Воспитание детей и характер |
Характер ребенка обнаруживается далеко не сразу.
Поведение и настроение маленького ребенка зависят от того, как он себя сейчас чувствует: сыт или голоден, здоров или у него что-то болит, устал или хочет играть и т. д. Сталкиваясь с его плачем, капризами, мы иногда торопимся приписать ему характер: «упрямый», «плаксивый», «требовательный»… Однако такой вывод бывает преждевременным по двум причинам.
Во-первых, характер — это не одна черта, а целый комплекс разнообразных свойств, которые проявляются во многих обстоятельствах.
Во-вторых, до определенного возраста, по крайней мере, лет до трех, а то и позже, поведение ребенка определяется не столько природными задатками его характера, сколько действиями родителей — тем, как мы его кормим, укладываем спать, приучаем к туалету, что-то запрещаем или разрешаем. Важно при этом знать, что на все наши действия накладывает отпечаток наш собственный характер, о чем позже.
Со временем характер ребенка начинает проявляться в играх, занятиях и учебе, во взаимоотношениях с другими детьми, воспитателями и учителями. Мы получаем отзывы о нем, он также приносит домой собственные жалобы и эмоциональные проблемы. Появляется возможность, и даже необходимость, более серьезно задуматься о его характере.
Особенно остро этот вопрос встает с поступлением ребенка в школу. Начало школьного обучения с его задачами и требованиями создает особую нагрузку на детей. У ребенка начинает накапливаться отрицательный опыт воздействий внешнего мира, нежелательных для его характера.
Тревожно-мнительный от неудач впадает в уныние, напряженно-аффективный взрывается от крутого с ним обращения, замкнутый страдает от бесцеремонных вторжений в его мир. Обстановка школы лишена индивидуального сочувствия к каждому ребенку.
В ней — общие нормы, общие требования, общий режим.
Подростковый возраст, хорошо известный как «трудный», — время, когда характер заявляет о себе в полную силу. Гормональные и общие физиологические перестройки в организме, повышение значимости общения со сверстниками, ослабление авторитета родителей и стремление к независимости — все это накладывается на неровности характера и усиливает их.
По мнению специалистов, которое подтверждается статистикой, нарушения поведения, связанные с сильно выраженными чертами характера, достигают максимума именно в подростковом и раннем юношеском возрасте. Дальше, к 18–20 годам в средней массе молодых людей характер начинает «маскироваться» или сглаживаться, благодаря формированию личностных структур. Однако некоторая доля сильно выраженных характеров сохраняется и среди взрослых, заявляя о себе в семейной и профессиональной жизни.
Итак, дети предподросткового и подросткового возраста особенно нуждаются в осторожном отношении к проблемам, которые порождаются их характером. Учет характера ребенка, смягчение его специфических трудностей ложится, прежде всего, на родителей, ну и, конечно, на воспитателей и учителей.
Кратко суммируем, что здесь необходимо:
●понимание характера ребенка,
●поддержка его в ситуациях, действующих на «болевые точки» характера,
●поощрение и помощь в развитии сильных сторон характера.
К сожалению, эти условия, необходимые для нормального развития ребенка, далеко не всегда выполняются.
Во-первых, многие родители и профессиональные педагоги не знают, что такое характер, как его определять и как индивидуально подходить к характеру каждого ребенка.
Вторая причина — характер самих воспитателей. Важно знать собственный характер и стараться преодолевать его негативные черты. Если этого не делать, то трудности в воспитании ребенка сильно возрастут.
Швейцарский психолог К. Юнг около ста лет тому назад писал, что для того, чтобы быть настоящим воспитателем, недостаточно просто стать взрослым и даже получить диплом педагога.
Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они, вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру, нагружают его собственными проблемами.
«У моей мамы повышенная тревожность за всех нас, — рассказывает молодая женщина. — Она всегда воображает себе самое худшее. Многие говорят, что таковы все мамы, но у нее это просто зашкаливает. Например, однажды, когда я была ребенком, я сказала ей, что мне не хочется взрослеть, ее реакция меня поразила. Она начала плакать и сказала, что наверно я хочу умереть, чтобы действительно не повзрослеть.
У нее невероятно развито чувство вины. Она легко уступает всем во всем, потому что боится, что если она настоит на своем, то может произойти что-то плохое, и она в этом будет виновата. У меня есть впечатление, — продолжает рассказчица, — что страх что-то сделать не так удерживает маму от проявления всех ее возможностей».
В этом коротком отрывке мы узнаем, что в характере мамы рассказчицы присутствовали смешанные черты тревожно-мнительного и сенситивного типов. Отразились ли они на характере дочери? Мы благодарны нашей рассказчице за возможность ответить и на этот вопрос:
«Сама я обладаю сильным характером. В подростковом возрасте у меня были очень сильные столкновения с отцом, я не хотела подчиняться ему, он меня слишком ограничивал. У нас были ужасные эпизоды и с его, и с моей стороны. Мой характер закалился благодаря этой войне. Я знаю, на что способна, если решу упереться рогом, но упираюсь редко. Мама в большинстве случаев тоже проглатывала обиды…
На других людей я произвожу впечатление очень мягкого человека, всегда спокойного и готового уступить. Когда я все-таки позволяю себе жесткое поведение, у меня появляется чувство вины и ужасное раскаяние, я готова бежать извиняться.
Последние недели просто живу с чувством вины по поводу массы мелочей. Например, я пишу праздничную открытку начальнику, а на следующий день просыпаюсь в ужасе от того, что мне кажется, что я просто ужасно все написала. Состояние беспокойства на несколько дней.
Плохо сплю и почти каждое утро просыпаюсь с чувством ужаса от того, что я что-то не так сделала. Когда спросонья пытаюсь вспомнить, что именно я сделала не так, понимаю, что мне это приснилось. Эти истерические всплески вины связываю с усилиями по изменению поведения.
В последнее время появляется все больше ситуаций, в которых я хочу себя отстаивать. В целом, очень повысился страх что-то сделать не так, и это мешает работе, хотя в работе этот страх мне не был раньше свойственен».
Можно видеть, что в характере рассказчицы повторяются черты ее матери: та же повышенная тревожность, неумение себя отстоять, сильное, порой необъяснимое, чувство вины. Мы видим также, что органическая основа ее характера совсем другая: в детстве она была строптивой, упрямой, борющейся за самостоятельность девочкой.
Что же произошло? Произошло то, что груз эмоциональных проблем матери лег на плечи дочки, случилось ее эмоциональное заражение. Чувства страха и вины, робость и уступчивость стали ее собственными переживаниями.
Наша беседа состоялась в период серьезной личностной работы рассказчицы над своим характером. К этому моменту у нее появилось отчетливое чувство несоответствия между «настоящей собой» и постоянными эмоциональными напряжениями. В этой работе серьезный анализ характера родителей, прежде всего, матери, для нее оказался очень важным.
Итак, чтобы успешно решать проблемы характера своего ребенка, необходимо проработать собственные эмоциональные проблемы и внутренние конфликты. Иными словами:
Прежде чем воспитывать ребенка, родитель должен задуматься о воспитании самого себя.
Как это делать, мы разбирали в предыдущих параграфах этой главы, в которые, наверное, стоит заглянуть снова.
В качестве итога напомним, как наши типичные действия и методы по-разному «ложатся» на разные характеры детей (подробно об этом — в параграфах второй части).
Детей мы ласкаем, обнимаем, воспитываем, учим, заставляем, стыдим и даже наказываем. Во всех этих действиях выражаются наша любовь и забота. И вот, оказывается, что некоторые из них хороши, а некоторые не подходят для ребенка с определенным характером.
Начнем с эмоциональной поддержки.
В теплых словах любви и одобрения нуждаются, конечно, все дети, но особенно — эмоционально-лабильные и тревожные.
В какой-то степени это относится и к замкнутым, несмотря, а, может быть, и по причине их «нелюдимости».
А кому много слов одобрения и восхищения может повредить, точнее, с кем надо тут проявлять осторожность? С демонстративными, их надо скорее приучать к заботе о ближних и «отрезвлять» от любования собой.
А кого нужно организовывать — приучать следить за временем, наведением порядка, планированием дел, и в этом контролировать?
Тревожному ребенку это не очень надо. Он по природе послушный, старается соблюдать правила сам, на него не надо нажимать.
Напряженный тоже более или менее сам организуется, он аккуратный, любит точность и порядок.
А кто скорее «беспорядочный»?
Гипертим склонен разбрасываться, отвлекаться, так что его активность хорошо периодически «вводить в русло», хотя стоит избегать мелочного контроля. По отношению к нему жесткий контроль недопустим, гипертим взбунтуется.
Неустойчивому же определенно нужны и рамки, и контроль — мы даже говорили про «ежовые рукавицы».
За демонстративным также надо следить, чтобы он был сосредоточен более на деле, и менее — на фантазиях и саморекламе, учился добиваться результата.
Очень важно аккуратно использовать критику.
Гипертим может более или менее легко переносить критические замечания, с него, можно сказать, — как с гуся вода.
Но осуждение очень разрушительно для тревожного и тяжело переносится эмоционально-лабильным.
С критикой надо быть осторожным и в отношениях с напряженным, как бы он тут же не закипел. Ему лучше говорить о правилах и настаивать, что правила надо соблюдать, это ему легче принять.
Демонстративному критика нужна, но тоже со смягчениями. Ему можно сказать: «Мы знаем, что ты способный, и в то же время стоит делать то-то и то-то иначе, это будет здорово!».
Часто при воспитании используют принуждение. Однако с ним надо быть очень осторожным.
Напряженный, скорее всего, ответит глухим сопротивлением.
Тревожный, наоборот, послушается и будет тянуть из последних сил, и, в конце концов, может перегрузиться и надорваться.
Эмоционально-лабильный от вашего строгого тона и недовольства тут же впадет в полное расстройство, у него все будет валиться из рук.
Собственно говоря, это все о внимании к нашим особенным детям с их настроениями, переживаниями, беспокойствами и напряжениями. Однако знание характера — это еще не все. Конечно, оно может помочь, уберечь от грубых ошибок. В то же время, детям нужны наша душевная доброта, стремление вникать в их чувства, заботы и радости, умение их слушать и понимать их трудности.
Хотелось бы привести последний развернутый пример.
Известный бизнес-консультант С. Кови рассказывает о случае из своей семейной жизни.
Семилетний сын Стивен вызвался заботиться о дворике при доме — держать его зеленым и чистым. Отец очень внимательно объяснил ему, что значит «зеленый» (как у соседей, для чего нужно его поливать) и «чистый» — они вместе «показательно» убрали половину дворика. Прошло несколько дней, и отец пристально и, надо сказать, с волнением ждал, когда мальчик возьмется за дело. Но дело стояло на месте!
Надежда и терпение отца почти иссякли, когда как-то вечером, возвращаясь с работы, он увидел по-прежнему желтый замусоренный дворик и сына, игравшего в парке на противоположной стороне улицы.
У него был готов сорваться окрик: «Сейчас же иди сюда и убери этот мусор!». Но он сдержался, поняв, что, может быть, и получит быстрый результат, но помешает развитию у сына чувства ответственности, и, что еще хуже — нарушит мирные отношения между ними. После ужина он предложил мальчику пойти на задний дворик и посмотреть, как у него идут дела. И тут он увидел, что подбородок сына задрожал, и на глазах навернулись слезы.
— Это так трудно, папа, — сказал мальчик.
Что ему трудно? — подумал отец, но уже знал ответ: ему трудно управлять собой и заставлять себя.
И тогда отец спросил:
— Могу ли я чем-нибудь помочь тебе?
— Да, папа, не мог бы ты убрать остатки мусора от воскресного барбекю, меня от него тошнит?
— Да, конечно.
Сын радостно сбегал за бумажными мешками и отец сделал в точности только то, что тот попросил. С тех пор потребовалось еще два-три раза помочь мальчику, но двор он держал в течение всего лета зеленым и чистым, и даже делал замечания старшим братьям и сестрам, когда те бросали какие-нибудь мелочи, вроде обертки от жвачки.
Давайте посмотрим, какие моменты в поведении отца были удачными:
●по просьбе ребенка он доверил ему сложную работу;
●понимая, что она трудна для его возраста, несколько раз объяснил, показал и проделал вместе;
●дал возможность мальчику испытать свою самостоятельность — не торопил, не напоминал;
●сдержал свое растущее недовольство;
●вместо выражения недовольства, вдумался в психологическую трудность ребенка;
●доброжелательно предложил помощь и взял на себя особенно трудную часть работы (по правилу «зоны ближайшего развития»).
Многие примеры, подобные этому, показывают, что мудрое поведение родителя в «мелких» жизненных эпизодах — залог развития важных личностных свойств ребенка.
В воспитании мелочей не бывает.
профессор МГУ, известный ученый и талантливый педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Серия сообщений "Характер и проблемы нашей жизни":
Часть 1 - Начать с себя
Часть 2 - Мой партнер — человек с характером
Часть 3 - Воспитание детей и характер
Часть 4 - Характер — это далеко не всё...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |