Вопрос: Мой прекрасный Гуруджи, я испытываю большие трудности, приветствуя Вас обычным образом, вставая, когда Вы входите или выходите из комнаты, говоря Джей Гурудэв и т.д. Я делал это годами и чувствую, что, может быть, я каким-то образом имею недостаток почтения и уважения по отношению к Вам. Что происходит? У меня раньше не было никаких сомнений по этому поводу.
Ответ:То, что на самом деле пугает или беспокоит вас – это ваши отрицательные качества, и когда вы полагаете, что они являются вашими. Когда в вас возникает негативная эмоция или чувство, вы содрогаетесь. «О, я испытал это». Тогда вы тут же говорите: «О, я очень плохой, я не должен быть таким».
Когда вы начинаете сопротивляться и бороться с этим, что происходит? Это упорствует.
Что мы сейчас здесь делаем? Просто присмотритесь к любым чувствам, которые возникают. Не просто подумайте и скажите: «Это мое чувство, я так чувствую». Чувства меняются каждую минуту! Поэтому позвольте им прийти и отпустите. Будьте устойчивы, и скоро вы увидите, что это все только ради веселья и волшебства, это приходит и уходит, исчезает. Что вы чисты.
Вы – смирение, вы – любовь, вы – красота и вы – истина. Вы – завершенность и вы – все то, к чему вы страстно стремитесь. Вы подобны кристаллу, такому чистому и безупречному.
А эти… какие-то облака приходят, какие-то тени проходят мимо. Что с того? Почему вам нужно бояться теней? Тени кажутся очень большими, намного больше вас самих, но они не существуют.
Чем меньше света, тем больше кажутся тени.
Если темнота полная, теней вообще нет.
Поэтому частичное знание, частичный свет, частичное видение порождает тень. И это заставляет тень казаться очень огромной, очень большой. Но знайте, что это просто тень. Вы напуганы своей собственной тенью. Ваша маленькая рука кажется такой большой. Ваша голова непропорционально раздувается, и вы спотыкаетесь, дрожите. Просто имейте немного терпения, веры, пока свет становится ярче, сильнее. Как только Солнце начнет приближаться к зениту, вы увидите, что ваша тень исчезла.
Здесь Садхана подобна дискотеке, так много разноцветных огней со всех сторон проецируется на вас! Это сделало ваш путь легким, радостным, доставляющим удовольствие. Не сухим или трудным. Не так ли? Он очень сочный, колоритный! Так двигайтесь по нему.
И знайте, знайте, что это не только вы, у многих возникает множество различных чувств. Кто-то чувствует: «О, Гуруджи никогда не смотрел на меня. Возможно, он меня не любит». Другой скажет: «О, я бесполезен. Мной пренебрегают. Я хочу делать нечто большее». Многих из вас сопровождают множество различных мыслей и иллюзий. Я говорю вам, это все ваши собственные тени.
Что Вики говорит? Разве вы так не думаете?
Хорошо, хорошо, хорошо.
Вопрос:Дорогой Гуруджи, существуют разные уровни прощения. Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать о прощении, когда оно относится к серьезным преступлениям, например: может ли еврей простить Гитлера? Можем ли мы простить людей, которые убивают наших близких? Какие преимущества и недостатки существуют для нас в прощении? Спасибо.
Ответ: Существует три типа совершенства: совершенство в действии, совершенство в речи и совершенство в том, как человек себя чувствует.
Кто-то действует не совершенным образом, действует жестоко. Другие люди говорят очень жестоко. А третьи чувствуют жестокость внутри. Все это одинаково.
То, что нам нужно делать – это следить за собой. Вы видите жестокость в чьем-то действии, и в своем уме вы чувствуете жестокость по отношению к этому человеку. Тогда вы не сильно отличаетесь от того человека, который поступает жестоко. Поэтому существует прощение. Прощение заслоняет и защищает ваш ум, ваш дух от того, чтобы ответить насилием на насилие.
Вы понимаете, о чем я говорю?
Если вы становитесь жестоким по отношению к жестокости, тогда вы практически такой же, как тот человек.
Лучше прощения - сострадание.
Прощение приходит от недостатка понимания, вы не понимаете, через что этот человек проходит глубоко внутри себя. Кого-то обидели, поэтому они обижают других. Когда мы этого не понимаем, мы говорим: «Хорошо, я прощаю». Но когда мы понимаем, что все ошибки вызваны недостатком осознанности, тогда мы чувствуем сострадание к другим людям. И сострадание сохраняет ваше внутреннее совершенство, сохраняет ваше совершенство в речи, и приносит совершенство в ваших действиях. Вы понимаете, о чем я говорю?
Очень редко в мире можно найти человека, обладающего совершенством на всех уровнях. Есть люди, которые чувствуют себя очень хорошо внутри, но они не ведут себя очень хорошо. Есть люди, которые поступают очень хорошо, но внутри они напряжены, они не чувствуют себя очень хорошо. И существуют люди, которые… которые не поступают хорошо, но говорят очень хорошо. Приятно, они говорят очень приятно, очень любезно, но они не чувствуют себя подобным образом. Лицемерие.
И существуют другие люди, которые чувствуют себя очень хорошо и которые также совершают хорошие поступки, но когда они открывают свой рот, вырываются столбы пламени. Это другой тип людей.
Итак, существуют разнообразные, различные типы людей, отношений в этом мире.
Но вы можете стремиться понять, в чем вы совершенны. Вы можете быть хороши в действии, но вы можете не быть хороши в речи - теперь усовершенствуйте это. Вы можете быть хороши в вашей речи и действии, но вы можете не чувствовать себя хорошо в своем сердце и чувствах - тогда начинайте с этого.
Теперь посмотрите на все это, станьте более полым, более пустым. Тогда вы начнете чувствовать себя хорошо по отношению к этому. Когда вы хорошо относитесь к чему-то и также говорите приятные вещи, но в вашем действии недостаточно силы, энергии и старания - тогда совершенствуйте свое действие.
Это и есть сева. Сева означает принести совершенство в действие, совершать действие без получения какой-либо выгоды в ответ. Видите ли, в противном случае, за каждым действием, каждым поступком, который вы совершаете, стоит: «А что я получу за это?». Мотивация.
Но здесь вы совершаете какие-то действия, отдачей от которых является только радость. А может даже совсем ничего, никакой радости.
Даже если вы не чувствуете радость от этого, не важно. Вы делаете что-то, потому что это нужно кому-то другому. Это сева. Бескорыстная работа. Работа с отсутствием эгоистичной мотивации.
Итак, когда мы делает эти три вещи, мы достигаем совершенства на всех трех уровнях. Это не такая трудная вещь. Это просто вопрос некоторого внимания и обучения. Мы можем этим овладеть.