Присоединение Крыма к России остро поставило вопрос налаживания устойчивого транспортного сообщения между полуостровом и российским «материком».
Проблем с авиационным и морским сообщением нет, однако эти два вида транспорта не могут обеспечить весь объём перевозок грузов и пассажиров.
Между тем, железнодорожные и автомобильные пути в Крым лежат через территорию Украины, и гарантировать то, что они не окажутся перекрытыми, невозможно. Не говоря уж о том, что транзит через территорию другого государства доставляет массу неудобств, с которыми Россия хорошо знакома на примере Калининградской области.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что власти России решительно взялись за вопрос строительства моста через Керченский пролив, который должен связать Крым и Таманский полуостров.
Впервые вопрос строительства такого моста в практическую плоскость перевёл… Адольф Гитлер. Правда, конечно, с совершенно другими целями. Глава Третьего Рейха намеревался с его помощью перебрасывать из Крыма на Тамань войска, которые должны были быть задействованы в походе на Индию.
Технической стороной вопроса в 1943 году занялся нацистский министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер.
Местом для сооружения моста была выбрана коса Чушка, от которой сооружение должно было протянуться до низменного берега Еникальского полуострова между мысом Опасное и посёлком Жуковка.
Гитлеровцы взялись за дело активно, завезли стройматериалы, однако ситуация на фронте к тому времени стала складываться не в их пользу. Советское командование, узнав о строительных планах немцев, не стало подвергать стройку бомбовым ударам, поскольку проект гитлеровцев можно было использовать впоследствии уже в мирных целях.
В 1944 году, после освобождения Крыма, мост принялись возводить уже советские строители, причём частично из завезённых немцами стройматериалов.
Мост протяженностью 4,5 километра был построен за несколько месяцев и сдан в эксплуатацию в ноябре 1944 года, к 27-й годовщине Октября. Он предназначался для движения железнодорожного транспорта.
В феврале 1945 года по мосту прошёл поезд с советской делегацией, возвращавшейся с Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции.
Советские чиновники были одними из последних, кому посчастливилось насладиться видами с моста – уже 18 февраля 1945 года он был разрушен льдом, нагнанным из Азовского моря сильнейшим штормом.
Главной ошибкой конструкции было отсутствие ледорезов, оберегающих опоры моста. В результате из 115 опор были разрушены 32, после чего было решено не восстанавливать сооружение.
Во-первых, власти сочли, что сухопутное сообщение с Крымом (который, кстати, на тот момент входил в состав РСФСР) хорошо налажено и через территорию Украинской ССР. Во-вторых, мост осложнял судоходство в Керченском проливе, и было решено, что его существование в дальнейшем нецелесообразно.
Опоры разрушенного моста, мешавшие судоходству, демонтировали более 20 лет.
/stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif" target="_blank">http://stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; overflow-x: hidden; overflow-y: hidden; background-position: 0% 4px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> Мост как элемент политикиВ 1953 году для обеспечения перевозок между Крымом и Краснодарским краем была открыта паромная переправа порт «Крым» — порт «Кавказ», существующая и по сей день.
Переправа обеспечивает как автомобильные, так и железнодорожные перевозки. Правда, последние были прерваны в 1990-х, когда на фоне глубокого экономического кризиса как в России, так и на Украине, железнодорожные паромы пришли в техническую негодность. Грузовые железнодорожные перевозки на паромах были возобновлены только в 2004 году.
Вновь о необходимости моста для укрепления экономических связей заговорили после распада Советского Союза, однако дальше разговоров дело не шло из-за того, что вопрос был не только экономическим, но и политическим.
О пророссийских настроениях в Крыму официальный Киев прекрасно знал и опасался, что появление моста только усилит желание крымчан «уйти в Россию».
В результате мост через Керченский пролив стал своего рода индикатором российско-украинских отношений. Как только они теплели, разговоры о проекте моста усиливались, как только охлаждались – затихали.
В 2003 году между Россией и Украиной вспыхнул конфликт из-за принадлежности острова, примыкающего к косе Тузла, которую рассматривали как одно из мест для возможного строительства моста. Конфликт удалось урегулировать, но речь про мост уже не шла.
Совсем забыли про этот проект в период правления президента Украины Виктора Ющенко, который не склонен был укреплять межгосударственные связи с Россией.
В 2010 году новый президент Украины Виктор Янукович и президент России Дмитрий Медведев заключили соглашение о строительстве моста через Керченский пролив. Мост должен был быть открыт в 2014 году, однако ни одной сваи забито не было.
Новое соглашение с Россией о строительстве моста через Керченский пролив правительство Украины подписало 30 января 2014 года, когда в Киеве уже бушевал «евромайдан».
/stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif" target="_blank">http://stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; overflow-x: hidden; overflow-y: hidden; background-position: 0% 4px; background-repeat: no-repeat no-repeat; ">