Урок рисования. |
На мой взгляд, это один из лучших, понятных и наглядных уроков, охватывающих все нюансы рисунка.
Предисловие
Когда я употребляю слова "правило" и "искусство" в одном предложении, я часто получаю негативные комментарии. Многие считают, что в искусстве нет правил. Возможно, я по-своему понимаю эти слова, но мне кажется, что "правила" или "логика" определяют, удачный получится рисунок или нет.
Я также думаю, что основываясь на определенных правилах, можно создать художественный искусственный интеллект. Я не считаю, что есть нечто "духовное", что позволяет человеку творить. Не знаю, как скоро искусственный интеллект будет создан, но сейчас мы даже не приблизились к его созданию. В любом случае, это уже другая история.
Этот урок - попытка выделить те правила, которых я придерживаюсь в своей работе. Должен отметить, что мои правила очень общие, не слишком последовательные и, может, даже где-то противоречивые. Учитывайте, что многие правила основаны лишь на моем личном опыте, не стоит принимать их на веру.
Самый полезный совет для развития художника - больше практики. Пробуйте рисовать все подряд разными средствами. Зачем же этот урок, если все, что нужно - это практика? Ну, я думаю, здесь есть несколько моментов, которые лучше знать заранее. Но ничего не изменится от простого прочтения этого урока.
Как мы видим
Человеческий мозг не может справиться с большими объемами информации, поэтому гораздо эффективнее выработать рефлексы (привычки) для типичных задач. Часть нашего мозга отвечает за обработку увиденной информации. После обработки в сознание поступает очень мало информации. К сожалению, для художников, это сильно влияет на восприятие рисунка. Вот несколько примеров обработки:
- Яркость и баланс белого. Например, листва в тени кажется того же цвета, что листва на свету.
- Масштабирование. Маленькая человеческая фигурка где-то вдали, по-прежнему выглядит размером с человека.
Я слышал историю о человеке, который вырос в непроходимых джунглях, и, таким образом, никогда не видел объекты на большом расстоянии. Ученый отвез его в саванну. Пасущийся на горизонте носорог показался этому человеку насекомым. Когда они начали приближаться к животному, человек подумал, что насекомое растет.
Луковица (мыслить слоями)
Перед тем, как начать рисовать, есть несколько вещей, о которых стоит подумать. Вообще, о них не нужно думать, это должно быть доведено до автоматизма.
Замечания, конечно, касаются работы в реалистичном стиле. Мазки также должны соответствовать задуманной картине и предполагаемой палитре. Возможно, ваш стиль или идея рисунка запрещают использование каких-то цветов или текстур. Тем не менее, даже в мультфильме Powerpuff Girls есть упрощенные, но реалистичные элементы. Не надо прятаться за "это у меня просто стиль такой, поэтому меня это не касается".
Да будет свет. Блики
Когда свет попадает на поверхность, происходят две важные вещи. Первое - часть его поглощается. Красное яблоко отражает в основном красный, остальное поглощается и превращается в тепло или что-то такое... По этой причине черные вещи так сильно нагреваются на солнце. Отраженный свет расходится в зависимости от поверхности. Если поверхность гладкая, свет отразиться по предсказуемой траектории. Зеркало, например, очень ровное и свет отражается без искажения, поэтому мы видим свое отражение.
Заметим, что на всех поверхностях есть блики. На искривленной поверхности, в зависимости от того, где находится зритель, он увидит разные блики. Блики возникают на поверхности от точечных источников света, таких как солнце, лампа или маленькое окошко.
В зависимости от того, где находится зритель, он увидит различный отраженный свет и различные блики на неровной поверхности, представленной на рисунке. Точечные блики могут появляться в среде, где есть точечные источники света, такие как солнце, лампочка или небольшое окно.
Фото - Можно заметить блики на одежде, приглушенные и тонкие. Я растянул рукав рубашки двумя пальцами, чтобы получить ровную поверхность между двумя отмеченными точками (при этом менял положение камеры, а не рукава).
Рефлексы, отраженный свет и свет среды
На Земле есть множество предметов, отражающих свет так, что объекты здесь более или менее освещены со всех сторон. Например, у нас есть небо, которое можно назвать таким "куполовидным" голубым источником света. Далее есть земля, стены и другие поверхности. В космосе же есть один основной источник света - солнце. Поэтому у луны есть светлая и темная стороны, и выглядит она довольно плоско. Однако, если присмотреться, на темной стороне луны можно заметить свет от Земли, но очень очень слабый. К тому же есть свет от других звезд, который, наверное, еще слабее.
Когда свет попадает на поверхность и отражается, он также меняет цвет. Если он попадает на поверхность того же цвета, что и поверхность, от которой был отражен, поверхность становится еще более насыщенной.
Освещенность
Солнечный свет гораздо сильнее, чем свет от неба, который, в свою очередь, гораздо сильнее света в помещении. Наши глаза имеют способность адаптироваться через некоторое время, и мы можем адаптироваться, прищуриваясь или просто фокусируясь на объекте. Так как мы делаем это, не задумываясь, трудно понять, что наше зрение в какой-то мере ограничено. Ограниченность становится более очевидной при использовании фотоаппарата. Если сделать фотографию внутри помещения, окна будут засвечены. Можно попробовать отрегулировать уровень освещения, но тогда обстановка помещения будет слабо освещенной. Это знание можно использовать с пользой, например, располагая персонажа или объект на передний план, где темнее, можно создать силуэт на фоне хорошо освещенной комнаты.
Уровень освещения может заставить части тела выглядеть яркими или темными, совсем не телесного цвета. Если тень очень темная, а светлая сторона засвечена, единственное место цвету - между ними.
Материалы
Вот примеры различных материалов и то, как я их изображаю.
Тени
Тени довольно ровные и обычно менее насыщенные, чем освещенная сторона. Цвет окружающей среды лучше всего заметен на теневой стороне. Тени от объектов становятся размытыми на расстоянии (дифракция).
(Тени не формируются только одним источником света)
Оттенки кожи. Учитывай окружение
В помещении (без окон, только свет ламп) свет теплее и цвет кожи ближе к оранжевому и красному.
Снаружи свет сильнее и цвет кожи становится менее насыщенным из-за голубого цвета неба. Иногда цвет кожи смещается в сторону фиолетового из-за смешения с голубым цветом неба. Это особенно заметно в тени.
Затененный цвет кожи может доходить до зеленых оттенков, особенно если в комнате есть зеленый - обои, растения или мебель.
В белой комнате (например, ванна) цвет кожи становится бледным, менее контрастным.
В комнате с единственным источником света цвет кожи в тени может почти черным.
... таким образом, окружение, в котором находится персонаж, сильно влияет на выбор цвета.
Оттенки
Человеческое тело имеет множество различных оттенков. Например, есть более загорелые участки кожи. Лобок, бедра и грудь обычно довольно бледные. Плечи и руки обычно более загорелые, чем другие части тела. Колени и локти темнее. На лице также множество оттенков - розовые щеки, у мужчин щетина может создавать серый или почти зеленый оттенок. Не забывайте, что животные, монстры и объекты также имеют различные оттенки. Если рисовать все одним и тем же цветом, с одной и той же насыщенностью, результат будет выглядеть печально.
Цвет между темным и светлым должен быть более насыщенным. Смешивание темного и светлого цвета даст серый безжизненный цвет в центре. На примере видно, что центр более яркий и насыщенный. Особенно заметно будет, если убрать эту насыщенность.
Сильный свет может проходить сквозь некоторые материалы, искажаться и двигаться дальше. Это увеличивает насыщенность цвета и заставляет поверхность выглядеть подсвеченной изнутри. В случае с человеческой кожей, мы иногда можем видеть это на границах света и тени.
Фото - верхняя поверхность листьев хорошо отражает свет, что значит, на поверхности могут быть голубые блики. Свет, проходящий сквозь лист, делает нижнюю часть более насыщенной. Тот же эффект может возникнуть на ушах и пальцах, делая их ярко красными, когда источник света находится сзади.
Фото - пример описанного эффекта. Свет слева на большом пальце вероятно отражение света от указательного.
Фото - обратите внимание, граница видна только, когда свет очень яркий.
Относительность
Используя различные уловки, можно заставить зрителя поверить, что цвет, который он видит, на самом деле другой.
Надо понимать, когда лучше работать с жесткой кистью, когда с мягкой (размытой). Иногда выбор кисти сильно ограничен, например, при работе с теневыми участками. Используя жесткую кисть, можно передать гораздо больше деталей. С другой стороны, использование градиентов также бывает очень полезно. Иллюстрация в правом нижнем углу кажется плоской, хотя, на самом деле, это градиент, а выделяющийся квадрат справа того же цвета, что левая часть прямоугольника.
Типичная ошибка - рисовать одну деталь слишком насыщенной, затем другую рядом почти серой, и, чтобы сбалансировать, увеличивать насыщенность последней. В результате вся картина будет выглядеть перенасыщенной.
Цветовое соответствие
Очень легко увлечься и перегнуть палку, выделяя блики, в результате потеряв истинный цвет объекта. Вместо этого лучше использовать тени для придания объема.
Упрощение
Работайте большими кистями и убирайте ненужные мазки. Посмотрите плохой и улучшенный примеры ниже. Я не делал ничего особенного на втором, на самом деле он упрощен. Удивительно, как некоторое упрощение тут и там может улучшить изображение. Правда, я несколько подправил лицо - неудачное лицо может испортить все впечатление от работы.
Фокус
Рисунок - это всегда иерархия важных и менее важных деталей. Если рисуется pin-up, наиболее важны фигура и силуэт. В комиксах часто используется жирная обводка вокруг силуэтов персонажей, и, чем менее важна деталь, тем контур ее тоньше. При создании рисунка тот же эффект достигается мазками - используется разница в цвете, насыщенности, яркости, краях, деталях и композиции, чтобы направить глаз зрителя к фокусу изображения.
Если рисовать однообразно (детали, цвета и т.д.) на всей картине, она будет выглядеть плоско. Можно направлять глаз к важным точкам на картине, и, когда он окажется там, нужно что-то интересное, чтобы заставить его там задержаться. Уровень детализации в каждой точке картины должен быть пропорционален количеству времени, которое взгляд на ней будет держаться.
Пробуйте выделить те техники, которые привлекают глаз.
Примеры, которые я сделал: (a) важные формы, (b) текстура, (с) вместе
Не стоит увлекаться деталями на ранних стадиях. Детали в тени отличаются от деталей на свету. На втором рисунке (b) я показал все детали, не задумываясь о форме (a).
(a) - форма без деталей, (b) - детали и (с) - вместе. Не увлекайтесь работой над (b) - форма должна читаться.
Перспектива
Я не собираюсь долго останавливаться на перспективе в этом уроке. Вместо этого, я лишь упомяну о том, насколько проще рисовать, если прочертить несколько линий, определяющих перспективу.
Если вы отказываетесь рисовать окружение только потому, что скучно работать с перспективой, можно использовать простую 2-точечную перспективу и работать с деталями на глаз. Удивительно, насколько проще выстраивать объекты даже с небольшим количеством линий, определяющих перспективу. Сначала нарисуйте линию горизонта, затем несколько лучей из двух точек на этой линии и можно приступать к наброску.
Вот несколько быстро набросанных линий, которые помогли выровнять плечи и остальное. Когда рисуете людей, может быть полезно выравнивать тело относительно "линии позвоночника".
Набросок
Преувеличение. Одна из прелестей искусства - возможность преувеличивать (например, бедра и грудь). Ха-ха, нет, серьезно. Действительно хорошо, когда важные изгибы более четко выражены.
Упрощение. Преимущество искусства над фотографией - возможность упрощения. На фотографии часто получаются отвлекающие детали. На рисунке же всегда можно убрать объекты, не связанные с картиной. Морщины и нежелательные выступы могут быть легко удалены. Типичная ошибка - рисунок мускул живота с чрезмерной штриховкой и детализацией. Лучше оставить контур, особенно если собираетесь доводить рисунок в цвете, потому что контраст между цветами, как раз и будет играть роль границ.
Гармония. Соотношение деталей и то, как линии пересекаются и накладываются. Пробуйте набросать несколько гармоничных линий, с которыми сопоставите изображение после.
Стилизация. Для поддержания стиля важно быть последовательным. Можно намеренно рисовать угловатые формы, или сглаживать углы.
Ширина линии. Я не сторонник работы с линией фиксированного размера, поэтому разработал несколько правил для вариации:
Также, не всегда нужно рисовать линию. Иногда достаточно наметить ее конец, а глаз уже сам ее дорисует. Примеры - складки на коже, рот, ягодицы и т.д.
Наконец, вот несколько иллюстраций.
Когда рисуете, разделительные линии, оставшиеся от наброска, могут быть вредны. Можно разделять формы другими средствами, нежели черный контур. Например, сделать темнее или светлее, или выделить светлой линией. Вот иллюстрация нескольких подобных решений и что они подразумевают.
Набросок может пройти несколько стадий проработки, где каждая предыдущая стадия осветляется и новый набросок рисуется поверх нее.
Изучение, развитие навыков
Я начал развивать навыки лишь несколько лет назад, о чем очень жалею. Нельзя научиться рисовать правильные линии на основе догадок, тут поможет использование примеров. Чтобы быть свободным и быстрым в работе, нужно не задумываться о таких вещах, как например, анатомия. Тогда можно будет сконцентрироваться на дизайне и детализации.
В самом начале не фокусируйтесь на детализации, задайте сначала основные пропорции, выберите основные места, на которых потом остановитесь. Изучайте за раз что-то одно. Нельзя научиться жонглировать, практикуя параллельно стометровку с барьерами. Если хотите изучить программу или планшет, начните с простейшего (например, фрукты). Если хотите изучить человеческое лицо, используйте уже изученные программы/средства (тогда не надо будет думать сразу о двух вещах).
Набросок
Карандашный набросок не должен быть чем-то большим, чем несколько быстрых штрихов на бумаге. Я обычно трачу несколько часов на создание рабочего рисунка, и около 10-30 мин. на каждый набросок (A4). Я рисую скетчи всего несколько раз в месяц, но обязательно каждый раз замечаю улучшения. Подумать только, что будет, если заниматься этим несколько раз в неделю годами.
Примеры - 1, 2 - несколько старых набросков с комиксов (позы) и фотографий (лица).
Раскрашивание
Когда я практикуюсь с цифровым рисунком, я обычно использую Photoshop и в основном картинки из сети. Я копирую рисунок на новое окно и очищаю его (чтобы получить окно точно такого же размера). Затем я начинаю наносить цветовые пятна в предполагаемые места. Далее я постепенно увеличиваю детализацию и точнее подбираю цвета. Когда результат похож на оригинал на расстоянии (или прищуренными глазами), я завершаю работу. Я не беру цвета с оригинала, но делаю окно того же размера, чтобы видеть, если что-то не на своем месте. Если есть желание усложнить задачу, можно всегда попробовать рисовать в окне другого размера, зеркальное отражение или сцену из реального мира.
Примеры - 1, 2 - первая Open Canvas, вторая Photoshop. 3a, 3b,4 - тут я пытался быть максимально экономным. Вторая - не набросок, а пример чистки, которая не нужна для занятий. 5, 6 - эти нарисованы по фото. 7 - одно из первых занятий.
Предметы изучения. Что исследуем?
Исследуем все! Вы должны построить большую библиотеку форм и объектов в голове, чтобы научиться рисовать интуитивно. На это может уйти целая жизнь, поэтому лучше начать прямо сейчас!
Человеческая анатомия. Одна из главных вещей, которую нужно знать. Даже монстры имеют следы человеческой анатомии.
Стили и направления. Надо уметь рисовать в разной стилистике и искать новые свежие идеи.
Окружение. Помещение вашего персонажа в некую среду поможет вдохнуть в него жизнь.
Животные. Хороший способ придумать монстра - скрестить нескольких известных животных.
Машины. Вам также нужно практиковать рисование машин. Пригодится, когда будете разрабатывать роботов и дроидов.
Типичные объекты из жизни. Из-за своих простых форм хороши для тренировки навыков. Можно не слишком трудиться над формой и больше времени уделить передачи материала объекта.
Самокритика
Анализируйте свои ошибки. Легко не замечать ошибки, если постоянно смотреть на свою работу (что, конечно, нужно делать, чтобы ее рисовать). Пробуйте зеркально отображать рисунок, увеличивать и уменьшать. Не склоняйтесь слишком близко к бумаге и не сидите перед сильно увеличенным изображением на мониторе. Можно также открыть новое окно с изображением.
Нужно признать, что факт того, что вы потратили на работу уйму времени ничего не стоит. Нужно научиться жертвовать временем, потраченным на неудачный рисунок. Даже если вас устраивают детали, может быть нужно все переделать. Иногда ошибка даже не в какой-то детали, на которой концентрируешься, а в чем-то с ней связанном. Например, фон или перспектива других деталей.
Что самое главное в рисунке?
1. Построение. Что вы пытаетесь нарисовать? Ваш предмет и композиция должны работать на фундаментальном уровне. В противном случае дальнейшая работа обречена. Не стоит строить иллюзий, что позже все исправится. Скажем, если поза выглядит неправильно сейчас, она так и будет выглядеть в итоге, даже если сам Рембрант приложит свою руку.
2. Соотношение света и тени для придания форм. Пример 1 - первый вариант здесь очевидно неудачен. Все формы здесь имеют одинаковый блик и тень. Второй вариант лучше, но соотношение везде примерно одинаковое. Третий вариант демонстрирует различные соотношения на различных участках. Хотя этот рисунок был обречен еще на этапе построения... Пример 2 - здесь тень и цвет используются для выделения переднего плана и фона.
3. Цвет. Можно не совсем угадывать с цветом и все равно иметь успех. Если не удается заставить цвета работать, возможно, проблема возникла на предыдущем этапе. Если же все до этого было хорошо, легко добиться удачного результата с помощью color balance tool. Мой опыт показывает, что первоначальный выбор - чаще всего наилучший.
Критика и типичные ошибки
Когда я критикую чужие работы на различных форумах, я часто делаю одни и те же замечания. Вот список типичных ошибок начинающих художников.
Проблема: Одинаковое соотношение света и тени на каждой форме, независимо от расположения и угла наклона.
Решение: Попробуйте уменьшить, зеркально отобразить рисунок. Неверно придавать форму каждой детали последовательно, одной за другой. При одинаковом освещении форм теряется объем всей картины, становится сложно выделить важные формы.
Проблема: Прорабатывать и освещать детали, которые только отвлекут зрителя (особенно с использованием кисти Dodge).
Решение: Вы должны жертвовать большим количеством деталей, которые выглядели бы потрясающе, будучи полностью проработанными. Но важнее всего - цельность картины. Поэтому не нужно выделять бликами пряжку на ремне незначительного персонажа в углу картины. Глаз останавливается на бликах, контрасте и цветовой насыщенности. Вы должны направлять глаз зрителя в нужную часть картины.
Проблема: Скучные и нелепые позы, фигуры выглядят как прибитые мухи.
Решение: Часто с этим сталкиваюсь. Ведь так просто рисовать людей спереди или сбоку с расставленными руками. Результат выглядит очень скучно, без динамики. Хочется показать все детали персонажа в одном рисунке, но если выбрать более динамичную позу, вряд ли это будет возможно. Более интересная поза может скрыть, например, руку персонажа за телом. Но также, скрывая какие-то детали, вы позволяете воображению зрителя решать, как они выглядят, что может быть очень полезно. В воображении детали могут представляться гораздо лучше, чем вы когда-либо могли бы изобразить. Словом, изучайте интересные и динамичные позы по комиксам или фото.
Проблема: Злоупотребление штрихами (линиями)
Решение: Каждая линия должна вносить свой вклад в финальный результат. Некоторые пытаются избегать этого случайной штриховкой с претензией на художественность. Случайные штрихи создают случайные детали, которые отвлекают зрителя от детализации вашего рисунка. Я знаю, кажется, что некоторые художники создают потрясающие сцены с помощью всего нескольких штрихов, но, я думаю, они тратят много времени на оптимизацию и очистку рисунка от лишнего. Пройдитесь по всей работе и уберите или выровняйте линии, которые не имеют большого значения. Убедитесь, что именно суть работы получает фокус. Главные формы и объемы всегда наиболее важны и множеством удачных штрихов придется пожертвовать, что картина в целом выглядела удачно.
Рубрики: | рисование |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |