О компании Эмвей видимо знает большинство присутствующих. Как я понял из последних событий людей, кто потребляет ее продукцию или "строит свой бизнес" довольно много. Мой первый контакт с ней произошел где то года три назад когда в нашей конторе материализовалась шальная тетенька, которая довольно долго атаковала меня и мою секретаршу идеями подключиться к этому "замечательному" делу. Из ее рассказов я понял, что Amway - это громадная корпорация, которая торгует всем и вся и башляет тем, кто впаривает продукцию купленную в ее торговой сети другим потребителям. Заметте - важный момент - не продукцию собственно Amway, а вообще - все что идет через ее торговые центры. Будучи по жизни фанатом-менеджером по закупкам меня в первую очередь заинтересовал вопрос выгодности поставок бытовой техники (дамочка говорила о Филлипс). И конечно же цены. Цены меня убили наповал и дальнейшие разговоры мне были банально неинтересны. Секретарша проявив мягкость допустила, чтобы до нее домогались еще пару месяцев (и даже кажется что то прикупила). Дааа, были еще рассказы про то , что Amway на днях открывает торговый центр в нашем городе. Что как я понял недавно было откровенным бредом.
Прошли годы. И тут выяснилось, что сразу трое моих знакомых всерьез занялись этим делом. И если первый из них оказался тем, кто по ИХ классификации относится ко второй категории, то есть не строит свой бизнес, а просто рекомендует друзьям подключиться, то остальные двое (плюс еще один одноклассник, с которым мы практически не поддерживаем отношения) довольно успешны. Один даже за пару лет деятельности сумел купить на заработанные деньги трешку. Конечно - трешка в нашем провинцмиальном городе - это не трешка в Москве, но все же. Зарплаты то у нас ниже в среднем в 4,5 раза. Насчет второго сразу не поймешь - он в бизнесе с младых ногтей (с 1989г.), так что непонятно - на эмвеевские деньги он купил две двушки или по результатам прошлых дел, но вот то что он снимает двухэтажное здание себе под офис - это есть.
И вот эти двое меня осадили. Ращговоры были на тему - "Пора менять все в жизни. Присоединяйся и тп.". Это тот который с трешкой. Как ни странно - до него я так и не добрался. То есть до его офиса. Но сам напор поразил. Второй действовал более адекватно. Для начала пригласил домой. Благо живет в соседнем дворе. Поговорили за жизнь, вспомнили старые времена. Объяснил суть работы. Подсовывал какие то диски и книги (книги мне сразу не понравились - Золотой Меркурий какой то). Потом была презентация продукции в его офисе и наконец дошли до дела - до бизнес-плана то есть. Мне на самом деле было интересно и захотелось конкретно разобраться во всем. Многие положения их философии мне понятны и близки, но кое что откровенно отталкивает. Разложу свои мысли по порядку
1. Интересен ассортимент товаров. Именно Amway. Готов поверить, что это на самом деле качественный товар. Однако..... ЦЕНЫ... Взял прайс. Смотрю на порошок. Стиральный. 750г. За 340 рублей. Мне говорят, что его хватает на 30 стирок при 5 кг загрузке. Или на 40. Не помню точно. Ок. Я стираю Персилом. 50 руб/кг. Три стирки как минимум. Загрузка 6-7 кг. Ну вроде разница есть. Но... все надо проверять. Также с зубной пастой. Мне 50гр. за 18-19 р. хватает с учетом того, что сын ночует два раза в неделю на недели три. А тут тоже за 90 руб. И где гарантия, что Колгейт не нужно наносить тоже чуть чуть на зубную щетку ? И так во многих случаях. Я, кстати, не хаю эмвеевскую продукцию. Просто считаю - а.) все надо пробовать б.) только отдельные позиции имеют определенные качественные преференции и не имеют конкурентов среди других марок. Скорее всего - это моющие средства. Вот тут цена может значения даже и не иметь. Кого я спрашивал среди знакомых в столицах (они явно попродвинутее) - именно моющие средства на самом деле интересны. И ВСЁ ! Во всех остальных случаях..... Ладно - об этом позже
2. Интересен бизнес-план. Он как ни странно логичен. В начале девяностых, когда я только включался тогда в компьютерный бизнес меня бесила система торговых агентов и даже суб-агентов, которые должны были бы на весьма скукоженном рынке продвигать продукцию ТОЛЬКО ОДНОГО ДИСТРИБУТОРА за совершенно смешные проценты, не говоря о том, за какие проценты должны были б работать субагенты. Также полностью упускались ситуации кроссагентства, когда один клиента находит, а второй добивает. Ну тоже касается и менеджеров по продажам в средних и крупных торговых фирмах.. Один клиента нашел, а другой первым трубку снял. В данном случае система более продуманная. В сущности - это правда - конечный продавец МОЖЕТ получать в большинстве случаев больше, чем те кто выше (исключение для тех кто в теме - ситуация когда низовые не выгребают 200 баллов, а тот кто выше соответственно выгребает - тогда они ничего не получат, второй случай - если верхний сам осуществляет розничные продажи). Также правильно, что нашедший ОДНОГО ничего с него не получает кроме скидок для себя. По большому счету - компьютерная игра с довольно сложными, но логичными правилами.
3. Привлекает ситуация отличающая Эмвей от банальной финансовой пирамиды. Во первых - 1850 за "вступление в клуб" все таки не самые большие деньги. Это не миллионы Властелины. Во вторых - кто не знает - за эти деньги получают не только красивые бумажки, но и небольшой набор товаров (по моим подсчетам - рублей на 700). Мало того - новообращенным один из наших деятелей даже дает на выходные попробовать продукцию. То есть все разговоры про то , что вход - рубль, выход - два в целом не имеют основания. Ты в любом случае получаешь товар за свои деньги. Это главное отличие от банальной финансовой пирамиды, где тебе конечно дадут новенькую восьмерку в Подольске, но только если приведешь еще двух лохов. А все судебные процессы которые организовывали в США неудачники-ретейлеры - ну если у тебя не получилось - зачем же в суд идти - надо сесть , разобраться, понять в чем дело. Суть ведь процессов была в том, что кому то эмвей пообещал стать богатым, а как то не сложилось. Вот тут момент интересный. Можно ведь купить старт-пакет и попытаться как то этим заняться. Ну не получилось - останешься пользователем с 30% скидкой и все. А можно серьезно повестись - ездить на всякие треннинги , тратить на это деньги, все больше попадать в психологическую зависимость от так называемого "спонсора". Но это в любом деле можно деньги просадить.
4. Отталкивает система обработки клиентов. По моему там толком сами никак не могут убедить себя, что Эмвей - это не МММ и не Золотой Меркурий. Одна из книженок содержавших инструкции по тому как вести семинары четко говорит - да мы пирамида, но и все в мире тоже пирамиды. Мало того - собственно MLM переводится как то по идиотски - не многоуровневый, а сетевой маркетинг. Что на мой взгляд говорить о суровом пирамидальном прошлом организаторов. О какой собственно сети там может идти речь ? Это именно MLM. И никакого противоречия с классическим маркетингом тут нет. Обычное же дело, когда твой клиент расхвалив тебя другому потенциальному клиенту потом расчитывает на вознаграждение. И это нормально. Зачем для этого какие то слова придумывать и искать различия там где их нет. Однако - проповедники упорно отказываются искать параллели в обычном маркетинге и проповедуют едва ли не замкнутость "секты". Вот подсунули мне диски с историями "успеха" некоторых "изумрудов-бриллиантов". Блин... Ну зачем подавать в таком соусе ? Или может мне, как человеку давно работающему самостоятельно и давно ставшему здоровым циником и пессимистом все эти розовые сопли неинтересны ? А вот офисное быдло заводит прекрасная перспектива стать себе хозяином и зарабатывать реальные бабки. Один диск совершенно убил. Слушать текст у меня ни малейших сил не было. Просто посмотрел картинку. Это был своего рода званный вечер семейной пары особо удачливых эмвейщиков. Обоим хорошо за сорок. Она в бальном красном платье, плохо скрывающем фигуру потомственной челночницы. Поет песни, танцуе, в зале ошалая толпа. Иногда она спускается в зал, благодарные поклонники несуться к ней с букетами цветов. Ребята - я был в шоке. Ну насмотрелась тетка канал "Иллюзион+", там "Нет бизнеса лучше шоу бизнеса" часто показывают. Целиком и цитатами. Но чего эти лохи в зале радуются ? Что кто то из них реально чего то добился ? Но в чем здесь разница от сект, от пирамид и от вечеров встречи с деятелями искусств ? Почему именно эмвеем надо заниматься, чтобы потом зажигать на сцене ? Непонятно.
5. Насторожили условия контракта. Особенно место где под страхом расторжения запрещается вести рекламу Эмвей. Вот тут запахло сектой - если человека стоящего во главе пирамиды "лишают харчей", то отпадает и вся его сеть..... Странно правда ? Но не это самое интересное. Клуб НБА "Орландо Мэджик" играет в "Эмвей Арене", а с ФК "Милан" с будущего года будет выходить на поле в футболках с рекламой "Нутрилайфа". Тогда почему запрещена реклама ? Вот тут на самом деле становится странно. Если крупной промышленной организации надо максимально раскрутить товар, то она конечно вольна определять КАК он будет распространятся, но ведь реклама могла бы помочь. И когда я серьезно задумался об этом вопросе меня внезапно осенило.
Реклама моющим средствам Amway не нужна !
Если будет даваться реклама, то конкуренты вполне могут дать контррекламу (у них это не запрещено) и тогда будут заданы очень правильные вопросы. И главный - а можно ли экономно расходовать продукцию всяко рода Джонсон-и-Джонсон и Хейнкель ? Ведь тут имеет место ситуация - "рука руку моет". С одной стороны Эмвей который продает дорогие моющие средства и объясняет как надо ими пользоваться, чтобы сэкономить. С другой вышеупомянутые бренды, которые ни к чему не призывают, но предлагают продукцию на порядок дешевле. И которым выгодно, чтобы их продукцию покупали как можно больше. Но кто нибудь пробовал экономно расходовать неэмвеевские продукты ? ИМХО можно ненапрягаясь получить 50% ную экономию ! И по зубной пасте и по порошку и по некоторым другим моющим средствам. С другой стороны - надо быть очень повернутым на экономии чтобы раз за разом, на протяжении МЕСЯЦЕВ выдавливать из тюбика зубную пасту долями размером с горошенку (кстати - кто нибудь проверял достаточно ли такой же дозя Колгейта, чтобы качественно прочистить зубы ?). И себестоимость в этом случае возрастает.
Видимо корпорация четко понимает - в ее секторе моющих средств (про Нутрилайф ничего не говорю - мне этот рынок и продукция незнакомы) можно закрепиться только асболютно нетривиальными путями. Поэтому и запущен сетевой маркетинг. Ведь по большому счету интересны только средства на основе LOC, а все остальное - чирлидерс и не более того. Но работать на рынке с маленьким семейством продукции - это сознательно ставить себя в положение нишевой компании (а то и вообще партизанской - если есть достойные коункуренты). Следовательно придумываем нестандартный маркетинговый ход и , главное, нестандартную систему распространения , построенную по мотивам секты и начинаем продавать теже Персилы, но с другим запахом и в десять раз дороже. А всякие там Нутрасилы - вот тут все серьезно. Через крупных рекламопотребителей. Делаем вывод - все это большая увлекательная игра, приносящая организаторам офигенные доходы, но лишенная всякого смысла для конечных потребителей.
Умеющих думать.