-Цитатник

Без заголовка - (1)

Эта тренировка на 9 минут заменит полноценное занятие в спортзале Это программа кардионагрузки...

Без заголовка - (0)

Говорим и пишем правильно! ***Домашнее за...

Неброские полутона акварелей ... Художница You Mee Park. - (1)

Неброские полутона акварелей ... Художница You Mee Park. Весь материал о Корее здесь Аквар...

Животный мир - (0)

Животный мир http://f19.ifotki.info/org/a710a2ab15c696c6278eb4a21d4415493eb756236296424.jpg ...

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ - (0)

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ Донской монастырь на московской земле был основан в далеком 1591 году ...

 -Рубрики

  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sergei_nukrasov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.11.2009
Записей: 10578
Комментариев: 1042
Написано: 12845


Долетит ли Х-101 до Фашингтона?

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 15:54 + в цитатник
загруженное

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».


Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.

Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 200 кт.

Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.

Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.

У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.

Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.

ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32

Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620

Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65

Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950

Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540

Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д

Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275

Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775

Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000

Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200

Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д

ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2

КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3

источник

.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку