Наконец-то закончился один из моих долгостроев в два года сроком)))
В моём жжурнале разделила фоографии на два поста:
мастер-класс и
фотографии готовых тарелочек. Если хотите, можете посмотреть там всё по-отдельности, а здесь под катом - всё и сразу :-)
Для начала расскажу о процессе изготовления. На самом деле не представляю, кому это может понадобиться, но рукодельным человекам любая информация по смежной специальности может быть полезна, кмк.
Это один из множества моих стеклянных проектов с применением растений. В тот раз, две осени тому назад, захотелось сделать что-то утилитарное, например, тарелочки. Для этого сначала нужно изготовить гипсовые формы, благодаря которым стекло примет нужные очертания и получит рельефный рисунок. В данном случае были изготовлены выпуклые формы, которые отпечатываются на стекле изнутри.
В качестве основы были выбраны три разноформатных боула.
Листочки разных видов с наиболее чётким рисунком прожилок.
Листочки наклеиваются на боул резиновым клеем или "Моментом" (первый потом легче счистить).
Для каждой тарелочки свои растения, но принцип помпозиции одинаков.
Для самого маленького боула я просто не могла не взять листья берёзы)))
Мягкая "крапивка" для среднего.
И круглые листочки липы - для большого.
Для каждой тарелочки были изготовлены картонные коробки для отливки формы. На 3см больше в диаметре и выше.
Центр нужно проколоть, чтобы не препятствовать нормальному току воздуха, и приклеить боул на дно коробки тем же клеем.
Затем нужно развести небольшое количество силикона (100-150мл) с катализатором и вылить на боул.
При помощи мягкой щетинистой кисточки нужно разогнать силикон по всей поверхности, включая бортики. Это первый слой.
Очень важно при отливке любых силиконовых форм не торопиться и делать заливку хотя бы в два слоя, поскольку только при таком варианте можно наверняка избавиться от воздушных пузырьков, которым сложно будет выбраться через вязкую массу.
На самом деле силикон очень густой и весьма неплохо держится на покатой поверхности, не сильно стремясь полностью стечь.
Вот все три боула под первым слоем заливки:
12-20 часов спустя можно повторить процедуру. Если у вас обычная плоская форма, её можно будет заполнить полностью, но в случае с боулами я продолжаю выливать массу малыми порциями, равномерно распределяя по всей поверхности. Процедура чем-то напоминает изготовление маканых свечей.
Спустя несколько дней:
Вот теперь можно заполнить оставшееся пространство гипсом.
В воду медленно всыпают гипс и, не размешивая, дают постоять некоторое время, покуда он полностью не пропитается водою. Затем его быстро замешивают руками или специальными болтушками, убирают пузырьки и заливают в форму. Потом форму надо обстучать и потрясти, чтобы выгнать последние пузырьки.
Более подробно о работе с гипсом как-то писала
тут.
Когда гипс затворится и станет горячим, можно снять картонную опалубку и вынуть боулы. Листочки могут застрять в силиконе, но всё это легко чистится.
И вот тут самый интересный момент, который не отражён в фотографиях)))
Собственно, к чему эти мучения? Силикон достаточно дорогой и нестабильный материал, чтобы делать такие формы полностью из него. Таков мой взгляд и он может быть использован только как совет. Лично мне удобнее делать подобные формы двуслойными, потому что они разъёмны. Гипс к силикону не прилипает и вот этот силиконовый носок можно просто снять и вставить обратно.
Силиконовая часть схватывает тончайшие детали рельефа, а гипсовая делает всю форму жёсткой и её не разопрёт при отливке.
Следующим шагом замешивается состав уже для жаропрочных форм. В воде растворяется асбест и каолин и уже в эту смесь всыпается гипс. Масса заливается в материнскую форму и в момент затворения гипса силиконовая часть вынимается из основания и осторожно отделяется от отлитой формы.
Это обеспечивает идеальную передачу рельефа и полностью снимает все проблемы с выколачиваением одной формы из другой, как это часто бывает :-)
Вот все три формы, полностью повторяющие контуры оригиналов, боулов с наклеенными листочками.
Теперь им предстоит пару дней повялиться на солнышке на балконе, затем переехать в духовку для многодневной усиленной сушки (сначала 40 град, потом 60, потом выше).
Финальный аккорд - прожигание в стекольной печи.
Охлаждённые после духовки формы укладывают в печь и постепенно нагревают до 100град, дают постоять, затем до 250, опять выдержать, а затем до 450град и ещё подержать. Всё время нужно подбегать и на пару секунд приподнимать крышку, чтобы выпустить пар и газ от выгорающей органики. И вот при этом вонь стоит адическая!)) особенно если там остались остатки растений, смазка или пластилин.
От момента отливки по прожига проходит 3-10 дней в зависимости от погоды и размера формы.
При прожиге выходят последние остатки воды и выгорает органика. На этом же этапе формы могут потрескаться и можно будет заранее сказать, стоит с ними работать дальше или нет.
На фото - сухие, но непрожжёные формы. После они станут серыми, а после первого прогона со стеклом - бело-розовыми как зефир :-)
Жизнь этих форм конечна. Рано или поздно они либо потрещат и развалятся, либо рельеф, прилипая к каждой стекляшке по чуть-чуть, со временем потеряет яркость. От 3 до 15 прогонов обычно, редко больше. Потому и делает материнская силиконовая форма - с неё можно снимать отливки для тиража.
Теперь нужно подготовить само стекло.
После многочисленных проб и ошибок (прибавьте ещё пару недель к процессу) выбран подходящий график спекания, цвет и размер стеклянных пластин.
Для боулов использую брянское стекло различных цветов. Хотелось сделать тарелочки массивными, потому каждая состоит из двух слоёв стекла.
Вырезанные и обточенные круги, от 17 до 20см в диаметре:
Теперь они на высокой температуре долго будут спекаться попарно. Затем их надо отмыть и снова обточить при необходимости. Теперь они готовы ко второму прогону в печи.
Диски по возможности ровно размещаются на формах. На каждой маркером нарисован круг - это как раз для центровки.
Тёмно-синий ещё пришлось фонариком подсвечивать))
Второй прогон происходит быстрее и на более низкой температуре, но с плавным охлаждением и обязательным отжигом.
Вуа-ля!
Странные плоды первых проб мгновенно нашли своё место в мастерской и у друзей, потому покажу сегодня те, которыми с радостью поделюсь с желающими :-)
Стеклянная посуда ручного производства всегда гораздо более хрупкая, нежели заводская. Это обусловлено и специфическими свойствами тех сортов стекла, с которыми я работаю, а таже некоторыми технологическими аспектами. К примеру, при спекании двух дисков, из которых состоит каждая тарелочка, внутри остаются небольшие пузырьки воздуха. Из-за их присутсвия крайне нежелательно подвергать тарелки воздействию резких перепадов температуры. В принципе они рассчитаны на сухие продукты навроде сухофруктов или конфет, а также могут поработать подсвечниками, шкатулками и т.п.
Короче говоря, будьте очень осторожны и относитесь к ним бережно, тогда будете долго радоваться друг другу :-)
Самые маленькие боулы с берёзовыми листочками я решила сделать льдисто-прозрачными.
Из-за существенной толщины стенок (5-6мм) и неровных краёв впечатление это ещё больше усиливается. Кажется, будто это пласты весеннего льда с вмороженными в него листочкками.
Диаметр - 12см, высота - около 5,5см.
Рисунок действительно очень лёгкий и потому сложно его нормально сфотографировать. В жизни чуть заметнее, но в любом случае это не толстенный прорезной рельеф, различимый сразу и издалека. Тут надо рассматривать ;-)
Ну прелесть же! Этот - самый маленький и кавайный.
Кусочек воды в руках :-)
В более естественной среде обитания, не на белом фоне:
Для второго боула, украшенного листьями мягкой "крапивки", я взяла диск прозрачного стекла, а второй цвета кобальта - да, того самого восхитительного сияющего брянского кобальта!- чуть меньших разметов. При спекании получается небольшая каёмочка прозрачного стекла по краю. Выглядит божественно и очень оживляет цвет и форму.
Каждая тарелочка уникальна, хотя все сняты с одной формы.
Диаметр около 13,5-14см, высота - 5,5-6см.
Здесь рисунок виден только со внутренней стороны, внешняя настолько густо насыщена цветом, что только напросвет можно что-то увидеть.
Кстати отмечу, что цвет на самом деле гораздо более тёмный, не такой откровенно синий как на фото, а более глубокий и бархатный. Ну и рисунок читается идеально, но фотоаппарат куда-то не туда смотрит)))
Да, синие штуки из стекла в жизни всегда круче, чем на картинках. Там и пузырьки, и фактуры, и сам цвет! Здесь же можно только составить примерное представление о том, на что это всё похоже.
Ну и самые нежные - большие светло-зелёные тарелочки с листьями липы.
Тут тоже два диска, побольше - бледно-бледно-зелёный, поменьше - прозрачный. При этом на некоторых границу между слоями не видно, на других - отчётливая двойная каёмка.
Диаметр - 15,5, высота - до 5см.
Выглядят такими хрупкими и тонкими, будто стрекозиные крылышки, а на самом деле довольно увесистые. По окрайней мере, материал чувствуется :-)
Как видите, все три очень разные. Не только цвет и форма различны, но и характер, общее ощущение тоже.
Каждого вида по 6шт, при очень большом желании могу сделать ещё несколько отпечатков, т.к. формы вполне себе живые и чёткости рельефа не потеряли.
Прозрачный маленький боул - 700руб, синий и зелёный - по 800руб.
В Москве можем встретиться завтра на Проспекте Мира или могу передать курьеру (200-300р), почтой отправлю по всему миру в безопасной упаковке (от 250р).
Пишите, буду рада :-)
UPD: Зелёные и прозрачные кончились. Могу повторить на заказ несколько прозрачных.
Синих три штуки есть :-)