Все началось с того, что в 1990 году Дэйв Грол (Dave Grohl) по проcьбе Курта Кобэйна (Kurt Cobain) и Криста Новоселика (Krist Novoselic) (уроженцев соседнего с Сиэтлом города Абердина) переехал из родного города Вашингтона (округ штата Колумбия) в Сиэтл. Затем была звездная Nirvana. После смерти Курта Кобэйна казалось, что карьера остальных членов группы закончилась. Но не тут-то было. В настоящее время Дэйв Грол, экс-барабанщик Nirvana, является лидером группы Foo Fighters, выпустившей уже четыре альбома, разошедшихся по миру тиражом в не один миллион экземпляров.
Грол начал писать песни еще в 1988 году, играя в Нирване. К моменту распада группы (1994 год) написал около тридцати песен, некоторые из которых были довольно хорошими. Возникла идея выпустить запись. Так родилась группа Foo Fighters, названная в честь секретного подразделения американцев, которое во время второй мировой войны занималось НЛО. Грол взял на себя обязанности вокалиста и гитариста. Компанию ему составили бывший гитарист "The germs" Пэт Смир, гастролировавший с "Нирваной" во время тура "In Utero", басист Нэйт Мендел (экс-"Diddly Squat") и ударник Вильям Голдсмит.
Первый концерт был на дружеской пирушке, где они проставляли пиво. 4 июля 1995 года вышел альбом "Foo Fighters", за чем последовало больше года концертов, проходивших по очень тяжелому и напряженному графику, что, видимо, в значительной степени и предопределило их будущий успех. "Во время первого турне около трети людей приходило на концерты из-за нашего альбома, остальные же просто хотели увидеть своими глазами кого-нибудь из Nirvana. Я думаю, что, помимо этого, многие приходили посмотреть, что мы можем, насколько это хорошо, и, конечно же, все хотели сравнить. Отрицать все это или сказать, что я был бы рад никогда не играть в Nirvana, было бы абсолютной ложью", - говорил тогда Грол.
В августе завершается турне в поддержку первого альбома. Грол пишет и записывает музыку к фильму Пола Шрейдера (Paul Schrader) "Touch", а в начале октября после отдыха музыканты берутся за подготовку материала для второго альбома, а по сути дебюта группы в студии Джонса. В отличие от "Foo Fighters", спродюсированного Дэйвом вместе с Бэрреттом, на этот раз для оформления музыкальных идей коллектива был приглашен Гил Нортон (Gil Norton), известный всем по записям Pixies. "Я хотел работать с Гилом из-за того, что он делал c Pixies. У него удивительная способность делать раздолбанный звук абсолютно божественным. Он будто умеет отполировать грязную гитару так, что это все еще грязная гитара, но она становится ясной и отчетливой. Ясность этих записей действительно великолепна. Слышно все". Более того, Нортон соответствовал представлениям Грола о продюсере: "Я никогда раньше не встречался с продюсерами, так что не знал, чего ожидать. Мы встретились в Нью-Йорке, и я взял с собой несколько записей репетиций. Мы сели, начали их слушать, и в течение двух секунд он начал предлагать поправки. После куплета и припева одной из песен он сказал: "А знаешь, что нужно сделать? Нужно взять ту гитару, куплет и сделать переход". Это было как раз в моем представлении о том, чем занимается продюсер".
Тем не менее с Нортоном было очень тяжело работать: "Он заставлял нас играть все от 20 до 50 раз. На всем альбоме только один первый дубль. Я думал, что у него случится удар. Он же постоянно говорил: "Это было классно. Хотите еще раз попробовать?". Я видел капли пота у него на лбу. Он все делал по десять раз, потому что следующий дубль мог получиться чуть лучше". Такого немилосердного усердия не выдержал ударник Уильям Голдсмит, покинувший группу еще до окончания записи. После этого все записанные им партии были стерты, и Гролу пришлось вспомнить былое.
Работа над альбомом явно затянулась, что сказывалось на психологическом состоянии музыкантов. "Я уже свыкся с мыслью, что проведу в студии оставшуюся часть своей жизни. Была уже середина февраля. Четыре месяца в студии. Единственный свободный день во время пребывания в Лос-Анджелесе я провел, занимаясь ерундой в другой студии. Я просто не мог быть вне студии. После завершения работы над альбомом у меня ушло две недели, чтобы привыкнуть к мысли и ощущению, что я нахожусь вне студии", - рассказывал Дэйв.
На "The Colour And The Shape" песни Дэйва несколько потеряли в легкости запоминания мелодий, плюс Нортон их заполировал ужасно, зато по сравнению с первым альбомом значительно улучшилась текстовая составляющая: "Тексты первого альбома были нонсенсом. Это от страха написать что-то, что слишком много покажет или хоть что-то. Я пришел к выводу, что писать ничего не значащие тексты гораздо сложнее, потому что, когда садишься писать, из тебя начинают выходить эмоции. Что бы ни было спрятано внутри тебя, оно найдет выход наружу". В них теперь отражалось состояние Дэйва, его мысли о Курте, жизни, разводе с женой, уходе барабанщика. "У меня было три или четыре недели, чтобы написать тексты к тринадцати песням. Теперь даже странно смотреть на то, как все сошлось одно к другому. Кажется, что он был задуман таким тематическим и концептуальным. Я шутил, что на обложке должна быть фотография кушетки врача. Просто странно как-то. Все получилось как-то странно. Мне стало легче. Тексты будто заметки моего врача. Абсолютно загадочно. Я могу сказать людям, которые спрашивают меня о последних шести месяцах моей жизни: "Идите почитайте тексты". Я даже не скажу: "Поймите из текстов". Просто прочитайте их. Там все прямо сказано".(продолжение...)
Перед выпуском "The Colour And The Shape" в мае 1997 года из группы Alanis Morissette приглашается ударник Тэйлор Хоукинс (Taylor Hawkins). Первым синглом становится "Monkey Wrench", режиссером клипа к которому был сам неутомимый Грол. Впрочем, большой роли это не сыграло, и альбом, что называется, не пошел, Спас ситуацию сингл "Everlong", вышедший в августе. Но как только ситуация нормализовалась, случился очередной сюрприз. В начале сентября во время выступления на MTV Music Video Awards о своем уходе публично заявил Пэт Смир. Сразу после его слов на сцену выскочил только прилетевший из Японии Франц Шталь (Franz Stahl) и ударно начал свою бытность в группе. Об уходе Смира музыканты знали задолго до этого. "Еще до выхода альбома Пэт сказал нам, что устал от гастролей. Сначала мы попросили: "Останься, пожалуйста". Потом мы поняли, что он этого не хочет. Мы попросили его тогда подождать с уходом, пока не освободится Франц, потому что он играл в это время в Японии", - объяснил Грол. Шталь с Дэйвом играли вместе еще в Scream. Более того, выяснилось, что он мог оказаться в Foo Fighters с самого начала. "Когда я собирал группу, Франц со своим братом Питом играли в Wool. Если бы он тогда там не был, то я бы взял его с самого начала в Foo Fighters", - сказал Грол.
Опять турне и концерты. Весной 1998 группа ненадолго отправляется в студию, где записывает "A320" для саундтрека к фильму "Godzilla". В начале лета музыканты снова оказываются в студии для записи новой версии "Walking After You" для саундтрека к фильму "X-Files: Fight The Future". В конце 1998 года группа уходит на заслуженный отдых. Весной 1999 года начинается запись третьего альбома Foo Fighters, которая должна была прерваться выступлением на "Вудстоке" в июне. Однако незадолго до фестиваля группа отказывается от участия в нем. Позже просачиваются слухи о том, что это связано с уходом гитариста, это подтверждается 29 июня официальным заявлением. Шталь ушел только во время сведения, но, как ни странно, все партии гитары на альбоме за Гролом. После прослушивания ряда музыкантов на замену выбор падает на Криса Шифлетта (Chris Shiflett), гитариста No Use For A Name. Интересно, что его пока что взяли в качестве сессионного музыканта.
Итак, 2 ноября выйдет плод этих самых трудов и стараний под названием "There's Nothing Left To Lose". Продюсером на этот раз стал Эдам Кэспер (Adam Casper), работавший ранее с Soundgarden. "Эдам был просто великолепен. Иногда казалось, что он ничего не делает, но он просто позволял нам делать, что нам хотелось, до тех пор, пока мы не переходили определенные границы", - восхищенно отозвался о нем Грол. Работа была записана на родине Дэйва - в Вирджинии, пригороде Вашингтона. Так что все хорошие предпосылки налицо. 18 октября вышел первый сингл из нее "Learn To Fly", который уже успел наделать шуму своим мелодичным попом. "Это была одна из первых песен, которую я написал для нового альбома. Вообще все это будто новое начало. Я только недавно переехал назад в Вирджинию - вернулся домой. Я пытался писать песни и искал вдохновения", - отметил Грол.
Альбом "There's Nothing Left To Lose" выдался самым богатым на хиты в карьере "Файтерсов". Настолько богатым, что многие поклонники стали укорять Дэйва Грола в отходе от "главной линии" и заигрывания с попсой и MTV. Сам Грол на эти наезды отвечает, что Foo Fighters - едва ли не единственная группа, продолжающая играть альтернативный рок. Ребят нередко называют эпигонами, продолжателями дела Nirvana. Кое-кто даже обвиняет группу в плагиате. Но это чушь: и в музыкальном, и в стилистическом, и даже в имиджевом смысле "Файтерсы" Грола изрядно отличаются от "Нирваны". Если Кобейн, голос поколения 90-х, сочинял депрессивную музыку, от которой часто веяло мраком и безысходностью, то рок Foo Fighters - на порядок позитивней и веселей. Стеб, самоирония, глумление над современным поколением - вот визитная карточка группы.
С 2000 года Грол стал уделять много внимания сторонним проектам, в частности Probot. Глядя на это безобразие Нэй Мендел также решил сколотить свою команду The Fire Theft. Несмотря на это Foo Fighters продолжали работать вместе, записав саундтрек "Win Or Lose" к фильму "Out Cold".
В 2002 году группа вернулась к концертной деятельности, будучи приглашенной в качестве хедлайнеров на фестиваль "T In The Park", проходивший в Шотландии. Грол тем временем успел поучаствовать в качестве "гостя" на новом альбоме Дэвида Боуи, а Крис Шифлетт замутил свой сторонний проект.
В октябре 2002 года в свет вышел долгожданный диск Foo Fighters "One By One". Уже за первые несколько дней было продано 650 000 копий, что составило ровно половину от общих продаж предыдущего альбома. "One By One" дебютировал на первом месте в Японии, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании и Ирландии и в первой пятерке в скандинавских странах. Кстати, Foo Fighters - единственная американская рок-группа, выступившая на MTV Europe Music Awards в Барселоне.