Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс, по прозвищу Le Douanier, "Таможенник";
(5.1844, Лаваль (Майен) - 04.09.1910), французский живописец. Своим прозвищем "Таможенник" он был обязан службе на парижской таможне. Художник-самоучка, Руссо начал писать только в сорок лет, когда вышел в отставку.
Анри Руссо родился в 1844 году в маленьком городке Лаваль. Жизнь его была небогата событиями. Два неудачных замужества, служба в таможенной конторе. Руссо был не очень педантичен в выполнении служебных обязанностей, но завоевал расположение коллег и начальства своей добротой. Служба протекала спокойно и оставляла Анри много времени на творчество. Он сочинял музыку, играл на скрипке, писал пьесы, которые при жизни автора никого не заинтересовали.
Главным для Анри всегда оставалась живопись. Он рисовал дома, на улице, в ботаническом саду, даже получил разрешение копировать старых мастеров в Лувре. Но путь на официальные выставки был для него закрыт. Руссо выставлялся в Салоне Независимых, куда был открыт доступ всем желающим. В 1897 году он выставил в Салоне свою "Спящую цыганку", но картину встретили таким безудержным весельем, что полиции пришлось выводить некоторых посетителей. Руссо хотел подарить картину своему родному городу Лавалю, однако жители города, привыкшие к более сложной живописи, тоже посмеялись над ней.
Руссо придумывал не только сюжеты своих картин, но и методы их создания. Например, он говорил, что его многочисленные изображения джунглей были созданы под впечатлением путешествий в Мексику. На самом деле он доехал только до Ботанического сада в Париже. Вместо того, чтобы рисовать животных из жизни, он копировал их из детских иллюстрированных книг.
Руссо слыл чудаком не только в своем творчестве, но и среди соседей и знакомых. Он просит руки своей возлюбленной, которой уже стукнуло 50, покупает ей драгоценности, таскается по судам из-за истории с чеком, в которую его вовлек один из его учеников. Пытается доказать подлинность своей живописи и приносит свидетельства от Апполинера и Воллара о том, что его живопись не является чем-то безнравственным. Пишет свою биографию, пытаясь утвердиться в качестве живописца...
После отставки, когда картины не давали средств к существованию, он дает детям уроки рисунка, музыки. Собирает вечеринки у себя дома, на которых стали появляться поэты и художники. Творчество Руссо восхищало П.Пикассо и французский авангард, который ценил необычное, непринужденное восприятие мира, свободное от академических догм. Жан Кокто писал: "Здесь соприкасаешься с поэзией, написанной красками".
Работы Руссо представляют собой настоящее примитивное искусство. Если его источником вдохновения в ранний период были народные картинки, иллюстрации книг, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей, то постепенно Руссо совершенствовал свой оригинальный художественный метод; монументальность рисунка и безупречное владение живописной техникой вскоре увели его далеко за пределы примитивизма. Большинство картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, - это экзотические пейзажи, фантастические изображения джунглей. Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры, что имело огромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент, когда произошел отказ от импрессионизма. В той же картине"Спящая цыганка" сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма.
И все же, несмотря на то, что художник при жизни так и не получил всеобщего признания своей живописи, в 1910 году он пишет картину "Сон", самую загадочную из своих работ. При свете луны, обнаженная женщина возлежит на диване, леопарды с человеческими глазами удивленно смотрят на нее, а вдали черная фигура человека играет на флейте.... О картине заговорили..., друзья Таможенника в восторге. Апполинер пишет: "Я думаю теперь никто не рискнет смеяться..."....
Умер Руссо в Париже 4 сентября 1910.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.