В книге известного петербургского врача и сказочника
собраны его сказки, помогающие людям справиться
с затруднительными для них ситуациями -
проблемами в семье, потерей близких, открыть
в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Еще раз о пользе сказок и сказкотерапии
Любите ли Вы сказки, дорогой Читатель? Хотели бы Вы почитать их не только для своего любимого ребенка, но и ДЛЯ СЕБЯ? Если это так, то книга, оказавшаяся у Вас в руках, — для Вас.
А может быть, Вы — профессиональный психолог или педагог, который ищет новые пути помощи детям, подросткам и взрослым? Тогда эта книга — для Вас.
А может, Вы — тот, кто ищет свой собственный Путь, в соответствии с интуитивно ощущаемым предназначением? Тогда эта книга ответит на многие Ваши вопросы.
Дорогие друзья, кто бы ни держал в руках эту книгу, — он найдет в ней что-то важное и полезное для себя. Это произойдет потому, что в этой книге — СКАЗКИ.
Добрые и волшебные, светлые и грустные, адресованные душе юной и мудрой. Читать далее >>>
Глава 1
СКАЗКИ О ЛЮБВИ/СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
По каким удивительным законам возникает притяжение и чувства между мужчиной и женщиной? По каким неведомым законам они расстаются? Что есть Любовь? Как найти СВОЕГО партнера? Какие стили взаимоотношений складываются между мужчиной и женщиной? Об этих и других «вечных» вопросах будет размышлять читатель этих сказок.
Психолог может использовать приведенные в этой главе истории в процессе консультирования юношей и девушек, мужчин и женщин, решающих для себя вопрос гармоничных отношений с партнером.
Часто собранные в первой главе сказки оказывают помощь, если речь идет:
• о поиске партнера, формировании образа партнера;
• о «кризисе» семейных взаимоотношений;
• о проблеме измены;
• о «проверке чувств» партнера или своих собственных;
• о понимании тайны взаимоотношений мужчины и женщины.
В зависимости от ситуации и динамики консультирования можно обсуждать сказки или оставить клиентов с вопросом.
Вопросы для размышления и обсуждения:
• Какой отклик в вашей душе вызвала эта сказка?
• Как вы думаете, к чему стремились главные герои?
• Как вы думаете, почему именно с этими героями произошли эти события?
• Каков, по-вашему, конец этой сказки?
• Может ли подобная ситуация произойти в реальной жизни или этот сюжет только для сказки? Если может, то приходилось ли вам наблюдать или участвовать в подобной ситуации?
• Если предположить, что каждая сказка несет в себе некоторую важную для нас информацию, то что бы вы «взяли для себя» из этой сказки (идею, мысль, образ, ощущение, стиль взаимоотношений, «урок», и пр.)?
Глава 2
ПОЗНАНИЕ СЕБЯ/РАЗРЕШЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Сказки, приведенные в этой главе, помогут в кризисные периоды жизни человека, в то время, когда он ощущает потребность осмыслить события своей жизни, изменить взгляд на мир и самого себя, «перестроить» систему ценностей.
Психолог, сказкотерапевт, может использовать эти сказки в следующих случаях:
• когда у клиента есть потребность осознать свое предназначение, свое место в мире, понять свои устремления и подобрать соответствующие им средства достижения;
• когда у клиента меняется отношение к миру, он решает для себя: что принять как данность, чему доверять, что активно изменять;
• когда клиенту нужна помощь в оценке и интерпретации событий своей жизни;
• для выявления личностного ресурса;
• в разговоре об общечеловеческих ценностях.
Вопросы для размышления и обсуждения:
• Какой отклик вызвала у вас эта история?
• О чем, по вашему мнению, эта сказка?
• О чем, быть может, вам захотелось поразмышлять или поговорить после этой сказки?
• Как вы думаете, к чему стремились герои этой истории? Добились ли они того, чего хотели? Что помогало и что мешало им на пути?
• Согласны ли вы с тем, как закончилась эта история? Если да, то какая закономерность привела героев к такому финалу? Если нет, то как, по-вашему, должна была закончиться эта сказка и почему?
• Взяли бы вы что-то важное для себя из этой истории? Если — да, то что?
Глава 3
ТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ
Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. Но, с другой стороны, ему очень важно разделить с кем-то свое горе. Поговорить об этом с тем, кто понимает его состояние без слов, кто не дает полезных советов и рекомендаций, кто готов сопереживать, открывая новые стороны явления потери. Психотерапевтические сказки в этом случае незаменимы. В них нет «уроков», «полезной» информации, но в них есть описание ОПЫТА потери, горевания, возвращения к жизни. Идея бесконечности жизни является ключевой идеей таких сказок.
Эти сказки просто читают или рассказывают и редко обсуждают. Задача психолога в этом случае — помочь клиенту пережить горе, постепенно изменяя отношение к себе и жизни.
Глава 4
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Истории, приведенные в этой главе, важны для гармонизации взаимоотношений человека и Природы.
Сегодня все чаще приходится слышать о неблагоприятной экологической обстановке, кризисе, катаклизмах. Что мы оставляем в наследство своим детям? Тенденция к потреблению все ближе подводит нас к разрушению того мира, в котором мы живем. С болью приходится видеть, как некоторые дети, подражая взрослым, БЕЗДУМНО рвут цветы и листья, оставляют после себя мусор на берегу озера, забывают тушить костер. Сегодня особенно важно развивать более осмысленное отношение к окружающему миру, к Природе, к живому. Тем более, что именно мир природы, точнее мир природных стихий, является местом обитания множества чудесных волшебных созданий — природных духов: эльфов, фей, русалок, гномов, троллей, домовых, саламандр и т. д.
Духи цветов, деревьев, камней — это не просто фантазии сказочника или мифологизмы. С деревьями и камнями связаны интереснейшие древние культуры. И сегодня целительные свойства камней используются в литотерапии, а способность растений и деревьев взаимодействовать с энергиями человека широко обсуждается и используется в лечебной практике.
Так или иначе, но идея бережного отношения к природе в наши дни особенно актуальна. Экологические сказки помогут открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и Красоте. В таком контексте можно строить обсуждение этих историй.
• Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
• Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
• Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
• Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
• Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
• Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
• Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).