Не знаю, кто как…. Мне этот документ попался год назад. Поговаривают, что он не очень афишируется, но, время всё расставляет по местам. Получается, он написан примерно за год до смерти Сталина, но, отражает его дальнейшее видение развития не только страны, а именно – советского человека.
В 1952 году Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР», в переписке с экономистами, поставил вопрос достаточно интересно:
«Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего
сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов.
Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени,
необходимого для получения всестороннего образования.
Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии.
Для этого нужно, дальше,
коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму.
Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет надеяться, что труд будет превращен в глазах членов общества из обузы «в первую жизненную необходимость» (Маркс), что «труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение» (Энгельс), что общественная собственность будет расцениваться всеми членами общества, как незыблемая и неприкосновенная основа существования общества.
Только после выполнения всех этих предварительных условий, взятых вместе, можно будет перейти от социалистической формулы — «от каждого по способностям, каждому по труду» к коммунистической формуле — «каждый по способностям, каждому по потребностям».
Это будет коренной переход от одной экономики, от экономики социализма — к другой, высшей экономике, к экономике коммунизма. Как видно, дело с переходом от социализма к коммунизму обстоит не так просто»….
Давайте вспомним, почему при СССР люди так стремились получить высшее образование. Пусть даже и потом работали кем угодно. – Оно расширяло кругозор, давало возможность видеть мир и жизнь шире.
И, как мы видим из цитаты, Сталин прекрасно понимал, что построение нового общества невозможно без людей всесторонне развитых. Получается, он прекрасно видел, что экономические ресурсы государства вполне позволяют резко поднять материальное благосостояние людей, что, является безусловным стимулом для дальнейшего развития общества. Это, кстати, отрицает брежневский подход – всех дердать в сером теле. Толпа «людей в серых пальто» будет серой везде…..
Кроме того, давайте вспомним – насколько была богата наша страна «Левшами». С одной стороны, дефицит той, или иной продукции, безусловно, развивал мышление – а, как бы сделать то, или это, используя то, что под рукой и не ища себе другое?
С другой стороны, это показывает, что потенциал творческой мысли в стране был огромен.
И люди не чурались делать всё сами. Это сейчас, образно говоря, чтобы сменить кран, многие вызывают сантехника. Я как то сделал среди знакомых экспресс-опрос - а у кого в доме есть разводной ключ? Результаты были совсем не утешительными. Так, заметьте, мои знакомые, в большинстве своём – технари по образованию. Но, они просто забыли, как это и зачем.
Это я о кругозоре, кстати…. Можно бесконечно рассуждать о высоких материях, но, если для человека самостоятельно забить гвоздь – проблема, это уже – серьёзная проблема.
Но, это – нижняя, если так можно выразиться, часть проблемы. Сталин прекрасно понимал, что человек должен уметь, по сути всё. И забить образный гвоздь, и решить сложную задачу.
Ведь не зря в своё время Кеннеди признал, что космическую гонку США проиграли СССР за школьной партой.
Да, качество образования. Это и есть определяющий фактор развития страны.
Понятно, что, если бы всё развивалось согласно идеям, изложенным в этом жокументе, поначалу нашлось бы достаточно аргументов для убеждения в том, что высвободившиеся два-три часа рабочего времени следует заниматься развитием собственной личности, а не водку жрать.
А потом бы это стало бы нормой.
Кстати, давайте задумаемся, а сильно ли то, что описано в документе, отличается от того же «Мира Полудня» Стругацких, а?
Нисколько.
Вот и давайте задумаемся, что мы потеряли благодаря узколобости последующих вождей…..
via