Дешифровка замысловатой вязи

Суббота, 03 Октября 2009 г. 16:58 + в цитатник

В книге Романа Пересветова «Тайны выцветших строк» (М., 1961)

на странице 205 приводится такая замысловатая вязь

с подрисуночной подписью Образец замысловатой вязи, приближающейся к тайнописи. Так писали иной раз царские титулы.

Рисунок в книге служит просто иллюстрацией и нигде больше не обсуждается. Просто изображение того, как наши предки могли витиевато выражаться на письме.

А мне как-то все время хотелось узнать, что же там все-таки написано.

Наконец, где-то в 90-х годах прошлого века я занялся этой надписью вплотную. Ведь написано же царские титулы». Ничего сложного вроде не должно было быть. Царей (даже если с князьями) у нас не так уж много и все наперечет, все известны (тайных царей у нас не было).

Какие слова можно было бы ожидать в царском титуле. Что-то вроде милостью божьей, князь (или великий князь), царь, имя, номер по порядку, всея Руси.

Для начала я перерисовал надпись.

Что дает перерисовка.

  • Исходная надпись остается чистой.
  • На перерисовку можно вносить свои соображения.
  • В процессе перерисовки происходит ознакомление с надписью.
  • Надпись становится четче, конкретнее, понятней в деталях.

Недостатки перерисовки.

  • Что-то можно потеряться (показаться ненужным дефектом).
  • При неточности перерисовки может появиться что-то, чего не было в оригинале.

Но для того мы и сохранили оригинал в неприкосновенности, чтобы всегда можно было сравниться с ним.

Анализ надписи

Хорошо просматривается центральная горизонтальная строка, в которой буквы приблизительно одного размера. Большинство букв в этой строке понятны. Выше этой строки выносные элементы букв, отдельные висящие буквы (или несколько букв). На самом верху загогулины титло, которые показывают пропуски букв. Выносные элементы букв основной строки заканчиваются закрученными хвостами в виде других букв. Ниже основной строки буквы или связки букв. В целом надпись сделана на русском языке. И судя по всему, рисунок является завершенным, т.е. содержит одну конкретную мысль.

 

Первая попытка

Попробуем что-нибудь прочитать. В начале строки хорошо видна буква Д. Снизу на ее левой «ноге» «омега» - буква О. И выносной элемент тоже заканчивается «омегой» - еще одна О. На правой «ноге» Д вроде буква П. Получается ДООП с возможными чередованиями букв. Но буква Д явно заглавная. Явно с нее начинается первое слово и вся фраза.

Далее можно предположить букву Р. Хорошо видно КО (в данной статье я не буду обсуждать особенности начертаний букв в разные эпохи). Висящая буква С и Т на строке. Щ с выносным элементом заканчивающимся У. На строке НО, под строкой Ж.

Ничего царского, княжеского или божеского пока не просматривается.

Можно предположить МО, а потом какое-то странное Н, которое начинается с Н на левом выносном элементе и заканчивается «омегой» (или Е) на правом выносном элементе. Далее хорошо видно ПОН. Снизу Н заканчивается на У (можно предположить УЮ). Получается ПОНУЮ. Сверху висит РО. Связного ничего не получается.

Дальше идет отдельная Н, Н с каким-то выносным элементом. Хорошо видно ЩУЮ. Явно окончание, но перед ним и над ним непонятности. Но если ЩУЮ – окончание, то дальше идет начало следующего слова.

Можно предположить ВЕ, дальше хорошо видно НТ, над Т «омега» - О, дальше Л с выносной А. (ВЕНТОЛА). Но над первой В какая-то абракадабра – РХ(?)Е. (ЕРХВЕНТОЛА).

Дальше идет Н с выносным элементом. Вроде бы И-десятеричное. Опять ЩУЮ. НИЩУЮ – слово вроде бы понятное, но к чему нам такое слово.

Видно ТО (или ОТ), буквы Н, Л, ОД, опять ЩУЮ, ЩУ и в конце еще одна буква Н.


Таким образом, сходу прочитать надпись не удалось. Ничего похожего на царское, княжеское, божеское, русское или какое-нибудь имя. Ни одной буквы Ц, зато три раза окончание ЩУЮ. Похоже, что титулатурой тут не пахнет. Утверждение иной раз так писали царские титулы может быть и верно по большому счету, но не для данного случая. Здесь что-то другое.

Вторая попытка

Что еще может быть. Такое же изящное и компактное. Если не что-то царское, то, возможно, что-то церковное. Выбор не большой. Из церковного это может быть какая-нибудь молитва или поучение (какая-нибудь сентенция).

Посмотрим молитвы в Молитвослове.

У нас же есть достоверная первая буква Д. Будем по порядку смотреть все молитвы на букву Д. Кстати, все молитвы на церковном языке, т.е. на старо-славянском. Так что языковых расхождений у нас не должно быть.

На странице 18 есть так называемое Окончание молитв, которое начинается на букву Д.

«Достойно есть яко воистину блажети Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Хурувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.»

И сразу видим, что, хотя ЩУЮ здесь всего один раз, зато ШУЮ – три. Вполне возможно, что выносной элемент вниз мы ошибочно приняли за «хвостик» Щ.

Попробуем читать надпись. Первое слово должно быть ДОСТОЙНО. Д и два О мы уже видели при первой попытке. Буква С висит слева. Буква Т – это то, что под буквой С и вниз справа от Д. (Вариант написания, как Г, но повернута в другую сторону). То, что мы предположили сначала, как букву П (возле правой «ножки» Д), возможно, Н. Таким образом у нас есть ДОСТОН или ДОСТО_Н_. Слева вверху две вертикальные загогулины, которые вполне можно принять за И-десятеричное. ДОСТОИН_. Не хватает одной буквы О, за которую можно принять излишнюю закрученность «хвостика» буквы Т. Даже если две последние буквы излишне надуманные, все равно слово почти получилось.

Второе слово должно быть ЕСТЬ. Букву Е видно. Дальше буква больше всего похожая на твердый знак. Но его можно разобрать по частям. Если взять Т (как оборотное Г) и верхний выносной элемент загнуть до буквы С, а снизу явное завершение, как у мягкого знака, то вполне получается СТЬ. Или все вместе ЕСТЬ. Конечно, здесь мы немного пофантазировали, но, вроде, получилось то, что надо.

Следующее слово ЯКО. КО мы уже видели. А под ним вполне похоже на Я в виде юса малого.

ВОИСТИННУ. Буква О (в виде «омеги») хорошо видна вверху. Значит вниз от нее все это В (ВО). Справа есть точка, значит под ней (вместе с ней) – это И-десятеричное. С другой стороны «хвостик» влево от «палочки» И – это явно Т. Т.е. в данном случае «палочка» является одновременно элементом и И и Т (и еще следующей буквы Н). НУ тоже хорошо видно (У в виде «гаммы»). И над ними висит буква С. Немного не там, где нужно, но висит же. Получается ВОИСТНУ. Сверху есть титло с точкой, так что отсутствие еще одной буквы И тоже зафиксировано. Вторая буква Н – это, возможно, то, что снизу на левой «ножке» Н.

БЛАЖЕТИ. Букву Л видно (в виде «лямбды»). Левый завиток у нее сверху на букву Б не тянет. Больше похоже на Т. (Буква Т тоже нужна.) Но зато сверху размашистые загогулины, которые можно интерпретировать как Б (или как Б под вопросом). Снизу хорошо видно Ж, которая заканчивается И-восьмеричным. Если читать сверху вниз, то получается БТЛЖИ. Непонятный набор букв. Но из БЛАЖЕТИ не хватает всего двух гласных А и Е, которые вполне опускались при письме. Так что порядок букв должен быть БЛ_Ж_ТИ. (Пути писца неисповедимы).

ТЯ. Буква Т хорошо видна, а под ней (смещена вправо) Я (в виде «юса малого»).

БОГОРОДИЦУ. Букву Б видно. Под ней Ц. Выносной элемент от Ц идет вверх и заканчивается буквой У (в виде «гаммы»). Получается БЦУ. И все. В старых текстах значимые (часто используемые) слова сокращались и до такого. Если бы мы переводили только это слово, то результат был бы более, чем сомнительным. Но мы же переводим по порядку по известному тексту. И пока все вроде получается, вполне можно принять и такое (странное) сокращение.

ПРИСНОБЛАЖЕННУЮ. ПНО видно. От П идет связка вниз, закругление которого можно интерпретировать как Р. Ниже Р буква И-восьмеричное. Такая же как и в предыдущем слове (левее) после Ж. Получается ПРИНО. Буквы С не видно поблизости. (Хотя может быть она наверху внутри загогулин буквы Б). Дальше идет Л (в виде «лямбды»). Загогулину у нее наверху вполне можно принять за Б (хотя она больше похожа на Е). Букву Ж хорошо видно внизу. Тогда вертикально над ней идет буква Е (хотя она похожа на Р). «Ножка» этой Е и следующий вертикальный штрих в основной строке образуют букву Н. У (в виде «гаммы») хорошо смотрится. Тогда следующий вертикальный штрих с последующей О образуют букву Ю. В итоге получилось ПРИНОБЛЖЕНУЮ или ПРИ_НОБЛ_ЖЕН_УЮ. Вполне приемлемо.

И ПРЕНЕПОРОЧНУЮ. Буква И видна над Ю из предыдущего слова. Тогда вверх от нее, направо и вниз идет буква П. Снизу «ножка» П заканчивается буквой Р (как и в предыдущем слове). Сама буква Р заканчивается Е (при желании). Правая «ножка» П одновременно является левой «ножкой» Н, правая «ножка» которой сверху заканчивается Е. (И ПРЕНЕ…). ПО в основной строке хорошо видно, а сверху над ними висит РО. После ПО на основной строке Н, снизу от которой УЮ (У в виде «гаммы»). Получилось И ПРЕНЕПОРО_НУЮ. Не хватает всего лишь буквы Ч.

И МАТЕРЬ. М хорошо видно на строке. Левая «ножка» ее идет вверх. Сверху, по идее, должна быть А, но там что-то вроде П. (Описка?) Зато слева и справа две соединенные S-образные загогулины вполне образуют И-восьмеричное. Следующая длинная вертикаль с «хвостом» налево наверху – это Т. А снизу «хвост» направо образует букву Е (как и в предыдущем слове). Два вертикальных штриха сверху, возможно, символизируют РЬ. А, может быть, и нет. И М(А)ТЕР(РЬ).


БОГА. Буква Б – это всего лишь чуть загнутая вертикаль. Следующая вертикаль, загнутая сверху, - это Г с завершением буквой А (в виде «альфы»). БГА – обычное сокращение БОГА на письме.


НАШЕГО. Буква Н хорошо смотрится на строке. Над ней что-то вроде буквы А («альфа»). Слева от буквы Н вертикаль, переходящая в горизонталь и потом под строку, где заканчивается буквой Е. Вся эта конструкция (без Е) похожа на букву Ш, если взять букву Н как составляющий элемент (как средний вертикальный штрих Ш). Не понятно зачем левый вертикальный штрих Ш опущен под строку. С натяжкой можно принять, что следующая загогулина – это перевернутая буква Г с «омегой» (в виде стрелки) на конце. Получается НАШЕ(ГО).


ЧЕСТНЕЙШУЮ. Буква Н смотрится хорошо. Ее левая вертикаль выносится наверх с «загогулиной», которую раньше мы принимали за Т, но, в принципе, она вполне подходит и для Ч. Следующая буква – это знаменитый «ять», который раньше тоже использовался для обозначения Е. Справа висит И-десятеричное, которое вполне сойдет за Й. ШУЮ читается хорошо. Получили Ч___НЪИШУЮ. В принципе, понятно.


ХЕРУВИМ. При такой постановке вопроса, когда нужно определить буквы под заданное слово, буквы ХЕР находятся легко. Тогда на основной строке от буквы Р отходит У (в виде «гаммы»). Следующая буква В (в виде Е). Затем И (в виде Н). В старом русском письме И-восьмеричное писалось с горизонтальной чертой, а Н с наклонной. Что на письме иногда мало отличалось. Затем М в виде Т. Затем у М вверх вознесена «омега» (О), которая здесь совсем не нужна. Но вполне возможно, что это «перекладина» от «ять», которую излишне скруглили при перерисовке. Между этой «перекладиной» и М находится И-десятеричное (в виде «игрека», но это, наверно, дефект письма). К тому же сверху видна точка от И. Получилось ХЕРУВИМЪ И. По сравнению с современным словом добавилось «ять» на конце.


СЛАВНЕЙШУЮ. ЛА смотрится хорошо. Сверху зеркально отраженная латинская S. Или, если хотите, «зело», которое как З, сюда тоже не подходит. Может быть, это просто указание пропуска буквы. Буква В втянута, но смотрится вполне понятно. На строке буква Н. Верхний ее вынос вполне смотрится как Е (или Ъ). Справа от Е висит И-десятеричное. И еще правее ШУЮ, которое мы уже встречали. Получилось (С)ЛАВНЕЙШУЮ. Слово написано почти целиком.


БЕЗ. Длинная вертикаль, загнутая снизу и сверху, похожа на Б. И сверху ее загиб дает Е. еще выше титло пропуска буквы. Хотя вполне можно было дорисовать закорючку в виде З (Е наоборот). БЕ_.


СРАВНЕНИЯ. Первая вертикаль с «альфой» наверху – это, наверно, все-таки РА. Первой буквы С нет. Правее буква В (в виде Е). К ее вертикали пристроилась Н, нижнее продолжение которой должно символизировать Е (или «ять»), но больше похоже на О. Две длинные вертикали на этой Е похожи на Н (или И?) без внутренней перекладины. И тогда снизу будет Я («юс малый»). Получается _РАВНЕН_Я. Возможно, титло, которое мы приписали к БЕЗ, как раз отсюда (пропуск И).


СЕРАФИМ. Сначала идет С с Е наверху. Снизу пристроилось Р с «альфой» (А) на хвосте. Дальше идет явная Ф и снизу нее И-восьмеричное. Потом М (в виде Т), на левой «ножке» которой сверху «омега» или, наверно, точнее перекладина от «ять». Получается СЕРАФИМЪ.


БЕЗ. Буква Б – это «треугольничек» внизу, длинная вертикаль и короткая горизонталь наверху. Сверху к ней пристроена З (как я и хотел в первом БЕЗ), а снизу пристроена Е. Все буквы налицо. Порядок, правда, не тот, но с этим мы сталкивались и раньше. БЕЗ.


ИСТЛЕНИЯ. Первая буква Н – это И-восьмеричное. Потом идут Т, Л, Ъ. Хорошо видно Н и снизу у нее ИЯ. Все вместе И_ТЛЪНИЯ. Пропущена только буква С.


БОГА. Длинная вертикаль с кружочком снизу – это Б. Рядом с ней длинная вертикаль ГА (А в виде «алфы» наверху). Сверху титло пропуска А. БГА – обычное сокращение БОГА.


СЛОВА. Первой С нет. Зато следующая Л (в виде «лямбды») и О видны хорошо. Дальше идет В в виде современной Д (раньше В писали так). И над ней несколько редуцированная «альфа». _ЛОВА.


РОЖДШУЮ. Буква Р длинная в кружочком наверху. Снизу у нее ответвления О и Ж. Сверху над Р висит явная Д. И ШУЮ мы уже встречали и раньше. Все буквы на месте – РОЖДШУЮ.


СУЩУЮ. Буква С смотрится нормально. Ее верхний загиб плавно переходит в «гамму» (У). На основной строке Щ и еще одна «гамма» (У). Буквы Ю нет. Получилось СУЩУ_.


БОГОРОДИЦУ. Б – это длинная вертикаль с петлей снизу. Верхняя ее «полка», наверно, одновременно является горизонталью буквы Г. А «треугольничек» между Б и Г - это О. Тогда снизу на основной строке будет Ц с верхним выносом в букву У. Получилось Б_ГО____ЦУ. Несколько больше, чем в первом случае.


ТЯ. Т, как мы и договорились с верхним крючком влево, вполне различима. Ну, уж а то, что снизу, наверняка, что-то вроде Я («юс малый» скороговоркой).


ВЕЛИЧАЕМ. Буква В смотрится хорошо, Л (в виде «лямбды») тоже. Сверху у «лямбды» загогулина. Возможно, от «ять». Дальше идет И-восьмеричное (в виде Н). Красивая загогулина ЧА (с «альфой» на конце). Сверху что-то похожее на Ъ. И буква М в виде Ш (как, например, если написать письменную М, а потом ее начало и конец задрать вверх). Получаем В(Ъ)ЛИЧАЪМ.


Молитва кончилась. Наша тайнопись тоже. Еще одно подтверждение, что это то, что надо.

Продолжение см. Реставрация замысловатой вязи

 

Этот пост является частью книги Древнерусские тайнописи См. Классификация
Рубрики:  литературные расследования
древне-русские тайнописи
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку