С.В. Рахманинов. Романсы |
Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.
Романс он трактовал как область выражения лирических чувств и настроений. Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 г. (посвящен великой певице Неждановой). Широта мелодии, неторопливый и, как кажется, "бесконечный" характер ее развития говорит о связи "Вокализа" с русской протяжной песней . Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. "Вокализ" хочется назвать русской "песней без слов".
На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.
«Сирень» (сл. Бекетовой) – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Романс «Здесь хорошо» (сл. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.
"В молчаньи ночи тайной" (слова А. А. Фета) - весьма характерный образец любовной лирики . Господствующий чувственно-страстный тон определяется уже в инструментальном вступлении.
Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.
Сирень
сл. Е. Бекетовой - исп. Ирина Архипова
Здесь хорошо
сл. Г. Галиной - исп. Алибек Днишев
Ветер перелётный
сл. К. Бальмонт - исп. Ирина Архипова
Перед иконой
сл. А. Голенищев-Кутузов - исп. Валентина Левко
Апрель
сл. Э. Пайерон -исп. Павел Лисициан
В душе у каждого из нас
сл. Н. Минский - исп. Владимир Захаров
Музыка
сл. Я. Полонский - исп. Андрей Иванов
Я жду тебя
сл. М. Давидова - исп. Ирина Архипова
В молчании ночи тайной
сл. Э. Пайерон/ А. Фет - исп. Алексей Большаков
Вокализ
исп. Галина Вишневская
Серия сообщений "Рахманинов":
Часть 1 - С.В. Рахманинов. Романсы
Часть 2 - Рахманинов - "Сенар"
...
Часть 6 - Притча: Арий Рахманинов
Часть 7 - Рахманинов - Вокализ
Часть 8 - С.В. Рахманинов. Романсы
Часть 9 - Сергей Васильевич Рахманинов
Часть 10 - Рапсодия на тему Паганини. Сергей Рахманинов
...
Часть 19 - С.В.Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3.
Часть 20 - Под впечатлением от фильма.
Часть 21 - Одно из самых красивых симфонических адажио... Сергей Рахманинов
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |