Шрифт — самое уязвимое место современного отечественного дизайна. Выбор шрифта сегодня может считаться формой социального кодирования, обнаруживая принадлежность человека к тем или иным классам и группам («показной и напыщенный» или «уравновешенный и изящный»).
Размер шрифта
Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании нужного эффекта. Часто относительно мелкий шрифт создает ощущение большей доверительности и важности информации. Подразумевается, что автор текста настолько значителен, что ему нет нужды заниматься украшательством своего сообщения, скорее это обязанность читателя - склониться и прочитать столь важное послание. Некоторые дизайнеры уверены, что «люди считают, простор страницы обязательно должен быть заполнен множеством букв огромного размера, не понимая, что более сильное воздействие достигается как раз при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста».
Мужские шрифты против женских
По устоявшемуся мнению многих экспертов, строгие прямолинейные и шрифты, обладающие «машинными», «техническими» качествами, привлекательнее для мужчин, а у женщин фаворитами являются более округлые и пышные шрифты с выраженными «хвостиками». Антиквенные шрифты типа Times, Times New Roman и Palatino менее сексуально определены, поскольку сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более притягательным для женщин.
Гарнитуры с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как более дружественные.
Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью.
Шрифты типа Courier являются устаревшими и связываются с написанием простых писем и «компьютерными распечатками» - они весьма безлики и в некоторых случаях рассматриваются как подставленные «по умолчанию». Иногда эти шрифты используют старшие администраторы и секретари, испытывающие скрытую ностальгию по ушедшей эре пишущих машинок и копирки, или журналисты старой школы, ассоциирующиеся с виски, сигаретами и лампами «гусиная шейка», горящими далеко за полночь. Эти шрифты вызывают образы старых машинописных писем, которые обычно приходили из госучреждений в 70-х годах.
Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino - это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия, поэтому являются фаворитами у адвокатов и уважаемых представителей традиционного бизнеса.
Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало и являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен самовыражением посредством шрифтового оформления. Arial наиболее часто выбирается для личной переписки.
Шрифты рукописного стиля - это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности» путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими к народу», скрывая холодное безличие и реакционность. Пользоваться такими шрифтами нужно с осторожностью, чтобы у читателя не возник вопрос: «Откуда такие приязнь и фамильярность?».
Например, составляя резюме шрифтом Courier - будет восприниматься, как появление на интервью в старых изношенных ботинках. Такой претендент может быть воспринят как «деревенщина» или «не от мира сего».
Поэтому, шрифты Times, Times New Roman, Palatino пригодны для претендентов на более консервативные или традиционные должности, a Helvetica, Verdana, Arial, Modern, Univers - при обращении в молодые фирмы, если автору желательно создать ощущение современности.
Любовное письмо. Более «очеловеченные» шрифты с круглыми «О» и «хвостиками» кажутся дружественными и нежными. Шрифт Mayday - «красиво округленный, мягкий и привлекательный» - характеризуется как очень «влекущий». Курсивные шрифты, вызывающие ассоциации со старым каллиграфическим стилем, по-видимому, обладают качеством эмоционального смягчения - автор как бы наклоняется, чтобы поговорить с читателем лично. Шрифт ITC Humana Serif Light обладает многими из упомянутых качеств. Использование таких шрифтов может служить подспорьем в романтических отношениях.
Письмо о прекращении взаимоотношений. Здесь уместен шрифт Times - для выражения недвусмысленности без излишней резкости. Подойдет и мягкий курсив, но у адресата может непреднамеренно возникнуть ложная надежда. При неоправданном использовании курсива или рукописных шрифтов читатель может почувствовать покровительственный тон или намерение им манипулировать. Шрифты Verdana или Hoefler Text вызывают легкое ощущение оптимизма без утраты чувства уважения. Для письма тем, кто не хочет поверить в отказ, подойдут Courier или более жесткие «технические» шрифты, не оставляющие места для неверного истолкования или отступления - «бизнес есть бизнес».
Благодарственное письмо. Здесь используются прямые, ровные и живые шрифты - например Geneva. Простой мелкий шрифт затрудняет восприятие, поскольку читатель должен сконцентрироваться для его осмысления, подсознательно предполагая, что вы так высоко цените свою благодарность, что выдаете ее малыми порциями.
Заявление о увольнении. Если работа вам нравилась, подойдет профессиональный и при этом привлекательный шрифт, такой как New York или Verdana. Если же работа была сущим адом, то для спокойного ухода подойдет стандартный Times New Roman или Arial, a для выражения нечеловеческой холодности выбирайте Courier New.