-Метки

2012 год art cats art photoart Доброта алтай ангелы археология архитектура афоризмы благодарность буддизм бэлли-дэнс видео восток время вязание дети для блога дружба духовное духовное развитие душа животные здоровье индиго индия интересное история йога кемерово китай космос кошки красота легенды луна любовь мантры медитация менди места силы мехенди мистика мозг мудрость музыка мультик наука необычное нло нью эйдж оздоровительные практики орнаменты позитив полезное поэзия практики предсказания приветствие природа притчи проза психология разное реинкарнация религии религия рукоделие сверхспособности сибирь сила мысли символы собаки сознание ссылки стихи суфизм сюрреализм танцы творчество тест тибет тонкий мир традиции турция удивительное уфология фото фэнтези хенна художники цветы чакры эзотерика экстрасенсорика энергетика этно юмор япония

 -Цитатник

КРАСИВЫЕ ПОЗЫ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ - (0)

ДЛЯ ДЕВУШЕК ДЛЯ ПАРНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ СЪЕМКИ   Как встать, сест...

Мудрости от индейцев - (1)

У воды нет волос. Хороший человек видит хорошие знаки. Для того, что...

Cats by Sarah Wilde - (0)

Alex   Eddie   Monte     ...

вНочьФонариковое.. - (0)

вНочьФонариковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //s017.radikal.ru/i416/1201/5c/87a0b1...

вКоллекциюРусалковое.. - (0)

вКоллекциюРусалковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //i007.radikal.ru/1201/db/b446dcad...

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Satory-777

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей: 2250
Комментариев: 2367
Написано: 6349


10 вопросов о нашей памяти

Воскресенье, 28 Июня 2009 г. 15:19 + в цитатник
Любой наш жест, любое слово, любые отношения невозможны без участия памяти. Что мы знаем об одной из самых сложных и загадочных функций нашего мозга? Рассказывает психолог Татьяна Ребеко.

1. Где находится память?

Всякий раз, когда исследователям казалось, что «центр памяти» найден, они были вынуждены отступить: воспоминания не хранятся в одной определенной зоне головного мозга. В то же время некоторые его зоны играют более существенную роль для определенных видов памяти, поскольку в случае их повреждения возникают серьезные нарушения одного из них. Например, гиппокамп – часть древней коры мозга – обеспечивает запоминание впечатлений, включая лица и имена, и определяет, что из кратковременной памяти перевести на длительное хранение. Когда этот участок мозга повреждается (в результате болезни или травмы), человек начинает жить только прошлым: новые впечатления не откладываются в долговременной памяти.

2. Каковы виды памяти?

Информация поступает в мозг от органов чувств, поэтому говорят о визуальной, слуховой, тактильной, обонятельной и вкусовой памяти. Есть и другие виды: вербальная (память на несвязанные слова); семантическая (она «хранит» смыслы и значения слов); моторная (память на жесты и движения); эмоциональная (память на чувства); соматическая (благодаря ей мы помним телесные ощущения)... Несколько видов памяти связаны с нашей деятельностью: музыкальная, память на лица и т. д. Психологи говорят о процедурной памяти – мы знаем, как надо действовать, и декларативной – мы помним смысл действий и событий. Однако эти классификации условны, ведь память – это совокупность «модулей», которые находятся в постоянном взаимодействии.

3. Как организованы наши воспоминания?

Наш мозг мгновенно (без участия сознания) сличает новую информацию с тем, что уже хранится в памяти. Сигнал «проходит» по сети перекрестных ссылок, как в огромном библиотечном каталоге. К примеру, мы видим пчелу: чтобы вспомнить слово «пчела», визуальная память связывается с лексической, которая делает запрос к семантической памяти. С этого момента устанавливаются и другие нейронные цепи, и мы вспоминаем свой страх – ведь нас уже жалили (так проявляются сенсорная и эмо-циональная память) – и удовольствие (вкусовая память напоминает о том, что мы любим мед)... Получая свежую информацию, мозг создает новые категории и переопределяет прежние. Это помогает нам легче вспоминать...

4. Сколько они длятся?

От доли секунды до всей жизни!

Ультракороткая (сенсорная) память: в течение нескольких мгновений (от 0,3 до 3–4 секунд) мы продолжаем слышать, чувствовать, ощущать то же, что и несколько секунд назад. Например, моргая, мы на мгновение закрываем глаза и продолжаем видеть то, что только что было у нас перед глазами. Затем забываем эти образы или сохраняем их в долговременной памяти.

Кратковременная память: ее задача – удержать (в течение примерно 20–30 секунд) в сознании обобщенный образ информации, поступившей от сенсорной памяти, и затем перекодировать самое актуальное для долгосрочного хранения.

Оперативная память: хранит информацию в течение времени, необходимого для выполнения определенного действия. Например, мы хотим кому-то позвонить, ищем номер в телефонной книжке, запоминаем и, если нам ничто не помешает, можем его правильно набрать. Но если линия занята и необходимо перезвонить позже, мы успеваем номер забыть. Длительность такой памяти варьируется от минуты до нескольких дней.

Долговременная память: благодаря ей мы бессрочно храним события своего прошлого и можем вспомнить их.

5. Может ли память быть перегружена?

Долгое время считалось, что не может, – возможно, потому, что психологи знали примеры безмерной памяти. Выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия в своей «Маленькой книжке о большой памяти» (МГУ, 1968) описал историю пациента, с которым он работал в течение 30 лет. Этот человек непроизвольно запоминал и не мог забыть огромные объемы новой информации и глубоко страдал из-за своей сверхпамяти.

Но обычно объем кратковременной памяти ограничен: мы запоминаем от пяти до девяти цифр или слов.

Удержать в памяти более длинную цепочку не удается – новая информация вытесняет старую. Объем памяти можно увеличить за счет укрупнения информации – от букв к слогам, к словам, к смыслам, но все равно мы запомним от пяти до девяти смысловых единиц.

Долговременная память обладает безграничными ресурсами.

А вот вспомнить мы можем далеко не все, что было когда-то отправлено на хранение. Это можно объяснить тем, что у нас ограничены возможности воспроизведения находящейся в памяти информации.

6. Когда начинаются наши воспоминания?

Спустя сорок восемь часов после рождения младенец уже узнает свою мать. Более того, существуют и пренатальные воспоминания: новорожденный ребенок вспоминает песни и музыку, которые напевала или слушала во время беременности мать, – прислушиваясь к ним, он затихает или лучше засыпает. А некоторые дети, похоже, способны описать или нарисовать то, как выглядела их внутриутробная жизнь. Можно предположить, что запоминание начинается еще до нашего рождения.
7. Почему мы так мало помним из детства?

Наша самая ранняя (младенческая) память – эмоциональная и моторная, у детей трех–пяти лет лидирует образная память, то есть они запоминают без участия сознания, а логическая память расцветает лишь к 10–13 годам. Именно поэтому у нас мало осмысленных воспоминаний детства, наша память о нем в основном проявляется в спонтанных реакциях и ощущениях, и связаны они обычно с сильными эмоциями: радостью, страхом, стыдом.

8. Почему случаются потери памяти?

Забывание – обратная сторона процесса памяти: если бы мы помнили все, наша жизнь стала бы невыносимой.

Вот почему люди с гипермнезией (сверхпамятью) вынуждены прибегать к специальным приемам, для того чтобы забывать. В повседневной жизни наши мелкие «дырки в памяти» (забыли зайти в булочную по пути с работы; сомневаемся, выключили ли, уходя из дома, утюг) вызваны скорее невнимательностью.

Иногда мы не можем вспомнить какое-то слово или имя. Это происходит потому, что мы запоминаем различную информацию, находясь в разных состояниях – они зависят от нашего интереса, мотивации, эмоций, которые мы переживаем в этот момент.

И мы можем лучше воспроизвести ее на том уровне активности, на котором запоминали. Кстати, именно поэтому невозможно во сне выучить иностранный язык.

А вот настоящей (болезненной) потерей памяти – амнезией – нередко сопровождаются травмы мозга, полученные, например, в аварии: человек не может вспомнить события, которые либо предшествовали инциденту, либо сразу за ним последовали. Интересно, что после выздоровления он забывает навсегда то, что происходило с ним в период лечения.

Помимо этого, конечно, существуют серьезные нарушения функций мозга: при болезнях Альцгеймера или Паркинсона нервные клетки сначала отмирают в гиппокампе, а затем и в других отделах мозга, что приводит к необратимым провалам памяти (причем при болезни Альцгеймера утрачивается семантическая память – человек помнит, как производить определенные действия, но не понимает зачем, а при паркинсо- низме – процедурная память: человек знает, что делать, но не понимает как).

9. Почему, старея, мы теряем память?

В процессе естественного старения мозг продолжает стабильно работать. Однако все мы знаем пожилых людей, которые забывают то, что было недавно, но отчетливо помнят события давних лет. Дело в том, что в мозге сначала разрушаются недавно созданные нейронные связи, а потом более ранние. И первым из памяти выпадает то, что запомнилось недавно.

Есть и другие причины ухудшения памяти с возрастом. Стареет тело: притупляются зрение, слух и осязание. Человек, например, привыкает к тому, что воспринимает только расплывчатые очертания. Мозг, получая все меньше сигналов и стимулов, необходимых для усвоения новой информации, замыкается на привычном.

Питание становится менее разнообразным и не так хорошо насыщает мозг, а снижение физической активности уменьшает снабжение его кислородом. Недостаток личной мотивации, сужение круга интересов также влияют на ухудшение памяти.

Однако с помощью тренировки мы можем на долгие годы сохранить наши способности к запоминанию и воспроизведению информации.
10. Почему у некоторых людей память лучше?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Генетики пока не открыли ген, отвечающий за качество нашей памяти. Зато нет никаких сомнений: чем богаче окружающее ребенка пространство, тем лучше разовьются его способности к запоминанию. Богатство означает разнообразие предметов, форм, цветов, звуков и запахов, опытов и открытий. А также положительных эмоций: чем больше их в жизни ребенка, тем сильнее все, что с ними связано, отпечатается в его памяти.

Не завершили... и запомнили!

Готовясь к отчету или экзамену, прерывайте иногда ваши занятия.
Причем в тот момент, когда вы наиболее увлечены ими. Дело в том, что информация лучше запоминается, когда наши усилия не завершены.

отсюда
Рубрики:  разное
наука, космос
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку