хорошо пишет
Томми Байер "Аквариум".
Говорят, что немцы бедны духовно, что жизнь тела и жесткое рацио у них превалируют над потребностями души. Третий роман немецкого писателя Томми Байера, выступает в роли морально-этических весов, взвешивающих плотское и духовное, чтобы, в конце концов, провести границу между нормальным и ненормальным, противопоставить эти понятия и вновь смешать.
Оба героя романа - люди со сломанной жизнью и неотступным прошлым, которым продолжают жить. Бывший звукоинженер Барри около года назад вместе со своей девушкой попал в аварию, в которой чудом выжил, девушка же разбилась насмерть. В прошлом у Джун - болезненно-извращенная связь с алжирцем, попытка самоубийства и автокатастрофа, в которой алжирец погиб, а она осталась на всю жизнь прикована к инвалидному креслу. Джун и Барри живут в соседних домах, а Аквариумом прозвали квартиру Джун с огромными стеклянными окнами, в которых можно увидеть столь много интересного. Подглядывание друг за другом превратилось в пикантную игру, затем к этому прибавилось и виртуальное общение через Интернет, а кончилось все любовной коллизией. И было только одно неизменное условие - не встречаться друг с другом. Надо сказать, что поражает больше всего не столько необычность ситуации (а роман и в самом деле абсолютно неординарный), сколько давящая атмосфера тотального одиночества, так как, выпав из жизни, герои живут, будто в вакууме, какого-то непроходящего отчаяния и невозможности будущего. Непреодолимые флегматичность и инертность главного героя, превратившие его жизнь в печальное созерцание мирских сует, а его самого в "свидетеля". И просто море тоски. Однако все не так просто и совсем не так, как кажется. Лгут все. Алжирец лжет Джун, а Джун лжет Барри. Драма на лжи, наконец, лопнула.
Шестому чувству, чувству взгляда, Томми Байер посвятил свой роман и придал ему тонкий вкус художественного эротизма. Конечно, визуальными контактами он не ограничился, чего стоят одни сны Барри, трактовать которые впору разве что только Фрейду. Эстетствуя в этой области, Байер пишет на границе здорового вуайеризма и болезненного извращения, однако, чувство меры и несомненное присутствие художественного вкуса не позволяют роману скатиться до второго и превратиться в порнографию. Местами роман напоминает "Пианистку" Эльфриды Елинек, только помягче, и с креном в морально-нравственную сторону. "Аквариум" - это по-немецки жесткая проза, написанная четким и ясным языком, но, замечу, не допускающим ни слова нецензурщины. Серьезный и глубокий роман, над которым хочется задуматься после прочтения. И уж точно история о необыкновенных людях с необычной судьбой запомнится надолго.