказать с уверенностью, что живем мы в очень трудные времена. Много происходит знамений времен, но мы не можем называть дат, лучше избегать этого. Отступление от Бога и безумие господствуют в обществе, но в мире есть еще и «хорошая закваска» и это нас утешает. Поэтому Православие еще должно засиять, и мы ждем этого...
Отче Ефрем, почему на Святой Афон запрещено появляться женщинам, как и когда возникла эта традиция?
Действительно, женщинам запрещен вход на Афонский полуостров, иными словами, Святая Гора недоступна (здесь – термин, которым передаётся запрет входа женщин на Святую Гору Афон) для женщин. «Недоступность» Афона утверждена императорскими хрисовулами (XI в.) (тип византийских императорских грамот – здесь и далее прим. ред.), патриаршими сигиллами (резные камни в перстнях), султанскими фирманами (указами), статьями международных соглашений, всеми греческими конституциями и законоположением. Одним словом, было узаконено древнее устное святогорское предание о «недоступности», согласно которому Сама Богородица попросила Своего Сына и Бога, чтобы Афон был посвящен Ей, как «собственный жребий».
Касательно этого святогорское предание повествует нам об одном чуде чудотворной иконы «Ответчицы», которая находится в нашем монастыре. Однажды царевна Плакидия, дочь императора Византии Феодосия Великого (379 – 395 годы), пожелала зайти для поклонения в храм, который был построен ее отцом в знак благодарности Божией Матери за чудесное спасение ее брата Аркадия после кораблекрушения. В храме она услышала голос Богородицы: «Зачем ты пришла сюда, царевна? Здесь живут монахи. Я – Царица этого места». И не допустила ее приложиться к святыням в храме. На том месте, откуда царевна слышала голос, написали фреску Богородицы и назвали ее «Антифонитрией» то есть «Ответчицей» – потому, что Божия Матерь так ответила на желание царевны Плакидии. Добавим и то, что в 2000 году при раскопках вокруг соборного храма обители нашли алтарный свод древнехристианского храма (базилики), построенного Феодосием Великим. На руинах того храма в Х веке построили современный собор. Этим также подтверждается устное святогорское предание.
Женщинам запрещен вход на Святую Гору не ради умаления женского пола. Наоборот, святогорцы в лице Госпожи Богородицы, к Которой они проявляют особенную любовь, приверженность и обожание, чтут женщину. Нигде никакая женщина не почитается так, как Пресвятая Дева на Афоне монахами. Святая Гора – «Сад Панагии». «Панагия» в переводе с греческого означает «Всесвятая» – самое распространённое наименование Божией Матери в Греции.
Сама Пресвятая Богородица, как Игумения Святой Горы, пожелала, по аскетическим причинам, чтобы это место, как мужской Парфенон (то есть дом девственников), оставался недоступным для женщин. Матерь Божия хотела сохранить здесь соответствующие условия для того, чтобы монахи могли подвизаться «добрым подвигом», шествуя по трудному пути освящения без лишних препятствий, которые могут создаться из-за внешних факторов. «Недоступность» стала одним из правил аскетического духа православного монашества. Она способствует достижению цели обόжения, либо в мужском, либо в женском монастыре. Поэтому «недоступность» встречается в обителях и вне Святой Горы.
Сердца многих женщин России обременены скорбями и духовными недугами, их дети, мужья, братья страдают от пороков – могли бы Вы, отче Ефрем, сказать им несколько слов в утешение?
В наши дни людей одолевают меланхолия, тревога. Отдалилась от людей радость потому, что современный человек не живет опытно благодатью Духа Святого. Грех стал образом жизни, и общество в очень высокой степени принимает его. Но возмездие греха – смерть (ср. Рим. 6,23), духовная смерть, и она выражается в скорбях, печали, отчаянии, безнадежности, ропоте, отступлении.
Женщину отличают две черты: женственность и материнство. К сожалению, в Америке и Западной Европе женщина отреклась от материнства и у нее осталась только женственность. Но сегодня, когда растет число стран, где узакониваются однополые браки, пропадает и женственность. В России дела с этим обстоят лучше. Но это не значит, что и в России не наступит кризис, связанный с личностью женщины.
Современные русские женщины должны сочетать веру бабушек со свободой личности современного человека и подниматься на духовную высоту по примеру Богоматери. Это касается и молодых девушек, и матерей. А настоящая мать всегда покрывает любовью всех своих родных. Терпит, верит, надеется, жертвует собой ради других потому, что любит. Побеждает и приобретает, потому что любовь ее во Христе.
СВЯТОЙ АФОН – единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей, с исключительно мужским населением. Она находится на территории третьего «пальца» Халкидик, на 80 с лишним километров вдающегося в море.
Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке, а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой. Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.
Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия.
Сегодня для посещения Святого Афона мужчинам необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион», женщины же, ввиду существующего издревле запрета, могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова.
Невозможно описать Святой Афон привычными категориями… Представьте себе самую прекрасную природу, одновременно горную, равнинную и приморскую. Представьте самую богатую сокровищницу византийского наследия. Представьте место настолько намоленное и святое, что все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь – ясной и легкой.
Став главой Кипрской христианской общины, праведный Лазарь с сестрами Марфой и Марией и всем семейством перебрался на Кипр. После Воскресения и Вознесения Христова праведный Лазарь сильно сокрушался, что давно не видел Пресвятую Богородицу, и упрашивал Ее навестить его, потому что не мог сам приехать в Иерусалим из-за угроз иудеев убить его. И вот, Пречистая Дева в сопровождении апостола Иоанна и еще нескольких спутников плыла на корабле к Кипру. Уже неподалеку от Кипра поднялся сильный ветер, корабль потерял управление. Пришлось предоставить его воле Небесного Кормчего. Промчавшись между многочисленными островами архипелага, корабль без малейшего повреждения пристал к берегам Афонской горы. В этом Богоматерь увидела волю Божию.
Гора Афон была в то время полна идольских капищ. Рассказывают, что едва корабль с Пречистой Девой приблизился к Афонским горам, как обитавшие в идолах злые духи громко воскликнули: «Люди, обольщенные Аполлоном, бегите с горы и идите к пристани встречать Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!»
Народ бросился к берегу и увидел там корабль и сходящую с него благолепную Жену. Богоматерь поведала им тайну воплощения Господа Иисуса Христа, открыла им Евангельское учение, описала страдания Сына Своего, Его крестную смерть, Воскресение и Вознесение Его на Небо.
В конце Своего пребывания на Афоне Богоматерь, благославляя народ, изрекла пророчество: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына Моего и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду месту этому и Ходатаицей о нем пред Богом Моим».
|
Задонский Рождественско-Богородицкий мужской монастырь |
В 1615 году на реку Тешевку, что в Липецкой области, «за Дон», пришли монахи — старцы московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим со списком Владимирской иконы Божией Матери. Здесь они срубили келью и деревянную церковь во имя Сретения Владимирской иконы. Так было положено начало Задонскому Богородицкому монастырю. Сначала он именовался Задонским Тешевским. В 1692 году в обители случился пожар, но икона Божией Матери уцелела.
В 1741 году вознесся уникальный храм в честь Владимирской иконы Богоматери, затем появились другие каменные строения. В 1769 году сюда пришел на покой, оставив кафедру епископа Воронежского и Елецкого, святитель Тихон. Именно он сделал Задонский монастырь знаменитым на всю Россию. Он родился в 1724 году в селе Короцк Новгородской губернии. На духовный путь Тимофей Соколов (мирское имя святителя) стал в 14 лет, а пострижен был в возрасте 34 лет с именем Тихона. В 1762 году он стал епископом Кексгольмским, через год назначен управлять Воронежской паствой. Дела в епархии были запущены, и первое, на что святитель Тихон обратил внимание, — улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал и раздал священникам свое сочинение «Должность священническая о седьми святых тайнах». Кроме сего, разослал послание к духовенству епархии о трезвом и скромном поведении. Для просвещения народа святитель Тихон ввел в Воронеже открытое преподавание закона Божия в соборном храме перед воскресной литургией. Для тех, кто не мог слушать его там, он написал сочинение «Плоть и Дух» и книгу размышлений о Священном писании. Святитель находил время и для сирых и нищих, которых называл Христовой и своей братию.
Воронежской епархией святитель Тихон управлял лишь четыре года и семь месяцев. Труды огромного напряжения подточили его здоровье. В 1767 году он ушел с кафедры с назначенной ему пенсией в 500 рублей. Через два года святитель уединился в Задонском монастыре, где строго придерживался правил иноческой жизни. При этом продолжал работать во благо людей: благотворил, построил богадельню, принимал страждущих, облегчая их участь, продолжал писать. Среди его трудов — сочинения «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное от мира собираемое» и другие.
За три дня праведный Тихон предсказал свою кончину. Она случилась 13 августа 1783 года. Тело святителя было погребено в склепе под алтарем собора в честь Владимирской иконы Богоматери. Когда собор обветшал, его решили разобрать и возвести на этом месте новый. Обнаружилось, что склеп, под которым почивал святитель, обвалился, крышка гроба разбита кирпичами, а сам гроб сломан. Архиерейская одежда, в которой был похоронен святитель, несмотря на 63-летнее пребывание в сырой земле, осталась целой и почти не изменился ее цвет; тело усопшего оказалось нетленным и пребывающим в том положении и виде, в каком почивают монахи в пещерах Киево-Печерской Лавры.
Тело святителя Тихона было положено в новую гробницу в зимнем храме Рождества Богородицы (от него и происходит название монастыря). После завершения строительства нового собора в честь Владимирской иконы Богоматери в 1853 году в него перенесли мощи святителя. С момента их обретения начали происходить чудеса. Одно из первых чудесных исцелений произошло с послушником Задонского монастыря Кассианом. В течение трех лет он был парализован — не владел рукой, был нем и потерял память. Однажды послушник выпил немного масла из лампадки возле гроба святителя Тихона, и к нему вскоре вернулись речь и память.
Чудеса у гроба святителя происходили так часто, что архиепископ Воронежский Антоний дважды доносил о них Синоду, а также императору Николаю I, как и о желании народа открыть святые мощи. О том же свидетельствовал и преемник Антония Иосиф. После тщательной проверки сообщавшихся из Задонского монастыря сведений 13 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей, а немного раньше, в мае того же года — причисление Тихона к лику святых. На торжественной церемонии открытия святых мощей люди толпами шли к раке с мощами, вели расслабленных (парализованных), калек и прочих болящих, и те, прикладываясь к святым мощам, тотчас получали ниспосланное свыше выздоровление. Особенно много исцелилось бесноватых, за что святого Тихона стали называть «прогонителем лукавых духов».
В конце XIX века Задонский Рождественско-Богородицкий монастырь был седьмым по величине в России. В нем к 1917 году насчитывалось 300 человек братии, имелось два кирпичных завода и один свечной, свои промыслы. В январе 1919 года обитель одной из первых пала жертвой новой власти: была закрыта, разграблена и подверглась разрушению. Мощи святителя Тихона были отправлены для сохранения в Орел. Восстановление монастыря началось в марте 1991 года, когда в нем приняли постриг первые послушники. 26 августа 1991 года, ровно через 130 лет после прославления мощей святого Тихона, состоялось торжественное возвращение их в монастырь. У подножия Задонского монастыря бьет посвященный Богородице родник «Живоносный источник» с купальней, известной своей целительной водой.
Адрес: Россия, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, 14.
|
Таинство Покаяния |
Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом, Нам тяжела, нечистота телесная. Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Христианская Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, Это духовная Баня в которой мы смываем свою духовную нечистоту. Священнику дана власть от Бога «взять и решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий, кто сподобяется смыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить совесть. То, что простил земной суд, прощает и небесный. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготованно ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись христианин. Помни: «Нечистое в Царствие Небесное не входит». Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся с «того света» в наше время, говорят о том, что всем нам придется дать ответ за каждую мелочь. Верую, Господи и исповедую...
Не хулишь ли Бога
Имеешь ли страх Божий
Печешься ли о своем спасении
Носишь ли крест на груди
Не осуждаешь ли священников, монашествующих и других духовных лиц
Посещаешь ли богослужения в воскресные дни и праздники
Соблюдаешь ли посты
Не нарушаешь ли данных тобою обетов
Любишь ли ближнего как самого себя
Помогаешь ли ближнему
Не осуждаешь ли ближнего
Оказываешь ли ближнему сострадание
Посещаешь ли больных в больницах и на дому
Оказываешь ли сострадание бездомным и больным животным и птицам
Подаешь ли нищим и убогим от избытка своего
Не делаешь ли добрых дел напоказ
Не живешь ли чужим трудом пребывая в лености
Бережешь ли, ценишь ли чужой труд, плоды труда..., время своё и чужое
Почитаешь ли старших родителей, не оскорбляешь ли
Воспитываешь ли детей в Боге, молишься ли за них.
Молишься за наставников, сродников, близких... живых и усопших
Не изменяешь ли мужу (жене)
Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли Таинство Венчания)
Не убивала ли во чреве младенца (аборты и иные средства)
Не даешь ли таких советов (косвенное убийство во чреве)
Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями
Не принимаешь ли участия в иных извращениях телесных
Не услаждаешься ли непристойными изображениями
Не распеваешь ли непристойные песни
Не участвуешь ли в непристойных танцах
Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой
Не упиваешься ли вином
Не куришь ли
Не употребляешь ли наркотические средства
Не сквернословишь ли
Не рассказываешь ли непристойные анекдоты
Не имеешь ли иных вредных привычек
Не играешь ли в карты или иные азартные игры
Не гадаешь ли на картах или по руке или иным способом
Не ходишь ли за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т. п.
Не применяешь ли какого колдовства и чародеяния (приемы белой и черной магии, гипноз, спиритизм, лозоходство как разновидность спиритизма и т.п.)
Находясь в лоне христианской церкви, не обращаешься ли к иным религиям
Не проклинаешь ли детей и близких
Не гневаешься ли напрасно
Не воздаешь ли злом на зло
Не лжешь ли
Не лжесвидетельствуешь ли
Не клевещешь ли
Не крадешь ли
Не берешь ли казенного
Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам
Не имеешь ли пристрастия к еде (чревоугодие, тайноядение, лакомство)
Не празднословишь ли (пустые разговоры)
Не обижаешь ли кого
Не издеваешься ли над слабым и беспомощным
Не убиваешь ли напрасно скота, птицы и насекомых
Любишь ли врагов своих
Молишься ли за нападающих и гонящих тебя
Несешь ли терпеливо свой крест и скорби
Человек склонен ко греху, И если мы воздерживаемся в слове и деле, то в помышлении нам воздерживаться без помощи Божией невозможно. Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью открыты Господу, святым и ангелам, Если мы не научимся чисто мыслить здесь на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится перед всеми. Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела, Осуждающий «за глаза» ближнего своего, есть ли у тебя смелость высказать свое недовольство «в глаза» обличить? Окажешься ли ты прав? Хватит ли у тебя сил устоять перед подобным испытанием за которое ты осудил? Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни, осуждающий, Господь одинаково спросит обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с другого - за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий судить - ты видишь только как падает ближний твой во грехе, Но ты не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце. Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими. Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый, таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас. Всякому живущему предоставленна свобода воли. Как распорядимся мы ею?Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела - с чистым ли сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение? Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придет за нами, что-бы повести нас на Высший суд. Белые или черные крылья будут за его спиной? Помни, христианин: разбойник, что висел рядом со Христом рядом на кресте, покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал учителя и, нераскаявшись по гордыне своей пошел в ад. Пути Господни неисповедимы. Верь, христианин, Господь укрепляет всякого приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его. Прости нас, Господи мы согрешили гордостью, самомнением, тщеславием, славолюбием. Согрешили делом, словом, помышлением, зрением, слухом, осязанием и всеми своими чувствами. Согрешили ленностью, небрежением в исполнении своих обязанностей. Небрежением в молитве. Непочитанием Святых и Матери Божией. Согрешили маловерием и унынием. Прости нас Господи. Согрешили недостойным причащением Святых Христовых Тайн, приступая к ним без приготовления, без сокрушения, без страха Божия. Забывая, что Святое Причастие - это огонь, попаляющий наши грехи. Забывая, что в Таинстве Причащения мы соединяемся с самим Господом, незримо сошедшим с небес и претворившим хлеб и вино в Тело и Кровь Христову. Помоги нам, Господи, со страхом и трепетом приступить к Святому Причастию. Перед исповедью и причащением необходимо простить всех обидящих и ненавидящих нас. И только тогда мы можем просить у Господа прощения своих грехов. СИМВОЛ ВЕРЫ, ОТЧЕ НАШ, БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ, ИИСУСОВА МОЛИТВА. Эти молитвы обязан знать каждый христианин. Знаешь ли ты их? Велика Искупительная Жертва за нас грешников. Творец и Создатель послал Сына Своего возлюбленного Иисуса Христа на добровольные крестные муки, чтобы грехи мира были омыты страданиями Безгрешного. Чтобы грехи каждого из нас, приходящего в Церковь Христову с покаянием, омывались во Святом Таинстве Причащения Кровью Непорочного Агнца. Помни, христианин, какой дорогой ценой заплачено за твое спасение. И, торопись, без покаяния нам не войти в Небесные Обители.
|
Отчего происходят ссоры? |
Жили два старца в одной келий, и никогда не возникало между ними ни малейшего неудовольствия. Видя это, один сказал другому: «Поссоримся и мы хоть раз, как ссорятся люди». Второй отвечал: «Я вовсе не знаю, как можно начать ссору». Первый сказал: «Вот я поставлю между нами этот глиняный горшок и скажу: "Он мой" а ты говори: "Он не твой, а мой". Так начнется спор, а из спора — ссора». Поставили они между собой горшок, и один сказал: «Он мой», а второй отвечал: «А я полагаю, что он мой». Первый опять сказал: «Не твой он, а мой». Тогда второй ответил: «Ну если он твой, то возьми его». Так они и не смогли поссориться.
Один брат, живя в монастыре, часто побеждался гневом и сказал сам себе: «Пойду в пустыню. Может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от этой страсти». Он ушел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды пошел он на источник, наполнил водою кувшин и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз произошло то же. Когда и в третий раз кувшин опрокинулся, то монах, рассердившись, схватил его, ударил о землю, и он разбился.
Вернувшись к себе, брат стал размышлять о случившемся и понял, что враг насмеялся над ним. Тогда он сказал: «Вот я один, однако снова побежден страстью гнева. Возвращусь-ка в монастырь, видно, везде нужны борьба с собой и терпение, в особенности же помощь Божия». И, встав, возвратился монах в обитель свою.
Если прежде не возненавидишь, то не возможешь возлюбить. Если не возненавидишь грех, то не возможешь быть делателем правды, как говорит Писание: уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36,27). Для всего этого требуется произволение. Адам, находясь в раю, преступил заповедь Божию, а Иов, сидя на гноище, сохранил ее; из этого следует, что Богом взыскуется от человека благое произволение, чтоб человек постоянно сохранял в себе благое произволение.
О
|