-Рубрики

 -Я - фотограф

Из пластиковых бутылок

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Shepolga

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мамаша_Кураж

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей: 2872
Комментариев: 358
Написано: 3435


О доле

Суббота, 09 Апреля 2011 г. 01:05 + в цитатник

отсюда - http://community.livejournal.com/tn_kukla/34577.html?view=1511953#t1511953

, слова автора поста:

О Долюшке, или, как ее еще называют, «Куколке на счастье», написано немного. Самые верные слова нашла </a></b></a>[info]mua_katenka: «Эта куколка-загадка: вроде игровая, да не совсем, вроде обережная, да не только, вроде близка к земному миру, да из потустороннего. Думали мы, гадали, какое же на самом деле реальное значение у этой куколки (ведь известно о ней очень мало), кроме того, что она подружка-помощница, мышка-норушка... и пришли к выводу, что она помогает определиться с местом в этой жизни, т.е. занять свое. Ведь это так важно – быть на своем месте, тогда и в душе ладно, и снаружи мир, и с близкими хорошо» (1). Не знаю, на чём основывались предположения тех, кто «думал и гадал», но они очень близко подошли к истине. По крайней мере, истине в том виде, в котором она представилась мне после прочтения книги Елены Левкиевской «Мифы русского народа» (2), а конкретно – главы «Доля» в разделе «Духи судьбы, болезни, смерти».

Вот что она пишет о доле, судьбе в понимании славян:

«Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – определенным количеством блага, которое включает в себя сроки жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, – доля, у-часть, у-дел (от глагола делить) – показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, – одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. /…/ Подобное понимание судьбы, сравнимое с образом хлеба, разделенного ан части, характерно для всей восточнославянской культуры, но лишь в украинской и, очень слабо, – в белорусской традициях оно воплотилось в конкретном мифологическом образе Доли.
Доля – олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. /…/ Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую – Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами».

Это противопоставление прослеживается и в «кукольной традиции» как части Традиции общей. Наряду с куколкой-Долюшкой, одной из самых «светлых» традиционных кукол, существует обережная кукла Недоля, которая крутится целиком из старой ношеной тряпки с наговором болезней и других проблем, мучающих человека, и затем сжигается. Не случайно, связав Долюшку с Живой, а Недолю – с Марой, светлым и тёмным ликами Судьбы, я поместила их на диаметрально противоположных концах годового Коло: изготовление Долюшки приурочила к Живиному дню (Живиной ночи) 31 апреля/1 мая, а Недоли – к Мариному дню, отмечаемому 9 ноября. В славянской Традиции именно на Марену Зимнюю принято сжигать старую наговоренную одежду, с которой Мара забирает всё плохое – полное соответствие с обрядовым использование куклы Недоли!

Но кто же такая Доля? Как ее представляли себе наши предки?

«…Доля – это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылем в руке; или женщина с распущенными волосами; Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина – здорового черного мужика, работника – облик кобылы. /…/ Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены… /…/ Белорусы верят, что Доля – это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют ее (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости».

Маленький человечек, красивая девушка, в красивой одежде, с длинными волосами… Никого не напоминает? Это же и есть наша Долюшка – Доля богатого, счастливого человека! Но есть у нее и другие, менее привлекательные лики… Получается, что, изготавливая Долюшку, мы выполняем сразу несколько задач.

Во-первых, «проводим диагностику». Это свойственно работе со всеми обережными куклами. Если у «хозяйки» (или у того человека, для которого изготавливается кукла) есть какие-то серьезные проблемы с Ладом в душе (а отсюда, как правило, – и болезни, и невезение, и житейские неприятности), то и куколка получается «неЛАДной», а то и вовсе «не идет». По «настроению» куклы, легко улавливаемому даже новичком в «кукольном деле», по ее дефектам или «затыкам» на разных этапах работы с ней можно, поразмыслив, определить источник проблемы. А лечение, как известно, гораздо эффективнее в случае правильно проведенной диагностики.

Во-вторых, ладим свою судьбу. В каком бы образе она ни пребывала до своего воплощения в Долюшке, мы «заставляем» ее проявиться в образе красивой жизнерадостной девчушки. По сути, применяем один из основных приемов симпатической магии: то, что изменилось внешне, несет с собой и внутренние изменения.

И, в-третьих, готовим себя к переменам. Изменив облик и сущность своей судьбы и воочию проследив изменения, мы уже проходим половину пути по изменению себя и готовы к этим переменам, подсознательно подстраивая себя к образу своей желаемой счастливой доли.

Еще одна проблема, которую помогает разрешить Долюшка, – действительно, поиск своего места в жизни. Е. Левкиевская пишет об этом так:

«…Считается также, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье».

Таким образом, вот четвертая задача: воплощая свою Долю в образе куклы, мастерица как бы призывает ее для совета. Вряд ли при этом нужны какие-то дополнительные обрядовые слова или действия: достаточно осознанного изготовления куколки, после чего цепь событий может подтолкнуть нас в нужном направлении. Бывалые «кукольные мастерицы» охотно подтвердят, то это – не мистика, не исключительный случай и не простое совпадение, а наоборот – обычная практика работы с обрядовыми и обережными куклами.

Осталось выяснить последнее – собственно родословие нашей малышки, источник, из которого она черпает свою волшебную Силу. Связь Долюшки с Живой мы уже выявили, осталось сделать еще один логичный шаг… Снова обратимся к книге «Мифы русского народа»:

«Доля может предсказывать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-либо событием. /…/ По одним поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни – сразу после рождения и за несколько минут перед смертью. По другим, это можно сделать по своему желанию, к тому же разными способами. Чтобы увидеть Долю, нужно в ночь на Пасху пойти в поле и, услышав звон колоколов к заутрене, спросить: «Где моя Доля?» Услышав ответ, нужно идти туда, куда сказано, и у встретившейся в этом месте Доли спросить, в чем заключается твое счастье. Вещь, которую Доля даст человеку (например, кусок холста или войлока), нужно беречь, т.к. именно она – источник счастья в доме».

Похоже, изготовление «Куколки на счастье», или Долюшки, – еще один способ увидеть свою Долю, не сохранившийся в быличках, сказках и преданиях, но переданный нам через прикладную сугубо «женскую» Традицию. Это и неудивительно: ведь Доля и Недоля в русской мифологии тесно связаны с Макошью – Богиней, прядущей нити Судеб каждого из людей, а также покровительницей женского ведовства и рукоделия, – выступая в качестве ее сподручниц или ликов самой Макоши (подробнее об этом). Подтверждение этому – и примечание Левкиевской: «Украинской Доле во многом близка сербская Среча. Это наименование (счастье, а также встреча) связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи, счастливого случая (ср. русское выражение быть в случае о внезапной удаче, везении). Среча выглядит как очень красивая девушка, прядущая золотую нить». Намек на связь с Макошью – и грубое полотно, из которой принято изготавливать куколку (а ее миниатюрность, по идее, напротив, предполагает использование тонких, более легких в работе тканей!), и длинные льняные волосы (лён, льняная кудель – непременный атрибут Макоши, волосы – вместилище Силы). Да и подарки Доли – войлок, холст – недвусмысленно указывают на «дарительницу». Таким образом, наша загадочная Долюшка – это и та самая Доля, которая сопровождает нас по жизни и оделяет благами, и одновременно – ее подарок, призванный приносить счастье… 

 



(1) Здесь и далее курсивом обозначены цитаты, а в них жирным шрифтом – выделенное авторами цитируемых текстов, подчеркиванием – выделенное мной.

(2) Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «Люкс», 2005.

Серия сообщений "обереги":
Часть 1 - Куклы-обереги на все случаи жизни! МК
Часть 2 - Очистительная кукла. Мастер-класс
...
Часть 15 - Общее
Часть 16 - Теория
Часть 17 - О доле
Часть 18 - Обрядовые
Часть 19 - ОБРЯДОВЫЕ продолжение
...
Часть 44 - Птица счастья из бересты.
Часть 45 - Исконно-русские куклы-обереги...
Часть 46 - Кукла "Коляда". Обережное рукоделие. Мастер-класс.



Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку