Соло – чистый полет фантазии гитариста, наилучшим образом демонстрирующий его талант в сжатых рамках песенного формата. Представляю подборку самых эпичных соло всех времен, заставивших миллионы людей играть на «воздушной гитаре» и тянуть вверх «козы» и зажигалки, ориентируемся на списки журналов Classic Rock и Guitar World, внося кое-какие незначительные свои изменения.
Chuck Berry — Johnny B. Goode
Перед маэстро Чаком Берри остается только снять шляпу – замешанное на традициях блюза и джаза, но сыгранное энергично и грязно, соло из «Johnny B. Goode» на долгие годы определило само понятие гитарного соло и задало его «золотой стандарт». Такие группы, как например AC/DC, практически всю свою карьеру построили на имитации этой энергетики. Недаром именно эту песню играет в культовом «Назад в будущее» Марти МакФлай (Marty McFly)ошарашенным выпускникам на школьном вечере: «Наверное ребята вы еще не созрелик… но вашим детям понравится»
Jimi Hendrix — All Along the Watchtower
Единственный в этом списке кавер, зато какой! Джими Хендрикс дополнил хитромудрую лирику Боба Дилана (Bob Dylan) зубодробительными пассажами своего неудержимого Fender Stratocaster. Как известно, версия настолько покорила самого Дилана, что он изменил аранжировку для концертных выступлений, чтобы она максимально соответствовала версии Хендрикса. Правда, вряд ли в его концертной команде когда-либо играл кто-то хотя бы сопоставимый по уровню с великим левшой-самоучкой.
Led Zeppelin — Stairway to Heaven
Джимми Пейдж (Jimmy Page) всю жизнь демонстрировал такой подход к гитарной игре, который иным его сверстникам казался избыточным – пожалуй, он первый начал на концертах «пилить соляки» продолжительностью по 10 минут и дольше. Здесь же всего в меру: удивительное сочетание звука акустической и электро-гитар (для концертного воспроизведения Пейджу даже требовалась особая двухгрифовая гитара) делает «Stairway to Heaven» одновременно проникновенной и по-особенному заряженной в своей «электрической» части. В 2006 году читатели журнала Guitar World назвали соло из этой песни величайшим в истории рок-музыки.
Deep Purple — Highway Star
Пожалуй, единственное из всего списка соло, живьем звучащее однозначно лучше, чем на студийном оригинале. Фантастическая энергетика «золотого» состава Deep Purple, как поговаривают, была достигнута на японских гастролях 1972 года не без помощи специальных веществ, что не умаляет ее абсолютной, тотальной убедительности. сторожно: невероятно быстрое и техничное, это гитарное соло может вызвать приступ эпилепсии, если вы не пристегнётесь перед прослушиванием. Газета The Guardian сопоставила этот хет-трик Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) с «силой природы, объединяющей в единое целое дух Баха и Джими Хендрикса».
Lynyrd Skynyrd — Free Bird
Любимый толпой андердог, присутствующий во всех уважающих себя списках величайших соло – монструозный трек с дебютого альбома Lynyrd Skynyrd, поначалу притворяющийся балладой лишь для того, чтобы кульминировать в пятиминутном гитарном пиршестве. Исполненное в три гитары, это соло много лет служило основой для безумных гитарных джемов группы в завершение концерта. Эту традицию переняли и другие группы – её отголоски вы можете услышать, например, в «Fade to Black» Metallica или «Telegraph Road» Dire Straits.
Eagles — Hotel California
Безусловно, набившее всем оскомину соло, но явно известное наибольшему числу людей на планете из всех присутствующих в этом списке (посмотрите на количество просмотров видео на YouTube – больше 100 млн.!). Да и много ли есть песен, по мотивам сюжетов которых хотели снять полноценный художественный фильм? Разумеется, известность песни в первую очередь обусловлена ее мягким, убаюкивающим звучанием, и пролонгированное гитарное соло играет в этом не последнюю роль. В то же время мастерство Дона Фэлдера (Don Felder) и Джо Уолша (Joe Walsh) нельзя недооценивать – созданная ими вязь идеальна и строга как формула ДНК, и звучит одинаково заливисто и в акустических версиях, и живьем, будучи разложенной на 8 гитарных партий.
Van Halen — Eruption
Гитарная работа, предвосхитившая, но наилучшим образом представляющая сейчас манеру 80-х – сверхтехничную, но несколько бездушную. Но обойти стороной этот пример «двуручного» тэппинга и экстенсивного использования рычага тремоло мы не могли. По сути, «Eruption» – всего лишь упражнение Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen), случайным образом угодившее на студийную пленку, но его появление на дебютном альбоме Van Halen в 1978 году произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы: все гитаристы разом захотели, чтобы их инструменты ревели так же грозно и пищали так же жалобно. Но повторить это соло было под силу далеко не каждому.
Pink Floyd — Comfortably Numb
Возможно, лучшее соло всех времен и народов – во всяком случае, именно так считают миллионы поклонников гитарной музыки по всему миру. Работа Дэвида Гилмора (David Gilmour) делает именно то, что и должна делать настоящая музыка – за те неполные две минуты, что звучит его Stratocaster перед тем, как удалиться в фэйд-аут, он рассказывает всю историю главного героя альбома «The Wall»: несчастное детство, порушенные отношения, одиночество внутри каменных стен – вот они, как на ладони. И вот уже в горле сам собой встает ком, к глазам подкатывают слезы, дыхание прерывается. Пожалуй, даже хорошо, что соло здесь длится всего пару минут, иначе его неукротимая красота могла бы заставить многих эмоционально нестабильных поклонников Pink Floyd тронуться умом.
Metallica — One
За гитарные пассажи «Металлики» отвечает ученик Джо Сатриани (Joe Satriani) Кирк Хэммет (Kirk Hammett)– и каждое из них для поклонников группы становится настоящим откровением. В списках лучших соло всех времен, которыми изобилует интернет, обычно не одно и не два соло авторства Кирка – но мы выбрали самое длинное и заковыристое. Восьмиминутная «One» состоит из двух частей: лиричное вступление, окаймляющее трагическое подвывание Джеймса Хэтфилда (James Hetfield), и маршеобразное крещендо с впивающимся в мозг подобно бормашине торнадо из высоких нот. Хэммету удалось то, что не смог Ван Хален – его соло в этой песне уникально-технично, но не лишено индивидуальности; оно дословно передает ужас главного героя, оставшегося в темноте без надежды на спасение.
Guns N’ Roses — November Rain
Самое «позднее» из культовых соло, большинство из которых, к сожалению, были рождены еще до наступления XXI века. Лучшую балладу Эксла Роуза (Axla Rose) венчает длинная и сверхэмоциональная гитарная работа Слэша (Slash), заставляющего гитару буквально плакать слезами того самого ноябрьского дождя. Соло, ставшее для целого поколения синонимом понятия рок-н-ролл: кисло-сладкое, заливистое, как будто играющее на территории Aerosmith.
Bohemian Rhapsody - Queen
Сэр Брайан Мэй (Brian May) и его легендарное соло на 02:35 минуте, служащее своеобразным мостом между «балладной» и «оперной» частями песни. Через два года после выпуска, в 1977 году, песня получила титул «Лучший сингл за последние 25 лет». В 2000 году,по результатам опроса 190 тысяч человек, «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.
Black Sabbath - War Pigs
Антивоенный гимн Black Sabbath мог бы и не иметь такой бешеной популярности, если бы не великолепный Тони Айомми и его потрясающее "уходящее" соло на 06:36 минуте.
Ozzy Osbourne – Revelation
Удивительно быстрая, техничная и абсолютно монументальная работа Рэнди Роудса (Randy Rhodes), вернувшего Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) на пьедестал "князя тьмы". Одно из самых величественных гитарных соло в истории рока.
Red Hot Chili Peppers - Californication
Мы очень любим Джона Фрусчанте (John Frusciante). Любим его, при всём уважении к Клингхофферу (Klinghoffer), как участника «золотого» состава RHCP. Умел же, чёрт, извлекать из своего «телекастера» звуки, повлиявшие на поколение. Мы любим его и как сольного исполнителя. Тем, кто не слышал, настоятельно советуем ознакомиться в срочном порядке. «Central», «This Cold», «The Past Recedes», «Murderers» ничуть не хуже его работ времён «перцев». Когда-нибудь мы насобираем денег и вылечим его от наркотической зависимости. А пока насладимся его соло. Они всегда были и будут узнаваемыми. Они просты, как палка, но способны задевать самое сокровенное. А как стильно звучат! Гимн счастливого детства – Californication – известен благодаря своему припеву и узнаваемой с полуаккорда музыке, и эту музыку сотворил Джон. Может быть, прелесть соло – в его простоте, но эта импровизация – пожалуй, лучшее, что он делал.
Parabola – Tool
Майер (Mayer), без сомнения, самый популярный блюзовый гитарист 21 века, и это удивительно компактное предложение показывает, почему. Четырехминутная поп-песня с лаконичными и мелодичными гитарными паузами, Gravity имеет ровно столько гитары, сколько ей нужно. Исключительные изгибы и вибрато Майера напоминают Питера Грина (Peter Green) и Би-Би-си Кинга (BBC King), и лишь немногие музыканты сделали звук Strat таким чистым и таким теплым одновременно. Майер знает, как развивать идеи, а не просто повторять их. В 2:17 он играет отрывок, а затем повторяет его в два раза быстрее; с 2:25 он играет умную партию двойного изгиба, а затем перемещает ее вниз по шкале. Но по-настоящему выделяется его мастерство скольжения с захватывающим глиссандо в конце, когда возвращается вокал.
Лучшие гитарные Рок - Соло (часть 2)
«Острая тема величайшего гитарного соло всех времен уже давно вызывает ожесточенные споры. Наверное, потому что каждое соло индивидуально. Как вы сравниваете, скажем, Comfortably Numb с Crazy Train или Stairway To Heaven с Sultans Of Swing?
Это невозможно. Тем не менее, общественное мнение колеблется, и мы хотели выяснить, какие соло в настоящее время считаются среди наших читателей самыми лучшими из всех.»
Итак, без лишних слов, продолжаем тему лучшие гитарные соло всех времен, за которые проголосовали читатели журналов Classic Rock и Guitar World.
Jessica – The Allman Brothers Band
Говорят, что Dickey Betts (Дики Беттс) написал это как дань уважения Django Reinhardt (Джанго Рейнхардту), поэтому можно играть только двумя пальцами, поскольку Райнхардт потерял способность использовать другие пальцы. А вот по звучанию это чистый южный рок. Секрет Allman Brothers заключается в добавлении идеальной четвертой к мажорной пентатонике (в ля мажоре это A-B-C # -D-E-F #), и этого звука здесь в изобилии. Несмотря на регулярное появление ноты G natural в партии ритм-гитары, дающей миксолидийский звук, эта нота никогда не появляется в основной теме и редко используется в соло.
Nutshell – Alice In Chains
В этой песне нет припева как такового. Вместо этого запоминающиеся пентатонические фразы Jerry Cantrell’s (Джерри Кантрелла) служат в качестве приманки наряду с бэк-вокалом. Nutshell был признан одной из самых грустных песен всех времен, и гитара Кантрелла берет верх, когда тексты Layne Staley (Лейна Стейли) достигают пика отчаяния, как будто гитара говорит, когда одних слов недостаточно. Использование задержки особенно эффективно на 3:34, когда Кантрелл эффектно скользит вверх от ноты, которая затем повторяется на долю позже. Его влияние Van Halen (Ван Халена) очевидно в последующих фразах из легато, которые на удивление мелочны для хита эпохи гранж. И затем, блестяще, Кантрелл просто прекращает играть, пока грув продолжается, позволяя слушателю сесть в колодце эмоций, которые только что вызвала группа.
Gravity – John Mayer
Майер, без сомнения, самый популярный блюзовый гитарист 21 века, и это удивительно компактное предложение показывает, почему. Четырехминутная поп-песня с лаконичными и мелодичными гитарными паузами, Gravity имеет ровно столько гитары, сколько ей нужно. Исключительные изгибы и вибрато Майера напоминают Питера Грина (Peter Green) и Би-Би- Кинга (BB King), и лишь немногие музыканты сделали звук Strat таким чистым и теплым одновременно. Майер знает, как развивать идеи, а не просто повторять их. В 2:17 он играет отрывок, а затем повторяет его в два раза быстрее; с 2:25 он играет умную партию двойного изгиба, а затем перемещает ее вниз по шкале. Но по-настоящему выделяется его мастерство скольжения с захватывающим глиссандо в конце, когда возвращается вокал.
Paranoid Android – Radiohead
Radiohead, один из самых успешных примеров движения против бога гитары, построили карьеру, выступая против штампов рока. Всегда неохотно подчиняющийся, Джонни Гринвуд (Johnny Greenwood) с блестящим воображением доказал, что он наслаждается возможностью перевернуть традиционное соло с ног на голову. Первое, более короткое соло Paranoid Android звучит после трех минут зловещих риффов, которые постепенно перерастают в шумный гитарный фурор. Greenwood начинается с интенсивного выбора тремоло - шквала нот, огорчающих слушателя. В завершающем соло Джонни затем использует как обычные, так и перевернутые гитарные партии, а также много сгибает струны через фильтр огибающей своего рэкового модуля Mutronics Mutator. Не будет преувеличением сказать, что соло Гринвуда действительно больше похоже на дроида из «Звездных войн», чем на традиционной гитаре, что, конечно же, является идеей.
Maggot Brain – Funkadelic
Через год после смерти Хендрикса (Hendrix) рок-пресса искала достойного наследника - и большинство пришло к выводу, что это Эдди Хейзел (Eddie Hazel) из Funkadelic, который больше всего заслуживал этого титула. Его окончательное гитарное выступление Maggot Brain - это десятиминутная импровизация, записанная за один дубль. Как и Хендрикс, Хейзел находит радость в фуззе, вау, ударении и фидбэке и дает себе возможность исследовать каждый звук, который может издать его Страт. Через пять минут он почти чистый. К восьми минутам Хейзел произвела самый экстремальный звук пуха на липучке. Изначально Хейзел записывалась с полным ансамблем, но лидер Funkadelic Джордж Клинтон (George Clinton) вытеснил большинство из них и создал пространственную поддержку на последнем треке, добавив несколько слоев Echoplex к гитарным исследованиям Хейзел. Для великих музыкантов даже гитарные соло могут стать совместным мероприятием.
I Believe In A Thing Called Love – The Darkness
Джастин Хокинс (Justin Hawkins): «В этой песне у меня было первое соло, которое было довольно легко сыграть, с некоторыми из тех фраз, которые я стараюсь придерживаться практически во всем. Это больше похоже на тэг первого припева. Затем мне было поручено побегать домой ближе к концу. Я всегда начинаю с большого дерзкого изгиба, я думаю, это всегда было моим делом».
«Там также есть пара гармоничных гитар - на самом деле, под капотом творится множество вещей, включая пять секунд драматического монолога для взыскательного слушателя с хорошей стереосистемой. Начиная с этого вступительного поворота, на 12-м ладу все звучит блюзово. «Я люблю называть это скромной блюзовой гаммой! Я спускаюсь вниз по лестнице и заканчиваю пробежку еще одним дерзким поворотом ... Что я могу сказать, людям нравятся дерзкие повороты! «В вступительной части я явно пытался быть Брайаном Мэем (Brian May), но затем идет этот почти фанковый бит на струнах D и G, где я собираюсь добавить больше атмосферы слэша. И еще кое-что из этой скромной блюзовой гаммы - честно говоря, вы ее действительно не выберете!
«Это не совсем пентатоника, потому что у вас есть эта дополнительная нота ... На самом деле я нахожу, что чем больше дополнительных нот вы включаете, тем больше это делает звучание шикарным. «В следующем эпизоде я пытался быть Билли Даффи (Billy Duffy) из The Cult.».
На альбоме Electric есть песня под названием Bad Fun, в которой он использует удары молотком и натягивание на открытой струне. Я решил сделать это на верхней струне, чтобы подняться туда, где я хотел быть ».
«Мне нравится играть соло в ми, особенно на Les Paul, потому что всегда есть «выход» из-за сгибания на самом высоком ладу, который у вас есть. Вживую он выглядит эффектно, потому что вы можете дотянуться до верхней части шеи и потянуть за него указательным пальцем на ладони. В некоторых случаях это вполне осуществимо и оправдано. Полагаю, это соло заслуживает того, чтобы быть в этом списке, потому что в итоге я скопировал всех, кто для меня важен ... Джайв Банни Мегамикс Джастина! (Justin’s Jive Bunny Megamix)
«Для записи, я думаю, мы были в 2KHZ Studios на Scrubs Lane в Willesden, Лондон. Я играл на черном Les Paul Standard. На самом деле, это был мой первый Les Paul - сделанный в 2000 году. Он до сих пор есть в студии, но он хреновый, я думаю, все внутренности сгнили от пота, потому что мы отыграли тысячи и тысячи пабов с этой штукой. . «Это по-прежнему отличная гитара, сделанная до того, как они начали вставлять корпуса в корпус, так что это настоящий тяжелый стандарт с тонкой и удобной для игры грифом. Я использовал его практически для всего на первой записи. «Что касается усилителя, я бы просто прошел через то, через что мне дали Дэн (Dan Hawkins - гитарист) и Педро (Pedro Ferreira продюсер).. Я думаю, что это был старый Mesa / Boogie Dual Rectifier без эффектов, потому что эффекты для слабоумных. Я должен сказать, что гитары на этом альбоме записаны правильно. Это единственное, что мы прибили. Любые другие недостатки были компенсированы тем, что гитары были очень громкими, хорошо сыгранными и прекрасно записанными!»
Shock Me – KISS
Не столько соло, сколько сборник лучших хитов для пентатоники, Shock Me показывает, как Эйс Фрейли (Ace Frehley) выкатывает весь свой арсенал песен. Он аккуратно превращает первые 25 лет американской рок-гитары в 50 секунд, готовых к плагиату в течение следующих 25 лет. Как только вы думаете, что в 2:29 он заканчивается, он вместо этого меняет тональность и продолжает катиться. Фирменное строго ритмическое вибрато Эйса присутствует всегда, и он органично сочетает мажорные и минорные пентатонические линии. Его фразы по большей части несложны, и это главная причина их такого влияния. Хейл-метал и гранж-гитаристов объединяет не так уж много вещей, но это соло - одно из них. Шквал отрывков на 2:06 воспроизводится путем вытягивания 8‑7‑5 на струне ми и последующего повторения на струне си (тут настраивается на полутон ниже). Дикий блюз на 2:14 тоже стоит украсть; синхронизация этих массивных трех ладовых бэндов (играемых на 12 ладу на струне E) кажется хлыстовой. Ознакомьтесь с живыми версиями, чтобы получить все возможности Kiss.
Sloe Gin – Joe Bonamassa
Репутация Бонамассы (Bonamassa) как высокооктанового исполнителя делает его работу над этим классическим кавером еще более впечатляющей. Хотя у него легко есть рок, соответствующий его блюзу, он никогда не играет здесь быстро. Вместо этого он полагается на свой превосходный выбор нот, чувство ритма и вибрато, чтобы передать страсть, наряду с некоторыми ушибами трех ладов. Как всегда, он выбирает ноты основных аккордов в наиболее подходящие моменты, в то время как эффекты wah ‑ wah и killswitch во втором куплете отражают хаотическое состояние души, показанное в тексте. Тон Лес Пола Джо (Joe’s Les Paul) огромен, и когда он тянется за грифом для гребенчатых арпеджио на 2:57, каждая нота великолепно артикулирована. Последовательность эоловых аккордов, темп и эпическое ощущение делают его похожим на блюз Comfortably Numb, а Bonamassa соперничает с Гилмором (Gilmour) как по контролю сгиба струны, так и по интенсивности, не прибегая к мелочам. Гитарные соло занимают почти половину восьми минут Слоу Гина (Sloe Gin’s), но Джо никогда не намекает, что вдохновение иссякает. Он оставляет много места около начала, так что, когда он начинает играть непрерывно и высоко на шее к концу, это звучит безжалостно. Джо - доказательство того, что блюз - бездонный колодец.
Killing In The Name – Rage Against The Machine
Хотя гитарист Rage Том Морелло (Tom Morello), возможно, известен прежде всего тем, что переосмыслил искусство соло в виде коллажей абстрактного шума (часто звучащего ближе к автосигнализации, чем к гитаре), самопровозглашенный ``ди-джей группы'' не полагается на огромное педали диапазона для создания его необычных звуков. В соло одноразового рождественского номера 1 в Великобритании Killing In The Name Морелло использует свой скромный Digitech Whammy (с двухоктавным сдвигом высоты тона) в дополнение к его точному выбору тремоло и пентатонике ре минор. Несмотря на захватывающий звуковой удар, установка относительно проста. Как сказал Морелло TG:
«Мне нравится принимать ограничения. У меня был один и тот же усилитель и педали на протяжении всей моей карьеры. Я решил, что не сойду с ума, покупая новые вещи, а скорее вложу всю свою фантазию, чтобы взять эту ограниченную установку и получить от нее максимум.
Том Морелло
Flying In A Blue Dream – Joe Satriani
Это идеальный образец для лидийского режима для каждого учителя игры на гитаре. Легкое легато Сатча (Satch’s) усиливает сказочное качество режима, создавая звук, соответствующий названию. Каждый может научиться тому, как Джо (Joe) использует слайды, вибрато и молотки, чтобы превратить простую мелодию в такое мощное заявление. Дублирование его клочков более специализировано. Когда песня набирает обороты в 2:38, Сатч переходит от лидийского к миксолидийскому, чтобы получить более типичную рок-фразировку. В 3:08 он возвращается в Лидиан, и трек восстанавливает ощущение плавания, которое было в начале. Последовательность аккордов создает такую атмосферу, что последние полторы минуты трека даже не нуждаются в мелодии, а эффекты обратной связи Сатча только усиливают атмосферу.
_____________________________________________
music-video.mirtesen.ru