-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sekretar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11629


Рубенс, «Смерть Гиацинта». А где же цветок?

Пятница, 18 Ноября 2011 г. 01:53 + в цитатник
Цитата сообщения Nora_Eleo Рубенс, «Смерть Гиацинта». А где же цветок?






Рубенс,
«Смерть Гиацинта».
А где же цветок?



Борис Рохленко




      Что же касается ветра Зефира и того, что будто бы Гиакинф был убит Аполлоном нечаянно, и сказания о цветке (гиацинте), то, может быть, все это было и иначе, но пусть будет так, как об этом говорят.
      (Павсаний, Описание Эллады)



    97045 (240x160, 46Kb) Древнегреческий писатель Павсаний во II веке н.э. путешествовал по Греции и описывал те места, в которых он побывал – достопримечательности, поверья, легенды.

    В его книгах есть такая запись:
      «Пьедестал этой статуи представляет собой форму жертвенника и говорят, что в нем был похоронен Гиакинф».

    Гиакинф – или Гиацинт – правнук самого Зевса.





    Это – из легенд, которые сложились в этом месте. «На жертвеннике сделаны изображения... Афродиты, Афины и Артемиды: они ведут на небо Гиакинфа...» На этом жертвеннике как бы соединились реальность и фантазия, жизнь и миф. Мало того, у спартанцев в честь красавца-мальчика проводились весенние празднества – гиацинтии.

    Гиацинт – потомок властителей Спарты – был очень красивым юношей. Он погиб, и причиной его смерти была любовь. Любовь к нему двух богов: Аполлона и Зефира. Аполлон – олимпийский бог, охранитель стад, света, наук и искусств, врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего. Зефир – это ветер, который в разных частях Средиземноморья бывает резким и холодным или теплым и ласкающим.

    И тот, и другой старались добиться благосклонности мальчика. Аполлон, чтобы показать себя во всей красе, решил метнуть диск. Размахнулся, развернулся, диск полетел куда-то очень высоко.

      Первый метнул, раскачав, по пространству воздушному круг свой
      Феб, и пред ним облака разделились от тяжести круга;
      Времени много спустя, упадает на твердую землю
      Тяжесть, паденьем явив сочетанье искусства и силы.


    Зефир решил подгадить своему сопернику, напрягся и дунул как следует. Но, видимо, переусердствовал или малость не рассчитал, не сделал поправку на силу своего дыхания. В итоге диск снесло, он начал падать очень близко от Гиацинта. Мальчик кинулся его ловить, но упустил, диск ударился о землю. Энергия удара была настолько велика, что диск подпрыгнул и пробил Гиацинту голову.

      Неосторожный тогда, любимой игрой возбуждаем,
      Круг подобрать поспешил тенариец. Но вдруг содрогнулся
      Воздух, и с крепкой земли диск прянул в лицо тебе прямо,
      О, Гиацинт!


    (Тенариец – это сам Гиацинт, который жил на полуострове Тенар.)

    Смерть не наступила мгновенно, какое-то время мальчик еще жил. Гиацинт умер на руках Аполлона:

      Побледнели они одинаково оба -
      Отрок и бог. Он в объятия взял ослабевшее тело,
      Он согревает его, отирает плачевные раны,
      Тщится бегство души удержать, траву прилагая.
      Все понапрасну: ничем уж его исцелить невозможно.

    Аполлон не смог залечить рану. Наверное, потому, что он был слишком разносторонним. Что ему и было поставлено на вид на собрании богов:

      Аполлон пусть не исполняет сразу столько разных дел, но, выбрав что-нибудь одно, да будет пророком или музыкантом, или врачом.
      (Лукиан, Собрание богов)

    Самое трагичное то, что бог не смог спасти своего возлюбленного. И Аполлон тяжело переживает:

      Гибнешь, увы, Эбалид, обманутый юностью ранней! –
      Феб говорит. – Эта рана твоя – мое преступленье.
      Ты – моя скорбь, погублен ты мной; с моею десницей
      Смерть да свяжут твою. Твоих похорон я виновник!

    (Эбалид – это сам Гиацинт, потомок основателя Спарты Эбала.)


    96421_or (551x580, 68Kb)

    Рубенс, "Смерть Гиацинта"



    Бог отправился бы за ним в подземное царство. Но он связан своим божественным положением, он бессмертен:

      О, если б жизнь за тебя мне отдать или жизни лишиться
      Вместе с тобой! Но меня роковые связуют законы.

    Аполлон причитает над телом Гиацинта, а из раны сочится кровь. И происходит чудо – вырастает цветок:

      Кровь между тем, что, разлившись вокруг, мураву запятнала,
      Кровью уже не была: блистательней червени тирской
      Вырос цветок.


    (Червень тирская – красная краска из города Тир.)

    Аполлон как бы дает обещание всегда помнить мальчика-красавца:

      Вечно ты будешь со мной, на устах незабывших пребудешь;
      Лиры ль коснется рука – о тебе запоют мои песни.
      Будешь ты – новый цветок – мои стоны являть начертаньем.

    Овидий пишет, что лепестки цветка образуют первые буквы имени «Гиацинт». Сегодня разглядеть эти буквы не удается никому. По мнению знатоков нынешний гиацинт – не тот, что был когда-то.

    На этюде Рубенса «Смерть Гиацинта» мальчик лежит рядом с тяжеленным диском, раненая голова – в луже крови. Над ним Аполлон как бы пытается остановить кровотечение. Глаза мальчика обращены на Аполлона, в них – ужас ожидания смерти. И тело уже изменило свой оттенок, оно заметно бледнее тела Аполлона. Безмолвный крик на устах... Гиацинт умер.

    В этюде нет цветка. Казалось бы, художник должен был дорисовать, дописать этот ключевой момент легенды – преображение крови в цветок. Что ему помешало? Почему это не случилось? Гиацинт очень красивый цветок и необычайно разнообразный – несколько тысяч сортов.

    А что было во времена Рубенса? Может ли быть, что в Нидерландах только слышали о таком цветке, но никогда его не видели? Вероятно. Потому что на картинах Яна Брейгеля Бархатного, который для Рубенса писал цветы, есть лилии, тюльпаны, колокольчики, пионы, мальвы, а гиацинта нет.

    Сегодня гиацинт радует своей красотой, невероятными оттенками и замысловатыми формами соцветий – им любуются, им наслаждаются.


      И иногда вспоминают легенду о происхождении цветка...


Рубенс, «Смерть Гиацинта». А где же цветок?
.
Рубрики:  художники/Рубенс

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку