Обзор фотоаппарата Canon PowerShot SX50 HS |
Прошёл год с момента выпуска ультразума Canon PowerShot SX40 HS, и вот японская корпорация представила новый суперпупермегагиперультразум SX50 HS. Почему так много приставок? Потому что Canon умудрилась сделать трансфокатор с кратностью 50, который способен изменять фокусное расстояние от 4,3 до 215 мм или, если перевести эти значения в эффективное фокусное расстояние - от 24 до 1200 мм! Не каждый бытовой телескоп может похвастаться таким фокусным расстоянием, а тут вся сложная оптическая схема умещается в десятисантиметровый объектив. Попробуем протестировать это чудо техники. Сразу хочу предупредить, что в обзоре не будут рассмотрены подробные тактико-технические характеристики этой камеры - их можно узнать самостоятельно на официальном сайте Canon и в интернет-магазинах. Большая часть обзора будет в той или иной степени посвящена сравнению с предшественником - SX40 HS. Также будет много субъективных оценок в виде нравится-не нравится. Детальным техническим характеристикам (уровень шума при изменении ISO, разрешающая способность объектива и т. д.) будет посвящена отдельная статья, которая, может быть, выйдет позже. Камеру я заказа через аукцион ebay в Тайване, при рекомендованной общемировой цене в $479 она обошлась мне в $519 (вместе с "бесплатной" доставкой). Камера Made in Japan, всё по-честному. На корпусе стоит значок Росстеста, следовательно, камера прошла сертификацию для России. Гарантия - тайваньская, в комплекте диск с программами и документацией (в формате PDF) на русском языке. В меню камеры можно выбрать практически любой язык, в том числе и русский.
Что ожидает человека, решившего сменить свой SX40 на SX50? Несколько изменившийся дизайн камеры - она стала более угловатой, что, впрочем, нисколько не сказалось на "ухватости" - камера по-прежнему превосходно лежит в правой руке, позволяя производить съёмку без помощи левой - для многих функций вполне хватает большого (кнопки спуска и зума) и указательного пальцев (колесо выбора режима, кнопки Disp, Menu, Func/Set, джойстик, кнопки видео и просмотра). И вот тут кроется первая проблема для владельцев SX40 - Canon по каким-то неведомым причинам решила радикально изменить расположение кнопок. Так, например, в новое место переехала кнопка включения питания, а там где раньше располагалась кнопка записи видео сейчас находится кнопка воспроизведения, и наоборот. То же самое касается и джойстика - поменялись местами кнопки выбора ISO и задержки спуска. До сих пор путаюсь, хотя, вероятно, со временем можно привыкнуть. Кстати о джойстике. Он стал более рельефным и стал легко вращаться (как было на SX30 IS), причём с небольшой фиксацией в 12 положениях по кругу - это очень и очень удобно. Почему-то "горячий" башмак для внешней вспышки стал открытым (раньше он прятался под резиновую накладку). Может быть, таким ходом дизайнеры Canon хотели сделать эту камеру похожей на зеркальные? Встроенная вспышка также стала открываться по-другому - сбоку, а не спереди, как раньше - до сих пор путаюсь. Слева от объектива находятся две кнопки, помогающие при съёмке при больших значениях зума. Одна из них переехала с тыльной стороны камеры, а вторая - новая. Ниже о них будет рассказано подробнее. Хотя диапазон фокусных расстояний заметно вырос (от 35х до 50х), габариты камеры почти не изменились. При полностью выдвинутом объективе SX50 имеет такую же длину, что и SX40, хотя я ожидал, что будет длиннее (пропорционально увеличению ФР). Поворотный дисплей стал чуть больше. А вот видоискатель (где тоже находится дисплей) как был плохоньким, так и остался. Впрочем, лично я им практически никогда не пользуюсь, а потому не считаю это существенным недостатком. Один нюанс, который фотографическим сообществом был принят на ура (хоть это никоим образом не сказывается на качестве снимков) - в новой камере появилась новая крышка объектива, которая посредством верёвочки крепится к камере - чтобы не потерялась.
Итак, включаем камеру. Что появилось новенького на экране? Ватерпас! Для тех, кто не в курсе - это уровень горизонта. Как раз для тех, у кого проблемы с завалом оного и съёмкой пизанских башен. Ватерпас интеллектуальный, он перемещается по экрану, если повернуть камеру на 90 градусов по или против часовой стрелки. К слову сказать, ватерпас калибруется из меню, так что любители диагональных кадров могут откалибровать его по своему предпочтению. Остальное осталось почти без изменения, в том числе и гистограмма. Пользуясь случаем, напоминаю про полезность живой гистограммы. Что из полезного появилось в меню - указание автора фотографий, правда, только латинскими буквами. Раньше для этого требовалось подключать камеру через USB-кабель и задавать имя фотографа с помощью программы, находящейся на диске к камере. При нажатии кнопки Func./Set можно задать кое-какие полезные штуки, например, о, чудо! режим сохранения снимков в формате RAW. Точнее, существует три варианта: только JPG, только RAW и пара JPG+RAW.
Автофокус, на мой взгляд, стал более быстрым и надёжным, чем у предшественника, который нередко промахивался (правда, справедливости ради, в сложных условиях съёмки - птица в ветвях дерева, малоконтрастные объекты). Камера может уверенно фокусироваться даже в условиях недостаточной освещённости. Но вероятность промаха фокуса зависит от фокусного расстояния, чем оно выше, тем больше случаев промаха, что объясняется дрожанием камеры и сложностью удержания снимаемого объекта в кадре. Чтобы избежать подобных ошибок в случае недостатка опыта, можете прочитать мою статьюо том, как нужно правильно фокусироваться.
Камера позволяет снимать практически любые сюжеты и объекты, находящиеся в непосредственной близости от объектива (здесь и далее по клику на картинке в новом окне загрузится оригинал, настоятельно рекомендую заглядывать в EXIF):
вплоть до планет, причём не прибегая к помощи штатива:
Но, стоит заметить, что повышенный диапазон фокусных расстояний достался не бесплатно. Ценой этого увеличения явилось уменьшение светосилы объектива - 3,4 при минимальном ФР и 6,5 - при максимальном или в терминах экспозиции на 1 стоп меньше, чем у предшественника. Протестируем трансфокатор на который для удобства нанесены штрихи с указанием ЭФР в миллиметрах. Клик мыши на миниатюре слева меняет изображение справа, по клику на котором загрузится оригинал (внутрикамерный JPG с настройками по умолчанию, качество SuperFine):
Изучим эти снимки поподробнее. Что сразу бросается в глаза - шум на однородных поверхностях и на границах контрастных объектов. Это результат внутрикамерной обработки. Как оказалось, здесь Canon подложила первую свинью. Например, для уменьшения шума и увеличения динамического диапазона снимка можно (и нужно) установить в пользовательских настройках цвета Контраст в -1 (минус один) и Резкость в -2 (минус два). Подробнее об этом написано в моей инструкции для получения шедевра. Так вот, этой функцией можно воспользоваться исключительно в режиме сохранения JPG, но не в режимах RAW и RAW+JPG. Поэтому джипеги в указанных режимах получаются шумными и перешарпленными. Совершенно непонятно, для чего так было сделано, ведь указанные установки не влияют на скорость обработки снимка. Хотя, может, тем самым подталкивают людей на использование RAW. А тем, кто не знает, что это такое - милости просим исключительно в JPG. В общем, выбор невелик. Кстати, о RAW. Он сохраняется в формате CR2. Он сжатый (без потерь) и его размер зависит от снимаемой сцены и ISO (чем больше деталей и ISO - тем больше размер) от 10 до 19 Мб на снимок. У снимков в формате RAW, полученных с помощью CHDK в предыдущих незеркальных камерах от Canon, был фиксированный (несжатый) размер. Особо стоит отметить факт возврата качества JPG-снимков SuperFine (95% качество), так как начиная с PowerShot SX30 Canon по каким-то неведомым причинам ограничило его до Fine (90% качество), что приводило к появлению артефактов на мелких контрастных деталях снимка. Чтобы узнать степень влияния внутрикамерной обработки на качество снимка, загрузим RAW-файл с помощью программы Digital Photo Professional версии 3.12.20 (в дальнейшем DPP), которая входит в набор программного обеспечения к камере и находится на компакт-диске. Даже с настройками по умолчанию сконвертированный из RAW снимок выглядит гораздо приличнее, чем синхронный JPG. К слову сказать, Canon недоговаривает правду, так как DPP автоматически исправляет некоторые дефекты снимка, а именно, дисторсию, виньетирование и хроматические аберрации. Чтобы получить совсем честный снимок, воспользуемся свободным RAW-конвертером RawTherapeeверсии 4.0.9.138. Итак снимок из предыдущей иллюстрации, сделанный при минимальном ФР (широком угле), выглядит следующим образом (профиль конвертирования - Neutral, усиление контраста для "проявки" дефектов):
Обратите внимание на чёрные углы - это края объектива. Также хорошо заметны дисторсия (бочкообразные искажения) и хроматические аберрации на краях кадра. Таким образом, при обработке внутри камеры и в конвертере DPP происходит коррекция указанных дефектов. Раз уж речь зашла о сохранении снимков в камере, стоит заметить, что скорость записи на флеш-карту формата SD достаточно высокая и не вызывает дискомфорта при съёмке. Быстро сохраняются и снимки в формате RAW и пары RAW+JPG, причём это происходит ощутимо быстрее, чем было у предшественников, использующих CHDK для сохранения RAW. Но дело, конечно, ещё и в производительности самой карты памяти. В своё время я делал подробный обзор быстрых SD-флешек, который в скором времени будет обновлён.
Много нареканий к новой камере вызвала уменьшенная светосила объектива, хотя, его затемнение следовало ожидать, при таком-то диапазоне фокусных расстояний. Попробуем определить зависимость диафрагменного числа (Дч) от фокусного расстояния, а полученные данные занесём в следующую таблицу и построим график.
ФР, мм |
ЭФР, мм |
Дч |
|
4,3 |
24 |
3,4 |
|
4,5 - 5,9 |
25 - 33 |
3,5 |
|
6,5 - 9,3 |
36 - 52 |
4,0 |
|
10,7 - 17,3 |
60 - 74 |
4,5 |
|
14,7 - 31,3 |
82 - 175 |
5,0 |
|
33,8 - 171,6 |
189 - 958 |
5,6 |
|
198,5 - 215,0 |
1108 - 1200 |
На широком угле объектив стал на один стоп темнее, но зато почти до конца диапазона имеет Дч 5,6 и менее, становясь 6,5 только в максимальном положении трансфокатора. Иными словами, при ЭФР 36 и выше SX50 практически не уступает своему предшественнику.
При максимальном зуме камера способна фокусироваться на расстоянии 1,2 метра, что позволяет снимать мелкие объекты (например, насекомых и цветы) на расстоянии. Более подробно об этом можно узнать в обзоре "Минимальная дистанция фокусировки Canon PowerShot SX50 HS".
Особым образом стоит отметить две кнопки, находящиеся слева от объектива и хорошо помогающие при съёмке удалённых объектов при больших значениях зума. Первая (верхняя) предназначена для быстрого поиска нужного объекта. Например, вы заметили птичку в кроне дерева - навелись на неё, стали зуммировать, и тут она выпрыгнула из кадра. Найти её снова в режиме теле очень и очень сложно, нужно сначала уменьшить зум, а после размещения её по центру кадра снова увеличить зум. При нажатии на эту кнопку происходит уменьшение зума, а после её отпускания зум возвращается в исходное положение. Очень удобная функция! Вторая кнопка (нижняя) предназначена для удержания нужного объекта по центру кадра - при этом включается какая-то мощная стабилизация. Если нажать эту кнопку и специально подёргать (в разумных пределах) камеру, изображение практически не сдвинется. Тоже полезная функция, особенно для людей с трясущимися руками.
