-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в shellenberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.03.2006
Записей: 14
Комментариев: 2
Написано: 15

Моя поэзия






журнал "Сибирские огни" (Новосибирск) № 4 2007

Вторник, 29 Мая 2007 г. 21:49 + в цитатник
«Сибирские огни» №4, 2007

Вероника Шелленберг
***
Как вовремя
нам отключили свет!
от благ цивилизации спасённые,
увидим мы,
что за окошком снег…
В конце апреля
снова чистый снег…
Вот так дела
чуднЫе,
заоконные!

И наша кошка
во дворе одна,
через забор
и дальше, мимо тополя,
прихрамывая,
всё туда же топает…
Так на снегу отчётливо видна.
И реет хвост…
Весна, весна!.. Ну вот,
а говорили,
что не доживёт.


* * *

…вот мы с ним притулились
в троллейбусе,
насквозь промерзшем,
говоря о каких-то
забытых новеллах
английских.

Продышал он окошечко
крошечное…
и спокойно
проследив за огнями,
сказал, совершенно некстати:

«Я же место купил для себя
возле мамы,
на Пушкинском…
Правда!
Три и семьдесят пять —
такая, представь себе, мерка…
Кто-то ж высчитал, а?
Три и семьдесят пять —
человеку.
Но, теперь уже точно
с мамою
буду рядом».
И — «Твоя, — говорит, — остановка!»

И взглянул так по-детски счастливо,
по-детски прозрачно,
будто в честь Рождества
до полуночи свет
разрешили оставить.

Ну, конечно, конечно,
моя остановка…
Ну, конечно,
из такой пустоты необъятной,
вселенской,
три и семьдесят пять
можно выкроить для человека!

Ну конечно,
во тьме леденящей,
кромешной,
возле мамочки
всё же немного светлей.


* * *
М. Цветаевой

Не вернуть
под корень стёртого
карандаша.
И ничьей
под корень срубленной
судьбы
не восстановить…
прости, душа!
За горбы,
за вёрсты,
за столбы.

Отцвела
нетронутая
бузина.
Лепрозорий пуст,
что твой Париж.
Из него Россия
не видна.
И в чём она — свобода,
в чём — цена…
Бузина!
Не знаешь, а кровишь…


* * *

Бабочка —
розовое баловство,
столба
объявшая естество,
кружится —
гладок…
и вдруг — шершав…
восходит в небо
от горьких трав.

Горячей
сбросит её волной.
А Бог с тобою,
да Бог со мной!
В соединении разных длин
хотя бы этот момент —
един.



ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЛЕТА

Ничего, что я с тобою
говорю, как бы во сне?
Всё, что скрою, всё, что с кровью,
в жарком лиственном досье

подожди… Предъявит осень,
пересмотрит и сожжёт.
Ей-то что летящих оземь
наших тайн круговорот.

И скривит улыбкой губы,
губы, ждущие зимы,
первой изморозью грубы,
вопросительно немы.

Только мы держать ответа
не умеем до сих пор,
и вердиктом лазарета
зимний кажется простор.


* * *
Я не очень-то нынче жирую —
поселился в печи паучок.
Он закрыл мой обед на крючок,
на вязальную спицу живую.

И сверчок зазнобил в глубине
рассыхающейся древесины
дома, где было невыносимо
до рассвета сидеть в тишине.

Боковая какая-то жизнь…
А другая-то что, — центровая?!
…Переулками — грохот трамвая…
И за поручень…
только держись.


* * *
Однокрылая бабочка — дверь —
трепетала в потоке
сотен рук, будто билась под током,
а другая, в соседнем дворе,
точно так же рвалась над порогом —
однокрылая бабочка — дверь.

Половинки на разных осях
отмахав, отскрипев полукругом,
сквозь толпу замечали друг друга
и теряли опять, голося.

А во сне улетали вдвоём
тихо-тихо поющие двери
и в каком-то заброшенном сквере
открывали невидимый дом.

Выше — окна успели зажечь
те, кто ждал и дождался кого-то…
…а всего-то и надо, всего-то…
опустевшую ночь
пересечь.


* * *
Спичкою — чирк!
Потрясён коробок.
Тонких лучинок
сухой говорок.

Что ж ты «за так»
только душу растряс!
Был березняк,
были тополь и вяз.

Остановилось
течение смол,
задран, ободран
зелёный подол.

И — штабельком —
голова к голове…
Эй!
Угости огоньком!
Слышишь?
Это тебе.


* * *
А в последнюю ночь
приходит она, печаль.
И одна рука у неё пуста,
а в другой — печать
запечатывать прошлое
в серый простой конверт,
где всего-то брошено —
«Радость моя, привет!»

А, быть может, свидимся?
Прочен ли тот сургуч…
А, быть может, спишемся?
Вечно ли на бегу…

Но одна рука
недаром совсем пуста —
ни обратного адреса…
ни листа…


* * *
Под топот каурых, гнедых, вороных
замедленным солнечным диском под дых
ударена степь, опрокинута в пыль,
и небо оранжево ржавит ковыль.

И небо, и степь под присмотром орла,
тропа, что коней к водопою вела
в закатном чаду раскалённых, как медь,
солёных от пота, уставших лететь.

И с ходу разбит водомерный покой…
Копыта, копыта и шеи дугой,
и мокрые гривы, дугою летя,
достанут туда, где начало дождя.

Начало дождя над степным сушняком…
Тропа поперхнулась полынным дымком.
Горячие звёзды горячих коней
восходят над степью и тают над ней…


ДОМ У ДОЖДЯ

Детства двор,
а верней — задворки
в мокрой листве
до пятого.
С первого
незаметно кромки
в сонме дождя
невнятного.

В сон мне…
Виниловая пластинка —
ночь
в царапинах улиц.
Сорванный голос…
Твоя былинка
деревом обернулась.

Вот она,
плещущая зелёным,
старых домов причина,
чтобы вернулось
опять — зелёным
то, что теперь —
лучина.

Не разобрать
слова…
И не надо.
Голос винила
хрустнул.
Где-то на пятом,
опять на пятом,
корочкою арбузной.


* * *
Я только подумала: «Слишком тепло…»
И тут же дождя ледяное стило
стирает границы предметов.

Теряются мокрые листья в саду,
и я, растерявшись, обратно иду
по-летнему тонко одета.

Шафраны ещё по привычке ярки,
оранжево крепкие, как позвонки
сквозь тело тепла проступают.

И тает тепло, — ты о нём не тужи,
и дождь, на лету замерзая, кружит,
и падает он, и не тает.

А разве бывает, чтоб слишком тепло?
Пригреешься только – пургой замело…
Последними — эти шафраны.

И перемещается лето туда,
где южные скалы утюжит вода…
Но как же внезапно и рано!


Понравилось: 24 пользователям

альманах "Голоса Сибири"

Вторник, 29 Мая 2007 г. 21:44 + в цитатник
Альманах «Голоса Сибири» (Кемерово) № 5, 2007

Вероника Шелленберг

***
Однокрылая бабочка – дверь –
трепетала в потоке
сотен рук, будто билась под током,
а другая, в соседнем дворе,
точно так же рвалась над порогом –
однокрылая бабочка – дверь.

Половинки на разных осях
отмахав, отскрипев полукругом,
сквозь толпу замечали друг друга,
и теряли опять, голося.

А во сне улетали вдвоём
тихо-тихо поющие двери,
и в каком-то заброшенном сквере
открывали невидимый дом.

Выше – окна успели зажечь
те, кто ждал и дождался кого-то…
…а всего-то и надо, всего-то…
опустевшую ночь
пересечь.

***
Потому что мой корень – гор,
потому что мой друг – звонарь,
я ещё люблю… До сих пор.
И смотрю с колокольни вдаль.

Оглушенная высотой,
по железной лестнице – вон,
приголубленная тобой
колокольный не помню звон.

Но, проси меня, не проси,
(то, что отдано – не вернёшь)
прорезается в страсти – синь,
холодеющая, как нож.


***
Это станет землёй,
ну, конечно – землёй…
и травой…
круг очерчен уже, подытожен.
Только кто же тогда
в серебристой прихожей
перед кругом зеркальным
качнет головой?

Полно!
Полная вздрогнет пред нами луна,
и верховная
зазеленеет волна…
Всё, что здесь не успели – начнётся.
По земле и траве –
по тебе и по мне
лёгкой поступью дальше пройдётся.

Так финальные кадры берёт режиссёр
в круг, что всё уменьшается…
(в зале – пустеет).
В круге – двое.
Они, безусловно, робеют
и поэтому
вечности смотрят в упор.


РОМАНС…

Если что не так – друзья простят.
Дверь открыта в белое пространство…
И следы неясные двоятся
прямо от порога и – назад.
Может быть не сразу, но простят.

Может быть не сразу и не все,
но один ещё с аэродрома
наберёт по памяти мой номер,
подъезжая к взлётной полосе.
А не надо чтоб любили все.

Все гораздо меньше одного…
Он тряхнёт седою львиной гривой,
там, над среднерусскою равниной
пристально посмотрит он в окно.
Только бы дождаться одного.



КОТЁНОК

А казалось бы – что?
Шерсти глупый комок.
Кошкой брошенный
тихий, слепой сосунок,
на ладонь аккуратно положен.
И не ведая наших забот и тревог,
вздох ещё – и поплыл
червячок, дурачок,
до кошачьей матери
Божьей.

А своя-то вернулась.
И мордой седой,
острой мордой,
пропахшей синичьей бедой,
роет, роет подстилку…
Глядит мне в глаза,
как животным
смотреть в человечьи – нельзя.
И трясётся её
иссушенный живот.
И на белой ладони
котёнок плывёт.

***
Суховей меня сморил,
суховей – состарил.
Жилы досуха скрутил.
Душу измытарил.

Где же ты, моя гора, -
отраженьем в озере?
Вместе были мы вчера,
а теперь разрознены.

И на кой мне чёрт сдалась
душегубка города –
скрючен клён, повязан вяз, –
зелены и молоды!

Да мне по белой бороде
пуха тополиного –
лишь бы плыть куда-то где…
Таять белой глиною.

И зовёт – «Пора! Пора!»
чадо колокольное,
отражённая гора,
над водою вольная.

***
Спичкою – чирк!
Потрясён коробок.
Тонких лучинок
сухой говорок.

Что ж ты «за так»
только душу растряс!
Был березняк,
были тополь и вяз.

Остановилось
течение смол,
задран, ободран
зелёный подол.

И – штабельком –
голова к голове…
Эй!
Угости огоньком!
Слышишь?
Это тебе.

Больничный разговор о поэтах,
которого лучше бы не было совсем

И. К.
Мы вдвоём в палате прозябаем,
то припоминаем, то зеваем,
три недели мимо просыпаем,
остальное – мелочи уже.

И однажды, кушая печенье
(у больных всегда полно печенья)
говорит она – Воображенье –
это ведь не всякому дано!

Он, поэт, страдающий и бледный,
от любви, к примеру, безответной,
в одиночестве, в каморке бедной
на луну невидяще глядит.

И луна высвечивает скупо
резко выдающиеся скулы,
тёмный силуэт и стул сутулый,
и тетради жесткий переплёт.

– Да, чего уж, – говорю, – конечно,
не жилплощадь у него, – скворечник,
если он не песенник-потешник,
эти загребают будь здоров!

В остальном же, твой портрет не точен,
есть поэт – розовощёк и склочен,
многодетный весь… И, между прочим,
женщины повадились писать
(можно до утра перечислять).

Может, где-то есть пророк-отшельник,
по законам писаным – бездельник…
Выписали б лучше в понедельник, –
извела бессонницей луна!


***
А в последнюю ночь
приходит она, печаль.
И одна рука у неё пуста,
а в другой – печать
запечатывать прошлое
в серый простой конверт,
где всего-то брошено –
«Радость моя, привет!»

А, быть может, свидимся?
Прочен ли тот сургуч…
А, быть может, спишемся?
Вечно ли на бегу…

Но одна рука
недаром совсем пуста –
ни обратного адреса…
ни листа…





***
Молчание в духоте
больничное – для чего-то…
Но эти крылья – не те,
и эти – не для полёта.

Двустворчатое окно,
задворки да воробьишки…
Молчание… Вдруг оно
затягивается слишком?

Больничная пелена
для голоса и для ока…
Да та ли это луна
дотаяла раньше срока?


***
Под топот каурых, гнедых, вороных
замедленным солнечным диском под дых
ударена степь, опрокинута в пыль,
и небо оранжево ржавит ковыль.

И небо, и степь под присмотром орла,
тропа, что коней к водопою вела
в закатном чаду раскалённых, как медь,
солёных от пота, уставших лететь.

И с ходу разбит водомерный покой…
Копыта, копыта и шеи дугой,
и мокрые гривы, дугою летя,
достанут туда, где начало дождя.

Начало дождя над степным сушняком…
Тропа поперхнулась полынным дымком.
Горячие звёзды горячих коней
восходят над степью и тают над ней…


ДОМ У ДОЖДЯ

Детства двор,
а верней – задворки
в мокрой листве
до пятого.
С первого
не заметно кромки
в сонме дождя
невнятного.

В сон мне…
Виниловая пластинка –
ночь
в царапинах улиц.
Сорванный голос…
Твоя былинка
деревом обернулась.

Вот она,
плещущая зелёным,
старых домов причина,
чтобы вернулось
опять – зелёным
то, что теперь –
лучина.

Не разобрать
слова…
И не надо.
Голос винила
хрустнул.
Где-то на пятом,
опять на пятом,
корочкою арбузной.



***
Как же мы хищно
друг друга при встрече не ценим!
Всё-то мы ищем
от собственных бед панацею!
Требуем, клянчим печально,
а нет – промолчать бы…
Все – изначальные чада,
и тут же – исчадья.

«Ты отвечай за себя! –
прорычит мне тигрица,-
а не примазывай
всё поголовье зверинца!
Ты б ещё льва
попрекала бы мышью-полёвкой…»
Да! Не права…
Но и правою быть – так неловко…

Я бы сама
притупила клыки и язык свой.
Я бы вполне обошлась
без словесных изысков.
Лишь навострила бы уши,
послушные речи.
Острые уши,
ещё не совсем человечьи.



***
ещё не вышедшим в тираж…

А и пусть редакторский топор
заржавеет в лесополосе!
Мы не облетели до сих пор,
шелестя во всей своей красе.

Вон, бежит на склон зелёный клён
и никак не может добежать…
Этой сладкой мукой удивлён,
длит свою земную благодать.

Острый запах зелени и трав
режет наш ветвистый черновик…
Тоже ведь редактор… Тоже прав
для ещё бегущих вероник.


***
Я только подумала – «Слишком тепло…»
И тут же дождя ледяное стило
стирает границы предметов.

Теряются мокрые листья в саду,
и я, растерявшись, обратно иду,
по-летнему тонко одета.

Шафраны ещё по привычке ярки,
оранжево крепкие, как позвонки
сквозь тело тепла проступают.

И тает тепло, – ты о нём не тужи,
и дождь, на лету замерзая, кружит,
и падает он, и не тает.

А разве бывает, чтоб слишком тепло?
Пригреешься только – пургой замело…
Последними – эти шафраны.

И перемещается лето туда,
где южные скалы утюжит вода…
Но как же внезапно и рано!



***
СлОва лиши и хлеба,
глиной забей уста,
только, прошу, не требуй,
только, прошу, оставь

тем, кто дороже крови,
плечико и крыло…
Жилке височной вровень
бойкой – Твоё тепло.

Господи! Мне не надо
речи, когда она
горестная расплата
плечика и крыла.



Апрель – октябрь 2006

***********************************************

Альманах «Голоса Сибири» №3, 2006

Вероника Шелленберг

***
Жить-то как хорошо,
вот сейчас, когда слякотный снег,
перегарный душок
в переполненном этом автобусе…
Сотни слипшихся шуб
подняло на весенней волне,
да и в море далёкое
унесло…
и унесло бы всех!

Мы ныряли бы рядом, -
морские несветские львы,
или даже касатки,
изящней красоток Парижа…
А и ладно, пускай,
не сносить нам с тобой головы –
плыть-то как хорошо,
плавниками пространство колыша.





***
Нашла я подкову на счастье,
и судя по форме подковы,
счастье точно не птица,
определённо не лошадь,
да разве могла бы лошадь
от вас улизнуть незаметно.

С тех пор брожу я по свету
с диковинною находкой…
Кому примерить подкову?
Не ты ли счастье, постой-ка!
Не ты ли счастье? Не ты…

А счастье мелькает некстати,
пугая чем-то знакомым,
суровым, как наши пейзажи:
ива, дорога, пурга.
И мне заморские страны
подмигивают лукаво,
качается одиноко
сверкающая дуга.

Подкова моя, подкова…
Излучина в час рассветный,
извечный час расставанья…
Объятия смуглый серп.
Острый – зачем уходишь?
Тонкий – зачем? Не знаю…
И от улыбки млечной
исчезающий след…




***
Твоя любовь
да пребудет во мне, вонзённая по рукоять.
Твоя любовь
научила ноты чужие не брать.
А ещё – возвращаться любым на круги своя.
Только где они теперь, помоги!
У пространства
новые ярлыки,
имена героев, порядковые номера,
выпрямляющие круги.

Всё равно.
Всё, о чем умолчала твоя любовь, покусывая платок,
просоленной банданы край, –
никудышный я бумеранг,
даже в воздухе найду буерак,
а чтобы на родимый порог…
Так вот, выбирай:
отпускать или не отпускать.

Но твоя любовь
пребудет во мне,
вонзенная по рукоять.


***
Убереги, Господи, от сумы и тюрьмы,
укороти список моих утрат,
вынь меня из похмельной тьмы…

А первая рюмка идет на «ура»,
а вторая, прицепом, «уж будь добра»,
а третья… третья берет взаймы
у завтрашнего утра

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирает за должок.

Да было бы перед кем прогибаться в долгу!
Укороти, Господи, список моих потерь.
Но четвёртая рюмка шепнёт: «Ещё не теперь,
повремени, вернуть помогу

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирай на посошок».

Опять наобещала, опять не отдала,
и на пятой пятерня прилипает, как смола,
на шестой всяк сверчок забывает свой шесток,
и ещё, ещё, ещё, ещё один глоток.

И… где же ты, головушка?
Где же ты, ладонь?
Лодочка-походочка,
глаза-огонь…
С тихим хохотом и свистом смутная слеза:
где у этой тройки быстрой
золотые тормоза?!

А последняя рюмка
из такой выползает тьмы,
что шевелятся волосы на голове у Неверующего Фомы,
разлепляются губы, силясь произнести
давно забытое имя:
Господи, пронеси!
Господи, пронеси мимо.

А последняя рюмка
по-своему щедра.
К бедному человечку
по-своему добра.
А последняя рюмка
не спросит ни гроша.
Всё, о чём она горит, –
Душа…


***
Подумать только: жёлтые, как в детстве…
бордовые, багряные, как в детстве…
и охристые… вот слова какие
с деревьями я вынесла из детства.

А ничего с тех пор не изменилось!
Всё, что летело, пело, жглось, кружилось
и смешивалось на земле пахучей,
став гнетом прошлогоднего листа, –
бордовым да багряным назовется,
забудешь, – всё равно к тебе вернется,
попросится обратно,
на уста.
































ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
А. Я.

Ты напеваешь без слов,
ты отбиваешь такт,
раскачиваясь мерно, как плавучий маяк,
сигналящий на тысячи миль
подлодкам и кораблям.
Вот так
оранжевый, мажорный, спасательный круг
ты бросаешь, мой друг.

Глаз бури удивлённый,
невинно-голубой,
расширяясь, начинает
следить за тобой.
Ты напеваешь без слов, –
утихает ураган.
Он, конечно же, тебя проморгал.
Друг мой.

И вот тогда твоя порывистая,
чистая тень
по океанам, по равнинам,
по лицам людей,
скользнёт по лицам, оставляя выражение слов:
«Каким попутным ветром
его занесло?!»
Друг мой,
то, что ты умеешь летать,
я открыла весной.

Давай, давай, не останавливайся, не замолкай,
этот край на самом деле не предел и не край!
Маячь, маши крылом, насвистывай какой-нибудь такт…
Друг мой,
то, что ты умеешь летать,
я знаю наверняка.






***

Снежные мосты воздушные
летят над нами, между нами, городами,
вместо городов кружатся, рушатся и тут же
будто кто встряхнул, перевернул прозрачный
шар со всею этой белою крупою,
стружкой ледяною карандашной,
грифельною крошкой крыш, кварталов,
золотистою искрою.

Снежные мосты воздушные
от сердца и до края снежные мосты,
в них заключен необратимый пламень,
дышащий огонь невозвращенья бледно-синий,
пляшущее племя в гетто ледяном.

Снежные мосты воздушные
сквозные, раздвижные,
вижу,– изнутри просвечивает жгучий…
Вот когда в глаза твои смотрю, он прорывается наружу,
ясный, бледно-синий пламень…
Вот когда с моста, с балкона, из окна кричу: «лови!»
и вниз тебе ключи кидаю…

Падают они быстрее снега…

Шар переворачивается прозрачный.



***
Сургуч на свитке времён
прочен только на вид.
Мчится поезд, а в нём
один-то вагон стоит.

Как это может быть?
Катятся все, а он
древний дым ворожбы,
высохший лексикон.

Рядом поёт ресторан,
скрипит, гнусавит плацкарт.
Несётся зелёный ряд,
трясётся зелёный ряд,
а в нём-то один вагон,
в котором не говорят.

Я через него бегом.
А медленно, как во сне…
Я только одним глазком
в сумерки за окном…

Там пристальный свет луны –
обе её стороны.
Ни деревца, ни ветерка…
И слышно издалека
тающий на лету
поезда перестук…
Вот-вот он исчезнет совсем,
и не исчезает никак.


***
Верить хочу.
Бояться.
Просить.
Просить о прощении,
бояться, что не успею,
и когда, наконец,
сквозь раскаянье век свой просею,
сердце открою,
а сердце, – увы!
Всего лишь невнятный снежок,
косноязычье травы,
чайка,
что, может, красиво,
но так бессловесно,
тесно!
Ветер,
что, может, свободен,
но тут же забудет о встречном тепле.
Камень,
ничем не обязанный ветру,
ничем не привязанный к ветру.
И верить – зачем?
Бояться… чего-то просить…

Боль не смертельна.
Ноша легка.
И любовь невозможна.



***
Кто бы ты ни был,
зовущий меня за собой,
не спеши,
не тяни за рукав.
Дай постоять на пороге открытия.
Здесь тишина,
отражаясь в моей тишине,
купает мохнатую хвою…
Услышу ли всплеск я?

Лодка твоя
в этот раз уплывёт без меня.
Вёсла, как руки, скрестив,
растворится в тумане…
Там,
где по склону горы
поднимается облако…
Лодка
пускай улетает
пуста…





***
Храму во имя Живоначальной Троицы
в Троице-Лыково, стоящему
на берегу Москва-реки…


Волны времени, как прежде,
Бела Лебедя качают
от отчаянья – к надежде -
Троице Живоначальной.

В глубь Серебряного Бора,
в ширь Московского простора,
в наши души льётся звон,
даже если разорён
храм… В пустые колокольни
небо… Небо видеть больно…
Льётся, льётся тихий звон…

Господи! Прости гордыню!
Звёзды кроткими свечами
окружают Храм во имя
Троицы Живоначальной.

Господи! Даруй смиренье!
Даже если храм разрушен,
из него растут деревья,
будто праведников души.

Сгинем мы… Уйдут другие…
Но на свет из тьмы печальной
нас возносит литургия
Троице Живоначальной.

Сибирские Афины

Пятница, 04 Мая 2007 г. 11:14 + в цитатник
«Сибирские Афины» № 7-8 (46-47) 2006

Стихи для детей

В некотором царстве

Жил да был один король,
жил да был,
и забыл он свой пароль,
ну, забыл!

Захотел открыть казну
и не смог.
Льет горючую слезу
на замок.

И не ест король, не спит,
третий день.
Бродит, бедненький, бубнит
дребедень:

Тык-мык-пык, да дыр, бул, щил,
альт, делет.
Ай, карамба! Нету сил
и денег нет.

Перерыл он слов сундук, -
дело швах…
А вдруг поможет старый друг
падишах?

Я бы рад, да сам такой –
почем зря
ставлю глупые порой
паролЯ!


***
Вот представьте – у машины три руля,
а в машине – три заморских короля.
Крутят-вертят золоченые рули,
а втроем, поди, попробуй, порули!

Один король
упрям, и вот –
он корону то согнет, то разогнет.
Глядит вперед,
рулит вперед,
а другой король совсем наоборот!

А у третьего, представьте, короля,
была здоровая и крепкая семья.
Он один из всех заморских королей
умел выращивать укроп и сельдерей.
А в машинах ничего не смыслил он,
но, зато, давил исправно на клаксон:

фа-фа!

Один король
рулит в поход.
Вся машина и трясется и ревет.
Другой король
рулит туда,
где барханы, пальмы, солнце и вода.
И на кочку наскочили,
вот беда!

И взлетели три заморских короля,
как бумажные, представьте, три рубля.
А во след и все четыре колеса
поднялись за королями в небеса.

Один король
летит – орет,
он свою, наверно, армию зовет.
Второй король
кричит – «назад!»
И никак найти не может тормоза.

А у третьего, представьте, короля
напридумывалась песня –
Тру-ля-ля!



Вальс для Белой лошади и ежа

Слышится где-то пастуший рожок,
Медленно, медленно кружит снежок,
Медленно, медленно, как этот снег,
Белая лошадь идет на ночлег.

Смотрит ей вслед зачарованный ёж,
Ёжась, под снегом стоит без галош.
Медленно, медленно, в такте копыт,
Белая лошадь ему говорит:

«Что же Вы, батенька, мерзните тут?
Снежные тучи плывут и плывут.
Скоро стемнеет, пора бы домой.
Вы бы немедленно шли бы со мной!»

Слышится где-то пастуший рожок,
Медленно, медленно кружит снежок,
И заметает следы от копыт,
И… кто там рядом еще семенит.



***
Резвая бабайка,
очень молодая,
целый день пугает,
покоя не дает.
Руки у бабайки
как две балалайки,
ноги у бабайки
гудят, как самолет.

А вся она ещё такая розово-пушистая,
и хвостик маленький, и ушки чистые,
рога зеленые совсем, как огурцы,
и любит грызть, представьте, леденцы.

Вечер наступает,
бабайка засыпает.
А ночью для пугания
такой открыт простор!
Но ты-то сам попробуй-ка
весь день пробалалай-ка
и в сумерках повалишься,
как сбитый мухомор.


***
В газовой горелке
голубой как лёд,
жига, жига, жига
жига живёт.

Ты её не трогай,
тронешь, – и ожёг!
Только жиге, жиге, жиге
там хорошо.

Только жиге, жиге, жиге
там хорошо!


Старичок-лесовичок

Старичок-лесовичок –
шишечка еловая.
Шишечка еловая,
веточка ольховая.
Две брусничины – глаза,
на макушке – стрекоза.

Много дел у старичка,
старичка-лесовичка.
Там берёза подломилась,
из гнезда упал птенец,
ежевика уродилась –
успевай-ка, молодец!

Ты ещё не старый дед –
ста четырнадцати нет!

Каждый лист и куст проверен,
ну, а если вдруг гроза –
заводи-ка свой пропеллер
на макушке – стрекоза!

…и полетели домой.


Песенка лешего

Я леший – отшельник,
мохнатый замшельник,
меня оплетают грибницы до пят,
а нос мой нанюхался кислых опят.

Жуки меня точат, грызут меня мыши,
а дед мой из первого дерева вышел,
и чаща растёт, где он скрипнул ногой,
так что ж я валяюсь ленивой трухой?!

Вот встану, стряхну эту кислую плесень,
и песню припомню – скрипучую песню.
Не даром хранил я в чащобе своей
отличные скрипы и хрусты ветвей,

буль-бульки болота, трень-треньки ручья,
ах, слышал бы дедушка нынче меня!



Зимняя песенка

У Деда Мороза – дом ледяной.
И летом, и осенью, даже – весной
у Деда Мороза метёт терема
сама хозяйка Зима.

У деда Мороза на белом столе
мороженое – эскимо, крем-брюле,
вот только не льётся брусничный компот –
компот замерзает в лёд.

На белом огне белоснежной печи
Зима непростые печёт калачи:
колючую вьюгу и первый снежок,
уже хрустящий свежо.

Печёт и поёт про зелёную даль,
которой Зиме не увидеть, а жаль…
и тонкий дымок улетает, звеня,
от ледяного огня.

"Иркутское время" 2006

Пятница, 19 Января 2007 г. 22:01 + в цитатник
Красноярск - Омск

*1*
Отпуская меня,
Напоследок,
город – гОры
белой рукой милосердной
скрыл,
чтоб – как все...
Хороший ты мой!
Это вклинилось в самое сердце,
это прочно
на моей, сокровенной, неполной ещё
карте мира
значится –
вверх течёт Енисей,
вверх течёт Енисей...
Вверх...
как на вокзале
плачется.



*2*
Проводник! Спасибо за отсыревшие простыни.
Глядя, как мельчают холмы,
вся – горю.



*3*
Дай мне верхнюю боковую
вдоль окна,
чтобы кроме неба вздрагивающего
никто
укрупнённое моё прощание
да ещё
пальцы, содранные до крови
(да, вот так),
не заметил,
не узнал,
не присёк.

Сбоку чая и нечаянных.
Не хочу
для попутчиков перетирать
города,
кто-куда-откуда… Что?
Проводник,
он-то знает обо мне,
но молчит.

И такая тишина в душе –
сладко терпеть,
будто голыми руками
намытая соль.
Дай мне верхнюю боковую
неба вдоль.
Только не теперь ещё,
не теперь!


***

Роддом закрыт. И вот, за лето
угас без вывесок фасад.
Никто не лепит изолентой
на стёклах номера палат.

Уже на плане реконструкций
здесь белый пластик и бетон.
Как много места развернуться
на месте этого угрюмца,
реликта сталинских времён.

А по ночам – Мария, Стеша…
Надежда, Оленька, жена…–
приносит воздухом нездешним
уже нездешних имена.

И нет войны ещё в помине,
роддом сияет, как желток.
Весна, весна на середине,
бельё хрустящее в корзине
и ЗИСа пристальный гудок.

И в тесной операционной,
как тайный оттиск небеси,
иконою – проём оконный…
И в тесной операционной
душа
впервые
голосит.



***
Сургуч на свитке времён
прочен только на вид.
Мчится поезд, а в нём
один-то вагон стоит.

Как это может быть?
Катятся все, а он –
древний дым ворожбы,
высохший лексикон.

Рядом поёт ресторан,
скрипит, гнусавит плацкарт.
Несётся зелёный ряд,
трясётся зелёный ряд,
а в нём-то один вагон,
в котором не говорят.

Я через него бегом,
а медленно, как во сне…
Я только одним глазком
в сумерки за окном…

Там пристальный свет луны –
обе её стороны.
Ни деревца, ни ветерка…
И слышно издалека
тающий на лету
поезда перестук…
Вот-вот он исчезнет совсем,
и не исчезает никак.

"Сибирские огни" №8, 2006

Пятница, 19 Января 2007 г. 21:49 + в цитатник
«Сибирские огни» № 8, 2006

***
Время от времени
не бойся нырять под лёд.
Чтобы до одури
захотелось дышать,
просто дышать,
гореть огнём,
вертеться веретеном,
строить дом,
выращивать виноград,
пить молодое вино…

Настолько
под крышкою льда ледяно.
До моментального сведено
время…

…от времени
не забывай летать надо льдом,
глядя как водоросли
колышутся в глубине.
И от тебя удаляется,
удлиняется дом
в гортанное ДО,
и ветер
лицо холодит
вдвойне.

А время от времени –
прозрачный вроде момент,
я эту хрупкую твердь,
эту корочку льда ощутить не могу –
вроде бы есть она подо мной, а вроде бы – нет…
И над бездной,
простому дыханию рад,
дом берегу,
выращиваю виноград.

***
Всё, чем земля нагретая красна –
соль, солнце горное,
сон беглый на рассвете,
миндаль горчащих губ,
снегов блесна,
заброшенная, где уже весна
так глубока,
что затерялась в лете, –

всё это остаётся вопреки
дороге,
почерневшей и отпетой,
вокзалу, где
не протянуть руки
через стекло…
Стучитесь, мотыльки,
на сердца свет,
издалека приметный.

Качайся, перемётная сума.
Сходи с ума, качая головою.
Забуду ли, заплачу ли, завою…
Миндаль горчащих губ!
Перед тобою
прощальных слов
сгорают времена.

***
За окном вагонным светает
потихонечку, не всерьёз.
Встречный поезд… а в нём мелькает
двадцать пятый кадр берёз.

Отпечатался на сетчатке,
потускнел, как неясный сон.
Всё в порядке, мой друг, в порядке,
просто дробно дрожит вагон.

Просто клацает и грохочет
не закрытая плотно дверь.
И мерещится между прочих
двадцать пятый кадр потерь.


***
А казалось бы – что?
Шерсти глупый комок.
Кошкой брошенный
тихий, слепой сосунок,
на ладонь аккуратно положен.
И не ведая наших забот и тревог,
вздох ещё – и поплыл
червячок, дурачок,
до кошачьей матери
Божьей.

А своя-то вернулась.
И мордой седой,
острой мордой,
пропахшей синичьей бедой,
роет, роет подстилку…
Глядит мне в глаза,
как животным
смотреть в человечьи – нельзя.
И трясётся её
иссушенный живот.
И на белой ладони
котёнок плывёт.

***
Семечко клёна –
крылышко? След?
Определённого
у осени нет.

Беглые пятна –
снег или дождь?
С первого взгляда
весну не поймёшь.

Кажется, только что
плакал – и вот…
белое крошево…
крылышко… взлёт.



***
Светлой памяти Серёжи Королёва,
друга и поэта

Нет такого места, где, как прежде,
мокрая дубрава… на одежде
лист… ещё не жёлтый… Подожди же!
В волосах ещё… нагнись поближе…

Глупости какие! Даже страшно.
Нет тебя – и это всё неважно.
Или нет – важнее не бывает!
Исчезает образ, убывает.
Образ – ускользающее чудо.
Смерть – откуда?

Что теперь – жалейки да крючочки,
памяти зацепки – фотки, строчки.
Нет тебя совсем!
Катись, дубрава!
Вместе с пресловутой башней справа.
Ничего исправить мы не можем –
всё, Серёжа!
Всё, что пело, грело, стыло, жгло…
Вот он гвоздь – ничем не помогло.

Я не верю в перевоплощенья,
я не знаю, что там будет после.
Быть бы возле, просто быть бы возле
в чёрный час, когда всего нужнее…
Поздно.

Как же так? Прости, не понимаю.
Будто глыбу к небу поднимаю…
А какое небо, Боже правый!
Чистое… где прервалась дубрава.

Небо – всё твоё… неосторожно…
Всё… Серёжа.



***
Найди золотистый стебель,
прозрачный как мёд.
Горный мёд.
В нём вереск поёт
и пчела начинает сердитый полёт.

Найди золотистый пружинистый стебель,
в нём ветер ещё не угас, не увял
на границе равнины…
У подножья базальтовой бабы,
врастающей в землю, обратно,
к началу начал.
Туда,
где первый огонь,
первый бой барабанный
у подножия каменной бабы
с круглым,
как мир,
животом.

Золотистый стебель срежь на закате,
обнажая охотничий нож,
самодельный, подаренный другом
(на медведя, не меньше!),
осторожно…
так, чтоб солнце по лезвию,
так, чтобы солнце
полоснуло само…

Но ни листья,
ни корни, обвисшие в норы,
ни ягоды –
ничего не бери, ничего!
Только стебель,
несущий из тьмы дождевые потоки обратно.
Стебель,
прозрачный, как солнца слеза,
разломи на ладони.
На вкус он горчит.
И – волнующе,
смутно ещё
пахнет небом свободы…
нетронутым снегом свободы,
чёрным хлебом дороги.
И надо же, а…
Всё ещё начинается…


***
Сырую, незавершенную Землю,
мою хотя бы на миг,
Ты всё ещё лепишь, лепишь,
весной особенно, в мае.
И вся она в отпечатках светлых
истаивающих Твоих…

…А говорят: яблони облетают…
Яблони облетают.

Из журнала "Дети Ра"

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:40 + в цитатник
***
Нашла я подкову на счастье,
и судя по форме подковы,
счастье точно не птица,
определённо не лошадь,
да разве могла бы лошадь
от вас улизнуть незаметно.

С тех пор брожу я по свету
с диковинною находкой…
Кому примерить подкову?
Не ты ли счастье, постой-ка!
Не ты ли счастье? Не ты…

А счастье мелькает некстати,
пугая чем-то знакомым,
суровым, как наши пейзажи:
ива, дорога, пурга.
И мне заморские страны
подмигивают лукаво,
качается одиноко
сверкающая дуга.

Подкова моя, подкова…
Излучина в час рассветный,
извечный час расставанья…
Объятия смуглый серп.
Острый – зачем уходишь?
Тонкий – зачем? Не знаю…
И от улыбки млечной
исчезающий след…



***
Твоя любовь
да пребудет во мне, вонзённая по рукоять.
Твоя любовь
научила ноты чужие не брать.
А ещё – возвращаться любым на круги своя.
Только где они теперь, помоги!
У пространства
новые ярлыки,
имена героев, порядковые номера,
выпрямляющие круги.

Всё равно.
Всё, о чем умолчала твоя любовь, покусывая платок,
просоленной банданы край, –
никудышный я бумеранг,
даже в воздухе найду буерак,
а чтобы на родимый порог…
Так вот, выбирай:
отпускать или не отпускать.

Но твоя любовь
пребудет во мне,
вонзенная по рукоять.




***
Убереги, Господи, от сумы и тюрьмы,
укороти список моих утрат,
вынь меня из похмельной тьмы…

А первая рюмка идет на «ура»,
а вторая, прицепом, «уж будь добра»,
а третья… третья берет взаймы
у завтрашнего утра

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирает за должок.

Да было бы перед кем прогибаться в долгу!
Укороти, Господи, список моих потерь.
Но четвёртая рюмка шепнёт: «Ещё не теперь,
повремени, вернуть помогу

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирай на посошок».

Опять наобещала, опять не отдала,
и на пятой пятерня прилипает, как смола,
на шестой всяк сверчок забывает свой шесток,
и ещё, ещё, ещё, ещё один глоток.

И… где же ты, головушка?
Где же ты, ладонь?
Лодочка-походочка,
глаза-огонь…
С тихим хохотом и свистом смутная слеза:
где у этой тройки быстрой
золотые тормоза?!

А последняя рюмка
из такой выползает тьмы,
что шевелятся волосы на голове у Неверующего Фомы,
разлепляются губы, силясь произнести
давно забытое имя:
Господи, пронеси!
Господи, пронеси мимо.

А последняя рюмка
по-своему щедра.
К бедному человечку
по-своему добра.
А последняя рюмка
не спросит ни гроша.
Всё, о чём она горит, –
душа, душа, душа…





***
Сургуч на свитке времён
прочен только на вид.
Мчится поезд, а в нём
один-то вагон стоит.

Как это может быть?
Катятся все, а он
древний дым ворожбы,
высохший лексикон.

Рядом поёт ресторан,
скрипит, гнусавит плацкарт.
Несётся зелёный ряд,
трясётся зелёный ряд,
а в нём-то один вагон,
в котором не говорят.

Я через него бегом.
А медленно, как во сне…
Я только одним глазком
в сумерки за окном…

Там пристальный свет луны –
обе её стороны.
Ни деревца, ни ветерка…
И слышно издалека
тающий на лету
поезда перестук…
Вот-вот он исчезнет совсем,
и не исчезает никак.



***

Роддом закрыт. И вот, за лето
угас без вывесок фасад.
Никто не лепит изолентой
на стеклах номера палат.

Уже на плане реконструкций
здесь белый пластик и бетон.
Как много места развернуться
на месте этого угрюмца,
реликта сталинских времён.

А по ночам – Мария… Стеша…
Надежда, Оленька, жена…–
приносит воздухом нездешним
уже нездешних имена.

И нет войны ещё в помине,
роддом сияет, как желток.
Весна, весна на середине,
бельё хрустящее в корзине,
и ЗИСа пристальный гудок.

И в тесной операционной,
как тайный оттиск небеси,
иконою – проём оконный…
И в тесной операционной
душа
впервые
голосит.

***

В газовой горелке
голубой как лёд,
жига, жига, жига
жига живёт.

Ты её не трогай,
тронешь, – и ожёг!
Только жиге, жиге, жиге
там хорошо.

Только жиге, жиге, жиге
там хорошо!
Рубрики:  Из журнала "Дети Ра" (№1(15)` 2006)

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:39 + в цитатник
Секрет

Нам за просто так секрет достался,
знаем это только мы с тобой:
под забором лаз образовался,
где шныряет пёс сторожевой.

И за две холодные тефтели
увидали мы на самом деле
как на стройке грузят кирпичи,
как укладывают их рядами…
Обо всём об этом ты молчи
бабушке и маме!

Мы с тобой уже всё лето дружим,
тайну я хочу тебе открыть:
если быстро пробежать по лужам,
можно ноги и не промочить!

Где-то ТАМ

Он появляется из ТАМа,
на нём помятая пижама,
глядит на брошенную книжку,
кряхтя, берёт её подмышку.
А дальше - ручку, ключ, тетрадку
и начатую шоколадку,
три бигуди, расчёску, ложку,
всего-всего, но понемножку,
один шнурок, пакет изюма
и водолазку от костюма.

И всё несёт в ТАМ-ТАМ таёжный,
найти который невозможно.

Ты утром спросишь: «Где ключи-то?»
ТАМ... ТАМ, где тьмою всё покрыто,
и портмоне из рыжей замши,
я точно знаю - ТАМ же, ТАМ же.

Всё где-то ТАМ... А гость наш странный
ТАМ, в неизвестности туманной,
Сидит и кормит шоколадом
кого не надо где не надо.

А рядом ТАМошняя дама,
красавица, звезда ТАМ-ТАМа,
ему нахально строит глазки
в моей зелёной водолазке.

Домовой

Для кого в этом доме вскипало варенье,
пенка капала на пол и стёкла сопрели,
кто оставил на них любопытный глазок?
Что увидел он там, за окном?
Новый дом.
И под вечер собрал узелок…

Домовой, домовой, он ушёл, не прощаясь,
неужели жестоко мы с ним обращались?
А подарки? А пряники на именины?
А незанятый угол в комоде старинном?
Ради нового, может, ушел он угла…
Что ему не хватало?
Тепла?!

…Причитать и гадать вы, пожалуйста, бросьте,
вы же тоже по праздникам ходите в гости!


Почему кошку не берут на войнушку

Юра Юрков
предводитель пирогов,
начальник диванов,
командир тараканов,
позвонил нам с утра
и прокричал «УРА-А-А!

Сегодня идём на войнушку,
готовьте матрас и подушку,
берите на вооружение
печение и варение,
конфет шоколадных штук триста,
а лучше – пятьсот…
и кремовый торт!»

Переглянулись мы в недоумении,
но построились, тем не менее,
слева направо:
я, мои папа и мама,
дальше пушистая кошка Бася,
в бою этот зверь бультерьера опасней!

Её мы оставим в глубоком тылу
охранять подступы к кухонному столу,
а когда вернёмся с победой,
с собой посадим обедать.



Лонгисквама

… в пустыне Гоби обнаружены останки
древнего ящера – Лонгисквамы…

Расправив тоненькие перья,
доисторические перья,
летит, качаясь, Лонгисквама.

Пусть медленно и неуклюже,
для равновесья растопырив
четыре кожаные лапы,
летит… А в воздухе просторно,
туда-сюда никто не смеет
пересекать ей путь воздушный –
летать ещё не научились.

А снизу ящерицы смотрят
прильнув к земле холодным брюхом.
Глядят на это чудо в перьях,
моргают глупыми глазами, -
не верят ящерицы чуду…

…А лонгискваме всё равно!

Голубая мечта

В такой погожий вечер
особенно печально
глубоководным рыбам
в глубоководье плыть…

Пучина мировая
и не подозревает
что ласковое солнце
на свете может быть,

сиреневые мальвы
бутонами качают
и яркие шафраны
глядят в мое окно.

…А в Марианской впадине
и сыро и темно.

Глубоководным рыбам
заплакать бы с надрывом,
но чем помогут слезы
в воде и под водой?

Поэтому такие
у рыб глаза большие
как блюдца из сервиза
с каймою золотой.


Художник

Это что там, это где там происходит без меня?
Интересно, что такое происходит без меня?

Без меня стена стояла совершенно белой,
неужели вам самим она не надоела?

Хорошо, что в нашем доме для такого случая
есть фломастеры и краски и ещё липучая
непонятно что, но это
пригодится для портрета.

Рыжий, важный и усатый
вышел Кузька домовой,
рядом леший, рядом… Ой!
…у меня такое чувство,
что не ценят здесь искусство!


Пропала флейта

Пропала флейта. Вздохи бесполезны,
а каждый выдох – бесполезно глух.
И сразу в оркестровой яме тесно,
и тишина испытывает слух.

Пока играла флейта, вы едва ли
в многоголосье слышали её.
А флейты нет – и скрипки замолчали…
Найдите флейту! Музыка не ждет!

Спросите у тромбона и кларнета,
они стоят в сторонке, чуть дыша,
какой она была, её приметы…
Особые приметы есть?
- Душа…



Лепесток

От быстрых снов и вязких снов,
от целой связки разных снов,
как от ключей неясный звон
с утра будильником продлён.
Куда стучался? Где бывал?
Миры какие открывал?

…А снег на ощупь - как цветок,
в руке остался лепесток…

Летели кони сквозь туман,
ревел под нами океан,
неслись навстречу огоньки,
но я не разжимал руки,
я над землёю сделал круг…
Апчхи!

Щекочет солнышко: «Привет!
Ты не умыт и не одет,
а ну-ка, поднимайся, друг!
Налей воды, зажги огонь…»
Но я ведь не разжал ладонь,
я не открыл ещё ладонь…
А вдруг?!



Палисандровый генератор

Мне сестра говорит – «Грамотей!
Эта книжка для мелких детей
о волшебной стране и волшебнице Элли,
а читаешь ты еле-еле!»

Я стараюсь быстрее, читаю про горы,
Изумру… Изумря… Изумрительный город,
Я быстрее, быстрее читаю… Ага!
Однобокий моряк и ворона Карга,
ими злая Гангрена на век сражена.
Ничего себе в этой стране имена!

Поскорей бы чем кончилось… Город зелёный,
неприятельской армией осаждённый…
А ворота открыл провокатор!
И куда там герои глядят -
в бой ведёт деревянных солдат
палисандровый генератор.


Вот так встреча

Под балконом на трубе
повстречались кошки две
носом к носу… вот сюрприз!
Надо как-то разойтись.
Либо пятиться пятнистой,
либо чёрной сдать назад,
уступить кому-то быстро!
А они в глаза глядят,
завывают и шипят,
и усами шевелят.

Одна кошка – французская,
а другая – польская,
а труба-то узкая,
а труба-то скользкая…

Хорошо, что до земли
было только метра три.



С утра пораньше

Нелегко кормить братишку
манной кашкою из ложки…

Эта ложка за бабулю
свищет пулей у виска,
а за папу и за маму –
остаётся на ладошке,
на ноге, на той, которой
так привольно без носка.

Ну уж нет! Передник должен
быть надёжнее скафандра!
Только серенькие глазки
в щёлку преданно глядят.

А давай-ка, Саня, завтра
поиграем в космонавтов.
Ты же знаешь, космонавты
всё из тюбиков едят.


Так бывает

Ничего не значит слово
ТРАМ-ПА-РАМ.
И совсем ничто не значит
ЛА-ЛА-ЛА.
Вот за это и люблю я
Бесполезно-
бестолково-
быстро-звонкие слова.

Хоть с горы, а хоть на гору –
ЛА-ЛА-ЛА!
Хоть по снегу по колено –
ЛА-ЛА-ЛА!
А ещё – ногой болтая,
и над вами пролетая,
на крыле аэроплана
ЛА-ЛА-ЛА!
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№11-12` 2005)

СУРГУЧ НА СВИТКЕ ВРЕМЁН

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:36 + в цитатник
***

Убереги, Господи, от сумы и тюрьмы,
укороти список моих утрат,
вынь меня из похмельной тьмы…

А первая рюмка идет на «ура»,
а вторая, прицепом, «уж будь добра»,
а третья… третья берет взаймы
у завтрашнего утра

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирает за должок.

Да было бы перед кем прогибаться в долгу!
Укороти, Господи, список моих потерь.
Но четвёртая рюмка шепнёт: «Ещё не теперь,
повремени, вернуть помогу

Светлую головушку,
лёгкую ладонь,
лодочку-походочку,
глаза-огонь,
а ещё с мороженым хрустящий рожок
забирай на посошок».

Опять наобещала, опять не отдала,
и на пятой пятерня прилипает, как смола,
на шестой всяк сверчок забывает свой шесток,
и ещё, ещё, ещё, ещё один глоток.

И… где же ты, головушка?
Где же ты, ладонь?
Лодочка-походочка,
глаза-огонь…
С тихим хохотом и свистом смутная слеза:
где у этой тройки быстрой
золотые тормоза?!

А последняя рюмка
из такой выползает тьмы,
что шевелятся волосы на голове у Неверующего Фомы,
разлепляются губы, силясь произнести
давно забытое имя:
Господи, пронеси!
Господи, пронеси мимо.

А последняя рюмка
по-своему щедра.
К бедному человечку
по-своему добра.
А последняя рюмка
не спросит ни гроша.
Всё, о чём она горит, –
душа, душа, душа…




Храму во имя Живоначальной Троицы в Троице-Лыково, стоящему на берегу Москва-реки…

***
Волны времени, как прежде,
Бела Лебедя качают
от отчаянья – к надежде
Троицы Живоначальной.

В глубь Серебряного Бора,
в ширь Московского простора,
в наши души льётся звон,
даже если разорён
храм… В пустые колокольни
небо… Небо видеть больно…
Льётся, льётся тихий звон…

Господи! Прости гордыню!
Звёзды кроткими свечами
окружают Храм во имя
Троицы Живоначальной.

Господи! Даруй смиренье!
Даже если храм разрушен,
из него растут деревья,
будто праведников души.

Сгинем мы… Уйдут другие…
Но на свет из тьмы печальной
нас возносит литургия
Троице Живоначальной.


***
Подумать только: жёлтые, как в детстве…
бордовые, багряные, как в детстве…
и охристые… вот слова какие
с деревьями я вынесла из детства.

А ничего с тех пор не изменилось!
Всё, что летело, пело, жглось, кружилось
и смешивалось на земле пахучей,
став гнетом прошлогоднего листа, –
бордовым да багряным назовется,
забудешь, – всё равно к тебе вернется,
попросится обратно,
на уста.



***
Сургуч на свитке времён
прочен только на вид.
Мчится поезд, а в нём
один-то вагон стоит.

Как это может быть?
Катятся все, а он
древний дым ворожбы,
высохший лексикон.

Рядом поёт ресторан,
скрипит, гнусавит плацкарт.
Несётся зелёный ряд,
трясётся зелёный ряд,
а в нём-то один вагон,
в котором не говорят.

Я через него бегом.
А медленно, как во сне…
Я только одним глазком
в сумерки за окном…

Там пристальный свет луны –
обе её стороны.
Ни деревца, ни ветерка…
И слышно издалека
тающий на лету
поезда перестук…
Вот-вот он исчезнет совсем,
и не исчезает никак.




***
В тишине, в тишине, в тишине
никого, никого… ничего.
Только книги и то – ну и что?
И окно…

Где-то синие грозы цветут,
где-то белые люди идут,
и внутри этой всей красоты
где-то ты.

Переклинило что-то не там
в механизме классических драм,
в силуэтах бродячих собак
что не так?

Это ты, это ты, это ты…
Так некстати родные черты.
Это я с опозданьем в строку
за тобою бегу.



***
Мы ещё в себе лелеем
отблески лучей,
парк в окурках, вечер, зелень,
глянцевых грачей.
Фыркающих и лохматых
чьих-то там собак,
это небо, что обратно
не идет никак…
Шлегеля листаем, Гёте,
смотрим по прямой…
Будто бы за поворотом
нет ни тошноты, ни рвоты,
никакого поворота,
только по прямой.
Будто каменное завтра
нас ещё не ждёт.
Там, где парк стоит сезамом,
нашими глядит глазами,
нашими горит слезами,
будущее подождёт.
Ан ведь нет! Грохочет ночью
кованый сапог –
«Открывай! На выход, срочно!
Бестолочь, без проволочек!»
Только в скважине замочной
сухонький смешок.
Собирайся!
Свитер… бутсы…
полотенце… бред!
Боже! Дай же мне проснуться!
Нет тебя и нет.
Где ты, где ты? Только глянец
чёрных кирзачей, –
маршевый ритмичный танец
мартовский грачей.

Плач

1

О, эти чёрные дни, эти чёрные дыры…
Услышь меня, мама!
Оно
приходит за мной, а глаза его – чёрные дыры,
могильные ямы.

Мамочка, мама, возьми меня за руку,
жалобный, жалкий, скукоженный, я ж твой детеныш.
Я ж твой пушистик, кружечек, квадратик, пристыженный за беспорядок
и синюю вазу.

Вот я от страха глупею, икаю, в колени твои утыкаюсь,
укрой меня, мама!

Чую мурашковым голым затылком, –
Оно надвигается, свиту свою собирает, да что ж им в земле не лежится
ни пухом ни прахом!

Оно подступает, а слева, как шавку,
струнит на верёвке заблудшую совесть мою, где ж ты шлялась вчера…
а спроси её, мама!

Оно наползает, чернея глазами,
и я замираю, а чем откупиться?
Ни чином, ни саном, ни красным дипломом, – в такие бирюльки
Оно не играет.

Как холодно, мама!
Запахло клеёнкой больничной, по краю закрученной, твёрдой.
Как холодно, мама, как пусто…
Но, может, не поздно?

Помоги мне уплыть, ускользнуть, улететь по молочной реке,
калачиком в челноке.


2

Белая река.
Выше берегов – белые луга.

Губы трубочкой, ладони
теплой лодочкой… позволь мне
мимо острова Буяна,
мимо цепкого бурьяна,
а не страшно,
пусть репьями обметает рукава…

Только пронеси
мимо пустоты,
безымянной бездны мимо белая река,
бережно, как мама на руках.

А студёная вода
смоет всю тоску-черноту,
парная вода
уймёт в костях ломоту,
а в железной затвердеет вертикальный солнца скол…

А талая вода –
обновлённая душа…
Выше берегов,
да на белые луга…
Выше берегов
унеси меня, река,
такой, какою мама нарекла.


***
Мелочь, пустяк, безделушка, нефритовый срез, -
тесный браслетик, ловушка для женского пульса.
Под каблуками апрель завертелся быстрей…
ах, только бы не опоздать
и не поскользнуться!

Разве так было? Когда? Ностальгический ток
жилы обжег, да на голых запястьях угас он.
Где-то теперь мой потерянный край, уголок?
Как в завершении писем твоих уголок,
в самом конце почеркушкой пера –
Жизнь прекрасна!

Это в предчувствии остром ты крикнул – живи!
Будто бы знал, как чужая весна безответна…
Необязательный, светлый постскриптум любви,
даже на письмах сожженных – постскриптум любви,
даже за письма сожженные,
даже за это.



***
Верить хочу.
Бояться.
Просить.
Просить о прощении,
бояться, что не успею,
и когда, наконец,
сквозь раскаянье век свой просею,
сердце открою,
а сердце, – увы!
Всего лишь невнятный снежок,
косноязычье травы,
чайка,
что, может, красиво,
но так бессловесно,
тесно!
Ветер,
что, может, свободен,
но тут же забудет о встречном тепле.
Камень,
ничем не обязанный ветру,
ничем не привязанный к ветру.
И верить – зачем?
Бояться… чего-то просить…

Боль не смертельна.
Ноша легка.
И любовь невозможна.
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№1-2` 2005)

НО БУДЕТ ДЕНЬ

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:34 + в цитатник
***

Я жду тебя, но я не тороплю.
Изголодайся там, где голодаешь,
измайся там, где маешься сейчас,
будь счастлив там, где ты.
Когда-нибудь
три посоха железных - в пыль и прах.
Грудь исцарапанная северного моря
отпустит бриг, как выдох, белый пар…
Ты явишься заснеженным… Постой!
Остановись
на болевом пороге
едва соединившихся миров.


Случайный встречный

Он возле нас остановился,
корнями в нашу землю врос,
а разговор, как птица, вился
то бестолково, то всерьёз.

О чём в ветвях его свистело
и пело птичьим языком?
Но что-то в лицах просветлело,
запрятанное глубоко,

и захотелось пробежаться
по косогору и в овраг…
Упасть на землю, разрыдаться
и радоваться… Просто так.






***

Острее тоска такая,
когда и причины нет,
будто бы, окликая,
плачется кто вослед…

И в этот момент… лоскутный
мир мой трещит по швам,
и холод из ниоткуда,
и странно, что я жива.

А вдруг разорвётся ветошь,
а там серебрится пустошь?
Исчезли стороны света,
и это ещё не ужас.

И где же твои тамтамы?
Отгрохало. Отбренчало.
И ты один, ты один там.
И это ещё начало.


***

Лето, лето, головокружение,
радость пьяная – неужели я
дотянула до лета...
Как бурлак.
Дотянула по берегу чёрной Леты.
Плечи резал ремень ветра
и вот
от пота обмяк.
Я упала в песок,
чихая от солнечной пыли,
и увидела там, высоко, над рекой забвенья,
надо мной...
Белые птицы плыли,
а река
увеличивала
отраженья.


***
Дети рассыпали смех –
будто
перевернули лоток с апельсинами.


***

День разбиваю,
осколки - ранят.
Зачем тебе полдень стеклянный, зачем
окно, почернённое гиблой геранью,
дома чужого тотем … зачем?
А? Кто? Я?! Нет.
Я - ветра сквозного след.

Утренней сырости
вместе не вынести.
Выпусти, выпусти,
дай же мне вырасти!
Дай же мне вырасти до урагана.
…будто бы стройное тело органа,
я обнажаю дно океана.
Кто ждет? Я - нет.
Я - песни твоей след.

…вздох Европы слышит Америка.
Кто я без берега,
что я без берега,
без оберега тебя, милого?
Вилами по воде, вилами.
В горле Атлантики острая кость:
Ост - вест. Вест - ост.



Русалка

Здесь тоже ночь,
но хвойная до жути,
до глубины,
где каждый ствол шершав.
Кому бы только
в том глухом безлюдье
её обнять,
ладони ободрав.

Здесь тоже камень,
но не тот, бетонный,
прямоугольный,
как бы ты ни льнул.
А над водой
луною закруглённый,
а под водой –
взволнованный валун.

И вдоль него
на небо взгляд глубокий
рассеянно и медленно
течёт
из озера,
где не хватает лодки,
застывшей в середине,
как зрачок.



***

Пока клубится бурый лес осенний
и листопадом взгляд заволокло,
пока мы не отбрасываем тени
сквозь дымчатого воздуха стекло,

пока неясны наши очертанья
и не подведена ещё черта
рекою, поглощающей названья,
различия, приметы, имена…

пока мы не бросаем слов неправых,
условимся на этом берегу
о времени, о месте и о главном –
о том, о чем сказать я не могу.



***

Я верила – моя земля кругла.
Моя стрела калёного напева
пронизывала каменный, железный
и золотой недолгий зыбкий век.
Она легла по курсу Магеллана,
задела звонко шпиль Адмиралтейства
и всё-таки не встретила тебя.
Но в полусне
ты вскрикиваешь дико
и радостно… угадывая низкий,
знакомый свист…
Как будто бы тобой
придуман строгий выгиб арбалета,
и крестовины крепь, и тетива,
и три кита
под плоскостью земною.






***

Два рыжих сеттера
как полыхнули из-под ног...
Он прыгнул с яблони,
нарвал, нахапал сколько смог.

Два рыжих сеттера,
как из ружья, за ним вослед,
и лай заливистый,
и наливной тугой ранет

пацан надкусывал,
бежал, рубашка пузырём,
пацан насвистывал,
и оба сеттера при нём.

Перемахнул забор,
а смех раскатисто блестел,
на солнце яблоком,
и лай запутался в хвосте.

Два рыжих сеттера,
кусаясь, падали в траву.
И целый двор за ним
бежал, как дворник поутру.

Старушки ухали,
беря от лавочек разбег,
как будто рухнул дом,
который долго строил Джек:

синица, кошка и
девчонки в гольфиках тугих,
матроны томные...
Беги, беги, пацан, от них!

Два рыжих сеттера
и наливного солнца дрожь...
Не плачьте, яблочки,
но сразу всех не украдёшь.



***

Но будет день, распахнутый глубоко
не в будущий, а в первобытный свет,
где нет ещё ни речи, ни пророка,
ни словаря придуманного нет...

Там стонет пращур, залитый слезами,
настраивая "флейту позвонков"
пред образами? Нет! Пред образами
воздушных, непроявленных стихов.





***

Достучусь ли до тебя, друг?
Это я по клавишам – тук-тук-тук.
Это мой нервный
почерк неровный
стал теперь примерный
Times New Roman.
Только это видимость, так да не так.
Буковки-пробелы, пентиум-дурак.
Слышишь, я царапаюсь под стеклом,
а меня течением
поволокло…
под стеклом, подо льдом,
не о том я, не о том.
Слышишь? Поздно, пустяки, блажь.
Буковки-пробелы, чёрно-белый карандаш.
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№3-5` 2003)

ЧАЙКА

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:32 + в цитатник
***

Пой, дочь моя, сплетай венок
немецкой крови голубой.
Давно ли запад и восток
ударили в набат
и стонут вразнобой.

Кривые ножницы границ отрезали:
здесь русая, там – русская коса.
Но это лезвие
ночами ест роса,
но падает из полусонных рук
недоплетённый
круг.


***
Любовь моя, цвет зеленый.…
Гарсия Лорка

Когда, заострённый песней,
качается маятник лунный, –
царапинами на жести
молчат гитарные струны.

Иную музыку просят
вокзалы, навзрыд пустые,
из них венозные лозы
раздвоенные, стальные

ночью растут на запад,
роняя грохота гроздья,
и только туманов лапы
ловят эхо и звёзды.

Скорый, дай мне забыться
на берегу высоком,
лунная тень двоится,
срезанная осокой...

Кто растревожил заводь
ландышевой картечью?
Лозы росли на запад
и на восток, навстречу.

Ужасом близкой смерти
кто распалил объятья?
Будто бы губы эти
ищут противоядья...



***

Чайка летела невысоко,
но - белокрыло.
Ливня лавина сошла с облаков,
чайку накрыла.

После - смела берегов рубежи
с городом вместе.
Ливень схлестнулся уже не на жизнь
с кровельной жестью,

в окна и в двери влетал, холодя,
в лица и в души...
Это живое желанье дождя -
влиться поглубже,

столпотвореньем сиреневых струй
в листья вломиться…
Там, где нырнула в густую листву
белая птица.


***
Всё, что меня затронет –
Дым… Наша память – дым.
Скачут прозрачные кони
Перелеском гнедым.
Скачут прозрачные кони –
Яблоки звезд хрустят.
Неуловимое – помни
И вечность назад.
Только рассветный ветер
Гривой сквозит седой,
Будто за все в ответе
Неба зовущий вой…
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№1-2` 2002)

КОГДА Я УЕДУ

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:32 + в цитатник
***

Не будет нам ни рая, ни покоя,
ни ада кругового… что с того?
Нам суждено ромашковое поле
за то, что мы придумали его.

Как будто бы из пены возрождаясь,
мы вынырнем из белых лепестков,
как солнца луч, как золотая завязь,
как долгий взгляд ромашковых глазков.

И всё, что было сорвано и смято, –
нетронутым потянется к весне,
и все, кого любили мы когда-то,
цветущими
увидят нас во сне.


***

Тополь, тополь…
Недавно ты был не толще запястья
и заглядывал в окна
третьего этажа.
Потом возмужал.
И, если бы это было в твоей, тополиной, власти –
дальше дома бросал бы тень...
Но кому-то на пятом
ты укорачивал
день.

Тополь, тополь!
А я потом
подбирала ветви, упавшие веером.
Долго не верила,
что отрубленного – не срастить.
Они, как живые,
пружинили в жаркой горсти,
они умоляли
спасти.

Тополь, тополь,
всех нас когда-нибудь режут
до середины,
до сердцевины,
и только в бессилии
ближние наши повинны.

Вот и я
покаянною головой
упала на твой
пахнущий плахой срез…
Тополь, тополь!
Чуть дальше небес
будет ещё земля,
где не мешают друг другу
люди и тополя.



***

Будет
и на моей улице
Питер.
Зря ли ветер
слёзы мои
вытер?
Только не знаю, что
озябшему сердцу милей:
пой, ласточка, пой
или пей, ласточка, пей?

Холодно.
Звонко и холодно.
Это сквозят поезда,
поезда уходят.
А значит,
нужно менять
имена, города, времена.
И всё же в последний момент
выскочить на
станции без названия.
И никому никуда
не названивать.

Пить
безымянный простор голубой,
жить –
пой, ласточка, пой.



* * *


Дождь
хлещет в синюю куртку.
Дождь
не даёт догореть окурку.
Вниз
по бежевому этюднику
бежит вода.
Даль
сияет сильнее льда.

Берёза
молниеносно
в землю вошла
и замерла,
раскалена добела.

И я замираю, забросив этюды,
просто смотрю,
удивляюсь:
откуда
льется вода,
такая знакомая глазу,
как слеза,
соединившая душу и небеса...

Боже...
сколько тебя
сразу -
Там,
где просвета синяя полоса.




***

Цветущие яблони,
белые-белые
цветущие бантики.
Выпускники девяносто девятого,
не облетайте!
Но – улетайте,
но, улетая,
всё же постойте!
Лёгкое кружево вальса примерить позвольте.

Яблони, яблони
сыплют мерцающим светом.
Воздух под ними сгущается…
Воздух ли это?
Это же я
в беспокойное платье одета…
Не замечаю, не вижу,
не знаю себя.


***

Какой сумбур! На взлёте ноября
дождь падал золотистыми рывками,
и продлевая солнце в каждой капле,
и под землёю, кажется, горя

играл-играл, как музыкант слепой…
Как будто через музыку и только
он видел, задыхаясь от восторга,
он видел мир – глубокий и цветной.


***

Когда я уеду –
влюбляйтесь, мои провожающие.
Махните в сердцах: ну куда, ну какого рожна ещё ей!

От дома и лада…
И дышит кассирша на ладан,
не зная, что напоминает качнувшийся ландыш.

Вокзалы…
Речные, обычные… Рельсы и реи,
и этот билет – полужёсткий плацкарт лотерейный.

Когда я уеду –
целуйтесь, как будто бы нет меня.
Мне выпало солнце,
вращеньем планеты обветренное…

Когда я уеду…
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№ 5-6` 2000)

ПОХОЛОДАНИЕ

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:28 + в цитатник
* * *

Он появляется из Тама,
На нём помятая пижама,
Глядит на брошенную книжку,
Кряхтя, берёт её подмышку,
А дальше - ручку, ключ, тетрадку
И начатую шоколадку,
Две бигуди, расчёску, ложку,
Всего-всего, но - понемножку -
Один шнурок, пакет изюма
И водолазку от костюма.
И всё несёт в Там-Там таёжный,
Найти который невозможно.
Ты утром спросишь: "Где ключи-то?" -
Там... там, где тьмою всё покрыто,
И портмоне из рыжей замши,
Я точно знаю - Там же, Там же,
Всё где-то Там... А гость наш странный
Забил на это гвоздь диванный,
Сидит и кормит шоколадом
Кого не надо где не надо,
А рядом Тамошняя дама,
Звезда гарема из Там-Тама
Ему нахально строит глазки
В моей зелёной водолазке.

* * *
Ах, если б тоска, если бы жалость,
И плавать в слезах белою павой...
Нет! Сердце разжалось и сжалось,
Транжиря себя налево-направо,

Но чувству чем больше отдам единому,
А кажется – тело всего лишь тонкое
Так, будто после – сгину, сгину я
И в поцелуе останусь только,

Тем дальше душа во вселенную льется,
И ты вот уйдёшь, не зная о чуде.
Светлый...
тень под тобой не возьмется.
Лёгкий...
следов за тобой не будет.


***
Сначала разноцветен, после – бел,
китайский иероглиф наших тел.

* * *

Сквозь волосы, сквозь листья, тучи – сквозь,
Я вижу, как далёкий Белый Лось,
Устав созвездьем быть – созвездий меж,
Бежит, а след его глубок и свеж.

И через Млечный Путь он ищет брод,
И мягкой мордой тычет в небосвод,
И лунную вылизывает соль,
А серпик тоньше, тоньше, тоньше... Стой!

Из озера лакает лунный блик
Разгорячённый твой лесной двойник,
И пусто в глубине его дубрав,
И влажен след от сока смятых трав.
* * *

Похолодание. Сад в столбняке.
Не шелохнёт побелевшей рукою
Тополя. Быстро иду налегке,
Будто движеньем своим успокою

Страх перед новою встречей с тобой...
Только зима это знает заранее
И, снегопада усилив конвой,
Всё же приводит меня на свидание.

Поздно для нежности! Но и вдвойне
Поздно для злости. Грустней снегопада,
Снова обнимешь меня в тишине -
Холодно... Но вырываться не надо.
Рубрики:  Из журнала "День и ночь" (№3` 1998)

Из журнала "Арион"

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:26 + в цитатник
***
Губы – в губы.
Зачем же вклинивать
слово?


***

Я не спеша зачерпнула воды из ручья
детским ведёрком, лет двадцать назад — голубым.
Сад мой запущенный... Сад, не впустивший меня,
всё же раскроется перед ребёнком моим.

Кто-то ведь должен туда пробежать босиком
и за водою не раз возвращаться назад.
Кто-то ведь должен стараться полить целиком
детским ведёрком — огромный запущенный сад.



***

После бури
пахнет кровью древесной.
Тополь свергнутый
оказался таким огромным...
Распластался
вместо собственной тени.
Тень стоит в ногах
и уйти не может.



***
Давно прошёл назначенный мне час.
Пустой вокзал, а может – век, не знаю.
Я опоздала так, что в самый раз
на следующий поезд успеваю.
Рубрики:  Из журнала "Арион" (№3` 2002)

Обо мне

Вторник, 21 Марта 2006 г. 15:07 + в цитатник
Шелленберг Вероника

Родилась в Омске, в 1972 году.
Закончила литературный институт им. А. М. Горького (2005)
Состою в ред. коллегии альманаха "Складчина" (Омск)

Автор стихотворных сборников:
«Если б не ты…» (1998, Омск)
«Рождение» (1999, Омск)
«На языке огня» (2004, Омск)


Эта страничка содержит подборки, опубликованные в журналах
«Дети Ра» (Москва)
«День и ночь» (Красноярск)
«Арион» (Москва)


Поиск сообщений в shellenberg
Страницы: [1] Календарь