Цитата сообщения Galyshenka
Особый запах родного дома. Так пахнет счастье...
Родным домом на Руси, в России, в СССР для многих была, а для кого-то и осталась, деревенская изба.
Русская изба – это Россия в малом. Ее судьба во многом схожа с судьбой русского человека: когда-то самобытная, ладная и добротная. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций. Не только стиль, но и конструктивное устройство, планировочная структура русской избы и внутреннее ее убранство были выработаны на протяжении тысячелетий.
Само слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).
Изба рублена из дерева с тесовой крышей. В качестве строительного материала, как и сегодня, чаще всего применяли древесину хвойных пород деревьев: сосны и ели, а также дуба. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Для устройства кровли использовали солому, тес, дранку и лемех, который представляет собой дощечки небольшого размера, фигурно обрезанные с одного края.
Русское зодчество славилось украшениями изб: резьбой, раскраской, росписью и искусно выполненными токарными деталями.
С фасада избы украшали выступающую часть верхнего бревна, так называемого охолупня, оконные наличники, крыльцо, причелины кровли, створки калиток и ворот.
Избы представителей высших сословий выделялись большим размером. Внутри они представляли собой хоромы из большого количества жилых и хозяйственных комнат, бедняки довольствовались одной комнатой.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Считалось, что достигнуть этого можно было лишь следуя традициям предков.
Даже выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол (бабий кут или середа)– справа от входа, и мужской – у очага.
Сени
К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения.
Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени.
Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".
Двери
Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть.
«Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.
В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.
Печь
Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить» (выше).
Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.
Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы).
Красный угол
В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол.
Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность.
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный.
Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
Стол
Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду.
Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»).
В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Лавки
Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома.
В том или ином обряде лавки олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой.
А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.
Матица
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников.
Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.
Окно
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости.
Использование окна как нерегламентированный вход и выход было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой.
Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте.
светец
Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска.
Наверняка большинство из вас хотя бы раз в жизни слышало от бабушек о том, что нельзя вечером выносить мусор, а так же подметать.
На вопрос “почему?” большинство из нас слышало отговорку: “Так принято”.
Уборка дома делалась веником (или метлой), причем правила выметания мусора были строго определенными: мели к порогу, за компанию изгоняя всю негативную энергию, которая скопилась. Процедура проводилась днем, т.к. ночью на земле открывались совсем другие врата, и существовал риск вымести ночью не только мусор, но и благополучие.
Что касается мусора, то говорят, что в нем любит рыться кикимора. И если вечером его вынести и выкинуть, то она непременно сопрет себе какие-нибудь вещи или ошметки оттуда - и в доме начнутся ссоры.
Избушка на курьих ножках
Каждый помнит сказки о Бабе-Яге и ее избушке на курьих ножках, но не всякий знает, что такое на самом деле эта пресловутая «избушка на курьих ножках».
В России такие избушки можно увидеть преимущественно в северной части. Зачем же их строили и кто?
Если обратиться к славянской мифологии, то можно с удивлением обнаружить, что домишко-то этот не что иное, как коридор в загробный мир. Когда избушка поворачивается в разных направлениях, она открывает свою дверцу либо в мир живых, либо в мир усопших.
Давным – давно на территориях бассейнов верхней Волги, Оби и Москвы-реки проживали древние финно-угорские племена. Когда умирали их родные, тела сжигались, а пепел вносили в усыпальницу, над которой строили те самые избушки на курьих ножках. Они выглядели как высокие домики из бревен с двускатной крышей. Называли их тогда « Домиками мертвых», а служили они в качестве склепа. Вот поэтому-то избушка без окон, без дверей. А куриные ножки на самом деле «курные», то есть обработанные дымом курений. Погребальная традиция включала в себя окуривание смолами ножек домика.
Как говорится, сказка ложь, да в ней намек...
В заключении хочется отметить, что мир русской избы не умер...и дело не только в популярности отелей, постороенных в виде русской избы. Какие-то устоявшиеся правила мы переносим в свой новый мир городских квартир...
Изба Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района
Костромской Архитектурно-этнографический музей заповедник «Костромская слобода»
музей народного деревянного зодчества, который расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода
Российский этнографический музей
Музей деревянного зодчества в г. Суздале
https://fishki.net/1317509-vnutrennee-ubranstvo-russkoj-izby.html © Fishki.net
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/russkaja-izba.html
http://russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/4-109/
http://etnografiavko.kz/etno7_files/page54.html
https://www.izby.org/tradicionnaya-arxitektura-izby-2/
https://www.izby.org/izbushka-baby-jagi-ili-krasnyj-terem/
https://kelohouse.ru/dom167.html
http://russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/4-109/
Серия сообщений "Интерьеры":
Серия сообщений "Родное-любимое":