-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sekretar

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11629


Рубенс, «Венера и Адонис». Адонис или горицвет?

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 01:58 + в цитатник
Цитата сообщения Nora_Eleo Рубенс, «Венера и Адонис». Адонис или горицвет?






    Рубенс, «Венера и Адонис».
    Адонис или горицвет?


    Борис Рохленко




    97978 (240x183, 16Kb)Венера влюбилась! Да еще как! Бросила все:


      Смертным пленясь, покидает она побережье Киферы.
      Ей не любезен и Паф, опоясанный морем открытым,
      Рыбой обильнейший Книд, Амафунт, чреватый металлом...

    Мотается за своим возлюбленным:

      На небо тоже нейдет; предпочтен даже небу Адонис.
      С ним она всюду, где он.

    Носится с ним везде, вместе с ним охотится:

      С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим...
      Псов натравляет сама...

    Даже облик свой изменила – одевается, как богиня охоты Диана:





    С голым коленом, подол подпоясав по чину Дианы.

    Надо отметить, что охотились они (Венера и Адонис) на дичь, которая убегала, а не нападала. Эта деталь характеризует нашего героя – он не настолько храбр и силен, чтобы связываться с хищниками. Юноша скорее изнежен, чем мужествен.

    Венера его наставляет:

      «Быть храбрым с бегущими должно, –
      Юноше так говорит, – а со смелыми смелость опасна.
      Юноша, дерзок не будь, над моей ты погибелью сжалься!
      Не нападай на зверей, от природы снабженных оружьем...

      Молнии в желтых клыках у жестоких таятся кабанов,
      Грозно бросается в бой лев желтый с великою злостью...
      Их ты, о мой дорогой, а с ними и прочих животных,
      Не обращающих тыл, но грудь выставляющих в битве,
      Всех избегай».

    Ей не нужна сила, мужественность, храбрость. Ей нужна красота, любовь, ласка:

      ... тенью своей приглашает нас тополь соседний;
      Ложе нам стелет трава. Прилечь хочу я с тобою
      Здесь, на земле!» И легла, к траве и к нему прижимаясь.
      И, прислонившись к нему, на груди головою покоясь...
      (Овидий, «Метаморфозы»)

    Адонис безразличен: не он добивается, его добиваются. И действий у него никаких. Он вроде и присутствует, и как бы его нет: ни слова, ни полслова. Эта странность была подмечена Вильямом Шекспиром. В его истории Адонис хоть что-то говорит...

      Едва лишь солнце, лик явив багряный,
      С зарею плачущей простилось вновь,
      Охотиться Адонис стал румяный:
      Любил он травлю, презирал любовь.
      Его, спеша, Венера настигает,
      Как волокита дерзкий, обольщает

      И говорит: «О, лучший цвет полей,
      Меня прекрасней втрое, несравненный,
      Румяней роз, белее голубей,
      Укор для нимф, прелестней плоти тленной;
      Природа предрекла, создав тебя:
      Лишь ты умрешь, погибнет мир, любя».

    Это – словесное вступление. А дальше – Венера переходит в атаку:

      Тут, влажной завладев его рукою,
      Сил воплощеньем жизненных, она
      Целебной для богинь росой земною
      Ее зовет, дрожа, возбуждена.
      Желанье множит силы опьянелой:
      Его с коня она срывает смело.

      В одной руке ее была узда,
      И привлекала юношу другая...

    Требуется некоторое пояснение к словам «Целебной для богинь росой земною Ее зовет...»: влажность руки (по понятиям тех еще времен) знаменовала обилие жизненных сил. «Желанье множит силы опьянелой» – опьянелой от чувств.

    Что делает Адонис?

      Краснеет он с досады и стыда,
      К такой игре охоты не питая.

    Ни в легенде, ни у Шекспира нет и намека на то, что Адонис был любовником какого-либо мужа (или наоборот). Просто – он холоден:

      Она, как уголь пламенный, красна,
      Он красен от стыда, но кровь хладна.

    А Венера идет напролом:

      На сук обломанный вмиг намотала
      Венера повод (как любовь спешит!);
      Привязан конь; она стараться стала
      Связать и всадника, что с ног уж сбит,
      Как бы сама хотела быть им сбитой.

    И вот, она добилась своего:

      Лишь он упал, простерлась и она;
      Им были локти, бедра их опорой.
      Вот треплет по щеке его, нежна;
      Он хмурится, браниться стал, но скоро
      Ему смыкает поцелуй уста:
      «Браниться будешь, не откроешь рта».

    Она просто ненасытна:

      Как перья птицы, мясо клювом рвет
      Терзаемая голодом орлица
      И, поглощая все, крылами бьет,
      Пока не стихнет голод или птица, –
      Так лоб она целует, щеки, бровь,
      И, только кончит, начинает вновь.

    И вновь продолжается бой:

      Так в зной не жаждал путник свежих вод,
      Как жаждала она своей услады:
      Спасенье видит, но его неймет;
      Пылает вся среди речной прохлады.
      «О, сжалься, – восклицает, – мальчик злой!»

    Адониса не расшевелить. Она снова докучает ему:

      «Иль стыдно целовать? Зажмурься снова,
      И я зажмурюсь – станет ночь тотчас:
      Двоих лишь услаждать любовь готова;
      Играй же смело – не увидят нас...»

    Адонис устал, он хочет уйти. Венера бросает ему упрек:

      «Нет, ты не муж, хоть мужествен на вид:
      Муж и без просьбы ласками дарит».

    И вновь она пытается его соблазнить своими прелестями:

      «Я – сад, ты – мой олень; ищи услады,
      Где хочешь, – на горе и под горой.
      Когда ж холмы тебя не утоляют,
      Спустись туда, где родники пленяют.

      В пределах этих мало ли услад?
      Прелестный дол, высокая равнина,
      Холмы округлые, а в дождь и в град
      Тебя укроет в зарослях ложбина».

    Адонис никак не загорается:

      Уходит время, прочь стремится милый,
      Из рук ее он рвется, как из пут.
      «О, сжалься! Приласкай!» – она взывает;
      Но, вырвавшись, к коню он убегает.

    Адонис уходит, Венера улетает. На Адониса нападает кабан, ранит его. Венера спешит назад, но поздно.

      Венера взглянет – бледен милый рот;
      Руки коснется – та похолодела;
      И на ухо шептать ему начнет,
      Как будто внемлет скорбной речи тело;
      Она поднимет веки милых глаз:
      Там – две звезды, чей свет, увы, погас!





    97041_or 1 (700x503, 69Kb)

    Рубенс. "Венера и Адонис"



      Два зеркала, в которые Венере
      Глядеться приводилось столько раз,
      Утратив дар, им сродный в высшей мере,
      Не отражают ничего сейчас!
      «О диво! – молвит. – Этот мир ужасен;
      Ты умер в нем, а день, как прежде, ясен».

    Смерть Адониса выглядит несколько иначе в «Метаморфозах» Овидия:

      Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
      Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
      Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира.
      Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
      Красный от крови его. Бегущего в страхе – спастись бы! -
      Гонит свирепый кабан. И всадил целиком ему бивни
      В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!

    Венера, которая еще была в полете, возвращается:

      С упряжью легкой меж тем, поднебесьем несясь, Киферея
      Не долетела еще на крылах лебединых до Кипра,
      Как услыхала вдали умиравшего стоны и белых
      Птиц повернула назад.

    Она в горе – любимого больше нет в живых:


    97042_or 2 (370x333, 15Kb)

    Рубенс. "Венера и Адонис". Фрагмент



      С высот увидала эфирных:
      Он бездыханен лежит, простертый и окровавленный.
      Спрянула и начала себе волосы рвать и одежду,
      Не заслужившими мук руками в грудь ударяла,
      Судьбам упреки глася...

    Она обращается к царице подземного царства Персефоне:

      «Но не все подчиняется в мире
      Вашим правам, – говорит, – останется памятник вечный
      Слез, Адонис, моих; твоей повторенье кончины
      Изобразит, что ни год, мой плач над тобой неутешный!»

    На картине Рубенса – расставание. Адонис пытается уйти. Венера обхватила его за шею, сцепила руки. Амур тоже против: виснет на Адонисе, ноги Амура болтаются в воздухе. Адонис пытается снять с себя руку Венеры (такое впечатление, что колесница служила им ложем, и Адонис, пытаясь уйти, буквально на себе вытянул Венеру из колесницы).

    Рядом с Адонисом – собаки: две борзые, а третья, которая угрожающе смотрит с полотна, – вероятно, гончая Тальбота; этой породы уже нет.


    97043_or 3 (567x376, 60Kb)

    Рубенс. "Венера оплакивает Адониса"



    На полотне Рубенса «Венера оплакивает смерть Адониса» Венера сидит в изголовьи. Рядом – три женские фигуры. Скорее всего, парки – богини судьбы. Амур в отчаянии снимает с себя колчан со стрелами. На черном фоне проступает зловещая морда не то медведя, не то волка (слева от фигуры Венеры). Венера разговаривает со своим возлюбленным, как с живым:

      «Кровь же твоя обратится в цветок».
      (Овидий, «Метаморфозы».)

    И здесь происходит чудо:

      Тут отрок, что пред ней лежал убитый,
      Как легкий пар, растаял и пропал;
      Из капель крови, на землю пролитой,
      Возник цветок, лилейно бел и ал,
      Ланиты бледные напоминая,
      Чью белизну кропила кровь, пятная.
      (Шекспир, «Венера и Адонис»)

    Цветок «адонис» (или горицвет) – память о любви богини к смертному.

      Может быть, во времена Шекспира адонис выглядел по-другому. А может быть, поэт пожертвовал прозой жизни во имя поэзии.




.
Рубрики:  художники/Рубенс

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку