-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Scarlet5

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 55391


ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО: ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ И ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ

Среда, 29 Мая 2024 г. 18:08 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I ТАЙНЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО: любопытные факты и личные историй

Подземные дворцы, пугающий разлив, птица и кот на счастье, самые-самые станции, волнующий аромат - о, я знаю несколько интересных секретов нашего метро. Приглашаю на прогулку в глубь Земли. Усаживайтесь удобнее, запасайтесь горячим горьким кофе по-питерски. Осторожно, двери закрываются!

1 (700x460, 371Kb)
Ультрасовременная "Беговая". Фото из открытых источников

Самые любопытные факты о метро в Петербурге

1. Чем так вкусно пахнет в метро?

С детства обожаю этот запах: спускаешься по ступенькам в волшебное подземелье, где со свистом проносятся поезда и сбегают вниз по эскалатору торопливые пассажиры, а в нос проникает невыносимо приятный аромат. Хочется нюхать и нюхать. Будучи беременной, я даже специально заходила в метро только для того, чтобы насладиться этим запахом. Причем так вкусно пахнет только на петербургских станциях.

Недавно я узнала секрет притягательного аромата. Все дело в... креозоте. Это специальная пропитка, которой обрабатывают шпалы. Ведь древесина, как известно, имеет свойство разрушаться и гнить. Возможно, в Петербурге сильнее пропитывают креозотом из-за климатических условий, и поэтому в нашем метро запах особенно сильный и притягательный.

Что же такое креозот? Это - маслянистая бесцветная жидкость с очень насыщенным ароматом. В качестве сырья берется деготь. Обрабатывают шпалы прямо на заводе. Вот где, пожалуй, можно на всю жизнь надышаться.

2 (700x516, 395Kb)
Так вот что так вкусно пахнет! Шпалы, обработанные креозотом. Фото из открытых источников

2. Утяну на глубину

Многие знают, что в Петербурге метро заложено на внушительной глубине. Иногда говорят, что у нас оно самое глубокое в мире. Это - правда, но лишь отчасти.

Если брать в совокупности разные показатели, то да: пальму первенства можно вручить Северной столице. В среднем петербургские станции находятся на глубине 57 метров. "Адмиралтейская" встречает пассажиров аж на 86 метрах под землей - самая глубокая станция в России и вторая в мире (глубже только "Арсенальная" в Киеве).

Глубина обязывает. Поэтому на "Адмиралтейской" работает самый длинный эскалатор: 729 ступенек на движущейся лестнице. Это 137,4 метра. А чтобы оценить глубинность станции, только представьте дом в 28 этажей.

Кстати, с "Адмиралтейской" связано много любопытных фактов. Например, подземная часть была готова очень много лет назад. Не удавалось решить вопрос только с надземным вестибюлем. Ведь речь шла об исторической части города. Разве можно что-то снести, когда каждое здание - памятник архитектуры. В итоге 18 лет согласовывалось расселение жильцов дома на Малой Морской улице. С 1997 по 2011.

3 (700x461, 271Kb)
Свет в конце тоннеля после самого длинного эскалатора. Фото из открытых источников

3. Наше метро могло бы стать первым на планете

Конечно, Петр I не мог и предположить, что когда-то под ногами на сотню метров вниз будут пущены поезда. А ведь это могло произойти еще двести лет назад! В 1820 году талантливый инженер Торгованов предложил грандиозную идею: разработал проект устройства железнодорожного тоннеля прямо под Невой. Молодой человек обратился через графа Милорадовича к Александру I.

Казалось бы, вот оно - бери, воплощай, удивляй мир. Но чиновники оказались узколобы и консервативны: выдали Торгованову 200 рублей и обязали "впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных".

В итоге получилось что? Да. Спустя 43 года после этого события в мире появилась первая линия метро. Но, увы, не у нас. А в Лондоне. Там прислушались к идее адвоката (!) Чарльза Пирсона. Он предложил создать новый вид транспорта: проложить железную дорогу под землей. И 10 января 1863 года станции были открыты для первых пассажиров.

Между прочим, похожую идею для Петербурга предлагал и изобретатель-самоучка Кулибин, и инженер Марк Изамбар. И все это задолго до лондонского метрополитена.

На самом деле проекты подземной железной дороги предлагались и дальше. Меня особенно впечатлило предложение инженера Печковского в 1901 году. Уже тогда он разработал идею метро на 6 линий, при этом 2 из них были кольцевыми. У нас до сих пор нет такой развитой сети! Представляете, насколько удобнее было бы передвигаться по Петербургу... Но увы, Николай II в 1903 году отклонил проект Печковского.

4 (700x466, 395Kb)
Брутальный "Кировский завод". Фото из открытых источников

4. Станции закрытого типа

"Московская" - самая родная и близкая для меня станция. Ведь мое детство и юность прошли рядом с ней. А ко всему, что связано с ранними годами, мы прикипаем. Вот почему до сих пор помню свое удивление, когда узнала, что такая привычная станция - это диковинка метрополитена.

Оказывается, станции закрытого типа строились только в Ленинграде. И нигде более в мире. Изначально это был просто эксперимент. В 1961 открыли "Парк Победы" и затем вплоть до 1972 года запустили еще 9 станций такого типа. Но позже от идеи отказались. И понятно, почему: эксплуатация подобных станций гораздо сложнее и дороже. Машинисту приходится при остановке поезда очень точно совмещать двери вагонов с дверями станции. Это увеличивает время стоянки и интервал движения поездов. В итоге снижается пропускная способность станции. Машинистам, работающим на линиях со станциями закрытого типа, платят больше (не знаю, насколько эта информация по з/п актуальна на 2023 год, но раньше точно было именно так).

Из своего детства я помню несколько ситуаций, когда машинисту не удавалось точно совместить двери поезда с дверями на станции. И для младшего брата это едва не закончилось трагедией прямо на моих глазах. Мы готовились к выходу на "Московской". Двери поезда уже открылись, хотя и не находились точно напротив станционных. Мой брат уже высунул голову, и вдруг вагон двинулся с места. Повезло, что стоявший рядом мужчина очень быстро отреагировал и за доли секунды отдернул моего брата назад, в вагон. Я успела только рот открыть...

Та история мне настолько запомнилась, что даже спустя десятки лет я не подхожу к дверям, пока не откроются все: и вагонные, и станционные.

5 (700x461, 322Kb)
Непростая работа для машиниста. Фото из открытых источников

5. Подземные дворцы

Конечно, московский метрополитен роскошен. Но и у нас есть несколько впечатляющих станций. Пусть не такого размаха, однако тоже выразительных и эффектных. Для меня самой красивой в Петербурге остается "Автово" - хрустальный дворец! Первая станция нашего метро: открылась 15 ноября 1955.

6 (526x700, 418Kb)
Автово. Ох уж эти колонны! Фото из личного архива

Мне приятно, что "Автово" вошла в дюжину красивейших станций мира. И даже не верится, что она могла бы быть еще красивее: по проекту предполагалось, что колонны будут подсвечиваться. Однако то ли подрядчик не уложился в срок, то ли оценили будущую стоимость обслуживания. В общем, мы получили в итоге упрощенную версию без подсветки. И даже в таком варианте станция смотрится восхитительно.

7 (700x463, 401Kb)
Моя любимица. Фото из открытых источников

Для отделки разных станций петербургского метрополитена использовано 65 видов натурального камня. Вот особенно интересные варианты:

*Для облицовки станции "Площадь Ленина" специально с Кавказа привозили салиэтский мрамор.

*Ради "Василеостровской" привезли с Урала коелгинский мрамор.

*На станцию "Кировский завод" доставили грузинский сванетский мрамор, на "Проспект Просвещения" - узбекистанский (газганский), на "Черную речку" - карельский мрамор, на "Выборгскую" - армянский розовато-бежевый травертин.

*"Достоевская" в соответствии со своей тематикой облицована классическим серым гранитом - все в стиле писателя.

*"Звенигородская" встречает пассажиров зеленым индийским мрамором, который выбран совсем не случайно: цвет ассоциируется с военной формой, ведь рядом находились казармы Семеновского полка.

Все станции петербургского метро не похожи друг на друга. Много потрясающих мозаик, панно, скульптур. Не представляется возможным рассказать о каждой подробно в рамках одной статьи. Тут, пожалуй, про любую станцию можно создать отдельную публикацию.

6. Как студент изменил метрополитен

Сейчас даже сложно представить, что когда-то было иначе. А ведь жизнь петербургского метро начиналась с бумажных билетов: их проверял контролер на входе. Но недолго музыка играла. Через 2 года стало понятно, что пассажиров слишком много для ручной проверки. И тогда на помощь пришла студенческая смекалка.

В 1957 году Борис Гринчель, студент ИТМО, предложил поставить на входе турникеты как на заводских проходных. К молодому человеку прислушались. И в 1958 на станции "Нарвская" появились первые турникеты.

Дальше - больше. Находчивый Гринчель нашел выход в новой сложной ситуации. Ведь проезд стоил 50 копеек, а монеты такого номинала просто не существовало. И как же справиться с потоком пассажиров, никого не задерживая на входе? Вот тогда Борис и предложил использовать жетоны.

Петербуржцы к жетонам привыкшие. У нас традиционно либо жетончики, либо карточки. Помню, как удивилась, когда в московском метрополитене увидела бумажные квиточки (или как они правильно называются?), которые нужно было вставлять в турникет.

Жетоны у нас, кстати, живы до сих пор, несмотря на "Подорожники" и карты. Но стоимость проезда тогда на треть выше, чем другими способами. Поэтому обычно жетонами пользуются туристы или пассажиры без карты "Мир".

8 (700x494, 360Kb)
Знаковое событие! Фото из открытых источников

7. Поручни-торопыжки

Не знаю, во всех ли городах есть такая особенность, но в Петербурге мы с детства потешаемся над этим нюансом. Я даже пробовала на спор выдержать: не сдвигать руку на эскалаторе. И ни разу не смогла выиграть. Потому что в итоге рука уезжает так, что все равно придется ее переставить.

Дело в том, что движение эскалатора и движение поручней управляется двумя разными механизмами. Один из них делает свое дело быстрее на 2%. И, если вы понаблюдаете за пассажирами, то заметите: каждому приходится неоднократно поменять положение руки.

8. Самые-самые

Расскажу еще о станциях-отличниках. В том смысле, что они уж слишком сильно отличаются от других. Порой даже не только в масштабах петербургского метрополитена, но и мирового.

*Самая долгая авария. Ох, помню это время. С 1995 по 2004. И как я подспудно радовалась, что живу не в том районе. Да, речь о легендарном размыве между "Площадью Мужества" и "Лесной". 9 лет это заколдованное место не могли привести в порядок. Все средства вместо строительства новых станций метро утекали в дыру в самом прямом смысле слова. Если мне и приходилось по каким-то причинам ехать до Лесной, то я очень старалась построить свой маршрут так, чтобы миновать метро. Потому что на "Площади Мужества" творился ужас: весь поток пассажиров поднимался вверх, на землю. И толпы людей загружались в автобусы. Несмотря на то, что эти автобусы подходили к остановке почти непрерывно, они не справлялись с наплывающим морем. Пару раз я попадала в эту лаву. Было очень страшно. Больше всего боялась упасть - затопчут как на стадионе.

9 (700x414, 391Kb)
Долгожданное событие. Фото из открытых источников

*Самый длинный перегон. К сожалению, петербургское метро в отличие от московского совсем не покрывает потребности горожан в быстром перемещении. Расстояния между нашими станциями метро такие большие, что стали притчей во языцех. Так, например, от "Елизаровской" до "Площади Александра Невского" аж 4,5 км. Помню, как я впервые гуляла пешком в Москве и удивлялась, что там станции метро у меня буквально мелькали одна за другой. У нас попробуй дошагай.

*Самый короткий перегон. Однако есть и приятные исключения. Например, между "Владимирской" и "Площадью Восстания" всего 848 метров. Также вполне терпимые расстояния между станциями метро на моей любимой и родной синей ветке. От "Московской" до "Звездной" можно дойти быстрым шагом за 20 минут.

*Самая загруженная станция в России. Это, конечно, "Проспект Ветеранов". Не один десяток лет мы ожидаем, когда построят метро на юго-западе города. Пока же воз и ныне там. Например, я работаю в Красносельском районе. И до ближайшей станции метро ("Проспект Ветеранов") мне нужно ехать на машине 30 минут, если нет пробок. Это - маршрут троллейбуса от конечной до конечной. Очень надеемся, что в конце следующего года наконец-то откроют "Юго-Западную". Сроки сдачи переносились неоднократно. По последним данным запуск ожидается в декабре 2024.

*Самая необычная станция. На это звание могут претендовать многие, на мой скромный взгляд. Но официально таковой считается "Спортивная". Единственная двухэтажная станция в мире. В прошлом году вместе с учениками я была там с того входа, где можно ехать на траволаторах - ощущения незабываемые.

10 (519x700, 382Kb)
Почти космический траволатор на "Спортивной". Фото из личного архива

9. Секретные животные петербургского метро

Признаться, я до недавнего времени и сама о них не знала. А теперь попробую найти.

На "Бухарестской" с платформы можно разглядеть на мозаичном панно так называемую птицу счастья - синичку от художника Александра Быстрова. А на "Волковской" - рыжего кота, который подкрадывается к красноглазой сове. Снова сюрприз от того же художника. Нашли кота?

11 (700x438, 385Kb)
Ищем счастье. Фото из открытых источников

12 (473x700, 350Kb)

А напоследок просто хочу поделиться великолепием петербургского метро. Вот, на мой взгляд, самая эффектная станция снаружи. "Горьковская". Наша летающая тарелка:

13 (700x532, 406Kb)
Необыкновенная "Горьковская"! Фото из открытых источников

А вот несколько мозаичных панно. Какую станцию ни возьми, везде - праздник искусства. В галерее: "Адмиралтейская", "Международная", "Звенигородская":

14 (700x404, 356Kb)
15 (700x324, 277Kb)
16 (700x373, 326Kb)
Небольшая подборка панно. Фото из открытых источников

17 (525x700, 288Kb)
И скульптуры... Например, на "Пушкинской". Фото из личного архива

Это, конечно, далеко не все тайны, легенды, мифы и факты о петербургском подземелье. Но пора закругляться, чтобы потом была возможность встретиться снова.

Источник

Рубрики:  ИСТОРИЯ
ГОРОДА
ПУТЕШЕСТВИЕ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю