Маркиза де Помпадур (29 декабря 1721-15 апреля 1764) |
Маркиза де Помпадур (фр. marquise de Pompadour; имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764) — с 1745 года официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Окружив короля преданными ей людьми, определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Покровительствовала наукам и искусствам. Франсуа Буше Портрет мадам де Помпадур (1759), Собрание Уоллес, Лондон
Её отец, Пуассон (фр. рыба), был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм; быть может, он был её настоящим отцом. В детстве гадалка, увидев Жанну, воскликнула: «Это же будущая фаворитка короля!» Считается, что именно это происшествие произвело неизгладимое впечатление на девочку. Благодаря Ленорману, Помпадур получила отличное образование; она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала. В марте 1741 года Антуанетта сочеталась браком с племянником своего опекуна Шарля-Гийома Ле Нормана и называлась отныне мадам д’Этуаль. Современники описывали её в то время как довольно красивую молодую женщину (хоть и не блестящую красавицу), с живым, подвижным лицом. Она не отличалась крепким здоровьем, и поддержание красоты всю жизнь требовало от неё огромных усилий. Но более чем красотой, она была наделена изысканным вкусом, тонким умом, сильной волей, кипучей энергией и немалыми амбициями. Холодный рассудок, честолюбивый характер, сильная воля – это Маркиза де Помпадур Участие в салонной жизни стало началом в изменении статуса мадам д’Этуаль. Она вскоре организовала и свой салон, куда приглашала Вольтера, Бернара Фонтенеля, Пьер-Луи Мопертюи и аббата де Берни. Появился у неё и круг близких подруг из аристократических семейств, которых она называла «кошечки». В декабре 1741 года у супругов родился первенец, Шарль-Гийом-Луи, но мальчик умер несколько месяцев спустя. В 1744-м на свет появилась дочь Александрина. Девочка прожила десять лет и скончалась от аппендицита. Её смерть стала огромным потрясением и сильнейшей личной трагедией для Жанны-Антуанетты. Больше детей у неё никогда не было, все последующие беременности заканчивались выкидышами. Появлению мадам д’Этуаль при дворе способствовали политические интересы влиятельных парижских кругов. В 1743 году скончался кардинал Флёри, который располагал полным доверием короля и лично управлял практически всеми важнейшими делами в королевстве. В следующем году умирает фаворитка короля Людовика XV герцогиня де Шатору. Это был удобный случай приблизиться к трону. Одна из политических групп, куда входили братья де Пари, кардинал де Тансен и его сестра маркиза де Тансен, герцог де Ришелье, сочла, что юная и обаятельная мадам д’Этуаль способна понравиться королю и тем самым способствовать их планам. Замысел возымел успех. В феврале 1745 года мадам д’Этуаль была приглашена на королевский бал-маскарад, которым знаменовали свадьбу дофина с Марией-Антуанеттой Австрийской. Людовик XV был осаждаем самыми прекрасными придворными дамами. Но 23-летняя Жанна-Антуанетта быстро заткнула своих соперниц за пояс. Вскоре король поселил её в Версале (в апартаментах, принадлежавших ранее мадам де Ментенон, фактической супруге Людовика XIV), и уже в мае месяце она официально рассталась с мужем. Porträt der Madame de Pompadour (Портрет мадам де Помпадур). Ок. 1750, автор французский художник François Boucher (Франсуа Буше) (1703–1770). Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
В июле 1745-го Людовик XV возвёл её в личное дворянство, даровал имение и титул маркизы де Помпадур, а 14 сентября она была официально представлена ко двору. Впервые официальной фавориткой короля (первой из которых была Габриэль д’Эстре, любовница Генриха IV) стала выскочка из буржуазных кругов, что вызвало пересуды и зависть при дворе. Маркиза сохранила этот титул до самой смерти, несмотря на то, что её любовные отношения с королём прекратились уже в начале 1751 года, но её положение не только не ослабло, но ещё более укрепилось. В 1752 году она стала герцогиней, а в 1756-м статс-дамой королевы. Она добилась как раз того, чего хотели её влиятельные друзья, став не просто фавориткой, но «незаменимым другом», наперсницей и советчицей, оказывавшей сильнейшее влияние на монарха. При этом ей удавалось сохранять сердечные отношения и с королевой Марией Лещинской. Маркиза стала безусловной законодательницей мод, как и подобает королевской фаворитке: наряды, причёски, шляпки а-ля пастушка, курение трубки, привязанность к супу из трюфелей и горячему шоколаду — всё копировалось с неё. Она стала истинной королевой французского двора, затмив тихую и безынициативную польку Лещинскую. Но маркизе удалось добиться и много большего, чем недолговечное первенство в вопросах моды. Она не ограничилась декоративной ролью и стала активно вмешиваться в дела политики. Все историки признают, что до самой смерти именно маркиза оказывала решающее влияние на политику Франции. Людовик XV не обладал характером и волей своего деда Людовика XIV, от которого унаследовал престол. Она была очень непохожа на капризную, своевольную и легкомысленную красавицу и старалась стать максимально компетентной в традиционно неженском вопросе государственного управления. Она принимала у себя послов и командующих армиями, участвовала в подготовке докладов министров королю, вела переписку со многими политическими деятелями, консультировалась с военачальниками. С её авторитетом приходилось считаться не только французам, но даже иностранным монархам. Австрийская императрица Мария-Терезия вынуждена была обращаться к этой дочке финансиста «моя дорогая кузина». Только прусский король Фридрих II ненавидел её и даже назвал её именем свою собаку. Преследовала ли Жанна-Антуанетта собственные цели, занимаясь политикой? Безусловно. Своё влияние она первым делом обратила на то, чтобы добиться должности для брата. В 1745 году король объявил его наследной должностью пост главы Генеральной дирекции строений короля, когда Абелю-Франсуа Пуассону было всего семнадцать лет. Он сохранял её до 1773 года, почти до самой смерти короля, когда маркизы уже давно не было в живых. Стараниями сестры ему также были пожалованы дворянство и титул маркиза де Мариньи и де Менар. Она имела и других протеже. Именно Помпадур способствовала карьере герцогов Шуазеля и Ришелье, благодаря её стараниям Вольтер стал королевским поэтом, историографом, придворным камергером и получил пенсию. Когда же философ навлёк на себя недовольство маркизы, он вынужден был обосноваться в Женеве. И, конечно же, она следила за тем, чтобы все те, кто осмеливались выступать против неё, отстранялись от должностей, высылались или отправлялись в тюрьму. «…Радость доставляет только дружба с королем все остальное низость, предательство… Но это везде, в любом обществе. …Жить в одиночестве было бы слишком скучно… Это нужно видеть, замечать, но не стоит на это обращать внимание» (из письма её брату). Для себя маркиза стала коллекционировать имения и дома. В 1746 году она стала хозяйкой замка Креси, в 1748-м купила Шато де ла Селль и начала строить замок Бельвю. В 1753 году король купил ей в подарок на Рождество отель д’Эврё в Париже (известный сегодня как Елисейский дворец — резиденция президента Франции). Под её управлением находились земли Креси, ла Селль, Олнэ, Сен-Реми, с которых она собирала ренту. В её распоряжение также были переданы королевские резиденции Фонтенбло, Компьень, Брамборион и другие. Ни одна фаворитка до неё не обладала такой огромной собственностью. Загородный дом маркизы де Помпадур в Менаре.
Маркиза, отличавшаяся тонким вкусом и очень любившая искусство, отделывала свои резиденции со всем блеском рококо, а затем — со строгостью классицизма, став горячей поклонницей этого стиля. Для каждого из своих имений она сама намечала планы модернизации и мелиорации и приглашала для работ виднейших архитекторов, художников и резчиков. Все они находились не только в её распоряжении, но и под её протекцией. Анималист Жан Батист Удри, маринист Жозеф Верне, «художник граций», любимый живописец маркизы Франсуа Буше, Карл Ванлоо расписывали интерьеры, которыми и сейчас ещё можно любоваться в некоторых дворцах. Скульпторы Адам Ламбер, Жан Батист Пигаль и Этьен Морис Фальконе создавали для них скульптурные композиции. Она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Жан-Марк Наттье, Франсуа Буше, Морис Квентин де Латур, Франсуа Друэ, Жан Этьен Лиотар и другие знаменитые живописцы не единожды воссоздавали её облик. Portrait en pied de la marquise de Pompadour. 1755, автор французский художник Maurice Quentin de La Tour (Пастель Кантена де Латура) (1704–1788). Лувр, Париж.
Помпадур среди прочих спонсировала парижских краснодеревщиков, благодаря чему французская мебель того времени была признана наилучшей, поддерживала своими заказами гобеленовые мануфактуры. Её особой поддержкой пользовался Франсуа Эбен, создававший мебель по её заказу. В 1753 году она взяла под своё покровительство мануфактуру в Венсенне и перенесла её в Севр (чтобы иметь под рукой мастеров по фарфору для своей резиденции Бельвю), способствуя появлению знаменитого севрского фарфора (мануфактура сейчас находится под управлением Министерства культуры Франции). Она сама участвовала в разработке художественного оформления изделий. Редкий розовый оттенок, которого удалось добиться мастерам, был назван в её честь «розовый Помпадур».
В салоне маркизы блистали самые выдающиеся умы эпохи — Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ и другие, многие из них жили на её пенсию. В 1756 году она основала общество для финансирования работ по топографическому описанию Франции. Благодаря её поддержке осуществлялся знаменитый проект «Энциклопедии». Именно маркиза защищала «Энциклопедию», когда она была запрещена во Франции в 1751 году. Парадоксальным образом фаворитка короля стала важной персоной в истории культурной революции, которая вела к зарождению европейского либерализма. Она действительно была очень расточительна и дорого обходилась казне. Только на её наряды ушло миллион 300 тысяч ливров. Лишь одна из её резиденций — Бельвю — стоила казне 3 миллиона. Блеск и невероятная роскошь, с которой жила маркиза, вызывали ненависть и зависть. Уже с 1749 года по всей Франции распространяются стихотворные едкие сатиры и песни «Пуассонады» (от её девичьей фамилии). Но куда большие суммы расходовались маркизой на развитие науки и культуры. Только на её меценатство ушло 8 миллионов ливров, а основные деньги тратились на покупку картин и скульптур, на обустройство дворцов и библиотек и даже на оформление столичных площадей и бульваров. Маркиза занималась строительством Малого Трианона (1763—1768), площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) и Елисейских Полей (1754—1763), Королевской военной школы (1750), реставрацией Луврского дворца. В 1750 году благодаря её стараниям в Люксембургском дворце открылась постоянная экспозиция шедевров из королевских коллекций. Помпадур была своеобразным «министром изящных искусств», и практически всё, на что она тратила деньги, сейчас считается французским культурным достоянием. Её животные: обезьянка, попугай, собачка; любимые цветы – розы. Она была очень артистической натурой. Выступая в театре, музицируя (маркиза не только играла на различных инструментах, но и превосходно пела), придумывая новые наряды, причёски и макияж, рисуя, поощряя развитие живописи и литературы, приглашая интересных гостей и собеседников, она не только развлекалась сама, но и старалась развлечь короля, страдавшего от скуки и меланхолии. Не случайно она так активно занималась изящными искусствами, горячо любимыми королём. Маркизе удалось стать для него необходимой. С соперницами маркиза жестоко расправлялась, в то же время, зная склонность короля к женскому полу, сама потворствовала его связям с молоденькими красавицами, тщательно отбирая тех, кто не представлял угрозы для неё самой. В 1755 году она организовала так называемый Олений парк, специальный дом в квартале с одноимённым названием, где Людовик XV мог в любое время встретить «безопасных», с точки зрения маркизы, юных и прекрасных, но лишённых вкуса, стиля и амбиций девушек. Современники говорили, что король правит в Оленьем парке, а маркиза во Франции. В 1757 году, после покушения на короля, когда маркиза почувствовала опасность и для себя лично, она удалилась в один из своих замков и начала распродавать свои владения. Вскоре Помпадур возвратилась столь же сильной, как и раньше, а граф д’Аржансон, замысливший её удаление от двора, получил отставку. Однако после окончания в 1763-м Семилетней войны, приведшей Францию к экономическому и политическому коллапсу, мадам де Помпадур, обвинённая в том, что она является причиной этих бедствий, решила окончательно оставить политическую сцену. Она отъехала в свою резиденцию в Шуази. Очень скоро обострившийся давний туберкулёз быстро лишил её красоты. И всё же перед смертью 43-летняя Помпадур вернулась в Версаль, чтобы умереть там 15 апреля 1764 года как подобает королеве (в Версале «имели право» уходить из жизни лишь члены королевской семьи). Людовик XV встретил её кончину словами: «Сегодня плохая погода для путешествия, маркиза». Жанну-Антуанетту похоронили в часовне монастыря капуцинов на площади Людовика Великого (ныне Вандомской) в Париже рядом с матерью и дочерью в роскошном мавзолее, который она же и построила. Десять лет спустя, в мае 1774-го, уйдёт из жизни и король, скончавшийся от оспы, — его похоронят без должных почестей, ночью, в сопровождении лишь небольшого эскорта. В 1804 году, при реконструкции площади, останки герцогини перенесли в парижские катакомбы, в место, отведённое для капуцинских монахов, и оставлены там с тысячью других анонимных останков… Быстро забытая королём и современниками, она навсегда осталась в исторической памяти. Её образ продолжал вдохновлять художников — Анри Матисс и Амедео Модильяни воссоздавали её облик. А историки продолжают спорить о том, кем же она была — циничной и амбициозной интриганкой или великодушной и чувствительной подругой, легкомысленной кокеткой или мудрой правительницей, заботилась ли она о благе Франции или о собственных удовольствиях, старалась ли восполнить нехватку воли и способностей у короля, чтобы управлять страной, или думала лишь о собственных амбициях, неумело вмешиваясь в политику, стремилась ли развивать французское искусство и литературу или растрачивала королевские деньги на свои капризы… Но никто не оспаривает у неё ведущей роли, которую она сыграла в царствование Людовика XV, чего до неё не удавалась ни одной женщине, если только она не занимала трон на правах правящей королевы или регентши. Она сумела максимально эффективно воспользоваться теми немногими возможностями для женщин того времени, чтобы оказать влияние на моду, политику, искусство и даже судьбу страны. Амедео Модильяни. Мадам Помпадур (Портрет Беатрис Гастингс). 1915 года. Холст, масло. 61 х 50,4 см. Художественный институт Чикаго, Чикаго, Иллинойс, США. (Amedeo Modigliani. Madam Pompadour (Portrait of Beatrice Hastings). 1915. Oil on canvas. 61 x 50.4 cm. Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA).
Литература Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E4%E0%EC_%CF%EE%EC%EF%E0%E4%F3%F0 http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2148&n=81 |
Рубрики: | ЖЗЛ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |