Рисунки толстых котов на молочных продуктах — явление обычное. Кто, как не коты, за примерное поведение награждались блюдцем сметаны и кувшином молока, либо с позором изгонялись за съеденные украдкой простоквашу и творожок? На упаковках кондитерских изделий кот в сапогах или менее известные его собратья, сладко улыбаясь, приглашают нас отведать вафли, печенье, конфеты и шоколад. Другое популярное изображение кошек — на обертках мыла для детей и на полотенцах. Понятно, что кошка — пример для подражания детям. Часто широкие бумажные кольца на мотках дорогих шерстяных ниток несут не только информацию о составе и длине нити, но и рисунок обязательно пушистой кошки. Вскользь упомяну о многочисленных изображениях домашних кошек на обложках тетрадей, блокнотов и прочей писчебумажной продукции. А календари и календарики? Несть им числа! Кошки-очаровашки притягивают наши взгляды и мы раскошеливаемся.
К рекламе товара с конца ХIХ века кошку «привлек» французский график Теофиль Александер Стейнлен (1859–1923). Для компании, рекламировавшей какао и чай, он нарисовал замечательный по выразительности красочный плакат. На переднем плане фирменная банка с сухим продуктом и кошка, от которой девочка рукой загораживает большую чашку и, кажется, говорит ей: «Осторожно, не обожгись!». На другом его плакате сразу три кошки рекламируют «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». Всмотритесь, как мало места занимает предмет рекламы — миска с молоком. Зрители прежде всего видят, как тянутся к нему разные по окрасу кошки. Эти плакаты, можно сказать, давно стали классикой и хранятся в лучших музеях мира.
Стейнлен Теофиль Александр (1859–1923)родился в Лозанне 10 ноября 1859. Посещал школу изящных искусств в родном городе, работал художником-подмастерьем на текстильной фабрике в Мюлузе (Эльзас). В 1881 приехал в Париж и обосновался на Монмартре. Войдя в круг богемы, посещавшей кабаре «Ша нуар» («Черная кошка»), сблизился с Э.Золя, А.Тулуз-Лотреком, а также поэтом-шансонье А.Брюаном; их творчество оказало на Стейнлена (наряду с искусством О.Домье) определяющее влияние.
Выдвинулся как самобытный, наблюдательно-лиричный график-публицист и иллюстратор, сотрудничая в журнале Брюана «Мирлитон» (1885–1896) и другой периодике («Ля фей», «Шамбар сосьялист», «Жиль Блаз иллюстрэ», «Асьет о бёр», «Канар соваж», «Ля Карикатур»); в значительной своей части это были издания левой, социалистической и анархистской ориентации. Иллюстрировал сочинения Брюана, А.Франса, Г.де Мопассана и многих других авторов. Издал папки литографий "Рисунки без слов о кошках" (1898), "Песни к Саре" (Саре Бернар; 1899), "Зарисовки военного времени" (1915, 1919). В своих рисунках, литографиях, офортах часто обращался к миру социальных изгоев – проституток, люмпенов, бродяг и нищих; значительное воздействие этих образов сказалось в творчестве молодого П.Пикассо.
Внес большой вклад в искусство плаката, как рекламного, так и политического (афиша кафе "Ша нуар", 1896; "Улица", 1896; "Рабочий на стройке", 1903; и др.). Поэтика символизма и модерна порой сочеталась у него с социал-революционной тематикой; особую известность получила его литография "Освободительница" (1903) – с аллегорией Свободы, вздымающейся над мятежной толпой. В 1921–1923 сотрудничал в газете французских коммунистов «Юманите».
Наряду с графикой, занимался станковой живописью и скульптурой, был тонким анималистом (к лучшим его скульптурным работам принадлежат бронзовые кошки 1900-х годов).
Умер Стейнлен в Париже 13 декабря 1923.
Мало, кто видел еще один рекламный плакат, который был заказан Стейнлену для открывающегося в Париже пансиона для бездомных, зачастую увечных животных. Обычно такие пансионы содержались на пожертвования, поэтому важно было указать не только его адрес с телефоном, но и очень точно передать ту доброту и заботу, с которой пансион обещает заботиться о животных. Художник не понаслышке знал повадки животных, вот почему столько признательности в позах четвероногих друзей.
Американский художник Эдвард Пенфилд (1866–1925) также часто использовал изображения кошек. Это и обложка настенного календаря для фирмы в Нью-Йорке, и постер для модного журнала. Однако все эти изображения не являются товарным знаком. Но история сохранила зарегистрированные товарные знаки с кошкой.
Один из них назывался «Кitty Kat» — «Котенок Кэт». Ставили его на детской обуви. Чтобы нагляднее донести до покупателей рекламируемые туфельки, рисовали плакаты. Теперь такой знак на уцелевших ботиночках увидишь разве что в музее обуви где-нибудь в Америке, а вот плакат, напечатанный в 1910 году, сохранился.
Другая кошка, как товарный знак была зарегистрирована владельцем фабрики крахмала Эдуардом Хоффманом в Германии. В конце ХIХ века дело на фабрике было поставлено образцово и на широкую ногу. Реклама (буклеты, объявления в газетах, специальные почтовые открытки и т.п.) доносила до потребителей сведения «о лучшем крахмале для гардин» в самые отдаленные немецкие городки и деревушки. Неспроста была выбрана эмблема знака — белая гладкошерстная кошка, вылизывающая лапку — символ чистоты. Интересен и тот факт, что эта эмблема-кошка удостоилась в 1921 году быть напечатанной на временных денежных знаках достоинством в 50 пфеннингов в городе Зальцуфлен. Но это уже другая, «денежная» история.
http://zoomagazine.ru/arch/5/advertising.shtml
http://graphic.org.ru/steinlen.html