![(583x582, 135Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/315/4315668_swarog_Velesova_kniga__vsadnik.jpg)
БОГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Почему книга называется Велесовой? Кто такой этот Велес, он что, сам написал эту книгу? Нет, Велес - древний русский бог, а отчего книга названа его именем, вы узнаете позже. Раньше нужно узнать, как устроен мир.
Весь мир, созданный Богом, делится на три части: Небо, Землю и Подземье. Из этих трех частей две невидимые и лишь одна видимая.
На Земле живут люди, мы с вами. И, конечно, мы хорошо видим Землю, на которой живем. Видим и все, что нас окружает – растения, животных и моря.
Над головой у нас – Небо. Днем оно голубое и мы не видим из-за этой голубизны и солнечного сияния Луны и звезд, которые, конечно же, не исчезают днем. Они лишь становятся невидимыми для нас.
Под ногами у нас – Подземье. Мало кто может видеть, что там находится. Хотя есть люди, обладающие особым даром. Они могут разглядеть закопанные клады, источники воды или руины древних городов, скрытых под слоем почвы. И даже они не могут заглянуть глубоко. Поэтому для нас Подземье – невидимый мир.
В старину Небо называли Правью. Потому, что там живут боги, которые правят нами.
Наш мир, Земля, нам явно виден. Поэтому его нарекли Явью.
Ну, а Подземье именовали Навью – это название мертвецов, привидений и страшных чудовищ, которых живые люди не-нав-идели.
Кто же создал мир? – Бог творец – Вышень, который выше всех.
Кто продолжил творение и разделил мир на три части, верхнюю, среднюю и нижнюю? – отец богов, Сварог. Он же сварганил (сварил) Синюю Сваргу – небесный мир, где живут наши праведные предки.
Кто был божественными детьми Сварога? Даждьбог – податель света, а назвали его так не потому, что он посылал с небес на землю дождь, а потому что рассеивал в небесах и на земле свет. И свет этот рассеивался подобно тому, как идет мелкий дождик.
Перун – грозный сын Сварога, бог грома и молнии. Да и само имя его означает – Молния. Перун особенно любил честных правителей и смелых воинов.
А вот третий брат, Велес, был по характеру совершенно иным. Не нраву ему был шум и гам, да и не спешил он ввязываться в смертельную драку. Любил он размышлять в тишине и много сокровенных тайн открывалось перед ним. Ведал он такое, что не только человеку, но и не всякому богу было по силам уразуметь. Любил Велес умных и умелых людей – ученых, поэтов и заботливых хозяев. Но особым покровительством этого бога пользовались священнослужители. Поэтому их называли «детьми Велеса» или волхвами. Волхвы, как и их покровитель, любили одеться тепло и уютно, а что может быть теплее медвежьей или волчьей шубы?
В «Книге Велеса» написано: «Молим Велеса, отца нашего, чтобы повел в небе коней Сурьевых, чтобы пришла к нам Сурья вешать золотые колеса вертящиеся. Ибо это солнце наше, которое светит на дома наши».
Кто такой Велес, вы уже знаете. А кто такой Сурья, или она такая? В «Велесовой книге» говорится о боге солнца, Сурье. В разные времена и в разных странах Солнце считали то мужским, то женским божеством. Что ж, наши предки нашли хороший выход из положения: солнце и по сей день в русском языке среднего рода. Сурья – все равно Он или Она, помогло людям приготовить первую суряницу. В «Книге» написано: «Боги руссов не берут жертв людских и животных, только плоды, овощи, цветы, зерна, молоко, суряницу на травах настоянную и мед, но никогда живую рыбу и птицу».
Суряница – это дар богов людям:
- Сурья - мед, на травах бродивший!
Сурья - также и Солнце Красное!
Сурья - Вед понимание ясное!
Сурья - след Всевышнего Вышня!
Сурья - истина бога Крышня!
(Перевод Александра Асова)
Ну, а если сказать проще, что это за напиток, из чего и как его готовить? Исследователь русских верований и обычаев Юрий Миролюбов дал детальный рецепт приготовления суряницы: "Для приготовления этого напитка требовалось около килограмма высевок, которые варили на воде, затем сваренный настой пропускали через сито и это действо называлось "сеять Суряницу". Затем, сварив около ведра зеленой травы, ее тоже лили через сито, а на дно последнего клали овечью шерсть. Это мы подчеркиваем, так как ведийцы при изготовлении Сомы пропускали сок травы через шерсть. Процедив зеленый отвар, к нему прибавляли четверть объема меду. Жидкость к этому времени должна быть еще теплой, но уже не горячей. В нее добавляли сухих ягод шиповника, вишен, терну, слив, груш, яблок и муки. Все оставляли стоять три дня, а после этого, добавив изюму, запускали дрожжами, для чего жидкость подогревали отдельно и, примешав ко всему, оставляли в деревянной кадке. Три-четыре дня все бродило. После первого брожения к Сурянице добавлялась кружка молока и наливалась мерочка топленого масла. После двух недель сильного брожения, когда движения в жидкости останавливается, к ней прибавляют еще меду или сахару и делают небольшое количество заварного хмеля, которое и прибавляют. После второго брожения бочку закрывают "кружком", то есть вставляют глухое днище, и так оставляют выстояться с месяц. Через месяц днище выбивают и пробуют. Если Суряница еще очень сладкая, то ее оставляют снова выбродить, а затем наливают в чистый бочонок, в который кладут дубовых деревяшек, лучше в зеленой коре".
Старые люди были убеждены, что над этим чудесным напитком, кроме людей, трудятся многие добрые духи: Кветуня, Просянич, Пшенич и Зернич - великие знатоки брожения зерен.
Пить суряницу следовало строго пять раз в день. Она помогала от многих болезней и надежно защищала от злых духов.
Впрочем, о духах природы и древних русских обычаях мы поговорим потом, а сейчас надо вернуться к богам.
Например, кто же дал жизнь роду людскому? Ясное дело - бог Род. Он-то и породил людей. А еще были у Рода две помощницы, две рожаницы, две звезды, под которыми человек появлялся на свет. Одна – счастливая, другая – несчастливая. Потом их стали называть Долей (Счастьем) и Недолей (Несчастьем). Так и жил человек на белом свете, то Счастья ему улыбнется, то Несчастье настроение испортит.
Все ли это боги, которым поклонялись наши далекие предки? Нет, это только их малая часть. Известно ведь, чем больше богов, тем богаче внутренний мир человека. Мы не успели сказать о богине любви и красоты, Ладе. О богине битв Перунье. И о мрачной богине болезней и смерти, Маре. Хотя не для всех людей смерть была наказаньем и судьба душ умерших могла быть разной.
Правь – небесный мир богов в славяно-русской мифологии,откуда боги правят земным миром.
Явь – в русской мифологии Земля,населенная людьми и животными.
Навь – подземный мир чудовищ и неправедных покойников,навиев.
Сварог - бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Даждьбога.
Даждьбог - бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии, сын Сварога. Упоминается обычно вместе со Стрибогом. В «Слове о полку Игореве» русские — внуки Дажбога. Его идол стоял на одном из киевских холмов. У западных славян ему, по-видимому, соотвествовал Дабог.
Перун - бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В IX-X веках на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
Велес (Волос) - «скотий бог» в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.
Сурья – в арийской мифологии бог Солнца.
Род - бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни; дух предков, покровитель семьи, дома. Ср. Рожаницы.
Рожаницы - женские божества славяно-русской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Ср. Род (в мифологии).
Доля - в славянской мифологии олицетворение счастливой судьбы, удачи.
Лада – у древних русов богиня любви и красоты.
Перунья – воинственная богиня победы.
Мара (Морана,Марена) – богиня болезней и мучительной смерти.
Неизвестный автор