6 Шляп мышления. Как начать думать, если не знаешь с чего начать?
Вчера вечером после работы я решил немного посидеть в кафе, чтобы в тишине почитать очередную интересную книгу и насладиться чашечкой ароматного кофе. Казалось никто уже не мог нарушить моей идилии, как за соседним столиком зазвенел телефон и я стал невольным слушателем диалога, в котором молодой человек достаточно эмоционально объяснял своему собеседнику, что испытывает какие-то трудности при решении своей проблемы. Но зацепила меня его последняя фраза :"
...да я умею креативить и могу придумать тебе сотни идей, но я не знаю с чего начать именно здесь!"
И меня озарило- действительно, не сложно придумывать что-то используя
методы мышления, трудно понять с чего начать! Любая новая еще не решаемая ранее задача, естественным путем является неким ступором, вплоть до отказа её решать. Появляется ощущение "тупика" и вопрос: "как об этом начать думать?". Как раз для решения этой проблемы и существует метод мышления разработанный Эдвардом де Боно "
Шесть Шляп Мышления".
Но давайте вернемся в кафе. Мне стало интересно, с какой такой нерешаемой задачкой столкнулся молодой человек, и я решил предложить свою помощь. Молодой человек оказался дизайнером, стояла задача придумать: "
Более веселенькую рекламную листовку" чем те, что он уже отправил. Более конкретных требований и пожеланий не было. Я стал задавать наводящие вопросы по методу "
Шести Шляп".
Случай в кафе не уникален. Как это обычно и бывает,вместо решения задачи человек злился на заказчика, проклинал себя, судьбу и так далее по списку... думаю всем это знакомо. Метод "
Шести Шляп" тем и хорош, что позволяет не только отделить эмоции, но и убрать путаницу из головы, смятение и попытку решить всё и сразу.
Все дело в шляпе.
![](http://3.bp.blogspot.com/-wID6FS0LjEY/T3DI8vEDImI/AAAAAAAAHOE/IPmM3KP6OTI/s400/big_1891_oboi_vsjo_delo_v_shljape.jpg) |
"it's a hat". |
Суть метода заключается в делении мышления на шесть различных режимов или шесть шляп. Каждый раз надевая определенную шляпу мы думаем только в присущем ей режиме. Это можно сравнить с ролями в театре.
Есть роль злодея и человек который её играет, просто обязан творить на сцене козни герою, который в свою очередь обязан быть примером для подражания. В обычной же жизни актер играющий злодея может быть распрекрасным человеком, а играющий роль героя - последней тваринушкой, но... не на сцене. Здесь тот же принцип: каждая шляпа- это роль, которую нужно играть до конца.
Какие же бывают роли?
Давайте вкратце с ними познакомимся:
Красная шляпа: в ней мы высказываем свои эмоции, предчувствия... без каких-либо объяснений.
"Заказчик мне не нравится", "Попой чую не стоит так поступать", "Ой, ну она такая няшка! ^_^"...
Желтая шляпа: в ней мы обсуждаем только преимущества, почему за это стоит браться, почему сработает.
"Денег не заработал, зато отдохнул", "Подумаешь перелом, зато можно в школе не писать диктант"...
Белая шляпа: только информация о том что мы знаем и о том чего не знаем, факты без домыслов и догадок.
"Путин набрал 60% голосов", "Мы знаем что не знаем как включать эту хреновину","3 ложки сахара, 2 яйца, стакан муки"...
Зеленая шляпа: творчество, идеи, альтернативы... но без критики.
"А давайте объединим самолет с тумбочкой?", "Мы не будем продавать, а будем покупать!", "А может нам это вообще и не надо?"...
Черная шляпа: осторожность, проверка, возможные опасности, что здесь не правильно.
"А кто сказал что у Путина 60% голосов?", "Это никогда не срабатывало, почему получится сейчас?","Идея хорошая, но затраты увеличатся в 10 раз!"...
Синяя шляпа: рефлексия, мышление о мышление, определение направления.
"Сегодня нам нужно разработать план...", "В результате мы имеем...", "Сначала обсудим факты, затем определим задачи"...
Стандартная технология использования - определение последовательности шляп в самом начале дискуссии. Последовательность подбирается под конкретную задачу или ситуацию. Затем начинается работа, во время которой участники одновременно надевают шляпы в заданной последовательности. Задача модератора - следить за ходом события и поправлять шляпы, если кто решит их сменить. В конце подводятся итоги (в синей шляпе).
Вся изюминка - это научиться создавать последовательности из шляп, т.к. универсальной последовательности на все случаи жизни просто не существует. Как не существует универсальной одежды подходящей и для жары, мороза, дождя, свадьбы, уборки... каждый раз мы надеваем разные вещи, так и при решение задач нужно каждый раз составлять разные последовательности.
В кафе я набросал такую последовательность:
- красная шляпа: выпустить пар...
- белая шляпа: узнал как давно человек работает дизайнером, сколько времени работает с заказчиком, информация о заказчике, предыдущих заказах, вариантах отказов и переделок и т.д.
- зеленая шляпа: посмотрели альтернативы в картинках на flickr.com, подумали как бы эта листовка выглядела если бы заказчиком было кафе, полицейская служба, компания алкоголиков собакоедов...
- желтая шляпа: отобрали интересные варианты,
- черная шляпа: проработали возможные отказы и исправления, которые могли бы прийти на ум заказчику,
- желтая шляпа: исправили найденные недостатки,
- синяя шляпа: отрефлексировали =)
В результате накидали около пяти листов А4 идей, отобрали 7.