Понятие о Церкви |
Дети младшего возраста (5, 6 и 7 лет)
Развитие мышления.Это понятие ограничено исключительно впечатлениями в здании храма.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. Детям важно познакомиться с храмом и церковной утварью, а также всеми предметами, находящимися в храме, с облачением духовенства и познакомиться главным образом при помощи всех своих пяти чувств. Это "чувственное" восприятие храма вполне законно и не будет забыто на последующих стадиях развития.
Дети среднего возраста (8, 9 и 10 лет)
Развитие мышления.Церковь отождествляется с церковными богослужениями. Дети в этом возрасте часто тяготятся посещением богослужений из-за долгого бездействия и непонимания смысла богослужения.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. Необходимо помочь детям преодолевать утомительность богослужений, знакомя их с планом службы, с общим смыслом того, что они видят во время службы. Главной же помощью является привлечение детей к деятельному участию в богослужении: прислуживание, пение в хоре, забота о подсвечниках, подача записок и т.д.
Дети старшего возраста (11, 12 и 13 лет)
Развитие мышления.Хотя дети этого возраста несколько глубже понимают смысл богослужения, отношение к Церкви остается довольно поверхностным, Посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, только если они принимают какое-нибудь участие в службе - прислуживают, поют и т.д. Большое значение приобретают друзья-сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. Теперь в их внутреннем мире воцаряется разделенность, двойственность: то, что мы говорим, думаем и верим в храме, - одно, а то, что мы думаем и делаем в "настоящей жизни", - другое.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. В этом возрасте следует помочь детям продумать смысл христианской жизни. Для более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в моей ежедневной жизни, причащение Святых Тайн? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно, чтобы сосуществовали различные формы общения детей: поездки, паломничества, посещения других приходов
Подростковый возраст (14, 15 и 16 лет)
Развитие мышления.Участие в церковной жизни становится более трудным и приобретает большее значение. Подростки склонны искать в храме защиты и утешения, но реагируют на церковные правила как на подавление свободы. Если они сохранили привычку приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. Участие в церковной жизни помогает подросткам пережить этот период не отходя от Церкви: участие в хоре, в приходской работе, прислуживание в храме. Самое важное для них - влияние хорошего и мудрого духовника, но полезна всякая искренняя дружба с любящим молодежь верующим взрослым. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше понять значение Церкви.
С.С.Куломзина
Серия сообщений "Этапы духовного и душевного развития":
Часть 1 - Семья
Часть 2 - Представление о своей личности
Часть 3 - Отношение к окружающей среде
Часть 4 - Понятие о Церкви
Часть 5 - Понятие об окружающем мире
Часть 6 - Понятие о Боге
...
Часть 8 - Понимание символизма
Часть 9 - Нравственные понятия
Часть 10 - Историческое сознание
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |