Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления! Жених и невеста до брака обязательно должны исповедаться и причаститься. Желательно, тщательно подготовить себя к таинствам исповеди и причастия, прочесть:
Канон покаянный Иисусу Христу;
Канон молебный к Богородице;
Канон Ангелу-хранителю;
По c ледование ко Причащению;
Молитвы по Причащении.
Это минимум что необходимо сделать перед таинствами. Для браковенчания нужно приготовить две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов (передавались как домашняя святыня от родителей к детям).Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в таинстве венчания – женихом и невестой (или их свидетелями). Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо – это символ вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском – солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе. Серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. В наше время брачующиеся сами покупаются себе кольца, и как правило – золотые, а также украшенные драгоценными камнями. Но все же главное приготовление к предстоящему таинству – это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения. Жених и невеста, желающие сочетаться таинством брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин. Причащаться следует накануне венчания, в некоторых случаях в день венчания.
Коротко о свидетелях…
Свидетели могут присутствовать или отсутствовать — по желанию брачу ющихся. Свидетели обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности свидетелей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как у восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и свидетели должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в свидетели не приглашались люди, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в Храме во время браковенчания...
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на шоу. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей»). Невнимание жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, или по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь! Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения таинства.
Как происходит обручение
Венчанию по традициям предшествует обручение. Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Бо жиим, в Его присутствии, по Его всеблагому помыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа! Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8,2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть для них пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами бла годати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: «Благословен Бог наш».)
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся».)
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о бра чующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает же ниху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха не весте, а Знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангел а хранителя и руководителя в новой и жизни. На этом обручение заканчивается.