-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в seleonov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2007
Записей: 1395
Комментариев: 687
Написано: 3512


Художественная ковка города Львова

Суббота, 05 Марта 2011 г. 22:54 + в цитатник

Image

Один из красивейших городов Западной Украины – город Львов. Особенно известен коваными изделиями Львов – прекраснейший город Восточной Европы, напоминающий музей под открытым небом. Огромное количество памятников архитектуры сохраняют черты ушедших столетий и стилей, придавая городу очарование старины. Со дня основания Львова, находящимся на перекрестке важных путей из Киева в Западную Европу, от Черноморья к берегам Балтики, оседали многие ремесленники и купцы. Подтверждение тому упоминание о «мастерах всяки… седельници, и лучници, и тульници, и кузнецы железу и меди и серебру».

Image

В XVIII в., когда Галицкое королевство вошло в состав Австрии, инициаторами строительства выступали светские и духовные магнаты. Они требовали от мастеров и архитекторов помпезности и размаха, роскоши и величия. Поэтому кованые изделия Львова в то время были представлены причудливыми картушами с фамильными гербами, чрезмерным количеством позолоты и статуй на фасадах домов и дворцов, а так же в интерьере. Как отличительную черту художественного ремесла в кованых изделиях Львова той эпохи можно выделить изумительные кованые решетки балконов, в проектировании и изготовлении которых мастера достигали совершенства. Образцы можно увидеть на фасадах многих зданий на улицах и площадях исторического центра Львова.
Позже, с середины XIX в., в общественном градостроительстве Львова заметны тенденции позднего классицизма, металлоконструкции архитектуры отличаются характерной декоративной однообразностью и точностью форм. Яркий пример кованых изделий Львова того времени – отреставрированная ограда двора Оссолинеума (1827, арх. П. Нобиле), сейчас Научная библиотека им. В. Стефаныка.
Новая волна увлечения кованым декором принес историзм. Богатым примером этого периода может являться здание Галицкой сберегательной кассы (1891г., арх. Ю. Захариевич), на сегодняшний день – Музей этнографии и народных промыслов. Узоры кованых изделий Львова дверных, балконных и больших оконных решеток первого этажа здания, выполненных самой престижной кузнечно-слесарной фирмой города Яна Дашека, представляют собой динамичные ренессансные мотивы. Кованым изделиям Львова присуще разнообразие решений в композиции и декорирование сюжетов дворцовых ансамблей второй половины ХІX в. Лучшие черты французского металла ренессансного периода с элементами барокко прослеживаются в оградах и воротах дворца Потоцких (1880, арх. Я. Цыбульский, Л. Овэрни) и дворца Семеньских (1893, арх. И. Левинский, А. Вагнер). Исполнителем кузнечных работ кованых изделий Львова, отличавшихся высочайшим художественно-техническим уровнем, выступала та же фирма Дашека.
В то время как росла и богатела столица Галицкого наместничества Австро-Венгерской монархии, городская знать стремилась выставить на показ свой достаток, быть «наравне с Европой», сделать Львов похожим на Вену, Париж и другие столицы. Тогда же и пригодился новый стиль модерн. В металлопластике, как и в искусстве в целом, проявилось стремление ко всему необычному, свобода в выборе декора и конструктивных решений. Под влиянием новых технологий значительно обогатился старый ремесленный опыт кованых изделий Львова. Декоративные формы дополнили заклепочные соединения и элементы из прессованного и просечного листового металла. В архитектурном декоре этого периода отразилось неповторимое своеобразие народного искусства.
Эмоциональное воздействие элементов национального стиля усиливалось за счет исполненных в металле растительных мотивов – стилизованные ветви деревьев, подсолнухи, лилии. В украшении зданий часто использовались знаки, композиции, передававшие восхищение мистикой, духом архаики и экзотики. В кованых изделиях Львова, а именно – узорах решеток модерна разнообразие пентаграмм, свастик, мотивов концентрических колец, меандра. Среди объектов львовского модерна выделяются входные двери жилых домов, брамы (так здесь назывались ворота и подъезды).
Во львовской архитектуре 1910-х гг. прослеживается уже приверженность к геометрическим «неоклассицистическим» формам, характерным монотонным гирляндам, венкам и лентам. Конфигурация решеток в большинстве случаев укладывается в четкие округлые схемы. Все чаще применялся прессованный металл, который постепенно вытеснял импровизированные декоративные элементы, выполненные методом ручной ковки.

Image

 

Image


Основными чертами кованых изделий Львова в 1920-30-е гг. становится геометричность, легкость, математический расчет. В украшении фасадов присутствуют рельефные, подчеркнуто функциональные детали. Металлические полосы дверных и балконных решёток, флагштоков, оконных цветников имели в большинстве случаев вертикальное, горизонтальное и радиальное расположение.
В архитектуре можно встретить и образцы кованых изделий Львова в стиле ар-деко, получившем свое название после Парижской всемирной выставки 1925 г. Характерное для ар-деко тяготение к геометрической орнаментации прослеживается в творениях Казимира Пиотровича. Примером может служить растительный орнамент витринных решёток между ризалитами кондитерской Залевских (пр. Шевченко) и ансамбля металлопластики дома № 3 по ул. Кармалюка, выполненного мастерской Ф. Преториуса. В большей степени декоративны, нежели функциональны, отдельные витринные решётки, с узорами, напоминающими бумажные аппликации (одна из них – на пл. Рынок, 21, арх. Б. Виктор).
Несмотря на то, что в конце 20-х гг. XX в. пытались возродить цеховую структуру ремесел, общая динамика развития кованых изделий Львова падала, и перед Второй мировой войной отрасль полностью исчезла. Тем не менее, сохранившиеся художественные памятники и происходившие творческие процессы позволяют говорить о существовании во второй половине ХІX - 30-х гг. ХХ вв. львовской школы архитектурного кузнечного искусства, ставшей ярким явлением не только в Украине, но и в общеевропейском контексте. И в том, что в 1998 г. Львов внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО, есть, несомненно, и заслуга мастеров металла.
Город Львов славен своими художественными традициями. Одних кузнечных предприятий, фирм, мастерских – более 70. Нынешние мастера кованых изделий Львова диктуют архитектурным одеждам города свой стиль – стиль высокого вкуса, воспитанного столетиями, вобравшего в себя неповторимый национальный колорит.

http://kovanka.gulini.info/index.php?option=com_content&view=article&id=165:xudozhestvennaya-kovka-goroda-lvova&catid=61:istoriya-kovki&Itemid=123

фотографии взяты из статьи

МАЙСТЕР ХУДОЖНЬОГО КОВАЛЬСТВА ПЕРІОДУ ІСТОРИЗМУ У ЛЬВОВІ - ЯН ДАШЕК.

 

История ковки Западной Украины

 

Надо отметить, что высокий уровень мастерства львовских кузнецов – не только наличие большого числа высокопрофессиональных производственных объединений, но и успешная деятельность целой сети учебных заведений кузнечной ковки Западной Украины.

Сильное влияние на развитие художественной ковки металла в Львове оказала работа городского промышленного музея, основанного в 1876 г. Его цель была так называемое «покровительство усовершенствованию промысла и ремесел в стране в направлении техническом и эстетическом через систематическое собирание вспомогательных средств, какими оперирует наука и искусство». Значительными шагами в развитии кузнечной ковки Западной Украины предпринимала Львовская промышленная школа, где в 1892г. открылось отделение художественного слесарства. В то же время в слесарных и токарных школах изучали оборудование и инструмент для обработки стали, осваивали «простую и декоративную ковку окон, дверей, мебели, замков простых и усложненных конструкций». Согласно программе ученики выполняли собственные проекты архитектурного металлодекора, в том числе подсвечников, фонарей, кованого растительного орнамента. «Художественных слесарей» обязательно учили и старым технологиям.
Кроме специальных школ, на территории Западной Украины существовали кузнечные отделения в структуре государственных промышленных учебных заведений. В 1900 г. Львовская промышленная школа представляла коллекцию кузнечной ковки Западной Украины и слесарных изделий на выставке в Австрийском музее в Вене.
О широкой деятельности местных кузнечных предприятий можно судить об их участии в выставках строительного промысла в Львове в 1893 и 1894 гг. В первом десятилетии ХХ в. в городе работали несколько десятков мастерских кузнечной ковки, производивших болюстрады, балконы, ворота, решетки, фонари, двери и дверные петли, замки и т.д. Стоит отметить, что они успешно конкурировали с изделиями кузнечной ковки из Вены и Кракова! В 1900 г. Декоративные и промышленные изделия производителей Львова – в том числе работы из металла – демонстрировались в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Париже.

 http://kovanka.gulini.info/index.php?option=com_content&view=article&id=166:istoriya-kovki-zapadnoj-ukrainy&catid=61:istoriya-kovki&Itemid=123

 

Рубрики:  Львов - это маленький Париж...
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку