Обращение к читателю |
Если еще кто-то здесь меня читает, сообщаю, что пока прекращаю вещание в Li.ru, так как сосредотачиваю свои Эксперименты в своей Лаборатории Счастья на Вордпрессе. Li.ru меня не устраивает потому, что я пользуюсь Windows Live Writer для постов, а Li.ru не хочет принимать файлы картинок чуть большего размера. А мне лень переделывать.
Велкам в мой основной блог - https://shodashi.wordpress.com/
|
Естественные диалоги. |
Это еще один экспериментальный проект нашей Лаборатории Счастья. Диалоги жизни, обыденности, от которых неожиданно становится тепло и радостно на душе.
- скажіть будь-ласка, як мені загортати скрипку в простиньку?
- як маленьку дитинку. Але що це в тебе? Тоненька простинька. Літня. А треба зимову.
-байкову?
- так, байкову. Розумієш для чого це?
- щоб скрипка не їздила по футлярі?
- так
|
Обращение к Сверхчувствительным |
„Poslanie do Nadwrazliwych” Kazimierz Dabrowski
Перевод Natalia Chapliy
Я восхищаюсь Вами, Сверхчувствительные,
За вашу чувствительность в бесчувственном мире
За неуверенность в уверенности
Я восхищаюсь Вами
За то, что Вы других воспринимаете как самое себя
Я восхищаюсь Вами
За то, как Вы переживаете беспокойство мира,
Его бездонную ограниченность и самоуверенность
Я восхищаюсь Вами
За стремление уберечь руки от невидимой грязи мира
За Ваш страх перед бессмысленным существованием
За чувство такта, когда Вы не осуждаете недостатки других
Я восхищаюсь Вами
За Вашу беспомощность в обыденном
И практичность в неизведанном
За Ваш трансцендентальный реализм и отсутствие жизненной рациональности
Я восхищаюсь Вами
|
Позитивная неприспособленность. Читая К. Домбровского |
Каждого человека интересует - насколько умение приспосабливаться к изменяющимся условиям отвечает психическому здоровью?
Наиболее популярное и распространенное определение психического здоровья как приспособленности к изменяющимся условиям жизни. Казимир Домбровский считает его вредным, социально и морально опасным. Его классификация понятия и термина приспособленности не только теоретически объясняет специфику и тонкость психической сферы, но и указывает на то, как ее качественно реализовать.
Итак, представляю фрагмент книги Домбровского "В поисках психического здоровья", в котором идет речь о четырех группах понятия и термина приспособленности.
|
Что такое психическое здоровье? Читая К. Домбровского |
Моим проводником в необычную психологию стал Казимир Домбровский. Этого польского психолога, психиатра и философа, хорошо известного в Европе и Северной Америке, мне посоветовала изучить руководитель моей докторской диссертации - проф. Мария Шишковская. После того, как я сразилась с необычной для меня терминологией, я увидела очень вдохновляющую философию Здоровья. Наступил такой момент, когда мне захотелось поговорить о ней, прояснить для себя и тех, кому это будет интересно.
Для этого я буду шаг за шагом анализировать книгу "В поисках психического здоровья" Казимира Домбровского.
Итак, сегодня я посвящаю статью общему исследованию того, что такое психическое здоровье в определениях современных Домбровскому авторитетов с его комментариями. Это первая глава книги. Перевод с польского - мой.
|
I beg your pardon for my Hebrew |
Счастье - это общение, это единство душ, это осознание совершенства Мироустройства, это уверенность в величии смысла жизни, это спокойствие и удовлетворенность. Нам так много дано, мы всегда и везде находимся в совершенных условиях для того, чтобы начать жить. Пусть наши души поют и радуются!
|
Адвокаты души |
Когда-то я училась в католическом университете, и то ли на каноническом, то ли на церковном праве нам рассказывали о должности адвоката дьявола. Это название должности института канонизации католических святых. Заданием адвоката дьявола или укрепителя веры (промотор фидеи) было собирать факты и аргументы, которые могли бы помешать беатификации претендента на святость. До недавнего времени ни один процесс не мог быть признан законным, если на нем не было адвоката дьявола.
Противоположное задание у адвоката Бога (адвокатус деи), который собирает доказательства святости - чудеса при участии претендента, духовные подвиги, неординарные поступки.
Неимоверная мистерия - процесс канонизации, когда тут, на земле душе человека выносится приговор, подсчитываются его хорошие и не очень поступки, его жизнь со всей подноготной - как на ладони.
В связи с этим мне пришла мысль, что мы часто к месту и не к месту берем на себя роль адвоката дьявола, когда совершаем процесс суд над другим человеком, осуждаем его, сплетничаем о нем. Легко расправляемся со святостью, духовностью любого встречного, даже если бы к нам пришел Будда - мы бы нашли на него тонну компромата. Но несправедливость в том, что мы отказываем тем, о ком судим, в праве на адвоката Бога. Который бы защитил их, который дал бы им шанс, который снисходителен и сочувствующий. Который видит в телесном облике душу и дает аванс на будущее, чтобы потенциал доброго, светлого, истинного раскрылся и проявился.
Как научиться видеть в других хорошее, намного больше хорошего, чем плохого? Надо поступить в институт, где готовят адвокатов Бога… ; )
|
с новым годом, Ход Вещей |
Каждый гламурный философ в конце года делает какие-то заметки в своем стильном дневнике, чтобы удовлетворить свое чувство долга по отношению к своей миссии: какие задачи выполнены, какие недоделанные за прошлые годы дела все-таки удалось завершить, сколько фотосессий сделано, какие люди нашлись, какие потерялись, какие книги прочитаны обстоятельно, какие “по диагонали”. Это помогает справиться с неуверенностью в собственном смысле жизни, потерянностью в кусках разных картин мира, придает чувство важности маленьким и большим шагам.
Каждому гламурному философу кажется, что он изобрел уникальную стратегию. Стратегию чего-то. Стратегию находить выход из мелких и больших проблем, стратегию переводить стихи с иностранного языка, стратегию не удивляться чудесам, стратегию лавировать между самыми популярными, но не всегда нужными теориями, чтобы не казаться необразованным. Стратегии на самом деле придумывает наш ум, у которого задача озвучивать и объяснять Ход Вещей.
В государстве роль ума, который озвучивает и объясняет Ход Вещей, играют президент и правительство. И ум гламурного философа и мужи государства наблюдают окружающие их картинки – именно так представляется нам Ход Вещей: идет снег, телевизор показывает картинку о войне, сосед по комнате психует, улицы пустые, мужчина хмыкнул, цифры на биржах меняются, модели худые и с помпонами на голове.
Ум смотрит это кино и описывает самому себе, чтобы было понятно – кто есть кто, что есть причиной чего. А есть ли в этом смысл? Есть какой-то. Ум пытается со своей точки зрения и понимания выстроить рассказ, чтобы все участники оправдали свое “место” в картинке. Часто этот рассказ бессмысленный, потому что смысл во всей своей полноте содержится в Истине, которая для обывателя чаще всего является пустым звуком, дикой мистикой. Но речь, которая описывает картинку – творит мир. Также как и картину нашей политической реальности формируют объяснения власти и “экспертов”.
А Ход Вещей, как караван, все идет и идет.
Помните молитву Оптинских Старцев? Ход Вещей и есть Истина, его невозможно постичь умом гламурного философа, политика, эксперта. Как невозможно постичь Бога, Творца, Архитектора Хода Вещей. Но ему можно довериться и вчувствоваться в него.
Думаю, что в Новый год стоит войти с новым намерением – довериться жизни, научиться слушать подсказки Архитектора Хода Вещей, научиться замечать детали и перестать питать вредные иллюзии, которые обычно приводят нас к разочарованиям. Это то, что называют порой жить “здесь и сейчас”, но по существу – это присутствие “везде и всегда”. Что это значит? Это значит, что мы сознательно выбираем стратегию Истинного Я, Истины, которая превышает наше сегодняшнее, телесное понимание и объяснение событий, поведений, ситуаций. Мы доверяем жизни, которая все мудро и справедливо расставляет по своим местам, всем раздает по заслугам. Если укротить свой эгоизм, то можно начать понимать Язык Архитектора, Речь Истины, Законы Мироздания. В идеале. Это, наверное, ни с чем не сравнимое блаженство…
|
на перроне дождь |
Пересмотрела несколько кинодрам, которые по мнению многих психологов отражают наше коллективное бессознательное. Думаю, что даже при чутком руководстве, психоз фильма слишком влияет на обычное сознание. Мои друзья-психологи с удовольствием изучают в таких фильмах всякие девиации, странности сознания, психики (что бы они не понимали под этими словом). Я предпочитаю позитивные решения, преодоления трудностей, уроки и победу жизни.
Ну, например, devon ke dev mahadev!
|
осознание мыслей и речи |
Решила побыстрей прочитать очень заманчивые книги, которые должны поменять мое восприятие своей речи, общения с другими людьми.
Генри Клауд и Джон Таунсенд - Надежные люди
Маршалл Розенберг "Язык жизни. Ненасильственное общение"
Во многих случаях там нет ничего нам неизвестного, особенно новаторского, но сейчас мне интересно все, что касается общения и речи, поэтому книги оказались весьма кстати. Мне нравится видеть какую-то структуру, ясность и четкость для различения моментов, на который обычно и не обращаешь внимание, потому что так принято и привычно – дружить, отвечать за что-то, говорить, оценивать, не слышать другого человека.
Я заметила, что американские наработки веселые – они берут один технический аспект какого-то явления и разрабатывают технику поведения, которая в данных условиях работает, решает какие-то задачи. Утилитарный такой подход. Не морочат себе голову тем, что из чего возникает, картиной мира и т.д. – есть техника, с нее и пляши. Она работает. Мы же все это знаем, в школе учили, мы смотрим иногда слишком широко и хаотически, чтобы такие техники отслеживать.
Так что Надежные люди, Ненасильственное общение – это хорошие техники, стоит на них взглянуть, если мы имеем дело с разными людьми, решаем конфликты, если нам нужно научиться быть дипломатами, чтобы разбираться где-чьи чувства, эмоции, кто за что отвечает, какие люди будут способствовать нашему росту и благу, а какие мешают и почему мы их выбираем. Но не надо забывать и о своей картине мира, которая даст нам содержание нашей свободы, ценности, цели.
#общение, #книги, #речь, #картинамира
|
вахана. vehicle |
Каждый гламурный философ должен иметь какое-то средство передвижения, которое поможет нестись с ветром в даль. Самый простой и экологический – велосипед! Та-дам!
Сегодня это мой верный друг. Цитаделька. В отличии от горских велосипедов, на которых я раньше ездила, у этого особенное положение руля. На него не падаешь всем весом, а сидишь удобно, как прынцесса, гордый городской житель или йог какой-то, которому и спешить-то никуда не надо. Седло, о! это широкое седло! Это не аскетичный вариант, к которому я даже привыкла со времени, когда научилась наново ездить. Это лет может 4 как.
Поездка удивительная, легкая, вдохновляющая, рядом обязательно течет река, а вокруг – горы, тишина. Пахнет чебрецом, водорослями, коровами, небом, елью.
Пока я наслаждаюсь Цитаделькой, очень довольна, мы с ней хорошо легко ладим. Вот на такой птичке, тоже, наверное хорошо
#велосипед, #nokialumia920, #lenovoP780
|
что такое участие в научной конференции |
Вот я не очень понимаю, что такое участие в научной конференции и зачем оно участникам. За многие годы научных занятий я так и не поняла, в чем там прикол. Мне кажется, что это весьма скучное и неэффективное мероприятие. Все мои конференции проходят в Польше, потому что я связана с некоторыми научными философскими, юридическими и психологическими кругами польских альма матерей. Пока я проходила процесс докторизации, я просто мечтала о том времени, когда я смогу уже не быть обязанной принимать участие в этих странных мероприятиях, хотя мое окружение, люди, мудрецы и просто коллеги замечательные интересные люди. Я все время думала и думаю, как можно по-другому вести научное ОБЩЕНИЕ. Я, конечно, тоже странный человек – я люблю технику, интернет, компьютер, книги предпочитаю в электронном варианте, чем в книжном, и, что самое страшное – иногда предпочитаю общение в письменном виде, чем лично.
Тем не менее, колесо сансары крутится, и я опять собираюсь на конференцию. Особенную. Конференцию Философов Славянских Стран. Очень интересная сама идея – в ней принимают участие люди со славянских стран, свои выступления готовят на своих родных языках. Мечта поэта! Это моя вторая конференция. Она начнется уже через неделю, я выступаю в том числе и в роли со-ведущей.
Тему и тезисы к выступлению я подала еще весной. Тему назвала “Тишина между мыслями”, правда на польском языке. В прошлый раз я приготовилась выступать на русском, но в группе были одни поляки и пару словаков, поэтому перешла на польский. На этот раз без раздумий подала тему на польском. На данный момент это как-то мне и не особенно важно. Важно развивать свою тему, пробовать ее на вкус в разных ситуациях, в разных аудиториях и языках. В Польше мне ни разу не приходилось подавать текст статьи до самого выступления, хотя знаю, что в Украине (не знаю, как в России) такая практика – норма. Поэтому чаще всего приготовление к выступлению оттягивается до самой конференции.
На своих прошлых конференциях я старалась сосредотачиваться на вопросах ценностей (положительных, духовных, созидающих и при этом славянских) и на субъектности, то есть на том, что такое человек, чем он движим, что входит в понимание сложного и непостижимого “Я”. Сейчас я хочу продолжить свое исследование человеческого Я в некоторых восточных традициях. Возможно, научно все это звучит не очень привлекательно, а философия вообще сегодня у многих вызывает страх, что ее развитие и вовсе прекратилось. Но каждое наше вопрошание о смысле жизни, о том, зачем мы сюда пришли – уже есть философия. Философия – это очень личностное занятие, интересное, увлекательное. Вот, например, давайте себя спросим, откуда к нам приходят мысли? Куда они уходят, после того, как мы их обдумали?
#конференция, #ФилософияСлавянскихСтран,
|
b&w |
Удивительно развивается мое влечение к изобразительному искусству. Если раньше для меня цветовая гамма была главным стимулом что-то снимать, рисовать, одевать, то сейчас мне интересно смотреть на мир через черно-белый фильтр. Правда, он не чисто черный и белый, там масса оттенков и настроения. Есть и нечто отталкивающее для меня в черно-белых фото – это прошлое, которое уже прошло, но его тени и призраки хранятся в снах, страхах и беспокойствах. Поэтому фотография фотографии рознь. Мои первые пробы изобразить свою повседневность в черно-белых тонах меня очень вдохновили продолжать это делать дальше. Я становлюсь фанаткой мобильной фотографии, хоть я и понимаю, что у нее много недостатков. Но в моем случае, я хочу эти недостатки превратить в настроенческие преимущества.
#lenovoP780
|
медовый путь |
Помните историю о пути пчелы и пути мухи? Пчела несмотря ни на что ищет только мед, а муха увидит дерьмецо – так сразу туда летит посмотреть, что там интересненького. Так и у людей.
|
о чем разговаривать с деревьями |
В детстве у меня было одно знакомое ореховое дерево. Я не умела играть с сельскими детьми, поэтому часто залазила на него, чтобы поиграться в домик. Каждая толстая ветка была отдельной комнатой, и в каждой из них был не более не менее - свой мир. С того расстояния я могла наблюдать за проходящими людьми, оставаясь незамеченной. Потом я выросла, и дерево тоже выросло. Меня мучали экзистенциальные вопросы, дерево тосковало от моих мыслей. На нем родилось множество незавершенных рассказов, поэм, романов с дивными рюшками, бледнолицыми красавицами, страданиями, поисками героями смысла жизни в потусторонних мирах. Все эти тетради, письма, наброски я недавно сожгла в печке. Я думаю, что всей Вселенной стало легче дышать после этого. Мое дерево живет теперь далеко от меня, я любуюсь его родственниками на всех моих путях, во все времена года. Какое совершенство сосредоточено в деревьях. Как много мудрости заложено в самом образе существа, укорененного в почву, и стремящегося к солнцу. Или, может быть, это само солнце пробивается в образе дерева ввысь? Я жила на солнце в образе орехового дерева, оно впитывало мои мысли, и делилось музыкой своего бытия. Ему не надо думать, оно уже есть совершенное, состоявшееся, ему остается только быть. Быть плодоносящим солнечным существом. Я не знаю, о чем бы я разговаривала с деревом, если бы у нас был общий язык, но я вижу, как после заката сад погружается в медитативное состояние, я вижу, как трепещут листья под весенним дождем, я радуюсь, когда дерево превращается в птичий дом, агору, я чувствую, как каждую осень они отправляются в сон. Я нахожу похожие ощущения и состояния в себе, я так же чувствую приливы и отливы соков жизни в своем теле, чувствую свою укорененность в почве и стремление ввысь, к солнцу, к свету. Дерево могло бы мне рассказать о том, что повидало на своем веку, могло бы рассказать, как оно чувствует себя в этом мире. Но дерево не говорит с теми, кто даже не пытается слушать, слышать, понимать. Мы видим в нем средство, фон, украшение. Оно не говорит, оно шепчет прекрасную чушь, смеется, волнуется, беспокоится, мирно сопит, скрипит, вздыхает, томится, замирает…
#дерево, общение
|
река нашептала |
Мы катались на велосипедах вдоль реки. От нее приятно пахло илом, а с гор спускался душистый лесной воздух. В отблесках солнца в реке я увидела, как мужчина страстно обнимает прекрасную девушку на мелководье. Мне даже стало неловко от того, что я их наблюдаю. Но через мгновенье картинка изменилась, и на том месте стоял рыбак с удочкой и увлеченно наблюдал за водой. Я подумала, что для этого мужчины его удочка - это его Шакти, его сознание, его увлеченность, его наслаждение. На данный момент он думает и чувствует через нее. Потом мы помчались дальше, а я радовалась, что попала в такую интересную ситуацию.
#Шакти, река, картинка, сознание
|
МАТЬ |
По горизонтальной линии женственности мы связаны с матерью, бабушками и другими женщинами нашего рода, которые в конце концов мы можем свести к некоей такой Главной Прародительнице. Для нашей жизни очень важно наладить отношения с нашими родителями, чтобы энергетические, духовные и нравственные ресурсы текли бесперебойно и не усложняли нам жизнь разными подсознательными страхами, ложью, апатией, агрессией, чувством вины, жалости и т.д.
***
На практике мы можем попробовать наладить отношения с самыми собой благодаря правильному отношению с родителями. Изучение того, какие отношения правильные - и есть задание горизонтальной линии. Все нужные знания находятся в каждой традиции проверенной времени. В христианской традиции для отношений с родителями отведена особая заповедь. Она нам советует их почитать, чтобы мы долго жили на земле. Очень странная взаимосвязь, неправда ли? В восточных религиях родители - это земные боги каждого человека. Они дарят жизнь, первое наше благополучие, любовь и благословение на будущее. Возможно, не всем легко даются эти отношения, многие в них несчастны, потеряны, обижены. В рамках горизонтальной линии духовного развития мы имеем в нашем распоряжении мудрых наставниц, подруг, правильных психологов, священников, различные практики, медитации для преодоления различных негативных аспектов, мешающих нам установить гармоничные отношения. Важно захотеть и осознать важность этой цели. Во многом благодаря осознанности и гармонии в отношениях мы можем рассчитывать на поддержку и понимание матери и отца в осознании своего предназначения, выборе супруга и воспитании детей.
***
Другая линия, вертикальная, выстраивается, когда мы обращаемся к Вселенским женским силам, которые дали возможность нам, по их образу и подобию быть женщинами. Есть учения и религии, которые прямо называют эти силы - Шехина в иудаизме, Шакти в индуизме, в буддизме Тара. Есть религии, которые на них косвенно указывают, христианство, например, дает нам примеры праведных женщин, прежде всего это почитание Борогодицы. Нельзя строго-настрого указать, к кому нам обращаться, это очень личное дело. Но когда мы только обратим наши взоры и мольбы к близкому нам образу, ответ не заставит себя долго ждать.
***
Женственность - это милосердие, любовь, опека, воспитание, вдохновение, уют, нежность, отзывчивость, тепло, защита, оберег. Кто как не Изначальная Мать воплощает все эти качества? Кто как не Она воплотился в нашу прародительницу, кто как не она пытается осознать себя саму в нашем сегодняшнем теле?
#Богородица #Шакти #Шехина #вертикальный и горизонтальный пути #вертикальный путь #горизонтальный путь #женственность #мать #нравственность #родители
|
Женщины и политика |
Мне нравится, что сейчас так много пишется и говорится о женственности, о том, что женщины созданы для того, чтобы быть красотой, добром, нежностью и вдохновением этого мира, а не бизнес-воительницами, остервеневшими гордыми одиночками и в итоге - глубоко несчастными существами без роду и племени.
Мне даже нравится думать, что быть женщиной на этой планете - это весьма волшебное приключение. Столько прекрасного можно сделать: вдохновлять мужчин, украшать мир, исцелять окружающую среду, разрушенные сердца, нервы, сознания. Женщина может стать доброй созидающей силой.
На самом деле женственность - это и есть все вышеперечисленное, и каждое существо женского пола является носителем этой доброй созидающей силы.
***
Но есть и другой облик женственности.
Это исступлённая жестокость, это дурман безумия, это разрушающая все на своем пути неудержимая ярость, ядовитые равнодушие и ревность.
Когда толпы моих подруг и знакомых за считанные дни превратились в виртуальных и реальных революционеров, мне стало грустно. Разве политика и политики стоят того, чтобы посвящать им свое драгоценное внимание и энергию? Меня поразили два факта - массовость увлечения политикой молодыми женщинами и категоричная ненависть к согражданам, родственникам, друзьям, имеющим иную точку зрения.
Я уже не говорю о том, что опираясь на все доступные нам источники информации, невозможно выработать хоть более-менее четкую картину происходящего; никакие предпочтения активных граждан не учитываются в ходе политической борьбы, а используются в качестве дымовой завесы для хитрых манипуляций олигархов; а для разговоров об обустройстве государства надо иметь соответствующее образование и опыт, а не домыслы, эмоции и страхи.
***
Эта псевдополитическая эпопея высвободила массы злой энергии, которая опустошает умы, семьи, города и лишает веры в будущее. Печально, когда вместо того, чтобы заниматься развитием общества (начиная с себя и своей семьи), экономики, культуры, духовного совершенствования, все внимание, вся энергия брошены в грязь сплетен, манипуляций, распрей, ненависти и страха.
Мне печально, что женщины позволили, чтобы ими так легко воспользовались.
Но я вполне могу понять, почему так происходит. Вся проблема заключается в смысле жизни, а точнее в его отсутствии.
Бог, Вселенная, Природа дали нам смыслы, а история их у нас отнимает. Я не хочу кого-либо обвинять. Это неблагодарное занятие. Но мы можем проследить моменты, которые отнимают у нас смысл жизни и делают нас уязвимыми.
***
Что формирует наши представления о мире, о нас самих, о том, как все "должно быть"? Прежде всего - наше окружение. Начиная с самого рождения, мы, как губки, впитываем все, что видим, слышим, мы имитируем поведение родителей, друзей, принимаем то, что созвучно нашим предпочтениям и отбрасываем то, что считаем нелепым. Насколько критично мы относимся к собственным знаниям и убеждениям? Сомнение и критицизм возникают только тогда, когда эта картина мира становится источником неудовлетворения, а прежние ценности и смыслы не находят больше отклика в нашем сердце.
Сложно объективно взять и переоценить все-все, что нам было заложено в сознание словами, полунамеками, впечатлениями, завистью, обидой, непонятным поведением, категорическими упреками и ультиматумами. К чему-то нас влекло, что-то нас очаровывало, интересовало.
Во всем этом так сложно отыскать себя, свое предназначение. Всем нам хочется быть счастливыми, но когда мы задумываемся о том, что нам надо для этого делать, в голове появляется множество голосов: советы родителей, бабушек, горький опыт ошибок, убеждения подруг, звон церкви, страх перед начальством, неудовлетворенность в отношениях, заботы о детях и т.д. И где во всем этом наш собственный голос? В чем счастье?
Мое поколение женщин имело возможность получить образование, о котором мечтали наши родители. Опыт общения с другими культурами, поездки заграницу, Интернет - все это дало нам предпосылки для сногсшибательной карьеры. И одновременно возложило на нас большие ожидания родителей и учителей. А мысли о том, чтобы просто быть домохозяйкой, заниматься детьми, стали бы огромным разочарованием для дорогой публики.
По воле судьбы женщины с такими "возможностями" все-таки заводят семьи, рождают детей. А чувство обязанности перед ожиданиями, страх перед упреками об утраченных шансах, карьере вносит в семейную жизнь смутное неудовлетворение. Женщины пробуют "делать карьеру" в семье - подчиняют мужа и детей своим капризам, взваливают уже на них груз ожиданий и нереализованности.
***
И тут подворачивается такая возможность - Революция! Несправедливость! Угроза нашим детям! Все на баррикады!
Все ценности, всю свою энергию и аналитические способности женщины бросают на то, чтобы САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ, оправдать все ожидания, порвать с пассивным домоустройством, доказать свою причастность к современности, обновить свои связи в соцсетях и обрести новых друзей, с которыми так удивительно легко общаться. Так бодрит осознание общего врага…
И ведь не хочется думать о том, что кто-то внедрил нам мысль о враге, что весь этот разговор о справедливости - чистая иллюзия. Внедрение произошло на уровне всех этих неудовлетворенностей, затронутых эмоций и чувств. Кто-то удачно нажал на наши архетипические кнопки, воспользовавшись нашей БЕЗДУХОВНОСТЬЮ и потерянностью, всучив нам мнимый смысл жизни и адскую борьбу с миражами.
Но мнимые цели и ценности могут ввергнуть нас только в ненависть и агрессию. Ведь в нашем ограниченном теле дремлет бесконечное сознание, а душа судорожно ищет источник смысла жизни. Нас обманули, и чем бы не закончилась политическая потасовка олигархов, никому счастья она не принесет. Только тоску и депрессию.
***
Зло в политике имеет свою устойчивую последовательность. Зло - это ложная идея, которая противоречит развитию, труду, творчеству, общности, нравственности, экологии. Мы с детства знаем, что добро всегда побеждает зло. Наше задание - развивать идею добра. Идею конструктивную, утверждающую жизнь. Мы должны не столько уметь бороться "против" кого-то или чего-то, но знать для кого и для чего мы живем, к чему мы стремимся, как сделать общество счастливым. Надо думать не только о своих эгоистических потребностях, но и о том, что вокруг нас есть много социально уязвимых людей. Это дети, пенсионеры, одинокие, безработные, больные физически и психически, многодетные и другие, которые во многом зависят от других в своей жизни. Мы не должны вычеркивать их из жизни государства и из своей жизни. В любой момент мы или наши близкие можем присоединиться к этой группе. Государство - это огромный организм. Мы должны чувствовать когда организм болеет, где источник его слабости, как его исцелить. В этом нам поможет и наша интуиция, и наше творчество, и наша сила, и наша молитва.
***
Мне хочется, чтобы женщины были не столько умными, эмоциональными, импульсивными, сколько мудрыми. Мне хочется, чтобы мы развивались духовно. От нас многое зависит. От нашей умиротворенности, мудрости, нашего света и любви зависит все. И политика в частности. Нам не надо участвовать в политических процессах. Это разрушит нас, наши семьи и общество. Нельзя заменять личную жизнь, особенно несчастную, политической активностью. В "эфир" вырываются все наши неудовлетворенности, личные неприязни, личные предпочтения, которые не имеют ничего общего с общественным благом. Надо помнить, что спасение мира надо начать с себя. Давайте влиять на политику собственным духовным и нравственным развитием. Я думаю, что даже воздух в нашем окружении от этого поменяется, люди будут ним вдохновляться и заражаться добром и красотой.
|
времена жизни |
Есть время человеческое и есть время дикое. В детстве, подрастая среди северных лесов, я не знала, что есть четыре времени года, и думала, что их десятки: время ночных гроз, время зарниц, время лесных костров, время крови на снегу, время заиндевевших деревьев, согнувшихся деревьев, плачущих деревьев, блестящих деревьев, бородатых деревьев, время деревьев, которые покачивают только верхушками, и время деревьев, которые роняют своих детей. Я любила время искрящегося снега, курящегося снега, скрипящего снега и даже грязного снега и каменного снега, потому что это значило, что скоро придет время цветов на реке.
Эти времена походили на важных и высоких гостей, и каждый посылал своего гонца: открытые сосновые шишки, неоткрывшиеся сосновые шишки, запах прелых листьев, запах дождя, потрескивающие волосы, гладкие волосы, пышные волосы, свободно закрывающиеся двери, тугие двери, двери, которые совсем не хотят закрываться, стекла, покрытые морозными узорами, стекла, покрытые цветочными лепестками, стекла, покрытые желтой пыльцой, стекла, запятнанные клейким соком. И у нашей кожи тоже были свои циклы: она бывала пересохшей, потной, шершавой, загорелой, мягкой.
К.П. Естес "Бегущая с волками"
|
(What Ivan Knows That Johnny Doesn't |
Ярослав Огнев - Что читает Иван?
Что читает Иван? 0gnev 29 апреля, 2008 "Time", США. Статья опубликована 17 ноября 1961 года. Деятели в сфере образования США не могут не признать, что Россия умеет готовить высококвалифицированных ученых и инженеров, но при этом они утешают себя теорией, согласно которой советские школы ничтожно мало внимания уделяют гуманитарным предметам, которые якобы в американских учебных заведениях преподаются блестяще. Английский профессор Артер С. Трейс-младший (Arther S. Trace Jr.), сотрудник центра по изучению России при Университете Джона Кэрролла в Кливленде, задался целью 'развенчать эту иллюзию'. На этой неделе вышла в свет работа Трейса 'Что знает Ваня, и не знает Джонни' (What Ivan Knows That Johnny Doesn't), в которой он сравнивает учебники России и США по гуманитарным предметам. Профессор высказывает мнение, что этими дисциплинами в американских школах 'преступным образом пренебрегают', в то время как русские дети 'получают гораздо более глубокие знания' в этих областях. Спот против Толстого Ключевым фактором, по мнению Трейса, является раннее обучение детей чтению. В России дети начинают учиться в школе в семь лет, на год позже, чем в США. Но благодаря фонетическому методу обучения чтению они за несколько недель осваивают все буквы своего кириллического алфавита. А затем все ученики - и одаренные, и тугодумы - начинают заниматься по стандартному учебнику для первого класса, словарный запас которого составляет 2000 слов. Для сравнения, в широко применяющемся американском учебнике начального уровня 'Играй вместе с Диком и Джейн' (Fun with Dick and Jane) словарный запас не превышает 158 слов. Вот Вам пример: 'Смотри, как я бегу, - сказала Салли. - Смотри, как бежит Спот. Ой, как весело!'. Русские по сути дела предпочитают этому 'веселью' более серьезное содержание. Русский ребенок, осваивая букварь, конечно же, подвергается воздействию пропаганды. Он читает сусальные рассказы о любви Ленина к детям. Ему внушают, что он должен быть опрятным, усердно учиться, говорить правду, кормить зимой птиц, помогать старушкам переходить через дорогу и заботиться о папе, когда мама на работе летает на аэроплане. Но он также узнает о жизни муравьев, пчел и белок. Его учат, как посчитать, сколько грибов на полянке, сколько птичек на ветке, а также как распознать следы зайцев, лисиц и волков. Не меньше трети этого учебника составляют самые настоящие литературные произведения - стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русские басни и семь коротких рассказов Льва Толстого, в том числе русский вариант сказки 'Златовласка и три медведя'. Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику - до 8000 слов. Бумага дешевая, зато проза - богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всем, от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и как взрослым объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей - Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по 'базовому' учебнику со словарным запасом менее 1800 слов: в нем 'дается идеальный образ среднего класса' со схематичными мамами и папами, живущими в 'гипотетическом и стерильном мире', пресные истории, написанные тремя никому не известными женщинами. 'Ни одного нового слова' Причина подобных ограничений кроется в американском строгом правиле 'контроля над словарным запасом' - каждому читателю полагается выучивать новые слова очень маленькими порциями. Эти правила 'просто восхитительны', пишет Трейс. Авторы самых распространенных учебников для чтения с гордостью заявляют, что на протяжении 100 или более страниц, Вы не найдете ни одного нового слова, ученики вынуждены бесконечно повторять уже усвоенные слова, и рассказы естественно получаются ужасно скучными. Трейс называет их 'пресными, банальными, бессодержательными и бессмысленными'. Критическим замечаниям Трейса вторит еще одно исследование, которое недавно опубликовали семеро негодующих экспертов в области обучения чтению из США, Великобритании и Канады. Этот труд, который называется 'Завтрашние безграмотные' (Tomorrow's Illiterates), вышел под редакцией английского профессора Чарльза К. Уолкатта (Charles C. Walcutt) из нью-йоркского Квинз-колледжа. Уолкатт приводит одну распространенную серию учебников для начальной школы как типичный пример 'контроля над словарным запасом': в конце первого класса, ребенок, после четырех учебников, выучивает 235 новых слов, при этом на уроках прочитывается 7 257 слов текста. Уолкатт и его коллеги попытались разобраться, откуда взялась методика 'смотри-как-бегает-Спот'. Как выяснилось, она явилась вполне понятным ответом на учебники для начальной школы XIX-го века. В те времена школьникам приходилось продираться сквозь предложения вроде: 'Существует значительное количество множественных факторов, позволяющих прогнозировать всплеск энтузиазма'. В 1838 году Гораций Манн (Horace Mann), известный своей реформаторской деятельностью в сфере образования, с возмущением писал: 'В наших школах подавляющее количество учеников начальных классов не понимают значение слов, которые они читают'. Y значит Monkey Правда, в те времена дети могли произнести и слитно, и по буквам эти малопонятные слова. С помощью фонетического метода обучения чтению они могли составлять из букв слова. В ходе реформ, пик которых пришелся на 1930-е годы, учителя стали меньше уделять внимания буквам, и больше словам. В результате появились новые обучающие методики - ' посмотри и произнеси' и 'целое - слово'. Согласно этим методикам детям нужно было сначала увидеть слово целиком и только потом членить его на буквы и звуки. К сожалению, учителя сосредотачивали свое внимание на первом этапе и редко доходили до второго. Для того чтобы оправдать необходимость внедрения этих методик, было проведено множество всевозможных 'исследований'. Труды таких экспертов, как Артур И. Гейтс (Arthur I. Gates) вроде бы доказывают, что дети распознают слова по визуальным подсказкам. Например, говорит Гейтс, когда дети видят 'хвостик' (или букву 'у') в конце слова, они знают, что речь идет о 'monkey'. Правда, потом детишкам предложили по той же схеме распознать 'два глазика' в слове 'moon' - результат получился предсказуемым. Поскольку буквы для детей утратили свое значение, 'moon' превращалось и в 'boon', и в 'loon' и в 'soon'. Противники этих методик говорят, что теперь американские школьники неизбежно будут при чтении делать ошибки в схожих словах - 'bolt' вместо 'blot', 'bouquet' вместо 'banquet', 'cottage' вместо 'college' и т.д. и т.п. Сторонники метода 'посмотри - произнеси' утверждают, что 'контроль над словарным запасом' был введен как раз для того, чтобы избежать подобных ошибок, так как он позволяет ученикам сконцентрироваться на небольшом количестве 'безопасных' слов. Когда это не сработало, эксперты изобрели тест на 'готовность к обучению чтению', который, по сути, представляет детей тугодумами. Эти 'исследования' доказали, что ребенок готов учиться читать, только когда ему исполняется шесть с половиной лет, пусть даже здравый смысл нам подсказывает, что многие дети страстно хотят научиться складывать буквы в слова уже в четыре с половиной года. В результате, говорит Уолкатт, 75% американских школьников читают не так хорошо, как должны были бы, и 'как минимум 35% из них серьезно отстают'. Лесси против Гекельберри Трейс подтверждает свои выводы сравнением методик преподавания литературы и истории после начальной школы. Например, говорит он, американские пятиклассники читают отрывки из 'Леси возвращается домой', а русские пятиклассники - Гекельберри Финна. Трейс обнаружил, что 45% изучающих английский язык советских семиклассников знают английскую литературу лучше, чем их американские сверстники. Он подробно останавливается на серьезном преподавании истории в России; одним из типичных вопросов для шестиклассников является просьба перечислить причины Пунических войн. Не переборщили ли Трейс и Уолкатт? Не слишком ли пессимистичную картину рисуют их исследования? В США найдутся чиновники от образования, которые заявят именно это. Но все больше учителей начинают осознавать, что школы США отчаянно нуждаются в учебниках, где не будет место скучным банальностям, и которые помогут детям значительно обогащать свой словарный запас. _______________________________________ СССР: литература правды ("Time", США) Пастернак: страсти по Живаго ("Time", США) Спасти рядового Ивана ("The Guardian", Великобритания) Где же ты, Иван Драго? ("The Washington Times", США) Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне ("The Chicago Tribune", США) Толстой ("The New York Times", США) Уход Толстого ("The New York Times", США) Граф Толстой (Gazette de Lausanne", Швейцария)
|