-Рубрики

 -Я - фотограф

Рождество


1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sardanka

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.05.2011
Записей: 1876
Комментариев: 88
Написано: 3481


Без заголовка

Понедельник, 10 Ноября 2014 г. 11:44 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова От начёса, буфонов до фонтаж и фейерверка... экскурсия в мир причёски.

Мода, как известно, редко придерживается календаря. Семнадцатый век наступил, а во Франции Генриха Четвертого все еще царствовала пышная испанская мода на высоко взбитые прически, обильно украшавшиеся драгоценностями, перьями и лентами .

Франс Порбус, портрет Марии Медичи, 1605 г.

Рубенс, портрет Шарлотты де Монморанси, 1610 г.
Однако во Франции наставала эра великих перемен в парикмахерском искусстве, и на смену прежней моде шли новые прически. Женщины еще долго продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики, но с 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа радикально меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным.

В конце правления Людовика XIV женщины стали носить компактные прически «ан буффон». Тугие локоны плотной массой обрамляли лицо, игривая челка из мелких, легких завитков закрывала большую часть лба. Волосы на затылке заплетались в косу и укладывались в плоский плотный пучок в виде улитки или раковины. «Буффоны» (смешные локоны) носили с шиньонами плоской формы в прическе «кульбит».

Ван Дейк, портрет Маргариты Лотарингской, второй жены герцога Гастона Орлеанского, ок. 1634
Петер, Данкерс, портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г.

Пышность локонов на висках обеспечивалась с помощью жесткого каркаса.

Прически 1620-1640 годов, вид сзади: челки "гарсетт", локоны "серпенто", пучки "кульбит".

Еще одна прическа, модная в Европе в эпоху Людовика XIII - "тортье" (волнистая). Большую часть волос дамы укладывали на затылке в пучок, а длинные волосы по бокам завивали от корней в небрежные локоны или волны. Челка отсутствовала.

Ван Дейк, портрет Марии-Луизы де Тассис, 1634 г.

Ван Дейк, портрет леди Поликсены, ок. 1630 г.

С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная, легкая челка. Волосы затылка покрывалась небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата. Завивка в прическах была различной, но в прическе типа «мадам Севинье» предпочитали «английские» романтические локоны.

Прическа "севинье", как и все прически той эпохи, имела разные вариации и модификации, изобретавшиеся камеристками знатных дам.

Себастьян Бурдон, портрет графини Эббы Спарры, 1652-53 гг.

Джон Райт, портрет Сюзанны Гамильтон, 1662 г.

Неизвестный художник, портрет Генриетты-Анны Стюарт, герцогини Орлеанской

Королева Анна Австрийская ввела в моду прическу, получившую название «фейерверк»; в ней королева изображена на многих портретах. Волосы спереди укладывались плоско; сзади, завитые в локоны, собирались высоко на затылке в массивный пучок. На плечи спускались змеевидные, штопорообразные локоны. Именно эта прическа фигурирует на большинстве парадных портретов 1650-1660 годов.

Шарль Бобрен, портрет Клер-Клеманс де Майе-Брезе, 1656 г.
В 1660 году в моду входит новая прическа – «Манчини». В российских источниках ее принято называть "прической Марии Манчини", поскольку это единственная из сестер Манчини, более или менее известная массам благодаря романам Дюма, французскому кино и мюзиклу "Король-Солнце"
Прическа "манчини" неоднократно видоизменялась, зачастую теряя локоны вовсе. Надо сказать, что она была успешно экспортирована Марией и Гортензией Манчини в Рим, где пользовалась куда большим успехом, чем во Франции. Отыскать ее на портретах знатных итальянок легче, чем у французских портретистов.

Миниатюрный портрет Гортензии Манчини, выполненный в XIX веке

Якоб Фердинанд Фут, портрет Марии Ортенсии Биска дель Драго, 1670-1680 гг.


И вот, наконец, мы добрались и до семидесятых годов, когда в истории моды произошло поворотное событие, навсегда изменившее мир женских причесок. Появилась стрижка haute couture.До шестидесятых годов семнадцатого века во Франции (да и нигде в Европе) не было профессиональных парикмахеров. Дам и кавалеров причесывали их слуги и служанки. Только в шестидесятых годах король Людовик XIV выдает первые патенты на оказание куаферных услуг.
Первоначально моду на укладки и прически диктуют фаворитки короля, но в 1671 году происходит настоящая революция: мадемуазель Мартен, владелица модного парикмахерского салона в Марэ, умудряется в считанные дни сделать модной собственноручно придуманную ею прическу. Более того, она полностью отказывается от всяких головных уборов, лент, вуалей и прочих аксессуаров, составлявших досель понятие "куафюры", и заставляет своих клиенток появиться в свете с непокрытой головой, украшенной только собственными волосами.

Мадам де Севинье в своих письмах к дочери оставила весьма красочное описание этой маленькой, но воистину эпохальной революции:
1671. 18 марта 1671 г.
Госпожа герцогиня де Невер появилась с совершенно смехотворной прической, хотя, ты же знаешь, как правило,мне нравятся необычные фасоны причесок. Мартен решила создать новую куафюру и - остригла ей волосы накоротко! Она обкорнала герцогиню и накрутила ей волосы на бумажные папильотки, так что ей пришлось страдать и мучиться целую ночь. Ее голова похожа на маленький круглый кочан капусты - совершенно ничего по бока. Мой бог, это самое смешное зрелище, какое только можно представить.
Необычная, воздушная и легкомысленная стрижка, с легкой руки мадам де Севинье названная "растрепой", бысто завоевала Францию и сопредельные страны. Быть может, потому, что ее рекламировали такие популярные дамы, как герцогиня де Лавальер и маркиза де Монтеспан? Великолепная Атенаис сразу оценила прелесть пушистых кудряшек, весело прыгающих вокруг ее прекрасного лица. Так или иначе, новая прическа буквально за сутки стала сенсацией, и дамы, по словам все той же Севинье, не говорили ни о чем другом. В 1677 г. она отослала дочери детальное описание королевской фаворитки мадам де Монтеспан, появившейся на большом приеме в Версале "с непокрытой головой и тысячью кудряшек", заметив, что "блистательная краса Атенаис вскружила голову всем послам".

Школа Пьера Миньяра, портрет мадам де Маонтеспан, 1670-1680 гг.

Жан Нокре, портрет Луизы де Лавальер

Карло Череса, портрет Анны Чечилии Висконти, 1672 г.

Себастьяно Бомбелли, портрет графини Джустины Колонна Риккати, 1674 г.

Французская школа, портрет женщины с черным пажом, ок. 1673 г.

Школа Миньяра, портрет маркизы Франсуазы-Маргариты де Севинье, 1670-1680 гг.
Ну вот, теперь, когда загадочная "юрлю-берлю" перестала быть тайной, осталось напомнить о двух последних "крупных" прическах семнадцатого века, оставивших свой след в истории. Обе они названы в честь королевских фавориток.
В 80-х годах появляется новая прическа, которая пользуется популярностью в течение последующих тридцати лет. Возникновение ее предшествовала чистая случайность и экстравагантный характер восенадцатилетней мадемуазель Анжелики да Фонтанж. У нее во время королевской охоты ветер растрепал прическу. Находчивая красавица оторвала подвязку, украшенную драгоценностями, и завязала ею свои прекрасные белокурые волосы в пучок на макушке. Король похвалил импровизированную прическу, и все придворные дамы последовали примеру фаворитки. Но всеобщее признание прическа «фонтанж» получила после смерти ее изобретательницы.

Пьер Миньяр, портрет Марии-Терезии де Бурбон, принцессы Конти, 1680-е годы

Франсуа де Труа, портрет Франсуазы-Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, 1692 г.."

последние годы царствования короля Людовика XIV стали носить строгие, гладкие прически, расчесанные на прямой пробор, с пучками на затылке. Эту прическу ввела в моду мадам Ментенон, славившаяся своей набожностью. Прическа получила название «смирение». Иногда аристократки располагали короткие пряди надо лбом, завивая их в крохотные «рожки», укладывая кокетливо с каждой стороны лба, над бровями. Женщины низших сословий носили прически из завитых волос, повторяя силуэты причесок аристократок, только менее декоративные, выполненные менее затейливо. Наиболее распространенными были силуэты причесок «смирение» и «фонтанж».

Неизвестный художник, портрет маркизы де Ментенон (по мотивам портрета Пьера Миньяра)

Тереза Кунигунда Собесская, супруга электора Баварского


Ну и напоследок осталось только заметить, что многие из причесок семнадцатого века пережили внезапное возрождение в веке девятнадцатом. Прическа "севинье" была безумно популярна во всех ее разновидностях. Юрлю-берлю тоже иногда встречается на портретах, но много реже.

Ф.Х. Винтерхальтер, портрет Виктории-Августы Антуанетты Сакс-Кобургской, герцогини де Немур, 1840 г., прическа "севинье"

Винтерхальтер, великая герцогиня Александра Иосифовна, 1859 г., прическа "ментенон"

Кристина Робертсон, портрет будущей царицы Марии Александровны, 1850 г. - прическа "манчини"

Жозеф Форюне Лейро, портрет Марии Пии ди Савойя, королевы Португалии - прическа "юрлю-берлю"


Но,а теперь поговорим немного об истории причёски в России.
Издавна на Руси было принято носить длинные волосы. Причем волосы отращивали как женщины, так и мужчины. До принятия христианства в 988 году все русские князья носили длинные волосы до плеч и окладистые бороды (подстриженные в форме лопаты). Со временем длина мужских волос начинает укорачиваться.
Что касается женских стрижек во времена правления первых русских князей, то здесь неизменно в моде длинные толстые косы. При раскопках были найдены многочисленные гребни из дерева, кости или металла, с помощью которых русские красавицы расчесывали волосы.
Ходить с распущенными волосами было не принято (только лишь простолюдинкам), волосы всегда заплетались, а после замужества покрывались платками или любыми другими головными уборами. Убранство головных уборов зависело от сословия, к которому принадлежала женщина.

Волосы не стригли. Острижение было символом позора для женщины и проводилось лишь в случае заключения в темницу. Показаться с непокрытой головой также считалось позором. Тем не менее, время менялось, менялись ценности, и уже правительница Софья (17 век) изображалась на портретах с распущенными волнистыми волосами. Ее голову всегда украшает корона.

Софья Алексеевна.1657 — 1704 гг.
С эпохи правления Петра Первого русские женщины и мужчины стремятся одеваться и вести себя на европейский манер. Петр издает запрет на ношение бороды, теперь любой желающий отпустить бороду должен заплатить налог. Женщины же полностью раскрепостились и старались во всем подражать европейским модницам. Именно тогда русские красавицы начинают использовать красители (однако, не химические, как на Западе, а натуральные растительные).
В моду входят прически с локонами, украшенные диадемой или унизанные жемчугом. Однако в то время как некоторые императрицы появляются с пышными прическами в стиле Рококо, другие отдают свое предпочтение скромному стилю (например, Екатерина Великая зачесывала волосы назад, убирала их в локоны и украшала живыми цветами) или же вообще распущенным волосам (например, Анна Иоанновна предпочитала свободно лежащие на плечах волосы). Большой популярностью пользуются парики.

Луи Каравакк. Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730

Екатерина Вторая.

Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). Портрет императрицы Марии Фёдоровны.
С этих пор русская мода всегда находилось под сильным влиянием моды западной. В 19 веке в Петербурге и в Москве появляются первые французские салоны красоты. Стоит заметить, что в области моды в это время Россия полностью ориентируется на Францию.
Но в последнее время началось возрождение древних традиций не только в России, но и в других странах мира. Людям опять становятся интересны их корни, традиции, обычаи.Приятно, что традиция носить длинные волосы в России возрождается.

http://maxpark.com/
Рубрики:  Мода
Женский образ в живописи

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку