Риши сказали :
1. "О Сута, мы весьма рады слушать твои слова. Пожалуйста, опиши (эту) превосходную врату в деталях.
2. О Сута, кто совершал эту врату прежде (в прежние времена)? Был ли (достигнут) превосходный результат от ее совершения кем-нибудь без полного знания?"
Сута сказал :
3. Да будет это услышано, о мудрецы (риши). Я расскажу вам древнюю историю об охотнике, уничтожившем все свои грехи (избавившемся от всех грехов).
4. Некогда жил в лесу охотник по имени Гурудруха с большой семьей. Он был сильным, безжалостным (жестоким) и вовлеченным (погруженным) в жестокие (бессердечные) поступки.
5. Ежедневно он отправлялся в лес на охоту регулярно и убивал лань (оленя). Там же в лесу он занимался разбоем (грабежом) на различных путях (дорогах).
6. Ни одного хорошего (благого) поступка не совершил он с детства и в последующие (годы жизни). Так он порочный проводил долгое время в лесу.
7. Однажды наступил день Шиваратри. Но грешный охотник, находясь в огромном лесу, не знал об этом.
8. Его родители и жена, мучимые голодом, попросили его в тот день: "О лесной бродяга, дай нам поесть".
9. Тогда он немедленно встал, взял свой лук и отправился подстрелить лань. (В поисках добычи) он бродил там и сям по лесу.
10. По воле злой судьбы он он не нашел никакой дичи. Солнце клонилось уже к закату и он был весьма раздосадован:
11-12. "Что мне делать? Куда идти? У меня ничего нет. Что будет с моими родителями и детьми дома? Там же и моя жена. Что будет с ней? Я должен вернуться домой только имея что-нибудь в руках. Нельзя показаться с пустыми руками. ".
13. Думая (рассуждая) так, он проходил мимо водоема (пруда, озера). Он остановился возле тропы, ведущей к водопою.
14. "Какое-нибудь животное, несомненно, прийдет сюда. Я убью его и с радостью отправлюсь домой. Мои усилия наконец-то увенчаются успехом".
15. Рассуждая так, он вскарабкался(забрался, залез) на дерево бильва и, взяв немного воды с собой, уселся в его кроне.
16. Мучимый гневом и жаждой, он ждал и думал: "Когда же какой-нибудь зверь придет сюда? Когда я смогу убить его?" 17. Во время первой части ночи голодная олениха(лань) робко прискакала туда.
18. Увидев ее, он весьма обрадовался. Нацелив стрелу, он собрался тотчас же убить ее.
19-20. Тогда же немного воды (из той, что он захватил с собой) пролилось и несколько листьев бильвы упали вниз. Под деревом находился Шивалингам. Так он(охотник) совершил положенное поклонение первой части ночи (Шиваратри). В результате он избавился от своего греха.
21. Услышав шорох, лань весьма испугалась, увидев охотника. И она заговорила так:
Лань сказала:
22. "О охотник, что побуждает тебя на совершение подобного поступка? Пожалуйста, скажи мне правду". Услышав слова лани, охотник сказал:
Охотник сказал:
23-24. "Сегодня моя семья голодает. Я утолю их голод, убив тебя". Слыша эти ужасные слова, лань, увидев этого безжалостного воина, подумала: "Что мне делать? Куда бежать? Лучше я прибегу к хитрости". Думая так, лань заговорила:
Лань сказала:
25. "Несомненно, я благословенна. Ты будешь счастлив, получив мое мясо. Какую еще пользу (заслугу) я обрету посредством этого тела - приносящего лишь всевозмодные страдания?
26. Невозможно даже выразить (описать) заслугу человека, помогающего другим, даже за сотню лет.
27. Но все мои малые детеныши остались в убежище (логове). Я должна поручить их заботе моей сестры или мужа, а затем вернусь.
28. О бродящий-по-лесу, не пнринимай мои слова за ложь. Несомненно, я снова приду к тебе.
29. Земля стоит устойчиво, благодаря правде, Океан устойчив благодаря правде. Воды текут устойчиво благодаря правде. Все покоится (основывается, держится) на правде".
Сута сказал:
30. Когда же охотник не придал значения даже подобным ее словам, испуганная лань заговорила снова:
Лань сказала:
31-34. "О охотник, слушай, что я расскажу. Я принимаю (даю) такое обещание; если, отправившись домой, я не вернусь, пусть я буду отмечена всеми (тягочайшими грехами) какие только совершают эти люди:- а именно: продажа (торговля) Ведой со стороны брахманов; не исполнение положенных молитв Сандхьи; пренебрежение женщинами воли их мужей; нечестивый человек; отвращающийся от (служения) Шиве; человек, дурно обращающийся с другими; кто пренебрегает Дхармой; человек, поступающий вероломно (клятвопреступник); и человек, обманывающий других".
35. Когда лань дала такие обещания, охотник поверил ей и сказал: "Иди домой".
36. Обрадованная лань попила воды и отправилась в свое убежище. Тем временем первая часть ночи подошла к концу и охотник оставался бодрствующим, не смыкая глаз.
37. Сестра лани, обеспокоенная ее отсутствием, отправилась на ее поиски и она также захотела попить.
38. Увидев лань, бхилла (охотник?) натянул свой лук и приготовился выпустить стрелу. Как и прежде (ранее) вода и листья бильвы упали на Лингам Шивы.
39. Несознательно (случайно) это стало служением второй части ночи. Это было благоприятно для охотника.
40. Лань спросила: "О бродящий-по-лесу, что ты делаешь?" Увидев ее, охотник ответил то, что и ранее. Услышав это, лань снова заговорила:
41-42. О охотник, слушай. Я благословенна. Моя жизнь обрела смысл (стала результативной). Это мое теле послужит службу другим. Но мои дети - такие маленькие - остались дома. Я должна поручить их заботе моего мужа, а затем приду снова сюда".
Охотник сказал:
43. "Мне безразлично то, что ты говоришь. Несомненно, я убью тебя". Услышав это лань сказала, поклявшись Шивой. Лань сказала:
44-47. О охотник, послушай, что скажу. Если человек нарушает свое слово, то он теряет все свои (благие кармические) заслуги. Если я не вернусь, то пусть я буду отмечена всеми грехами, что совершают следующие (такие) люди: тот, кто бросает свою законную жену и сходится с другой; кто отвергает ведическую Дхарму и следует измышленному и лживому культу; кто прикидывается (???) преданным Вишну и порицает Шиву; кто совершает обряды Кшайаха по своим родителям (своих родителей) в день Шуньятитхи и кто причиняет вред другим, и без того обиженным (несчастным)".
Сута сказал:
48. Умоляемый ланью охотник сказал ей : "Иди". Она попила воды и радостно отправилась в свое убежище (логово).
49-50. Тем временем вторая часть ночи также подошла к завершению и охотник не сомкнул глаз. Когда же третья часть ночи наступила, олень-самец, обеспокоенный долгим отсутствием самки, отправился искать ее. Охотник увидел его на тропе, ведущей к водопою.
51. Увидев крепкого (сильного) оленя, охотник обрадовался. он нацелил стрелу, собравшись убить его.
52. Когда он (охотник) приготовилсясделать так (это), несколько листочков бильвы упали на (Образ) Шивы как результат его Прарабдхи.
53. Из-за этого оказалось выполненным положенное служение третьей части ночи для его благополучия. Милостивая природа Шивы проявилась в этом.
54. Услышав шорох, олень спросил: "Что ты делаешь?" охотник ответил: "Я собираюсь тебя убить ради удовольствия моей семьи".
55. Услышав это, олень обрадовался и тотчас же сказал охотнику. Олень сказал:
56. "Я благословен тем, что я хорошо упитан и достаточен, что смогу удовлетворить твои нужды. Все для человека становится бессмысленным, если его тело ни на что непригодно".
57. Если кто-либо не помогает другому даже если он и в состоянии сделать это, его все усилия тщетны. Он отправится в ад после своей смерти.
58. Но я должен прежде поручить моих малышей заботе моей матушки. Я только утешу их и вернусь обратно".
59. Упрашиваемый таким образом охотник весьма был удивлен в уме. Вся куча (уйма) его грехов оказалась разрушенной и с очищенным умом он произнес такие слова:
Охотник сказал:
60-61. "О олень, все звери, что приходили сюда, ушли обратно, дав обещание, подобное твоему. Но они еще не пришли. Ты тоже хочешь уйти, дав лживое обещание. Как же тогда мне поддерживать жизнь (себя и моих детей)?" Олень сказал:
62. "О охотник, слушай, что я скажу. Я не прибегаю ко лжи. Вся вселенная - включая подвижное и неподвижное - стоит прочно благодаря правде.
63. Заслуга (благая кармическая) лжеца устраняется мгновенно прочь. Потому, о охотник, слушай мое правдивое обещание.
64-66. Если я не приду опять, пусть я буду запятнан грехами таких видов деятельности, а именно - совершение совокупления в сумерки (сандхья?), принятие пищи в день Шиваратри, вероломство, незаконное присвоение доверенного (кем-либо) имущества, пренебрежение молитвами Сандхьи, непроизнесение имени Шивы устами, непомогание нуждающимся по возможности, разбитие ореха (кокоса) в дни Парвана, принятие запрещенной пищи, принятие пищи перед служением Шиве или без нанесения бхасмы (пепла-вибхути)". Сута сказал:
67. "Услышав эти слова, охотник сказал: "Иди и возвращайся побыстрей." Так, отпущенный охотником, олень попил воды и побежал обратно.
68-69. Все эти звери, давшие обещания, встретились в убежище (логове). Узнав обо всем друг от друга, они стали решать кто же должен отправится, исполняя данное обещание. Они приласкали (утешили) малышей и приготовились идти обратно.
70-71. Старшая лань обратилась к своему другу (самцу): "О олень, без тебя как могут оставаться здесь малыши одни? О господин мой, я была первой, кто пообещал вернуться. Поэтому я должна идти. Вы же оба останьтесь здесь." 72. Слушая эти слова, младшая лань сказала: "Я - твоя служанка. Поэтому я пойду, а вы оставайтесь."
73. Услышав это, олень-самец сказал: "Я пойду туда. А вы обе останьтесь. Малышей воспитывают и присматривают за ними матери."
74. Слушая слова своего мужа, две лани не признали его правоту. С любовью объяснили они своему мужу, что "жизнь во вдовстве - позор!"
75. Тогда все они приласкали своих детенышей и поручили их заботе своих соседей, а сами отправились в место, где их ждал охотник.
76. Детеныши, видя все это, поплелись за ними, думая: "Пусть и с нами будет тоже, что и с ними."
77. Увидев их всех, охотник обрадовался и снова нацелил стрелу. И снова вода и листья бильвы упали на (Образ) Шивы (внизу).
78. Благодаря этому, положенное служение четвертой части ночи оказалось успешно совершенным. Вслед за этим все грехи его обратились в прах.
79. Старшая лань, ее сестра и самец-олень сказали: "О превосходный охотник, используй нашу плоть как пожелаешь, сделав ее полезной. Окажи нам милость."
Сута сказал:
80. "Слушая эти их слова, охотник удивился. Благодаря силе служения (почитания) Шиве он обрел совершенное знание, недосягаемое для других.
81. Олени оказались благословленны. Хотя и лишенные знания, они оказались готовыми помочь другим, предлагая свои собственные тела.
82. Что? Что я обрел, несмотря на то, что был рожден человеческим существом? Я насыщал свою плоть, убивая других?
83. Я содержал свою семью, совершая множество грехов ежедневно. ???(возглас отчаяния) какова теперь будет моя семья после совершения всех этих грехов?
84. Грехи совершались мной непрерывно с самого момента рождения. Какую цель я обрету (чего достигну)? Тщетна, тщетна моя жизнь! "
85. реализовав совершенное знание таким образом, он отвел свою стрелу и воскликнул: "О превосходные олени! Все вы благословлены. Вы можете в безопасности идти обратно."
86. Когда он так сказал, Шива стал доволен. Он явил Свою форму - ту, что почитается и прославляется благочестивыми (добрыми людьми).
87. Коснувшись милостливо его, Шива сказал с любовью охотнику: "О охотник, я доволен этой вратой. Проси любой дар (благо), какое желаешь."
88. Увидя образ Шивы, охотник в мгновение стал освобожденным (просветленным).
Он припал к стопам Шивы говоря: "Теперь я обрел все. "
89. Шива, удовлетворенный, даровал ему имя Гуха. Милостиво взглянув на него, Он даровал ему божественный дар.
Шива сказал:
90. "О охотник, слушай. создав столицу в Шрингаверапуре (соврем. Сингапур, город на левом берегу Ганги в 22 милях сев.-западнее Аллахабада, на границе Кошалы и страны бхилов. Страна вокруг была населена диким племенем нишадов, и Гуха, друг Рамы был их вождем) наслаждайся божественными радостями по своему желанию.
91. Твоя раса будет процветающей без каких-либо препятствий. О охотник, уверенно, даже Господь Рама, восхваляемый даже богами, придет в твой дом.
92. Он заключит союз с тобой. (Так) сотрудничая (ведя дружбу) с моим преданным, вовлекаясь в подобающее служение Мне, ты обретешь Освобождение, (столь) редкое для других".
Сута сказал:
93. Тем временем, увидев Шиву, олени поклонились Ему и обрели Освобождение от своих воплощений.
94. Они получили божественные тела, вознеслись на летающие виманы и умчались прочь. Освободившись от проклятия одним лишь видением Шивы, они достигли небес.
95. Шива стал Вьядхешварой на горе Арбуда. Созерцание и почитание этого Лингама дарует и бхукти, и мукти.
96. С этого дня и в дальнейшем охотник, вкусив сполна всех мирских наслаждений и будучи облагодетельствованным Богом, обрел освобождение Саюджья с Шивой.
97. (Так) даже совершиы эту врату в полном невежестве, он достиг Саюджьи; что же говорить о тех, что обладают преданностью?
98. Согласно всем Шастрам, среди всех обрядов Шиваратри-врата - восхваляется как наилучшая и превосходная.
99-100. Различные враты, различные святые центры, дары и жертвоприношения, различные аскезы и формы джапы - не сравнимы с Шиваратри-вратой.
101. Потому эта благоприятная врата должна совершаться теми, кто желает блага. Шиваратри-врата - божественна и несет и бхукти, и мукти.
102. Так я поведал о благословенной Шиваратри-врата полностью. Она известна как "царь всех обрядов". О чем вы еще желаете услышать?"
Так в священной "ШИВА МАХАПУРАНЕ" в книге "КОТИРУДРА САМХИТА" заканчивается 40-я глава, называемая "СЛАВА ШИВАРАТРИ".