Одной из очень сильных сторон ультразумов от Canon является оптический стабилизатор изображения. Эта штука предназначена для нивелирования влияния тремора - низкочастотных колебаний рук фотографа, вызванных неконтролируемым сокращением мышц. Существует простая формула для определения безопасной выдержки - 1/ЭФР в секундах. Иными словами, чтобы получить чёткий снимок при ЭФР, скажем, 200 мм, нужно установить выдержку 1/200 сек или короче. Стабилизатор позволяет увеличить выдержку, и в данной модели камеры производитель обещает по крайней мере 4,5 стопа. Убедимся в этом на собственном опыте, для чего будем фотографировать с рук витрину магазина, находящуюся в 30 метрах от точки съёмки на противоположной стороне улицы
Первый снимок сделан при ЭФР 24 мм и выдержке 0,8 секунд, что действительно даёт те самые 4,5 стопа. Второй снимок сделан при ЭФР 133 мм и выдержке 1/6 сек. Иными словами, это тоже 4,5 стопа. Следующий снимок сделан при ЭФР 272 мм и выдержке 1/4 сек, что составляет 6 стопов от безопасной! Но самым впечатляющим оказался последний снимок, сделанный при ЭФР 1200 мм и выдержке 0,4 сек, что составило ни много, ни мало, 9 стопов от безопасной! Стоит заметить, что в таких экстремальных условиях нормальным получается лишь каждый седьмой снимок, но здесь важен сам факт получения чёткой фотографии с такого расстояния и такой выдержкой с рук! Разумеется, для этого нужно прибегать к различного рода ухищрениям (задержка дыхания, очень плавное нажатие кнопки спуска и так далее), что подробно рассмотрено в соответствующей статье.
Светочувствительная матрица осталась тех же самых физических размеров (1/2,3") как и прежде, с сохранением такого же числа ячеек (12 Мп). Учитывая, что процессор остался прежним (DIGIC 5), логично предположить, что модель матрицы всё же другая, так как увеличилась скорость серийной съёмки, а также минимальное (80) и максимальное ISO (6400). К тому же, как упоминалось выше, инженеры Canon в кои-то веки решили не прятать от всего мира RAW (видимо, он стал лучше, чем был прежде, и его не стыдно показать). По моим субъективным ощущениям, он действительно стал лучше, так как позволяет достаточно сильно себя редактировать без заметного ухудшения общего качества снимка. Но, повторюсь ещё раз, внутрикамерный jpeg оставляет желать лучшего из-за сильных шумов и перешарпа. Посмотрим, как выглядит одна и та же сцена при разных значениях ISO. Обращаю ваше внимание, что теперь можно устанавливать промежуточные значения ISO, например, 125 или 320.
На мой взгляд, рабочими являются ISO от 80 до1600. Условно рабочими - 3200 и маркетинговыми - 6400. Впрочем, если иного варианта не будет, а снимок нужно сделать во что бы то ни стало, то подойдёт и максимальная чувствительность. Очень интересно было узнать, как изменяется размер RAW-файла в зависимости от ISO. От ISO80 (14,5 Мб) до ISO3200 (19,6 Мб) размер файла плавно увеличивается, что вполне объяснимо - чем больше деталей (шума), тем больше данных. А вот RAW-файл ISO6400 почему-то выпал из списка (18,9 Мб). Не исключено, что он получается интерполированием значений соседних ячеек, что косвенным образом указывает на сомнительность использования ISO6400 для реальной съёмки.
Ещё из дополнений - экспокоррекцию (верхняя кнопка джойстика) можно устанавливать от -3 до +3 EV с шагом 1/3 (раньше эти значения были от -2 до +2 EV). Откровенно говоря, сложно себе представить ситуацию, когда может пригодиться такая сильная коррекция экспозиции (хотя, например, для снимков HDRi), ну да ладно, больше - не меньше. В меню камеры можно задавать два различных пользовательских баланса белого - это удобно в некоторых случаях. Кроме того, появилась возможность придавать оттенок всей фотографии, имитируя цветной светофильтр, задавая нужные координаты (BAMG) на цветовой плоскости, где B(lue) - синий, A(mber) - янтарный, M(agenta) - пурпурный и G(reen) - зелёный.
Увеличилась скорость серийной съёмки (13 кадров в секунду) и число кадров в серии (10). Как и прежде, в этом режиме устанавливается АвтоISO. При этом камера устанавливает выдержку и ISO по следующему принципу: выдержка 1/1000 сек. (или короче) и минимальное ISO (80); если освещённость сцены низкая, то выдержка не меняется (1/1000 с), но повышается ISO вплоть до значения 800. Если овещённости сцены недостаточно, то начинает увеличиваться выдержка, вплоть до 1/15 сек. К сожалению, в этом режиме невозможно сохранять снимки в формате RAW и невозможно установить свои настройки резкости и контраста. Иными словами, действует режим сохранения JPG по умолчанию, а, следовательно, снимки получаются шумноватыми и перешарпленными. Впрочем, с этим можно смириться, если речь идёт о съёмке быстротекущих процессов, которых иначе не получить. В качестве примера приведу обедающую белку и наблюдающую за ней синицу (по клику на снимке происходит последовательная смена кадров).
Если объединить все кадры, то получится такая анимация:
С записью видео у этой камерой всё отлично, поддерживается режим FullHD (1920х1080 точек) со скоростью 24 кадра в секунду, стереозвук. При съёмке с рук неоценимую помощь оказывает оптический стабилизатор камеры. При этом можно пользоваться трансфокатором, правда, работает только медленный режим скорости зуммирования. Собственно звук зуммирования настолько тихий, что практически не слышен на записи. А вот движения пальца на рычаге зума на видео отчётливо слышны в виде щелчков, поэтому старайтесь управлять этим рычагом без резких движений. Кроме стандартных режимов видеозаписи существует и два быстрых - 240 кадров в секунду при размере кадра 320х240 точек и 120 кадров в секунду при размере кадра 640х480 точек. Эти режимы могут быть полезны при записи быстротекущих процессов. Пример такого видео приведён ниже.
Хотя камера и прекрасно работает со внешней TTL-вспышкой, так и не поддерживается подсветка автофокуса на вспышке. Кстати, пара слов о лампе подсветки автофокуса, находящейся на камере. В предыдущих версиях пятно подсветки представляло собой зелёные клеточки, расположенные в шахматном порядке. Сейчас для этой цели используется сверхъяркий светодиод, дающий голубое пятно на фокусируемом объекте.
На объектив через специальный адаптер можно устанавливать фильтры (защитный, нейтральный, поляризационный и другие) и дополнительные линзы (например, макро).
Особых недочётов в этой камере (за исключением уже упомянутых) я не обнаружил. Из мелких дополнений: изменилась крышка отсека, где находится карта памяти и аккумулятор (кстати, всё тот же NB-10L). Но вынимать батарею стало сложнее - трудно зацепить пальцами язычок, фиксирующий аккумулятор.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что камера Canon PowerShot SX50 HS обладает превосходным функционалом. Если не считать уменьшенной светосилы объектива в широкоугольном положении, то этот фотоаппарат по всем параметрам превосходит своего предшественника. Спектр его применения очень велик, но особенно полезным он будет для тех, кто фотографирует флору и фауну, а также при съёмке каких-либо событий при невозможности быть в их гуще (соревнования, концерты, карнавалы и так далее) и съёмке людей исподтишка, без риска привлечь к себе внимание.
Другие снимки с различными параметрами съёмки находятся в соответствующем фотоальбоме. По запросу могу предоставить для самостоятельного изучения RAWы фотографий из этого обзора и указанного альбома.
Рубрики: | Фото |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |