-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в samdar

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2014
Записей: 17047
Комментариев: 828
Написано: 18128


Эксперт: Существуют правовые основания для вступления Карабаха в состав России

Вторник, 18 Марта 2014 г. 23:20 + в цитатник
Крым буквально за считанные дни прошел тот путь, который Нагорный Карабах проходит вот уже 26 лет. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель Ассоциации политологов Армении Амаяк Ованнисян, напомнив, что в рамках карабахского процесса изначально планировалось именно присоединение Нагорного Карабаха к Армении, а не статус края как независимого государства. "Есть решение Верховного совета Армянской ССР об удовлетворении просьбы Нагорно-Карабахской Автономной Области о вхождении в состав Армянской ССР. Это предусмотрено законом СССР от 3 апреля 1990 года № 1409-I "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Третья статья указанного документа гласит: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе. Следовательно, процесс самоопределения Нагорного Карабаха может привести как к его вступлению в одну из постсоветских республик, так и обретению полновесного государственного суверенитета и независимости", - отметил Ованнисян. Эксперт напомнил, что независимость Нагорного Карабаха согласовывается не только с законами бывшего Советского Союза, но с и международным правом, в частности, с предусмотренным в Уставе ООН правом на самоопределение народов. "Народ Карабаха самоопределился через народный референдум. Знаменательно, что за день до выступления президента России Владимира Путина по крымскому вопросу министерство иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики распространило заявление, в котором отмечено, что законно избранные власти НКР считают референдум о статусе Крыма в контексте реализации права народов на самоопределение", - отметил он. Амаяк Ованнисян отметил, что в Уставе ООН наряду с правом на самоопределение народов закреплен прямо противоположный принцип территориальной целостности, и между ними, на первый взгляд, есть серьезные противоречия. "Но при глубоком рассмотрении это противоречие в определенной степени эфемерно. Право народов на самоопределение приоритетно, закреплено не только в Уставе ООН, но и рядом иных документов международного права. Право народов на самоопределение и принцип территориальной целостности - разноуровневые по своей сути понятия. Мало того, что любое современное государство - результат реализации этого права, но и с точки зрения демократии и современных правовых стандартов право народов определяться является неоспоримым. В любом государстве, которое не мононационально, не стоит на месте и развивается, могут встать вопросы о статусе национальных меньшинств и их будущем. В заключительном Хельсинкском акте, под которым стоит подпись СССР, оговаривались внешние границы государства, которое сегодня не существует. Тем не менее, это не касается внутреннего административного деления, и было вполне разумно предположить, что на постсоветском пространстве возникнут новые разделительные линии - государственные границы. Процесс этно-территориального размежевания был неизбежен, и, надо сказать, он еще не завершен, так что возникновение новых государственных образований на этом пространстве через реализацию права на самоопределение не исключается", - сказал собеседник. Отвечая на вопрос о том, что на сегодняшний день мешает Нагорному Карабаху пойти по пути Крыма и, воспользовавшись моментом, войти в состав того или иного государства, Ованнисян указал на различия в логике развития двух сценариев - крымского и карабахского. "Все проблемы такого рода имеют как некие общие атрибуты, так и свои особые, специфические аспекты. Во всех случаях речь идет о фундаментальном праве народов на самоопределение, реализовываемое через референдум... Но, к примеру, в случае с нагорно-карабахским конфликтом уже много лет действует логика многостороннего обсуждения проблемы в формате посредничества Минской группы ОБСЕ. Но, к примеру, в случае с Абхазией и Южной Осетией все не так: народы этих государств пришли к реализации своего права на самоопределение при посредничестве России, получившей на это международный мандат. Это многосторонний формат (посредничество МГ ОБСЕ - прим. ИА REGNUM), выбранный для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, одобренный властями НКР и гарантом ее безопасности Арменией, в рамках которого годами велись переговоры. Сегодня, в результате сложившейся ситуации, выход из этого процесса может привести к существенным нежелательным издержкам в контексте принятых международными институциями процедур", - заявил политолог. При этом глава Ассоциации политологов Армении подчеркнул, что, согласно упомянутой статье вышеуказанного закона, Карабах теоретически может присоединиться не только к Армении, но и к России как к правопреемнику СССР. По мнению Амаяка Ованнисяна, призывы некоторых отдельных деятелей о необходимости перечеркивания результатов многолетней работы в рамках переговорного процесса и принятия радикальных мер - "красногвардейский подход", который ни к чему хорошему не приведет. "Есть переговорный процесс, нарушать который чревато. Кроме того, как и по какому пути двигаться дальше - оставаться независимым, примыкать к Армении, вступать в состав России - это должен решать народ Нагорного Карабаха. Советчики - люди часто полезные, но иногда они бывают не к месту", - резюмировал Ованнисян.
Рубрики:  Армения и армянский бренд ./Обзор прессы - Армении

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку