Начать с себя |
Нужно ли знать собственный характер, учитывать его, менять, что с ним делать?
Такие вопросы могут возникать в юности, когда человек начинает читать серьезные книги, задумываться о себе, например, слышать от сверстников, от учителей, а особенно — в близких отношениях:
«А что ты такой мямля?» или: «А что ты такой приставучий?» или: «А что ты все время злишься?» Знакомая девушка или молодой человек могут сказать:
«Ты мне не нравишься тем-то!» или наоборот: «Вот этим ты мне и нравишься». И человек начинает задумываться над своими проявлениями, над своим характером. Можно сказать, какое-то знание своего характера у всех нас есть. Но узнать больше совсем неплохо, и наши описания, надеюсь, в этом могут очень помочь.
Одно предупреждение: пожалуйста, не торопитесь ставить себе «диагноз», чтобы не разделить судьбу известного персонажа Дж. К. Джерома, который, начав читать медицинскую энциклопедию, к своему ужасу обнаружил, что он болен всеми болезнями, за исключением разве что родильной горячки или воды в коленной чашечке.
Дело в том, что отдельные «симптомы» любого характера — это обычные человеческие действия или чувства, которые свойственны всем, и вам тоже.
Раздражиться, опечалиться, испытать гнев или вину, запустить дела, а потом навести порядок, случается с каждым. Отдельные такие проявления ничего еще не говорят о вашем типе.
Тип характера определяется по комплексу переживаний и действий, между собой связанных, и по значительному «удельному весу», частоте их проявлений в вашей повседневной жизни.
Значит, надо смотреть, часто ли вы впадаете в сомнения и нерешительность, и, вместе с тем, проявляете деликатность, ответственность и совестливость. Если да, то в вашем характере, скорее всего, присутствует астенический радикал (здесь «радикал» означает немного меньше, чем полный тип, это основа типа, которая может быть единственной, а может войти в смешанный тип).
Сразу скажу, что, узнав свой характер, важно принять его. В том, какой вы есть, есть свои позитивы, своя прелесть, своя уникальность, и нужно с уважением к ней относиться.
В вашем характере есть и сильные и слабые стороны; их необходимо знать и учитывать. А это значит — выбирать ситуации, среду, профессию, наконец, партнера, исходя из этого знания. Нужно чаще задаваться вопросом: «подходит ли это мне?» (имея в виду также свой характер).
У вас есть право на ответ: «мне это не подходит», право на выбор и необходимую заботу о себе. Например, если я нахожу в себе черты психастеника, стоит ли мне стремиться занять ответственный пост или выступать где-нибудь в кабаре.
В первом случае меня будет постоянно перенапрягать ответственность, во втором — придется мучительно преодолевать свою застенчивость. А если я скорее демонстративный, люблю общее внимание, то, пожалуйста, могу выйти на сцену в любой одежде, почти без нее, ну и что — даже приятно представить!
А если я гипертим, то есть человек энергичный, открытый, общительный, казалось бы, мне подходит все, без особых ограничений. Оказывается, не совсем так: мне не стоит стремиться жить и работать в условиях тесной закрытой команды, вроде полярной станции или экспедиции на корабле. Говорят, с гипертимом трудно находиться все 24 часа вместе — с этим надо считаться и вообще максимально следить за своей «контактностью».
Принимать свой характер и учитывать его еще не все. Бывает, что мы недовольны собой. Предположим, я на кого-то разозлилась, вспылила, высказала «все, что думаю». А потом переживаю, думаю: надо ли было говорить, а если надо, то так ли, как получилось? И чего это меня так занесло, почему у меня такие неуправляемые эмоции?
Стоит сразу сказать, что поведение, поступки и даже эмоции человека в большой мере зависят от того, что древние называли «разумом», а мы сейчас — личностью. В личность человека входит очень многое: и его жизненная философия, и приоритеты, и моральные принципы, и его стремления, а также желание совершенствовать себя.
Если мы чувствуем, что наш характер мешает нам жить и общаться, если мы стремимся его изменить, приходится над ним работать, причем, работать, так сказать, всей личностью, всеми ее «ресурсами».
Во-первых, нужно позаботиться о том, что мне важно в жизни, какие ценности мной руководят. Может быть, мне стоит обратить внимание на то, как реагируют на меня люди: не слишком ли я занят собой, не слишком ли много говорю о себе?
И как разумный человек я могу, в конце концов, чаще вспоминать, что я не центр вселенной. Или обратить внимание на мое стремление к власти: не разрушает ли оно жизнь моих близких, согласуется ли оно с моими моральными принципами?
Другая не менее важная задача — работа над своими эмоциями.
Если внимательно просмотреть описания характеров, нетрудно заметить, что там во многом речь идет об эмоциях человека. В частности, слабые места отмечаются ситуациями, в которых происходит эмоциональный разлад: взрыв, истерика, зашкаливание беспокойства или самообвинений. Однако, не доходя до крайности, всплески эмоций сопровождают нас все время, вмешиваясь в наши намерения и отношения. Важно помнить, что каждый такой эмоциональный всплеск дает нам шанс поработать над своим самообладанием.
Есть несколько путей такой работы. Хорошо известны «народные» советы — представь, что набрал в рот воды, или сосчитай до десяти, прежде чем ответить. Можно занять голову более содержательными мыслями, например, подумать, что ты сделал человеку не так; или (вместо раздражения на него) подумать, что ему не хватает.
Бывает очень полезно посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть мелочность собственных претензий. Очень помогают позитивные высказывания, а также элементы юмора. Наконец, стоит подумать, почему ты должен принимать все на свой счет.
Вот реальные примеры.
Первый — рассказ одной очень эмоциональной энергичной мамы.
У меня двое детей и собственный бизнес, который идет очень успешно. На работе порядок, с подчиненными «все хорошо». Дома, напротив, все плохо — бесконечные конфликты и напряжения. Была уверена, что все из-за «неправильного» мужа. Прожив с ним несколько лет, развелась. Однако и без мужа неприятности дома продолжались, теперь уже с детьми. Возникла мысль: «Может быть, все дело во мне самой»? Пошла на тренинг общения. После первого дня занятий вернулась домой поздно (еще заехала на работу). Моя старшая дочь Таня — ей семь лет — появляется из спальни и заявляет:
— Мама, я хочу кушать.
Хочу пояснить, что шел уже одиннадцатый час, и то, что дочь не спит, да еще, видите ли, хочет есть, выходило за всякие рамки! У меня поднимается волна гнева и готовы сорваться слова: «Какая еда на ночь?! Ты должна уже давно спать!» Однако, прокрутив этот ответ в голове, я поняла, что он совсем не стыкуется с информацией, полученной на семинаре, и ответила следующее:
— Хорошо! Ты хочешь есть.
Таня сонным голосом отвечает:
— Да, мам, чего-нибудь вкусненького.
Мы идем на кухню, я продолжаю:
— Хочешь чего-то вкусного.
— Я хочу лапшу маленькую, которую Оля (младшая сестренка) на ужин ела!
Это абсолютно противоречит моим правилам: есть на ночь вообще, да еще лапшу! Подозреваю, что дочь меня как-то испытывает. Но, опять сдержавшись, разогреваю ей лапшу.
— Я хочу с соусом.
— С соусом…
— С кетчупом!
Новое испытание: кетчуп детям, как правило, не даем. Даю лапшу, соус, она все съедает, забираю тарелку… и тут Таня обхватывает меня руками, прижимается (такого у нас никогда не было) и говорит:
— Мамочка, прости меня, пожалуйста … (за что-то там)… я по тебе скучаю!
Она что-то сказала еще, я не услышала, потому что от шока чуть тарелку из рук не выронила, не поверила своим ушам и глазам!
Этот результат для меня был желаемым, и в то же время очень неожиданным и даже внезапным. На глаза навернулись слезы от того, как много нежности не реализовано было в наших отношениях с тех пор, как я пыталась «воспитывать» свою дочку.
Хочется вместе с мамой порадоваться замечательному открытию и тому, что она смогла побороть свои негативные эмоции.
Другой пример — почти эксперимент, который провела одна женщина со своим мужем, преодолев свои привычные обиды. Привожу ее рассказ.
Обычно муж приходит усталый с работы и начинает выплескивать свое раздражение на меня. Я огорчаюсь и как могу защищаюсь. Но раз решила действовать по-другому. Муж нервно ходил мимо меня, что-то выговаривая, а я, сидя на диване, внимательно смотрела на него и мучительно соображала, что ему ответить. Когда после особенно длительной тирады он замолчал, я просто и искренне сказала:
— А я тебя все равно люблю.
Что тут с ним случилось! Он остолбенел, потом бросился ко мне, стал обнимать и признаваться в любви тоже!
Ваши острые эмоциональные реакции, которые вы хотите смягчать или преодолевать, могут быть очень разными, в зависимости от вашего характера. Это могут быть гнев, страх, растерянность, вина и т. д. (Оставляю в качестве упражнения догадаться, о каком характере будет говорить каждая из перечисленных эмоций.) Но во всех случаях стоит помнить:
У человека всегда есть возможность управлять своими эмоциями, вместо того чтобы позволять эмоциям управлять собой.
В человеческой культуре есть совершенные образцы мудрого отношения к эмоциям и владения ими. Их стоит знать и помнить, ведь примеры учат и вдохновляют. Позволю себе привести легенду-историю о Будде.
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители не пожелали пропустить их с миром, окружили их и стали осыпать оскорблениями. Ученики тоже начали распаляться и уже готовы были дать отпор. Но Будда заговорил, и его слова привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Ученикам он сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если нет, у вас останется возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Преодолевая растерянность, один из местных жителей спросил:
— Но ведь мы оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую, потому что я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, если я того не хочу. Я хозяин своих действий. Мои поступки вытекают только из моего внутреннего состояния.
— А теперь я хочу задать вопрос. Жители деревни, которая расположена неподалеку, только что приветствовали меня. Они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу».
— Теперь я спрошу вас: «Что они сделали с тем, что я не принял?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, и дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Когда я отказался от тех фруктов и сладостей, они должны были забрать их обратно. Что делать вам? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
Заключая этот параграф, мы можем записать главное:
Развитие способности контролировать свои эмоции и достойно их выражать — это одна из главных задач в работе над собственным характером.
профессор МГУ, известный ученый и талантливый педагог Юлия Борисовна Гиппенрейтер
Серия сообщений "Характер и проблемы нашей жизни":
Часть 1 - Начать с себя
Часть 2 - Мой партнер — человек с характером
Часть 3 - Воспитание детей и характер
Часть 4 - Характер — это далеко не всё...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |