Без заголовка |
..Во всем облике, в царственной фигуре удаляющейся с бала-маскарада великолепной женщины был высокомерный вызов и резкий протест. Взвившаяся алая драпировка создавала между ней и бальной залой как бы стену огня - Юлия сжигала все мосты между собой и светским Петербургом. Она сорвала маску с лица - ей ли, привыкшей и хвалу, и хулу принимать с открытым забралом, нужна была эта маска!?
...Обратно она уже не вернется. "Санкт-Петербургские ведомости" через некоторое время сообщили - графиня Юлия Самойлова покинула Россию...
"...Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?
... Но как влекла к себе всесильно
Ее живая красота!
Чьи непорочные уста
Так улыбалися умильно?!
Какая бы Людмила ей,
Смирясь, лучей благочестивых
Своих лазоревых очей
И свежести ланит стыдливых
Не отдала бы сей же час
За яркий глянец черных глаз,
Облитых влагой сладострастной,
За пламя жаркое ланит?
Какая фее самовластной
Не уступила б из харит?"
(Е.Баратынский. "Бал")
Портрет графини Екатерины Скавронской, 1790, худ. Элизабет Виже-Лебрен,
...Уже с рождения образ Юленьки Пален окружен некоей тайной, но тайной не романтической, а, скорее, остро-скандальной. Её бабушка, Екатерина Скавронская-Литта, была племянницей всесильного Фаворита Екатерины Второй Григория Потёмкина, и, как все его племянницы - его любовницей.
Портрет русского фельдмаршала князя Потемкина , в России: Г.А. Потемкин Таврический-, (1739-91)
Самая красивая из сестер Энгельгардт, Екатерина Васильевна пользовалась огромным успехом у мужчин и чуть было не вышла замуж за внебрачного сына императрицы Алексея Бобринского,но этого Екатерина Великая допустить не могла и сосватала красавицу за дальнего родственника императорской фамилии по линии жены Петра Первого Марты Скавронской (Екатерины Первой). В этом вполне удачном браке красавица родила двух дочерей - Екатерину и Марию, которая и стала позднее матерью нашей героини....
Графиня Екатерина Васильевна Скавронская (1761-1829) с одной из дочерей
При этом ходили слухи, что отцом Марии был совсем не Скавронский - у его красавицы-жены во время пребывания в Италии, куда Скавронский был отправлен в качестве посланника, завязался бурный роман с неким графом Джулио-Ренато Литта-Висконти, обладателя знатнейшего имени, громадного состояния, а также эффектной и яркой мужественной красоты.
Екатерина Васильевна, ленивая и вялая с юности, вдруг влюбилась до умопомрачения; граф платил ей тем же. Он последовал за ней в Россию, и был принят на русскую службу сразу на очень высокую должность.
После того, как графиня Скавронская овдовела, Литта женился на ней. Державин писал по этому случаю в стихотворении "На брак графини Литты"(1798 год)
Портрет графа Ю.П. Литта (1763-1839)
"...Диана с голубого трона,
В полукрасе своих лучей,
В объятия Эндимиона
Как сходит скромною стезей,
В хитон воздушный облеченна,
Чело вокруг в звездах горит, —
В безмолвной тишине вселенна
На лунный блеск ея глядит;
Иль виноградна ветвь младая,
Когда подпоры лишена,
Поблекнет, долу упадая,
Но, ветерком оживлена,
Вкруг стебля нового средь лета
Обвившись листьями, встает,
Цветет и, солнцем обогрета,
Румянцем взоры всех влечет:
Так ты, в женах, о милый ангел,
Магнит очей, заря без туч, —
Как брак твой вновь позволил Павел
И кинул на тебя свой луч, —
Подобно розе развернувшись,
Любви душою расцвела.
Ты - Красота, что, улыбнувшись,
Свой пояс Марсу отдала."
Шло время - и вот уже Катя и Маша Скавронские становятся богатейшими невестами России, что в совокупности с унаследованной от матери красотой делают их желанными для многочисленных поклонников. Но, несмотря на богатый выбор, девушки вдруг одновременно влюбляются в молодого красавца графа Павла фон дер Палена. Он явно предпочитает младшую - Марию. Екатерина же в истории останется как жена князя Петра Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года.
Портрет Павла Карл Эрнст Вильгельм Филипп граф фон дер Пален
... Родня Марии категорически воспротивилась браку с Паленом - репутация и самого жениха, и его семьи была совсем не безупречной - ведь молодой граф был сыном организатора убийства Павла Первого. Но влюбленная пара. сговорившись, обвенчалась тайно. И начались скитания по дальним гарнизонам вместе с Изюмским полком, шефом которого был Пален, бывший к тому времени уже генерал-майором. Кочевая жизнь лишала избалованную красавицу Марию привычного блеска и комфорта, и между супругами начались серьёзные ссоры. В 1803 году в каком-то селе Волынской губернии, в бедной крестьянской избе Мария родила дочь Юлию, названную как бы в честь бабушки Юлианы фон Пален. Сразу после рождения девочки отношения между супругами осложнились настолько, что Мария была вынуждена вернуться к матери, а Пален потребовал развода, который, вопреки всем церковно-светским установкам, был ему дан. Причина была очень серьезна - Пален обвинил свою жену в измене с её отчимом - Юлием Литтой. И действительно - смуглая девочка с ярко выраженными южными чертами, жгучая брюнетка средиземноморского типа, никак не могла появиться на свет от белокурых, белокожих северян-родителей. Пален отказался от девочки, и никогда на протяжении всей своей жизни не пытался с ней общаться. Он женился вскоре во второй раз, затем, овдовев, в третий.
Портрет графа Адама Петровича Ожаровского
Мать также вышла замуж - за графа Ожаровского; маленькая Юлия была для неё напоминанием о еле замятом скандале и неудачном браке, и Мария Павловна также старалась пореже видеть дочь. Все заботы о воспитании Юлии взяли на себя бабушка Екатерина и "дедушка-отец" Юлий Помпеевич Литта. Юлия росла в обстановке баснословной роскоши и с детства привыкла получать всё, что душе пожелается. В пятнадцатилетнем возрасте девочка была принята ко двору вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и началась бурная светская жизнь. Красивая, яркая, живая девочка очаровала светское общество и прежде всего самого императора Александра Первого. Роман с императором был
ярким,ностоль же бурным, сколь и кратковременным.
Г.Кюгельхен. Портрет имп.Марии Фёдоровны в трауре.1801.Ф.Жерар. и Портрет имп. Александра Павловича.1816.
Тем не менее последствием этого романа и некиих хирургических сопутствующих вмешательств стало то, что детей у Юлии Павловны больше быть не могло. Но тогда её это нисколько не удручало. Наконец, в 1824 году император окончательно распростился с Юлией и сказал матушке, что судьбу «маленькой Скавронской» пора наконец устроить. И императрица взялась за своё самое любимое занятие - сватовство. Вскоре 22-хлетняя Юлия была просватана за своего дальнего родственника - графа Николая Александровича Самойлова.
Один из самых красивых мужчин своего времени, граф Николай вовсе не был очарован своей наречённой невестой и не желал "объедков с высочайшего стола"; к тому же он был страстно влюблен в Сашеньку Римскую-Корсакову, которой Пушкин посвятил строчки в "Евгении Онегине" - "У ночи много звёзд прелестных..." Но Сашенька была совсем не богата, а финансовые дела Самойловых были совсем расстроены - в том числе и постоянными кутежами, а главное, великим пристрастием молодого графа к карточной игре, поэтому к прозвищу "Красавец Алкивиад" флигель-адъютант Самойлов получил ещё одно - "Мелок". Его долги накапливались и, наконец, вылились в такую чудовищную цифру, что любящая маменька, графиня Екатерина Самойлова, вынуждена была сама умолять императрицу сосватать сыну богатую невесту. В сватовстве приняла активное участие и сестра Николая - фрейлина и любимая подруга императрицы Александры Федоровны графиня Софья Алексеевна Бобринская.
...Юлия же была очарована своим красавцем-женихом. И любящие бабушка и дедушка Литта осыпали её деньгами и роскошными подарками. Приданое было громадным; цифра даримых Юлии средств вызывала у придворных ошеломленное восхищение.И вот 25 января 1825 года два потомка князя Потемкина-Таврического пошли под венец. Но счастливой пары из них не получилось.
Своевольный, взбалмошный характер Юлии и её южный темперамент были прямо противоположны холодно-критичному характеру молодого мужа - и он продолжал играть, проигрывая чудовищные суммы, в то время как пылкая графиня меняла любовников как перчатки, и тратила на них ничуть не меньше денег, чем муж на карточную игру. Один управляющий делами Самойловых Мишковский обошелся любвеобильной красавице в 800 тысяч рублей - чудовищную по тем временам сумму - и даже дедушка Литта не выдержал - чуть не убил наглого конторщика, предъявившего ему этот вексель для оплаты. Дело кое-как замяли - но красавица не унималась. Очередными её пассиями стали известный по дуэли с Лермонтовым барон Эрнест де Барант, французский посол Пьер Ла-Феронне и даже сам император Николай Первый, которого Юлия упросила о помиловании мужа, неосторожно ввязавшегося. будучи членом Северного тайного общества, в "дело декабристов".
Николай простил бунтовщика, и супруги нежно примирились - но ненадолго. Вскоре. после очередной измены Николай Алексеевич окончательно разъехался с женой и уехал на Кавказ под командование генерала Паскевича. А Юлия Павловна отправилась в имение Графская Славянка близ Павловска, доставшееся ей по наследству от графов Скавронских.
Скоро слухи оттуда поползли самые невероятные. Описывались кутежи на манер Клеопатриных и Мессалининых. Бассейны, мол, там наполняются шампанским, шампанским же фонтаны бьют. А графиня-де Юлия вовсе с привязи сорвалась: каждого гостя берет себе в любовники. А которые отказаться норовят, тех крепостные силком в ее постель тащат!
Но всё имеет обыкновение заканчиваться...
...Однажды утром в луже крови у себя дома был найден молодой красавец, поэт и художник, любимец светских дам граф Эммануил Сен-При. Тут же поползли слухи, что застрелился он от безнадёжной любви к графине Самойловой...
"Страшись прелестницы опасной,
Не подходи: обведена
Волшебным очерком она;
Кругом ее заразы страстной
Исполнен воздух! Жалок тот,
Кто в сладкий чад его вступает:
Ладью пловца водоворот
Так на погибель увлекает!
Беги ее: нет сердца в ней!
Страшися вкрадчивых речей
Одуревающей приманки;
Влюбленных взглядов не лови:
В ней жар упившейся вакханки,
Горячки жар — не жар любви..."
(Е.А.Баратынский. "Бал")
...Скандал разразился нешуточный - он был слишком громким даже для весьма скандальной репутации Юлии Павловны - и она принимает срочное решение уехать в Италию, к родне Юлия Помпеевича Литта. Побывав сначала в своём имении Грюссэ под Парижем, Юлия покупает себе красивую виллу на озере Комо и дворец в Милане.
Тут же её виллы и дворцы наполняются великолепными произведениями искусства; она покровительствует художникам и композиторам, среди которых особо выделяет Джованни Паччини. автора оперы "Последний день Помпеи" - и берёт его дочь и племянницу на воспитание. В это же время в её окружении появляется молодой русский художник с лицом Аполлона и репутацией сердцееда - и Юлия буквально теряет голову. Карл Брюллов на долгие годы становится не только её любимым человеком, но и лучшим другом.
«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», – признается Юлия позже. Это было именно так – с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.
К.Брюллов. Портрет графини Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком.1832-34.
"Уж газ на ней, струясь, блистает;
Роскошно, сладостно очам
Рисует грудь, потом к ногам
С гирляндой яркой упадает.
Алмаз мелькающих серег
Горит за черными кудрями;
Жемчуг чело ее облег,
И, меж обильными косами
Рукой искусной пропущен,
То видим, то невидим он.
Над головою перья веют;
По томной прихоти своей,
То ей лицо они лелеют,
То дремлют в локонах у ней."
(Е.А.Баратынский. "Бал")
Описывая впоследствии основные типы картин Брюллова, Гоголь найдет для них такие слова: «Его человек исполнен прекрасно-гордых движений; женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная как женщина».
В картине "Последний день Помпеи" облик Юлии повторяется несколько раз.
- в образе упавшей с колесницы прекрасной умирающей женщины;
- в образе молодой горожанки рядом с художником, в облике которого Брюллов изобразил сам себя;
И, наконец, в образе Матери, пытающейся прикрыть своих двух дочерей от вселенской катастрофы. На шее женщины - крестик, она-христианка; она никуда не бежит, и глаза её, испуганные и покрасневшие от слёз, умоляюще подняты к небу...
Юлии был близок именно этот сюжет. Помогая одному из своих любовников, автору оперы "Гибель Помпеи"("Последний день Помпеи") Джованни Паччини, она взяла на воспитание его дочь и племянницу. Две хорошенькие девочки - блондинка Джованина и брюнетка Амацилия - заменили ей собственных детей. Брюллов неоднократно писал их портреты, самым известным из которых стала "Всадница"("Жованин на лошади"), где в антураже миланской виллы Самойловой прелестные девочки - подросток и малышка - смотрятся как два ярких цветка или сияющих драгоценных камня:
Графиня Самойлова покровительствовала Паччини всеми имеющимися у неё возможностями, и однажды - в угоду ему - чуть было не сорвала премьеру конкурента Паччини - Винченцо Беллини, наняв клакеров и устроив исполнительнице главной партии - Джудитте Паста - настоящую обструкцию. Опера Беллини называлась "Норма"...
Отношения с Брюлловым напоминали вулкан страстей - а еще они были просто друзьями, живо переживающими друг за друга и друг другу помогающими, хотя "Карла Великого" все его знакомые считали закоренелым эгоистом («За внешностью молодого эллинского бога скрывался космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше».)
Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.
...В 1929 году умирает бабушка Юлии - графиня Скавронская-Литта.
Самойлова покидает Италию, чтобы вступить в наследство.
«Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев – итальянцев и французов… ее сочные уста, вздернутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!» – такой ее запомнил художник Петр Соколов.
Она поселяется в родовой усадьбе - Графской Славянке - и решает перестроить её на современный лад. Для этого она приглашает из Парижа брата Карла - архитектора Александра Брюллова - и в письме ему пишет:"В качестве друга Вашего брата я решаюсь...просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова..."
И талантливый Александр с лета 1831 года приступает к работе, делая дачу графини настоящим шедевром комфорта и уюта в смешанном стиле современности и классицизма.Любимая Самойловой эпоха античности отлично сочеталась со стилем квадраченто, а всё это - с элегантностью и роскошью богатейших аристократов 19 века.
(Неизв.худ. Графиня Самойлова, Карл и Александр Брюлловы.)
После окончания строительства в Славянку потянулись экипажи с многочисленными гостями. Драгоценные картины, оригинальная мебель и светильники, роскошь ковров и драпировок были великолепным антуражем для музыки, поэзии, бесед, зачастую весьма острых. Самойлова привезла с собой из Италии целую "орду" музыкантов и живописцев, скульпторов и поэтов - да и просто поклонников, в большинстве своем авантюристов. Шумные компании в Славянке и вольно-фривольное поведение её хозяйки начало сильно раздражать императора Николая, и графине пришлось переехать "под присмотр" власти на Елагин остров, куда, впрочем, тут же потянулись и завсегдатаи Славянки. Старый Литта, потеряв обожаемую жену, баловал Юлию поистине царскими подарками и огромными суммами денег. Наскучив Петербургом, Юлия вместе со своей "блестящей свитой" в 1835 году снова уехала в Италию, где уже не было Брюллова - именно в это время он вернулся в Россию. Личные их отношения потеряли былую остроту - с годами Карл становился скучнее, высокомернее, холоднее; его мнительность, капризность и эгоизм начали сказываться уже и на их отношениях. Тем не менееписьма Юлии были по-прежнему теплы:"Мой дружка Бришка...Люблю тебя более, чем изъяснить сумею", "никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова".
...А у "дружки Бришки" в России начались тяжёлые времена.Он безумно влюбился в обворожительную девушку, похожую на нежный лесной ландыш - 18-летнюю Эмилию Тимм; быстро сделал ей предложение и быстро женился. Но - быстро женишься, долго каешься. Девушка еще до свадьбы состояла в связи с одним из своих ближайших родственников, и после свадьбы ничего не изменилось. Скандал и шумиха, поднятые вокруг его имени, жестоко травмировали художника. Его недоброжелатели злорадствовали, а сам он писал: «Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье… что боялся лишиться ума». Он не мог работать. Глубокая депрессия всё усугублялась.
Граф Юлий Помпеевич (Джулио Ренато) Литта (1763-1839)
В это же время в Петербурге умирает Юлий Помпеевич Литта, и Юлия возвращается в Россию, чтобы вступить в наследство. Её теплота и участие помогают "Бришке драгоценному" вернуться к жизни и творчеству, а к мнению света она всегда была очень глубоко равнодушна.«Она так переменилась, – записал в дневнике К.Я. Булгаков, – что я бы не узнал ее, если бы встретил на улице, похудела, и лицо совсем сделалось итальянское. В разговоре даже имеет итальянскую живость и приятна…»
"Меж тем (к какому разрушенью
Ведет сердечная гроза!)
Ее потухшие глаза
Окружены широкой тенью
И на щеках румянца нет!
Чуть виден в образе прекрасном
Красы бывалой слабый след!"
(Е.Баратынский. "Бал")
В этот приезд Юлии в Россию друзья решили помирить её с мужем Николаем Самойловым. Супруги не возражали, официального развода между ними не было; и тот, и другая после бурно проведённой жизни уже искали тихую заводь, и такой могла бы стать для них Графская Славянка. Но судьба распорядилась иначе - 23 июля 1842 года. за несколько дней до встречи с женой, Николай Александрович неожиданно умирает. Это стало огромным ударом для Юлии.
В это же время с неё пишет портрет известный художник П.В.Басин. После потери нескольких близких людей Юлия грустна и задумчива. Бледное её лицо и покрасневшие глаза составляют разительный контраст с баснословной роскошью обстановки и наряда. Энергии, так чарующей зрителя в её портретах работы Брюллова. - нет.
...Но через какое-то время природные живость и темперамент берут своё. Для 39-летней женщины жизнь не кончена; она чувствует себя по-прежнему молодой и энергичной, чтобы начать всё сначала. Но в России ей душно. И, как прощание с Россией, она заказывает Брюллову свой портрет,ставший шедевром русского и мирового искусства 1-й половины 19 века.
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад).
"...Она явилася на бале.
Что ж возмутило душу ей?
Толпы ли ветреных гостей
В ярко блестящей, пышной зале,
Беспечный лепет, мирный смех?
Порывы ль музыки веселой,
И, словом, этот вихрь утех,
Больным душою столь тяжелый?
Или двусмысленно взглянуть
Посмел <в глаза ей> кто-нибудь?.."
(Е.Баратынский. "Бал")
...И, сорвав маску вынужденного светского притворства, гордо подняв голову и не оборачиваясь, Юлия покидает "бал" русской светской жизни. Она уезжает во Францию, потом в Милан. Больше в Россию она не вернется. Больше в её жизни не будет и Карла Брюллова.Несколько лет метаний между Россией и Италией, сильнейшее нервное истощение, очень повлиявшее на характер, возрастающие с годами мнительность и эгоцентризм, постоянные жалобы на здоровье и - временами - почти истерическая капризность...
Будучи всего на шесть лет старше Юлии, он казался рядом с ней стариком - и их отношения постепенно сошли на нет. Тем более, что Юлия снова была влюблена - и КАК влюблена!
...Однажды в некоем маленьком итальянском городишке ей пришлось задержаться - в пути сломался экипаж. Вечером она посетила местный маленький театрик - там шла опера её друга Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур". В этот день дебютировал юный тенор Джованни Пери - необыкновенный красавец с грустным выражением лица. Юлия была околдована. И в 1846 году вышла за него замуж - невзирая на то, что по российским законам этот брак лишал её российских титулов и права собственности на земли. Пришлось продать даже обожаемую Графскую Славянку - но синьора Джулия Пери так любила своего мужа (который был младше её на 20 лет), что не остановилась ни перед чем - даже перед принятием католичества. Впрочем для неё - страстной вакханки-язычницы - это не было чем-то судьбоносным или трагическим...
...Но безумное счастье её не длилось и года - в конце того же 1846-го Джованни Пери умирает от скоротечной чахотки. Его отпели в соборе Св.Марка, и Юлия перевезла его в Париж, где похоронила на кладбище Пер-Лашез. На её письменном столе теперь стояли два портрета - Джованни и графа Николая Самойлова.
...А в июне 1852 года умер Брюллов - в Италии, в доме своего друга. Незадолго до этого он написал картину «Ночь над Римом». Закончив ее, с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Оказалось, что он указал на кладбище Монте Тестаччо. Там его и погребли – точно в указанном месте.
Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище
Потеряв всех любимых людей и отдав дань их памяти, Юлия решила восстановить свой графский титул. Для этого она в 1863 г. опять вышла замуж - за разорившегося французского графа-дипломата Шарля де Морнэ.Ей было 60 лет, ему - 66. И никакой романтики - Юлии нужен был графский титул,чтобы сохранить за собой замок Грюссе в Париже. Но фамилию Самойлова она сохранила. За эту маленькую авантюру с титулом графу была назначена солидная пожизненная рента, оказавшаяся для Юлии впоследствии весьма обременительной. Её богатства таяли. А к тому же на неё навалились и судебные тяжбы с родственниками, в том числе и с воспитанницей - Амацилией Паччини, которая после двух неудачных браков ушла в монастырь, но при этом начала тяжбу из-за какого-то дома, который принадлежал Амацилии наравне с Джованиной не то по праву наследования, не то по договору удочерения.
Это была весьма запутанная, долгая и скандальная тяжба. Чем она закончилась, неведомо. Такое ощущение, что никто ничего не получил. Амацилия осталась в монастыре. Её сестра Джованина претензий к Юлии не имела, удачно вышла замуж и спокойно жила на подаренную Юлией ренту, не прекращая общения с приемной матерью до самой смерти последней.
К.Брюллов. Джованина Пачини, 1831 год
...Умерла Юлия Самойлова в Париже 19 марта 1865 года. Похоронена по её завещанию на кладбище Пер-Лашез рядом со своим любимым мужем Джованни Пери. Остались прекрасные портреты и память о ней, как о Музе великого русского художника.
Монумент «Умершим» на Пер-Лашез
А вот от любимой ей Графской Славянки остались после военных действий 1941-1944 гг. одни руины.
"Утром зимним тени длинны,
тянет тропка вверх да прямо,
золотится над долиной
шпиль разбуженного храма.
Растворятся в блеклой сини
мыслеформами былого
лики Юлии-графини,
и Скавронских, и Брюлловых,
что ушли с прогресса веком
отштампованным потоком,
лишь один дворец-калека
в кирпича кровоподтеках
нарушает перспективу
попрошайкою упрямым
в деревеньке неспортивной
под названием Динамо."
"Пленницы судьбы" - ВИДЕО
источник: http://divina-augusta.livejournal.com
Рубрики: | Познавательно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |