Цитата сообщения Lunicka
Эммануил Савельевич Геллер, его настоящая фамилия — Хавкин. Родился 8 августа 1898 г. в Екатеринославе.
В 1920 году Геллер организовал при Екатеринославском совнархозе кружок искусств, через год превратившийся в полупрофессиональный театр под громким названием Государственный театр революционной сатиры.
Еще через год театр в полном составе зачисляется в красноармейский клуб и выступает перед частями Красной Армии с концертами и небольшими спектаклями. Душой театра был молодой и энергичный "Чечетов — Армянский" — такой псевдоним присвоили Геллеру друзья по рампе.
А еще через год командование направляет его в Москву на учебу. Педагог Государственного театрального техникума им. А. В. Луначарского Вахтанг Мчеделов заметил способность Геллера к импровизации, его музыкальность и пластичность.
В кино Геллера привел Борис Тенин в 1927 году, пять лет снимался только в массовках.
В 1932 году — первая эпизодическая роль.
Помните в комедии Г.Александрова «Веселые ребята» герой Геллера произносит всего лишь одну фразу — восхищается женой, которая плачет на концерте симфонической музыки, хотя на самом деле ей жали туфли: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!». В фильмах «Волга-Волга» и «Первая перчатка» Геллер играет суетливых фотокорреспондентов, у которых вся гамма чувств отражается лишь на лицах.
А в «Сердцах четырех» он появляется за несколько секунд до финала и догоняет поезд. Кстати, эти кадры стали настоящей классикой, энциклопедией киноэпизода, по которой впоследствии постигали азы многие талантливые комики — Савелий Крамаров десятки раз бегал на «Сердца четырех» именно из-за эпизода с Геллером. Вот эти кадры, я попробовала скопировать их из фильма. Хотя... Это надо смотреть в фильме - фото не передает всю красоту игры актера...
Мастер эпизодических, острокомедийных, часто эксцентрических ролей. Он сыграл более чем в 100 фильмах.
Режиссеры часто приглашали его на роли в эпизодах, где у героя не было ни имени, ни каких бы то ни было контуров.
Из воспоминаний о нем:
— Эммочка! — обращается к нему известный украинский режиссер. — Прошу приехать до Киева. Бо с тумором у нас плоховато.
— Эммануил Савельевич, сыграйте эпизодик! — просит другой режиссер. — Правда, герой у нас назван посетителем духана и больше о нем ничего не известно. Но мы надеемся, уж вы-то что-нибудь придумаете.
Редко какой актер может считать себя не соавтором, а именно автором роли. Геллер, как правило, и творец текста и мастер-выдумщик.
Он был способен не только "придумать" свою роль, но и, "разбавив" долей юмора серьезную картину, не отодвинуть на второй план главных действующих лиц, что очень ценили режиссеры. Хотя у каждого актера есть соблазн привлечь к себе как можно больше внимания зрителей, порою за счет других исполнителей...
Чаще других Геллер играл пиратов, швейцаров, пенсионеров и «лиц кавказской национальности».
Даже бессловесное появление актера на экране вызывало у зрителей улыбку.
«В каком бы жанре ни был написан сценарий, в нем обязательно должны быть элементы юмора. Юмор — это отдых зрителя, это свежий ветер в картине. Там, где нет улыбки, там всегда возникает угроза скуки», — писал Иван Александрович Пырьев
Эммануил Савельевич прожил долгую жизнь и работал до последних дней. Он снимался у многих известных режиссеров, причем по нескольку раз. Он был частым гостем сатирического киножурнала «Фитиль».
Актер Театра-студии киноактера.
Его творчеству посвящен буклет из серии «Актеры советского кино». Заслуженный артист РСФСР (1974).
Ушел из жизни 6 мая 1990 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Замечательный, яркий актер...
Большие актеры маленьких ролей. Часть 1
Большие актеры маленьких ролей. Часть 2