-Рубрики

 -Я - фотограф

Из пластиковых бутылок

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Shepolga

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мамаша_Кураж

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей: 2872
Комментариев: 358
Написано: 3435


Обрядовые

Суббота, 09 Апреля 2011 г. 01:16 + в цитатник

Обрядовые куклы

отсель -http://kukla-dusha.net

 

Это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям. На этой станице я буду рассказывать о куклах и обрядах с ними.

 

 
 
Д.К.Зеленини "Восточнославянская этнография" 
 
 
Восприятие природы как живого организма, который не только живет особой самостоятельной жизнью ( аниматизм), но также одушевлен и наполнен различными духи ( анимизм) ,- это восприятие довольно хорошо сохранилось у восточных славян и теперь не существует неодушевленных  предметов : они верят , что камни растут, деревья разговаривают, звезды присматриваются к судьбам людей. Такая персонификация – не просто поэтические образы, люди глубоко верят в это. Однако такая вера выражена в недостаточно конкретных  формах, и нередко бывает трудно установить , имеем ли мы дело с анимизмом или аниматизмом. Если же взять мировоззрение нынешних восточных славян в целом , то в нем несомненно преобладает анимизм, причем за отдельными силами природы в большинстве случав скрываются духи умерших . Эта категория духов в очень значительной мере завладела мировоззрением восточных славян, вытеснив другие виды духов.
   Из всего сказанного естественно возникает вопрос :какова роль христианства в мировоззрение восточных славян? Ошибочно думать, что в массе своей восточные славяне – нехристиане или что они совершенно официально противопоставляют себя христианству. Разумеется, они вовсе не стремятся проникнуть в суть христианских догм т очень мало ими интересуются. Напротив, христианская мораль им гораздо доступнее и ближе. Однако самое большое знание   имеют для восточнославянского крестьянина церковно-религиозные обряды. И тем не менее даже истинный христианин сознательно или бессознательно придерживается принципа доверия : «Бога люби, но и черта не гневи». В соответствии с этим принципом он всегда готов совершить обряд. Который он считает нехристианским и даже враждебным христианству. При всей своей ненависти к черту он всегда готов оказать ему всяческое внимание, дабы не создать себе в его лице мощного врага. Кроме того,  он совершает те обряды, которые должны защитить его от языческих божеств его соседей, например финноязыческих народов.  Это своего рода акт самозащиты. Вообще большая часть магических обрядов , так же как и культ покойников, не считаются ни враждебными христианству , ни нехристианству .  При этом речь идет о чисто христианских предметах и символах , таких, как ладан, иконы, крестное знамение,  молитвы. Следует заметить , что многие обряды и предметы, связанные с православной церковью, воспринимается теперь как чисто магические : можно сказать, что она внедрилась в архаическую магическую психологию. Так , например, чтобы отомстить врагу , в церкви перед иконой Иоанна-воина ставят свечку вверх ногами: чтобы новорожденный ребенок не умер, его перед крещением заворачивают в полотно под купелью. 

СЕМИК

Семик и Семичиха

         
 

 

Рассказывала о них Агаева Ирина Владимировна, известная тульская кукольница, которая много времени и сил посвятила этнографическим сборам кукол в Тульской губернии.

 

Кукольную пару Семика и Семичиху делали к празднику Семик, на Зеленые Святки.
Праздновали Семик на седьмой четверг после Пасхи и перед Троицей.

 

     
 
       

Куклы Семик и Семичиха

…С утра начисто убирали жилище и красили яйца в зеленый цвет (в разных местностях красили по-разному - авт.), а девки приносили воду и клали туда березовые ветки. Эта вода считалась живой, очищающей…Ею поили и животных.
Так же как и на зимние Святки, ходили по домам ряженые. Это были молодые люди, которые песнями и прибаутками желали добра хозяевам дома, проводили разные игры и устраивали представления от лица куколок, которых носили с собою.
Этих кукол называли Семик и Семичиха. Они олицетворяли собой состоявшихся хозяина с хозяйкой, мужа с женой.

Семику снимали шапку, как будто он здоровается, и произносили хвалебную хозяевам речь, с разными всевозможными пожеланиями, в том числе и шуточными угрозами, как если хозяева дома не отдарятся перед гостями, то ряженые имеют право напакостить скупым и не приветливым хозяевам.

Хозяева отдаривались в ответ крашеными яйцами и всевозможными угощениями. В складчину на улице жители делали огромную яичницу, а скорлупу развешивали на деревьях.
Вечером проводились гуляния, а Семик с Семичихой наблюдали за этим со стога сена, куда их относили после «колядований» ряженые.

 

http://bibliotekar.ru/

Этнография праздника
 

Из книги А.Н.Афанасьева «Мифология древней Руси.2005 г. Из-во «Око» стр. 600

 
«Четверг, в который празднуется Вознесение, и в четверг, предшествующий Троице (так называемый Семик, потому что бывает на седьмой неделе после Пасхи), получили в глазах народа особенно важное значение по связи четверга с культом громовника. …
В великорусских губерниях собираются на Семик в леса и рощи, поют песни, завивают венки, срубают молодое березовое дерево и наряжают его в женское платье или обвешивают разноцветными лентами и лоскутьями. Затем следует общий пир, изготовляемый вскладчину или ссыпучину, т.е. из мирского сбора муки, молока, крашеных яиц и других припасов, на покупку вина и пива назначаются денежные взносы. По окончании пиршества подымают наряженную березку, с радостными песнями и плясками несут ее в деревню и становят в избранном с общего согласия доме, где она и остается гостейкою до Троицына дня. В пятницу и субботу приходят навещать гостейку, а в воскресение выносят ее к реке и бросают в воду. Тогда же пускаются по воде и семицкие венки….»


В Доме Ремесел Заповедника  есть мастерская Народной куклы, которая делает кукол для участия в праздниках Заповедника и проводит обучение народной кукле.

 

Куклы с занятий в Москве

РАДОСТЬ

Птица Радость

 

Кукла применялась в обряде  Закликания Весны – этот обряд существовал до войны в Тульской губернии, Алексинского р-на, берег реки Оки.
 
 
  Рассказывала об обряде мастерица кукольница из Тулы
Агаева Ирина Владимировна.

 

Обряд проводили замужние женщины, они были главными участниками обряда. В обряде могли принимать участие и их дочери. Для обряда женщины надевали яркие, нарядные одежды,  украшения. Особенно нарядными были головные уборы, сороки, разного вида, украшенные перьями, отороченные мехом, похожие на птиц.
  Женщины выходили в поле и закликали Весну.

  Заклички были такие:
 
 
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам
Принесите к нам
Лето теплое,
Унесите от нас,
Зиму холодную,
Нам зима холодная,
Надоскучила,
Руки ноги отморозила!
 
Жаворонок, жаворонок,
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
 
Жавороночки – полевочки
Прилетите к нам,
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
 
Весна, Весна, красна!
Приди, Весна, с радостью!
С радостью, с огромною милостью!
С льном большим, с корнем глубоким,
С хлебом великим
Весна, Весна, на чем подошла?
На чем подошла, подъехала?
На сошечке, на бороночке,
На веничке.
 

 

Если во время обряда птица садилась на женщину, то считали, что весь год у нее будет счастливым, удачным.

Этнография праздника.
 
 
А.Н.Афанасьев «Мифология Древней Руси»
Из-во «Эксмо» 2005 год стр.600.
 

   «Призыв Весны начинался с 1 марта; дети и девицы влезают на кровли амбаров, всходят на ближайшие холмы и пригорки и оттуда причитывают:»Весна, Весна красная!Приди, Весна, с радостью, с великою милостью…»На 9 марта,когда( по народной примете) прилетают жаворонки, поселянки пекут изображения этих птичек, обмазывают их медом, золотят им крылья и головы. Сусальным золотом и с такими самодельными жаворонками ходят закликать Весну.
Благослови, мати,
Весну закликати,
Зиму провожати!
Зимочка  - в возочку,
Летечко – в човночку.
То есть Зима отъезжает по сухому пути – на возу, а Лето приплывает на челне. Пользуясь весенним разливом вод.
В старину закликание Весны должно было сопровождаться жертвенными приношениями.И до ныне 1 марта, на утреннем рассвете, болгары выходят встречать Весну с нарочно приготовленным круглым хлебом; наши поселянки расстилают на поле новый холст, кладут на него пирог и, обращаясь на восток, говорят, «Вот тебе, матушка Весна!» Затем, оставив свои дары под открытым небом, они возвращаются домой, с надеждою, что матушка Весна оденется в новину  и за принесенные ей хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли…..»

 

Сороки. Из материалов сетевого семинара Русские Народные Праздники

 

Источник: Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого

календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб: Искусство-СПб, 2001. – С.

 

Сороки (СОРОКА СВЯТЫХ, СОРОК МУЧЕЛЬНИКОВ). Народное название дня памяти Сорока мучеников в православном церковном календаре (9/22 марта…..

  По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 птиц «вырия»,  первой из которых был жаворонок или кулик. На юге России существовала поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принес воду [весну] из неволья». При этом жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников, по народным представлениям, не означали наступление весны. В народе говорили: «они никудышные, прилетят и смерзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий». На чье поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. В большинстве русских губерний жаворонок занимал центральное место в обрядности встречи весны… Чтобы приблизить ее приход, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек - жаворонков, которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, с ними закликали весну…

Хотя день Сорока мучеников часто считали началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и заморозки. В некоторых местах бытовала легенда, что весенними утренниками наказали людей сорок праведников, замученных в Севастийском озере. «Сорок мучеников торят путь-дорогу сорока утренникам», «Сорокмучеников - сорок утренников», - говорили крестьяне, полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето. ….

Также, чтобы обеспечить благополучие скота, в некоторых местах в С. давали животным кусочки специально испеченного пирога или жаворонка. В Вятской губ. отсчет последних весенних заморозков соединился с ритуальным закармливанием скота. Здесь хозяйки на С. пекли по 40 маленьких пирожков из пресного теста, называемых «мушленники» или «мусленники»… С их помощью отсчитывали заморозки, в каждое морозное утро такой пирожок съедали или бросали скоту, при этом верили: если пирожки закончились, то заморозков больше не будет.

В Сибири день Сорока мучеников считали исключительно «праздником баб и девок», которые, почитая его, не работали, в то время как мужики и парни продолжали выполнять повседневные нетяжелые работы. Возможно, это объясняется ведущей ролью женщин в обрядах встречи весны…

 

 

 

Жаворонки из теста

Некрасовских жаворонков привезло в Заповедник ОРНК, которое проводило этнографические сборы, на семинаре "Замуж за реку" Закличка  Весны в Заповеднике Заповедника народного быта.

 
мы научились их делать.
ОНК в Тирасполе проповодило праздник Закличку Весны, ребята пекли и запускали жаворонков, об этом можно прочитать на станице 

    Некрасовские жаворонки
   

         http://tivergrad.livejournal.com/
 
 
."...А затем, уже ночью мы стали печь жаворонков. О жаворонках я размещу отдельную статью.
Я пока не понимаю до конца, почему они меня так за душу берут. Я вообще не люблю печь, с тестом возиться не люблю и не умею. А тут все наоборот. Мне так радостно было их делать. При этом я немного волновалась вначале, чтобы все получилось. Но потом стала легко. Аня, ее дочка Настя и Даша, помогали мне месить тесто. Я немного больше чем надо масла налила (или оно было просо домашнее и жирнее, чем магазинное). Но мы добавляли муки, и у нас все получилось. Потом, мы позвали мужиков наших. Они вроде бы сначала посмотреть хотели, а потом взяли все себе по кусочку теста и тоже давай лепить. Мы сначала сделали уральских жаворонков, а потом некрасовских стали делать. Пока делали, перед нами лежали два жаворонка, которых я привезла с Заповедника..."

 

Фото кукол, которые сделали мои ученицы  на занятиях в Москве

 

Серия сообщений "обереги":
Часть 1 - Куклы-обереги на все случаи жизни! МК
Часть 2 - Очистительная кукла. Мастер-класс
...
Часть 16 - Теория
Часть 17 - О доле
Часть 18 - Обрядовые
Часть 19 - ОБРЯДОВЫЕ продолжение
Часть 20 - обрядовые продолжение 1
...
Часть 44 - Птица счастья из бересты.
Часть 45 - Исконно-русские куклы-обереги...
Часть 46 - Кукла "Коляда". Обережное рукоделие. Мастер-класс.



Процитировано 7 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку