Изначально Эйфелева башня задумывалась, как временное сооружение, но уже больше века это - одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире. Ежегодно посмотреть на "самую известную парижанку" приезжают семь миллионов туристов.
История Эйфелевой башни
Как "Железная леди" покорила Париж
31 марта - юбилей у Эйфелевой башни. "Железной леди" исполняется 120 лет. За эти годы башня успела стать символом Парижа, посмотреть на который каждый год приезжают миллионы людей со всего света.
Адрес самой посещаемой достопримечательности в мире знает каждый, кто когда-либо посещал Париж. Эйфелева башня находится на Марсовом поле напротив Йенского моста. Именно здесь в конце XIX века Александр Густав Эйфель начал строительство главного сооружения в своей жизни.
Эйфелева башня строилась для Всемирной парижской выставки 1889 года, отмечавшей столетие французской революции. Несмотря на то, что башню считают детищем Эйфеля, сама идея создания этого сооружения принадлежала двум его сотрудниками - Морису Кёшлену и Эмилю Нугье.
Строительство башни заняло два года – с января 1887 года по 30 марта 1889 года. Возвести башню в рекордно короткие сроки удалось благодаря особым конструкционным методам, применяемым Эйфелем.
Вначале в строительстве Эйфелевой башни использовались высокие краны, но когда конструкция начала превосходить их по высоте, было принято решение сменить обычные краны мобильными, специально сконструированными Эйфелем. Эти краны двигались по рельсам, которые были проложены для будущих лифтов.
Готовое сооружение имело высоту почти 313 метров и до 1931 года считалось самым высоким сооружением в мире. Когда в 1957 году на Эйфелевой башне установили вышку телевизионного центра, ее высота достигла 320 метров.
Башне не страшен ветер. Даже при порывах до 180 км/ч верхушка отклоняется на 12 см. Такой шторм однажды случился в Париже. А вот от солнца "Железная леди" страдает значительно больше. Обращенная к нему сторона расширяется от жары так, что верхушка кренится на 18 см.
Основание Эйфелевой башни представляет собой квадрат. Нижний ярус, имеющий вид усеченной пирамиды, состоит из четырех мощных опор. Первая платформа расположена на высоте 58 метров, на ней было решено разместить несколько ресторанов. Еще один ресторан – на второй платформе, которая находится на высоте 115 метров.
На третьей платформе находится маяк, свет которого виден на расстоянии 70 километров. Над маяком на высоте 300 м – смотровая площадка. Подняться на Эйфелеву башню можно как на лифте, так и по лестнице, преодолев 1792 (!) ступени.
Критика Эйфеля
Построенная башня поражала воображение дерзким решением формы. Эйфель подвергался постоянной критике за проект и даже был обвинен в попытке создать нечто нехудожественное.
В 1887 г. 300 писателей и художников направили протест властям Парижа. "Железная леди" в нем называлась "бесполезной и чудовищной" конструкцией, "смехотворной башней, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба", "ненавистной колонной из железа и винтов, которая простирается над всем городом, как чернильная клякса". Среди подписавшихся под документом были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и Шарль Гуно.
Писателям было невдомек, что необычная форма башни была обусловлена соображениями устойчивости. В одном из интервью Эйфель сказал: "Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими расчётами и эстетическими соображениями".
Эйфелева башня (la tour Eiffel) - один из главных символов Парижа. Сооружение, высота которого превышает 300 метров, названо по имени конструктора – инженера Густава Эйфеля.
Планировалось, что Эйфель демонтирует конструкцию через 20 лет после постройки. От планировавшегося сноса башню спасло то, что на ее верхушке были установлены радиоантенны. Кроме того, необычное сооружение привлекало туристов: за полгода работы выставки на нее пришло посмотреть более двух миллионов посетителей, а к концу года удалось возместить все затраты на строительство.
Сегодня "железная леди" служит и как телевизионная башня.
Любимая башня чудаков и изобретателей
В истории самой посещаемой достопримечательности в мире существует несколько весьма любопытных фактов. Так, в 1912 г. портной из Австрии Франц Рейшельд испытывал самодельный парашют. Прыгнув с 60-метровой высоты первого уровня Эйфелевой башни, он разбился насмерть.
В 1925 г. мошенник Виктор Люстиг дважды "продал" Эйфелеву башню на металлолом.
В первой половине ХХ в. самое высокое рекламное место в мире опять же находилось на Эйфелевой башне. С 1925 до 1934 гг. три стороны "Железной леди" украшали светящиеся буквы Citroën.
Зимой 2004 г. нижняя площадка Эйфелевой башни была "переоборудована" под ледовый каток. Это было своеобразной рекламой Парижа как кандидата на принятие летней Олимпиады 2012 г.
До наших дней творение Гюстава Эйфеля сохранилось практически в первозданном виде. Внутри башни, к примеру, до сих пор безотказно работает уникальный гидравлический лифт.
К знаменательной дате решено обновить лишь внешний облик башни - её заново покрасят. 25 маляров будут работать в течение года, чтобы главная достопримечательность Парижа и впредь продолжала радовать жителей и гостей города своим видом.